План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
статья на тему
Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.
В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия). Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в инновационном режиме и критерии технологической компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к самоанализу современного урока.
Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.
В самоанализе современного урока необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия).
Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в инновационном режиме и критерии технологической компетентности.
План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
- Характеристика класса.
- УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании).
- Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
- Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
- Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения).
- Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
- Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
- Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
- Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения.
- Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
- Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
- Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
- Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
- Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).
Критерии технологической компетентности
- Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
- Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов.
- Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат.
- Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и форм.
- Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.
Приведём пример самоанализа монопроекта по теме «Мир моря» в 5 классе в рамках долгосрочного социального проекта «Шаг навстречу».
1. Характеристика класса. | В классе 28 человек: 15 мальчиков, 13 девочек. Базовый уровень усвоения материала – 17 человек Повышенный уровень усвоения материала – 11 человек Уровень интеллектуальных способностей: - ниже среднего – 5 человек; - средний – 16 человек; - выше среднего – 7 человек. Учебная мотивация: 25 человек, 89,3% |
2. Цель, учебные задачи. Проектная задача (для детей): подготовить для первоклассников стихи, загадки, рисунки, поделки, рассказы, книги, песни, игры, игрушки, подарки – самоделки о морских обитателях: кит, морской конёк, морская звезда, осьминог. Задача сформулирована в сотворчестве с детьми. | Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в монопроект по теме «Мир моря» в рамках социального проекта «Шаг навстречу». Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения. 1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. 2. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к младшим ребятам, проявления внимания и заботы к ним, человеколюбия и милосердия. 3. Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских обитателей, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе). 4. Развитие навыков сотрудничества. II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения. Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме. Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в парах, группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу. III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения. 1. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников, в открытом информационном пространстве. 2. Изучение жизни обитателей морей и океанов, получение элементарных географических знаний. |
3. Содержание, виды заданий. | Для отбора содержания были использованы: - энциклопедическая литература (научные статьи о морских обитателях); - художественная литература (рассказы и стихи о море); - Интернет – ресурсы (стихи и загадки о ките, морском коньке, морской звезде, осьминоге); - материалы из портфолио учащихся по теме «Мир моря»; - музыкальные произведения (песня об осьминоге). Виды деятельности: - презентация книги; - организация дискуссии; - интерактивная игра в круге; - работа в центрах активности; - групповые презентации. Развивающее содержание направлено на формирование УУД. 1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал, игры в круге, презентация книги – формирование познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД -формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат; -формирование умения планировать работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 3) Целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель (учебную задачу) и учебные задачи; планировать свою работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ 4) Работа в центрах активности - формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД -формирование умений управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ 5)Презентации - формирование умения планировать свою работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ -формирование коммуникативных умений, умение выступать перед аудиторией - КОММУНИКАТИВНЫЕ -формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ 6) Рефлексия - формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности; формирование социальной мотивации - ЛИЧНОСТНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД |
4. Методы и приёмы. | Использован метод дидактической игры (коллективная игра «Рыбка – не рыбка»). Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, полилог, дискуссия. Наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации). Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог. |
5. Формы организации. | Организована работа в центрах активного обучения, работа в статичных парах и динамических группах. |
6. Позиции и роли учащихся. | Партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации, режиссёры - постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители, слушатели. |
7. Позиции учителя. | Стиль общения – демократический, эмоциональный. Учитель - координатор деятельности, консультант - фасилитатор.
|
8. Виды активности. | Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новыё научные сведения о морских обитателях, знакомятся с художественными произведениями. Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят для первоклассников выступления, рисунки, поделки и подарки о морских обитателях. Физическая активность: учащиеся пересаживаются в круг на ковре, меняют рабочее место, говорят, слушают, рисуют, читают, поют, играют. |
9. Использование современных образовательных технологий. | Технология проектной деятельности. Технология портфолио. Интерактивные технологии. |
10. Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора. | В центрах активности: инструкции, листы самооценки, информационные карты, книги, рисунки, поделки, игрушки, сборники стихов и загадок из портфолио учащихся. Организация выбора видов деятельности (рисовать, писать, читать…), партнёров (при работе в парах), выбор материалов, источников информации, средств, выбор темы для работы (кит, морская звезда, морской конёк или осьминог). |
11. Индивидуализация, дифференциация. | Индивидуализация и дифференциация осуществляется через разноуровневые карточки – посредники, информационные листы, учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и пар. |
12. Итоги урока – проекта. Рефлексия. | Самоанализ деятельности: - заполнение индивидуальных листов самооценки, «мозговой штурм» (подведение итогов в академическом плане); - работа с барометром настроения в виде морских звёзд (подведение итогов в эмоциональном плане). |
Данный самоанализ урока – это первый опыт презентации своей деятельности в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Надеюсь, что для начального этапа (т.е. в переходный период введения ФГОС) такая форма приемлема и может быть взята за основу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование современного урока в рамках ФГОС
Как построить урок в рамках ФГОС?...
Требования к современному уроку в рамках ФГОС.
Материал основан на материалах семинара, проведенного д.п.н. Иоффе А. Н. для учителей Самарской области....
Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.
На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....
Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.
Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....
Современный урок в рамках ФГОС.
Современный урок должен быть построен в рамках системно-деятельностного подхода. Современный урок должен формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД....
Презентация выступления " Конструирование современного урока в рамках ФГОС"
Презентация выступления "Конструирование современного урока в рамках ФГОС"...
План самообразования "Современный урок в рамках ФГОС ООО"
План самообразования "Современный урок в рамках ФГОС ООО"...