Интерактивная инфраструктура современного урока в рамках ФГОС
материал

Сташкова Ольга Владимировна

Интерактивная инфраструктура современного урока в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_urok_byl_interesnym._materialy_dlya_uroka.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Коноваловская СОШ,  Сташкова О.В. учитель русского языка и литературы.

Интерактивная инфраструктура современного урока в рамках ФГОС.

Чтобы урок был интересным, увлекательным, а главное, полезным, нужна модифицированная система урока (соединение традиционной и новой системы по ФГОС).

Создание проблемных ситуаций на уроке

Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как стимул дальнейшего освоения содержания.

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.

Верные – неверные утверждения

Предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.

Прогнозирование

На литературе предлагаем спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной ситуации.

Работа с текстом

Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).

Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.

Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Синквейн

Один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Работа в группах

Работа в парах

Театрализация

Проектная и исследовательская деятельность

Создание учащимися литературных произведений и т.д.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.

Тип урока:  урок развития речи (2 часа)

Цели :

Образовательные

Подготовиться к написанию вступления с определением проблемного вопроса  , комментария к проблеме по художественному произведению , обобщить теоретические знания по созданию композиционных частей сочинения.

Развивающие  

Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческие возможности  обучающихся.

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, философское отношение к своим поступкам , осознание последствий своих решений.

Задачи

Отработать пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения , развивать аналитическое мышление.

Оборудование:

Распечатка текста рассказа И. Бунина «Красавица», Толковый словарь под ред.Ожегова ,памятки «Текстовый комментарий», «Типичные ошибки при комментировании проблемы».

Методы: беседа, самостоятельная работа с текстом произведения, исследовательская работа.

Критерии достижения цели урока: обучающиеся понимают  читаемый текст, определяет тему и основную мысль, находят цитатный материал для доказательств своего мнения

                     

Этап урока                    

Деятельность учителя                      

Деятельность обучающихся      

УУД  

1.Организационный момент.

Проверяет готовность учащегося к уроку, настраивает на совместную учебную работу.

Записывают в тетради тему урока, осмысливают цели.

Личностные: самоопределение смысла образования.

2. Учебно-познавательная деятельность.

Обращается к обучающимся: многолетний опыт проведения ЕГЭ показал, что выпускники по-прежнему с трудом увязывают особенности художественного текста с постановкой проблемы и написанием комментария.

Вопрос классу:

–С  какими трудностями сталкивались?

Высказывают свои суждения (увлекаться пересказом, цитированием ,затрудняются с определением проблемы)

Познавательные: понимает информацию, представленную в разных формах

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли

3.Информационно-коммуникативная деятельность

Читает произведение И.Бунина «Красавица»

Организует коллективную работу по определению проблематики  произведения:
-Какова тема произведения?

-Какое впечатление произвел рассказ?

-Почему?

Просит пересказать 1,2 и 3 абзацы так, чтобы сформулировать проблемные вопросы.

Помогает верно сформулировать первую проблему (проблема истинной и мнимой красоты)








Организует погружение в идейно-тематическое содержание 3,4,5 абзаца.
Нацеливает на выделение ключевых слов.

Слушают чтение, осмысливают

В 2х-3х предложениях формулируют тематическое содержание произведения. Рассказывают о чувственном восприятии.

Пересказывают отрывок, определяют проблему этой смысловой части рассказа.

Следят за ходом мысли автора, записывают в тетради результаты наблюдений, выявляя проблемный вопрос (проблема равнодушия)

Личностные: совершенствование опыта познания и самопознания через художественное слово

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные: умение точно и логично излагать мысль

Регулятивные:

Осуществляют обработку и использование необходимой информации

4.Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Создает условия для работы над текстовым комментарием

Обращает внимание на памятку «Типичные ошибки при комментировании проблемы» (приложение)




Проводит словарную работу с целью соблюдения речевых норм

Нацеливать на многоаспектный анализ Произведения:
- Какая  категория проблем отражает ситуацию, описанную в рассказе? (социальная, политическая, экологическая, нравственная)

Определяют выбор проблемы

Читают памятку

Подбирают синонимы к слову «проблема».

Записывают в тетрадь

Анализируют, обобщают.

Регулятивные: выделение и осознания того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению.

Регулятивные:  умение понимать ход работы, ставить задачи.
Личностные : умение выдвигать  гипотезы.


Познавательные: умение  использовать теоретические  сведения на практике.

Регулятивные: осуществляют обработку необходимой информации

-Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации?(сострадание, милосердие, благородство -  грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

-Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной автором  ситуации (например, дружба - предательство; понимание-непонимание; любовь-ненависть)  

Работа с памяткой «Текстовый комментарий»

-Что можно сказать о героях, опираясь на характерологические слова?

Занесите ответы в таблицу:

 

Коллективная работа

Читают памятку

Познавательные: преобразование и использование теоретической информации на практике.


Коммуникативные: развитие идеологической речи



Регулятивные: использование необходимой информации (речевые клише)

Слова с положительной оценкой

Слова с отрицательной экспрессией

            Скромен…

Не интересен во всех отношениях

Работают с текстом произведения Бунина, записывают в тетрадь результаты наблюдений.

Регулятивные: осуществление обработки информации

Почему автору так важно называть мачеху мальчика «красавицей»?


Попробуйте исследовать тайну названия произведения.

Докажите, что  каждая фраза 2-го абзаца развивает одну мысль, причем по принципу её усиления. Cформулируйте эту мысль.

