МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 120101 Прикладная геодезия, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации, ФГОС СПО (пункт 7.16), Уставом колледжа, Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orng_sam_istoriya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
по специальностям
120101 Прикладная геодезия, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
БЕЛГОРОД 2013г.
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 120101 Прикладная геодезия, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации, ФГОС СПО (пункт 7.16), Уставом колледжа, Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Разработчик:
Игнатенко Николай Анатольевич, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол № __1_ от__30 августа_____________ 2013__ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы Рекомендации по подготовке письменных работ Список рекомендуемой литературы | 5 7 13 |
Введение
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется государственным образовательным стандартом учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления, полученных теоретических знании и
практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и способствует развитию творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа помогает формировать у студента способности к творческому применению полученных знаний , адаптации к профессиональной деятельности.
Цель методических рекомендаций - помочь студенту в изучении первой части курса отечественной истории. Речь идет об огромном по времени и сложном по содержанию периоде. Изучение отечественной истории происходит в трех основных формах:
- изучение общего курса истории;
- написание рефератов, сообщений, докладов;
-выполнение проектов и домашнее задание;
Объем и содержание общего курса определяется его программой, которой и надлежит руководствоваться. Предлагаемые методические рекомендации посвящены семинарским занятиям и рефератам, которые предусмотрены учебным планом.
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
№ п/п | Наименование темы | Задания для самостоятельной работы | Коли чество часов |
1. | Тема 1.1. Введение | Подготовить реферат «Российская история как часть мировой истории». | 1 |
2. | Тема 2. Древнейшая стадия истории человечества | Подготовить сообщение « Формы первобытной религии» | 1 |
3. | Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты | Подготовить сообщение «Боги и мифы Древнего Египта». | 1 |
4. | Тема 3.1 Китайско-конфуцианская цивилизация. Буддизм на Востоке в Средние века. | Подготовить сообщение «Конфуций и его учение. Зарождение буддизма и его основные принципы». | 1 |
5. | Тема 3.3. Становление западноевропейской средневековой цивилизации | Подготовить реферат «Великое переселение народов: основные вехи». | 2 |
6. | Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек. Племена и народы Восточной Европы в древности. | Подготовить доклад «Культурное наследие Византии». | 1 |
7. | Тема 4.2. Восточные славяне в VII—VIII вв. Формирование основ государственности восточных славян | Подготовить сообщение «Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности». | 1 |
8. | Тема 4.3 Рождение Киевской Руси. Крещение Руси | Подготовить доклад «Варяги в истории Древней Руси». | 1 |
9. | Тема 4.8. Россия в царствование Ивана Грозного | Подготовить доклады «Иван Грозный — человек и политический деятель», «Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия», «Освоение Сибири. Характер русской колонизации».(по выбору) | 1 |
10. | Тема 4.10. Россия в середине и второй половине XVII в. | Подготовить сообщения «Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви», «Воссоединение России и Украины», «Восстание под предводительством С.Разина». (по выбору | 1 |
11. | Тема5.1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации | Подготовить сообщение «Научная революция XVII в.: основные вехи». | 1 |
12. | Тема5.2 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации | Подготовить сообщение «Титаны эпохи Возрождения». | 1 |
13. | Тема5.4. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Век Просвещения | Домашнее задание «Монтескье и теория разделения властей», «Руссо и теория «общественного договора».(по выбору) | 1 |
14. | Тема5.5. Технический прогресс и Великий промышленный переворот | Домашнее задание «Промышленная революция в Англии: основные вехи». | 1 |
15. | Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I. | Подготовить проекты «Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение», «Культурные преобразования в Петровскую эпоху», «Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков». (по выбору) | 3 |
16. | Тема9.2. Внешняя политика Александра I и Николая I. | Подготовить рефераты «Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России», «Крымская война и ее значение для России» (по выбору). | 2 |
17. | Тема 9.3. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. | Подготовить рефераты «Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.», «Повседневная жизнь разночинцев в России XIXв.». (по выбору). | 2 |
18. | Тема10.2. Россия в начале XX в. | Подготовить сообщение «Политические партии в России начала ХХ в.». | 1 |
19. | Тема 10.3. Первая мировая война. Россия в Первой мировой войне | Подготовить сообщение «Русские герои первой мировой». | 2 |
20. | Тема 12.1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА : причины ,ход , значение. | Подготовить доклад Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы. | 2 |
21. | Тема 12.3.СССР в годы Великой Отечественной войны. | Подготовить реферат «Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его последствия». | 1 |
22. | Тема 13.2. Научно-технический прогресс | Подготовить сообщение «Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства». | 1 |
23. | Тема 15.5. Российская Федерация на современном этапе | Подготовить реферат «Российская экономика в мировой экономической системе». | 1 |
24. | Всего: | 30 |
Рекомендации по подготовке письменных работ
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, домашних работ.
Видами самостоятельной работы при изучении любой дисциплины являются подготовка доклада, реферата или конспекта.
1) Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
1.Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2.Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3.Составить план доклада.
4.Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.Прочитать текст и отредактировать его.
6.Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
1. Титульный лист
2. Текст работы
3. Список использованной литературы
2) Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах, общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.
В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:
1.Вводный – выбор темы, работа над планом и введением.
2.Основной – работа над содержанием и заключением реферата.
3.Заключительный - оформление реферата.
4.Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Структура реферата:
1.Титульный лист
2.Содержание: излагается название составляющих (глав, разделов) реферата, указываются страницы.
3.Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы; обзор источников и литературы. (Объем введения составляет 2-3 страницы.)
4.Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью.
5.Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов.(Объем заключения 2-3 страницы.)
При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:
- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною анализа документа», лучше писать «проведенный анализ документа».
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
- Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
- Каждая глава начинается с новой страницы.
Список использованной литературы оформляется следующим образом: порядковый номер в списке;
фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
место и год выпуска.
Например:Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л. ил. ;
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА ИЛИ ДОКЛАДА
№ | Критерий оценки | Баллы |
Умение сформулировать цель и задачи работы | 9 | |
Умение работать с научной литературой (полнота научного обзора, грамотность цитирования) | 9 | |
Полнота и логичность раскрытия темы | 9 | |
Степень самостоятельности мышления | 9 | |
Корректность выводов | 8 | |
Реальная новизна работы | 8 | |
Трудоемкость работы | 14 | |
Культура оформления текста (соответствие требованиям оформления, стилистика изложения, грамотность) | 14 | |
Эрудированность автора в рассматриваемой области (владение материалом, терминологией, знакомство с современным состоянием проблемы) | 6 | |
Качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, умение реагировать на критику, готовность к дискуссии) | 14 |
КРИТЕРИИ ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ
Количество баллов | Оценка | Участие в чтениях |
0–25 | «Неудовлетворительно» | Не допускается |
26–50 | «Удовлетворительно» | Заочное участие |
51–75 | «Хорошо» | Допускается к защите |
76–100 | «Отлично» |
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержа-
нии реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат студентом не представлен.
3. Сообщение – это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой.Это может быть просто сообщение на историческую тему
Учитывая публичный характер сообщения, выступающий должен:
- составить план и тезисы выступления;
- кратко представить проблематику, цель, структуру и т.п.;
- обеспечить порционную подачу и сегментировать в зависимости от новизны и важности информации;
- соблюдать четкость и точность выражений, их произнесение; обращать внимание на интонацию, темп, громкость и т.п. особенности публичного выступления;
- демонстрировать подготовленный характер высказываний, допуская, как в любой другой устной речи, словесную импровизацию.
Рекомендации по подготовке сообщения и проведения устного публичного сообщения
Поскольку публичное сообщение – непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашего выступления. Познакомьтесь с практическими рекомендациями по его написанию. В начале выступления кратко остановитесь на том, почему вас заинтересовал именно эта тема, обоснуйте её актуальность, назовите цели и задачи вашего исследования. В основной части выступления в тезисной форме передайте содержание основных пунктов плана сообщения.
В заключении сообщения сделайте краткие выводы по теме.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы 3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов 3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение ,биологической терминологией3 балла
Итого:
12 баллов – оценка «5»
9 – 11 баллов – оценка «4»
5 – 8 баллов – оценка «3»
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1Алексашкина Л.Н., Головина В.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) М., «Мнемозина», 2013.
2.Волобуев О.В. Клоков В.А. Россия и Мир М., «Дрофа», 2013.
3.Загладин Н.В. Всемирная история М., «Новое Слово», 2012.
4.Данилов А.А. Россия и Мир М., «Просвещение », 2012.
5.Уколова В.И. Всеобщая история М., «Просвещение », 2012.
6. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю./Подред. Чубарьяна А.О. Всеобщая
история. Новейшая история (базовый и профильный уровни) М., «Просвещение », 2012.
7.http://historyru.com/ http://rushistory.stsland.ru
8.http://www.historic.ru
9.http://rulers.narod.ru
Дополнительные источники
1. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М. «Веди-принт» 2009.
2. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., «Веди-принт»2009.
3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., «Владос» 2011.
4. http://www.ancientrome.ru
5. http://www.ellada.spb.ru
6. http://geocities.com/Athens/Academy/3923/Greek.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» (ВТОРОЙ КУРС)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» (проф.) для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Физика" для профессий технического профиля
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по учебной дисциплине "Физика" предназначены для профессий технического профиля. Самостоятельная работа является одним из в...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи»
Методические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Русский язык и культура письменной речи» предназначены для студентов 2 курса...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01.03 (о) Физическая культура
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫДИСЦИПЛИНА ОДБ.01.03 (о) Физическая культураДанные методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студент...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.03 История
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОУД.03 История предназначены для студентов специальности 43.02.14 «Гостиничное дело»....