Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности 38.02.07 Банковское дело
учебно-методический материал

Иванова Оксана Васильевна

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности разработаны для студентов обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_gruppy_sb.doc580.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

___________ Е.И. Будасова 

«_____»________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  

ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности

38.02.07 Банковское дело

Ленинск-Кузнецкий 2019

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 38.02.07 Банковское дело, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум».  –  Ленинск-Кузнецкий, 2019. – 20 с.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании цикловой методической комиссии преподавателей профессиональных дисциплин  Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» (протокол от «_________» № «___»).

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию методическим советом Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»    (протокол от  «___________» № «___»).

Составитель: Иванова О.В., преподаватель информатики и ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………….

4

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ............................................

6

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………….

7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

9

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ………...............................................

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………….

16

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………..

19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности разработаны для студентов обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программой. Учебным планом и рабочей программой на самостоятельную работу по ЕН.3 Информационные технологии в профессиональной деятельности отведено 6 часов.

Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития     познавательных    способностей     и     активности     студентов: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;
  • формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Методические рекомендации включают в себя:

  • цель задания;
  • содержание задания (ий);
  • время выполнения задания (ий);
  • требования  к форме и содержанию отчетных материалов;
  • рекомендации по выполнению задания;
  • критерии оценки качества выполнения работы;
  • примеры выполнения заданий (в качестве эталонов) и примеры отчетных материалов по разным видам, разделам и этапам выполнения самостоятельной работы;
  • список рекомендуемой учебной литературы и Internet-источников.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и является обязательной для каждого студента. Самостоятельные работы выполняются индивидуально в свободное от занятий время.

Организация и руководство самостоятельной работой студента осуществляется преподавателем в урочное время и во время консультаций.

При выполнении самостоятельных работ студент должен сам принять решение об оптимальном использовании возможностей программного обеспечения. Если по ходу выполнения самостоятельной работы у студентов возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по критериям,  приведенным в конце методических рекомендаций каждого вида.

Отметка, полученная за самостоятельную работу, является формой текущего контроля знаний. Освоение всех видов самостоятельной работы является обязательным условием допуска студента к промежуточной аттестации.

ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Наименование раздела, темы

Виды самостоятельной работы

Виды контроля

Кол-во часов

1

Тема 1. Средства информационных технологий.

  1. Подготовка сообщения по теме «Поколения ЭВМ».
  1. Защита сообщений

1

2

Тема 2. Методы и средства защиты информации

  1. Доработка конспекта лекции с применением учебника по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».
  1. Фронтальная беседа, проверка конспекта.

1

3

Тема 3. Базовые и прикладные информационные технологии

  1. Подготовка   индивидуального задания (в форме реферата, сообщения) по теме «Операционные системы».
  1. Проверка  индивидуального задания

1

4

Тема 4. Обработка текстовой информации

  1. Подготовка сообщения по теме «Виды деловых документов».
  2. Самостоятельное изучение темы «Электронные закладки и стилевые настройки»
  1. Защита сообщений.
  2. Проверка конспекта.

1

5

Тема 5.

Процессоры электронных таблиц

  1. Доработка конспекта с применением учебника по теме «Поиск и сортировка данных».
  2. Работа над конспектом лекции «Структура документа, скрытие данных».
  1. Проверка конспекта.

  1. Проверка конспекта.

1

6

Тема 5.

Технологии использования БД

  1. Доработка конспекта лекции с применением учебника по теме «Классификация СУБД».
  2. Подготовка сообщения по теме «Категории СУБД».
  1. Проверка конспекта.

  1. Защита сообщений.

1

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа № 1

Тема: Средства информационных технологий.

Цель работы: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.

Задание: 

Используя различный источники информации подготовить  сообщение по теме «Поколения ЭВМ».

Время выполнения работы: 1 час.

Методические рекомендации по подготовке сообщения и критерии оценки сообщения (Приложение 1).

Самостоятельная работа № 2

Тема: Методы и средства защиты информации.

Цель работы: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.

Задание: 

Используя учебник и различные источники информации доработать конспект лекции по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы».

Время выполнения работы: 1 час.

Методические рекомендации по работе  с  конспектом  лекции и критерии оценки конспекта лекции (Приложение 4).

Самостоятельная работа № 3

Тема: Базовые и прикладные информационные технологии

Цель работы: углубить знания по теме; научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.

Задание: 

Подготовка   индивидуального задания (в форме реферата, сообщения) по теме «Операционные системы».

Время выполнения работы: 1 час.

Методические рекомендации по подготовке сообщения и критерии оценки сообщения (Приложение 1).