Как И. Бунин передает «круглое одиночество» мальчика.

Охарактеризуйте  финал рассказа.

Какими словами автор передаёт «новую» жизнь ребенка?                  

Высказывают свои суждения, обращаются к толковому словарю


Письменно формулируют.
Варианты ответа.

Отвечают на  вопросы учителя, находят в тексте примеры.

Коммуникативные: коррекция деятельности партнера

Познавательная: умение работать со справочной литературой.

Регулятивные: принимают самостоятельные решения

Личностные:  умение выдвигать гипотезы

5. Индивидуально-самостоятельная деятельность

Осуществляет контроль, координирует ход работы.

Письменно оформляют результаты, аналитической  работы. Корректируют записи.

Регулятивные:

Самоопределение, контроль.

6.Рефлексия учебной деятельности





7. Домашнее задание

Благодарит за плодотворную работы, выясняют  результат работы каждого учащегося.



Написать чистовой вариант 2-ух композиционных  частей сочинения (проблема по выбору)

Оценивают свои результаты, возникшие трудности.

Личностные:

Способность к самооценке, на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные: уметь обосновывать выбор.


Приложение .

Памятка «Типичные ошибки при комментировании проблемы»

Комментарий не опирается на текст.      



Включить в комментарий небольшие цитаты ,                                                                                            косвенную речь, подтверждающие ваши мысли.

Комментарий  подменяется пересказом.    


Анализируйте текст. Покажите, как автор раскрывает  проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.        

Комментарий подменяется цитированием.    

 

Не цитируйте больше 1 предложения и всегда объясняйте цитаты.

Комментарий заменяется перечнем проблем.                  

Выделяйте только 1 проблему, к которой вам проще  будет подобрать аргументы.


Памятка «Текстовый комментарий» ( художественный текст)

  • Автор раскрывает  проблему на примере случая из жизни … (взаимоотношений кого с кем)
  • Не случайно писатель изображает(кого, что)…
  • Поступок героя  свидетельствует о том, что …
  • Слова (мысли) героя показывают, что …
  • Автор осуждает /одобряет поступок (поступки) героя (героев) …
  • Автор сочувствует своему герою (своим героям) …
  • Симпатии автора на стороне (кого) …

Система обучения в современном образовательном учреждении информационную инфраструктуру, состоящую из ИКТ оборудования и программного обеспечения, объединенного в сеть с возможностью выхода в интернет. Однако без специалистов, которые умеют обслуживать, использовать и развивать эту инфраструктуру, она не будет выполнять свою основное назначение — предоставлять учащимся самое передовое и качественное образование. Поэтому эффективность ее использования определяется уровнем подготовки кадров. В настоящее время педагог по-прежнему играет главную роль в образовательном процессе. Но теперь он не только является источником новых знаний, но и помогает учащимся научиться быстро находить необходимую информацию и использовать ее для решения учебных, и в последующем — трудовых задач.

Интерактивные поверхности, являющиеся частью школьной информационной инфраструктуры, отвечают всем современным образовательным стандартам и позволяют преподавателю выполнять возложенные на него задачи, а ученикам более эффективно осваивать новый учебный материал. Тем самым, они обеспечивают качественный прорыв в современной российской системе образования.

Для того, чтобы повысить эффективность групповой работы дошкольников или школьников, можно установить стол с интерактивной поверхностью. Работа с ним даст возможность детям совместно выполнять учебные задачи, налаживать взаимодействие и активно вступать в групповое обсуждение. Такой стол является электронным устройством, состоящим из горизонтального интерактивного экрана, который может распознавать большое количество одновременных касаний. А специальные обучающие программы делают его идеальным инструментом для развития важных навыков групповой работы до 10 учащихся.

Другой тип интерактивной поверхности, используемой в современном образовательном учреждении — интерактивная доска, которая в сочетании с проектором способна стать не просто заменой обычной меловой или маркерной доске, а вывести сам процесс обучения на новый более высокий уровень. Во-первых, она экономит силы и время педагога на доведения до класса нового учебного материала. Все что от него требуется — один раз подготовить интерактивный урок и использовать его столько раз, сколько это потребуется. Пару секунд, и на интерактивной поверхности доски будет выведен подготовленный цифровой материал.  А все пометки, сделанные учителем или учеником во время урока, можно сохранить в файл на компьютере, распечатать или разослать по электронной почте. Во-вторых, интерактивный урок может включать различный мультимедийный материал (фото, аудио, видео), анимацию, цвета, интерактивные объекты, в том числе и в 3D — все это повышает интерес учащихся и мотивирует их на лучшее усвоение темы. Согласитесь, такие яркие и насыщенные визуальным материалом уроки не оставят равнодушным ни одного ученика. Ведь привыкшие к работе в цифровой среде школьники быстро устают от однообразности. В-третьих, интерактивное покрытие доски воспринимает касания как пальцем, так и маркером, а работать с ней не сложнее, чем с обычным компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа. В самоанализе современного урока  необходимо соче...

Конструирование современного урока в рамках ФГОС

Как построить урок в рамках ФГОС?...

Требования к современному уроку в рамках ФГОС.

Материал основан на материалах семинара, проведенного д.п.н. Иоффе А. Н. для учителей Самарской области....

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Современный урок в рамках ФГОС.

Современный урок должен быть построен в рамках системно-деятельностного подхода. Современный урок должен формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД....

Презентация выступления " Конструирование современного урока в рамках ФГОС"

Презентация выступления "Конструирование современного урока в рамках ФГОС"...