Методические рекомендации по подготовке реферата и критерии оценки реферата (Приложение 2).

Самостоятельная работа № 4

Тема: Обработка текстовой информации. 

Цель работы: углубить знания по теме; научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.

Задание: 

Используя различные источники информации подготовить сообщение по теме «Виды деловых документов».

Самостоятельно изучить и подготовить конспект по теме «Электронные закладки и стилевые настройки»

Время выполнения работы: 4 часа.

Методические рекомендации по подготовке сообщения и критерии оценки сообщения (Приложение 1).

Методические рекомендации по работе  с  конспектом  лекции и критерии оценки конспекта лекции (Приложение 4).

Самостоятельная работа № 5

Тема: Процессоры электронных таблиц.

Цель работы: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме.

Задание: 

Самостоятельно изучить и подготовить конспект по теме «Поиск и сортировка данных», ответив на вопросы:

  1. Особенности поиска данных в электронных таблицах.
  2. Способы сортировки данных в электронных таблицах.

Работа над конспектом лекции «Структура документа, скрытие данных»: записать алгоритм скрытия данных.

Время выполнения работы: 1 час.

Методические рекомендации по работе  с  конспектом  лекции и критерии оценки конспекта лекции (Приложение 4).

Самостоятельная работа № 6

Тема: Технологии использования БД.

Цель работы: научиться самостоятельно искать, отбирать, систематизировать и оформлять информацию по заданной теме; получить опыт публичной защиты выполненной работы.

Задание: 

Подготовить по выбору сообщение, реферат, презентацию  по теме «Категории СУБД»

Доработать конспект лекции с применением учебника по теме «Классификация СУБД».

Время выполнения работы: 4 часа.

Методические рекомендации по подготовке сообщения и критерии оценки сообщения (Приложение 1).

Критерии оценки презентации (Приложение 3).

Методические рекомендации по работе  с  конспектом  лекции и критерии оценки конспекта лекции (Приложение 4).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Губанова М.И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов  образовательного процесса [Текст]: учебное пособие/ М.И.Губанова, В.И.Сахарова. - Кемерово: ГОУ "КРИРПО". - 2013. - 178 с.

2. Организация самостоятельной работы обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях [Текст]: метод. рекомендации / авт.-сост.: В.И.Сахарова, Н.О.Хлупина. - Кемерово: ГБУ ДПО "КРИРПО", 2016 - 126 с.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основные источники:

  1. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. - 2-е изд., стер.  –  М: Издательский центр «Академия», 2018. – 416 с.
  2. Михеева, Е.В. Практикум по  информационным технологиям в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - 2-е изд., стер.  –   — М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Информатика» [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://inf.1september.ru/
  2. Научно-методический журнал "Информатика и образование"  [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://infojournal.ru/journal/info/
  3. Журнал "Мир ПК" [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://www.osp.ru/pcworld/#/home
  4. Научный журнал "Информатика и ее применения" [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.ipiran.ru/journal/issues/
  5. Газета "Компьютерра" [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://old.computerra.ru/offline/
  6. Журнал "Системный администратор"[Электронный ресурс]. -  Режим доступа:  http://samag.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОДГОТОВКА СООБЩЕНИЯ

Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения учебного материала, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Требования к сообщению:

1. Отбор концептуальной информации, заключающей в себе главную идею и основные положения, раскрывающие суть процесса или явления и т. п.

2. Рассмотрение разных точек зрения на проблему.

3. Осмысление информации, выделение главных мыслей.

4. Выстраивание структуры ответа.

5. Соблюдение стиля выступления.

Сообщение отличается от доклада не только объемом информации, но и ее характером — сообщение дополняет изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию, презентацию). Объем не более трех страниц печатного текста.

Критерии оценки сообщения:

актуальность темы;

соответствие представленной информации заданной теме;

характер и стиль изложения материала;

глубина проработки и логика выводов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Реферат — это один из видов научно-исследовательской работы обучающихся.

В нем должны найти отражение уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками.

Цель написания реферата — актуализировать, систематизировать и закрепить теоретические знания посредством самостоятельной обработки, обобщения и краткого изложения материала.

Этапы работы над рефератом:

1) Формулирование темы. Тема должна быть актуальной по своему значению, оригинальной, интересной по содержанию, она должна иметь соответствующую информационную поддержку. Сформулировать замысел той или иной работы — значит четко определить:

какую цель она преследует (решить задачу, оформить проект чего-либо, продемонстрировать свои знания в той или иной области, написать реферат по книге или ее разделу и т.д.);

на каких читателей работа рассчитана (преподаватель, рецензент, обучающийся и т.д.);

какие материалы должны быть представлены в тексте и с какой степенью детализации (они могут быть указаны в задании, или их необходимо найти самостоятельно);

нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений;

какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать работу содержательной и убедительной.

2)  Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).

3) Составление списка литературы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 по выбранной литературе в библиотеке.

4) Обработка и систематизация информации.

5) Разработка плана реферата. План необходим, чтобы правильно организовать работу. Обычно он предусматривает сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела, редактирование, оформление, представление работы руководителю, доработку реферата для устранения отмеченных недостатков и окончательного оформления.

6) Написание реферата.

7) Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

актуальность поставленной проблемы;

обоснование выбранной темы;

использование известных результатов и фактов;

полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой.

Структура и оформление разделов реферата:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть, которая  может иметь главы и параграфы;

заключение;

список литературы;

приложения.

Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам (рис.1).

Содержание представляется на отдельном листе и содержит перечисление рубрикаций реферата (т.е. деление на логически соподчиненные части, разделы, параграфы, пункты) с указанием страницы. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (рис.2). Образец оформления содержания

Введение. В данном разделе автор называет тему и дает обоснование выбора, т.е. объясняет ее актуальность и значимость (почему эта проблема представляет научный или практический интерес). Далее раскрывает цель (например, описание разных точек зрения, подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны общественной деятельности). Затем определяет объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы) и раскрывает изученность темы: анализирует источники, использованные при написании реферата. Обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная часть.  Содержание  глав и параграфов  разделов и подразделов основной части реферата должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Автор должен кратко, логично и аргументировано излагать материал, обобщить его, проанализировать, сделать логические выводы. Автор должен раскрыть суть проблемы, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы, дать критический обзор источников Можно приводить собственные версии, сведения, оценки по данной проблеме.

Текст должен быть отредактирован и оформлен цитатами.

Заключение предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части, здесь автор подводит итоги делает выводы, подтверждает актуальность проблемы и ее перспективность.

Список литературы - обязательный элемент реферата, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Литература в списке указывается в алфавитном порядке.

В приложениях помещают вспомогательный материалы, которые дополняют текст основной части работы (таблицы, графики, карты, неопубликованные документы).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В основном тексте даются ссылки на приложения.

Оформление работы

Текст работы пишется на отдельных листах бумаги формата А4, на одной стороне листа.

Все листы должны быть пронумерованы, начиная со страницы 2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится). Нумераций страниц — вверху листа, по центру.

Работа должна быть отпечатана на ПК — объем учебного реферата составляет 15-20 страниц.

Поля: левое — 25 мм; правое — 10 мм; верхнее — 20 мм; нижнее —               20 мм, отступ абзаца — 1,25 см.

Междустрочный интервал — полуторный, шрифт Times New Roman                14 пт.

Особое внимание должно быть уделено оформлению цитат, которые включаются в текст в кавычках, а далее в квадратных скобках дается порядковый номер первоисточника из списка литературы и через запятую номер страницы.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 текст, таблицы и иллюстрации обязательно должны входить в формат А4.

Работа должна быть скреплена.

Реферат не требует  орнаментов на листах, нестандартных шрифтов и т.д.

Защита реферата предусматривает:

выступление по теме реферата не более 10-15 минут;

ответы на вопросы преподавателя и обучающихся. 

На защите запрещено чтение текста реферата.

Критерии оценки реферата

Оценивание реферата производится на основании нормы оценок по следующим критериям:

содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

глубина проработки материала (качество проведенной аналитико-синтетической обработки исследуемых литературных источников);

умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

наличие систематизированных выводов собственной позиции по исследуемой проблеме;

 самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений;

умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

соблюдение требований, предъявляемых к оформлению реферата.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Создание презентации — это наглядное представление информации, выполненное с помощью мультимедийной компьютерной программы. Мультимедийная презентация создается для поддержки доклада, выступления, сообщения.

Элементы информационной структуры презентации:

Заголовок.

Введение. Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации.

Блок-повествование. Содержит информацию о каком-либо процессе.

Информационно-справочный блок. Информационно-справочные блоки используются для «поясняющих отступлений».

Блок-вывод. Функциональным блок-вывод будет только тогда, когда в ходе всей презентации (или по меньшей мере на нескольких предшествующих блоках) аудиторию навязчиво или ненавязчиво к нему готовят.

Блок-призыв. Отличается от рассудительного и бесстрастного блока-вывода только эмоциональной окраской.

Заглушка. Этот блок очень удобно использовать для организации пауз (для отдыха аудитории или соблюдения единого темпа работы с презентацией).

Заключение. В качестве заключения могут использоваться многие из уже перечисленных блоков — призыв, вывод, ответ и т.д.

Информация для контактов. Почти всегда — один слайд, содержащий информацию о том, как и с кем нужно связаться, чтобы присоединиться к процессу, описываемому в презентации. Этот блок может содержать информацию и о разработчиках презентации.

Документальные приложения (раздаточный материал). Они могут содержать, например, образец кейса, какой-либо нормативный акт.

В таблице 3 приводится перечень сайтов и порталов с шаблонами для презентаций.

Таблица 3 - Сайты и порталы с шаблонами для презентаций

Название

сайтов

Адрес сайтов

Дополнительные

возможности

Бесплатные красивые шаблоны для презентаций. Темы и фоны PowerPoint

shablony-

powerpoint.ru

Возможность выбора шаблона как по темам, так и по цвету. Наличие ЗD-шаблонов

Бесплатный

образовательный

портал

school-box.ru

Большой выбор готовых презентаций по различным темам

Готовые

презентации

PowerPoint

gotovie-prezentacii.ru

Возможность выбора фона для презентаций

Портал

бесплатных

шаблонов

powerpointbase.com

Дополнительно имеются шаблоны для документов Word, шаблоны диаграмм и графиков

Учебные презентации, фоны и шаблоны

kurspresent.ru

Возможность выбора фона для презентаций. Наличие шаблонов с анимацией и анимированных ЗD-фигур

Шаблоны для презентаций

fppt.ru

Возможность выбора шаблон как по темам, так и по цвету

Шаблоны и темы  для Offise Online

templates.office.com/

Templates

Имеются шаблоны Word  и    Excel

Шаблоны, фоны и макеты  для PowerPoint

templated.ru

Возможность выбора  шаблона как по категориям, так и по цвету

Требования к оформлению презентаций и представлению информации отражены в таблицах 4, 5.

Таблица 4 - Оформление слайдов

Акцент

Содержание

Содержание

информации

Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации

 Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

Если на слайде располагается картинка, надпись должна быть под ней

Количество строк на слайде не более 8

Строка должна содержать не более 30 знаков

Шрифты

Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (без засечек: Arial, Calibri, Candara.Tahoma, Verdana; с засечками: Georgia, Cambria,TimesNew Roman)

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание Слова, написанные прописными буквами, читаются хуже строчных букв

Плотно набранный текст с маленькими промежутками между строками будет читаться трудно, даже если использован крупный шрифт

Способы

выделения

информации

Следует использовать:

рамки, границы, заливку

разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

Объем

информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Изображения на слайдах

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами

Максимально упрощайте каждый элемент слайда.

Чем меньше потратит зритель на идентификацию элементов слайда и на понимание их значения, тем лучше

Стремитесь уменьшить количество элементов.

Только на один значимый элемент зритель обратит внимание в первую очередь

Таблица 5 - Представление информации

Акцент

Содержание

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной (текст, рисунки)

Используйте однотипные элементы навигации на всех слайдах

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)

Цвет

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста используйте контрастные цвета. Легче читается и лучше смотрится светлый текст на темном фоне Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Дополнительные цвета вводите только тогда, когда в слайде присутствуют рисунки (логотип учреждения, фотография выставки и т. д.)

В диаграммах используйте не более четырех цветов

Для выделения деталей выбирайте более теплые тона (например,

красный или коричневый)

Анимационные

эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Критерии оценки презентации:

соответствие содержания теме;

структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

эстетичность оформления, соответствие требованиям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

Конспект — краткое письменное содержание текста, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами.

Конспектирование — это связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания прочитанного.

Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.

Рекомендации по составлению конспекта

  1.  Определите цель составления конспекта.
  2.  Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
  3.  Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
  4.  Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  5.  Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  6.  Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращенно, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
  7.  Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  8.  Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
  9.  При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

  1.  Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2.  Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

4.  Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5.  Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения.

7.  При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

8. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

9. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место и уточните их значение у преподавателя.

Критерии оценки конспекта:

соответствие содержания теме;

полнота раскрытия темы;

структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

аккуратность и грамотность изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» (ВТОРОЙ КУРС)

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов І курса

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» (проф.) для студентов І курса

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Физика" для профессий технического профиля

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по учебной дисциплине "Физика" предназначены для профессий технического профиля. Самостоятельная работа является одним из в...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности предназначены для обучающихся осваивающих п...