План самоанализа современного урока в рамках ФГОС
статья на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.

 В самоанализе современного урока  необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия). Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в инновационном режиме и критерии технологической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Требования к самоанализу современного урока.

         Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа.

        В самоанализе современного урока  необходимо сочетать традиционные и принципиально новые аспекты: формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников, создание подготовленной информационно-образовательной среды, эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия).

        Чтобы проанализировать современный урок, за основу берём самоанализ урока в инновационном режиме и критерии технологической компетентности.

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

  1. Характеристика класса.
  2. УМК, предметная область, тип урока, тема урока (место данной темы в тематическом планировании).
  3. Цель, и учебные задачи (соответствие теме, сотворчество с учащимися, наличие учебных задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов).
  4. Содержание, виды заданий (соответствие программе, УМК, теме, цели, задачам урока, описание содержания, его эффективность, формируемые УУД при выполнении соответствующих видов заданий).
  5. Методы и приёмы (использование активных, интерактивных методов и приёмов обучения).
  6. Формы организации (соответствие цели и задачам урока, целесообразность, наличие традиционных и интерактивных форм).
  7. Современные образовательные технологии (наличие технологии проблемного обучения, технологии проектной деятельности, ТДМ, ТРИЗ, РКМЧП и т.д., соответствие цели и задачам, целесообразность, оптимальность).
  8. Позиции и роли учащихся (чтец, информатор, мыслитель, творец, регистратор, зритель, слушатель и т.д.).
  9. Позиции учителя (организатор, консультант – фасилитатор, лектор – эксперт). Стиль общения.
  10. Виды активности (познавательная, социальная, физическая активность, разнообразие и взаимозависимость).
  11. Информационная предметно-развивающая среда. Организация выбора (партнёров, центров активности, источников информации, видов деятельности и т.д.)
  12. Индивидуализация, дифференциация (целесообразность, оптимальность, способы организации).
  13. Учёт принципов безотметочного обучения, использование приёмов КОД.
  14. Подведение итогов урока (в академическом, личностном и эмоциональном плане, рефлексия).

Критерии технологической компетентности

  • Точность и конкретность формулирования цели и задач деятельности.
  • Оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов.
  • Достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат.
  • Адекватность и целесообразность применяемых интерактивных методов, приёмов и форм.
  • Соответствие реальных, «видимых» результатов цели и учебным задачам проекта.

       Приведём пример самоанализа монопроекта по теме «Мир моря» в 5 классе в рамках долгосрочного социального проекта «Шаг навстречу».

1. Характеристика класса.

В классе 28 человек: 15 мальчиков, 13 девочек.

Базовый уровень усвоения материала – 17 человек

Повышенный уровень усвоения материала – 11 человек

Уровень интеллектуальных способностей:

- ниже среднего –  5 человек;

 - средний – 16 человек;

 - выше среднего – 7 человек.

Учебная мотивация: 25 человек, 89,3%

2. Цель, учебные задачи.

Проектная задача

(для детей):

подготовить для первоклассников

стихи, загадки, рисунки, поделки, рассказы, книги, песни, игры, игрушки, подарки – самоделки о морских обитателях: кит, морской конёк, морская звезда, осьминог.

Задача сформулирована в сотворчестве с детьми.

Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в монопроект по теме «Мир моря» в рамках  социального проекта «Шаг навстречу».

Задачи:         I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2. Воспитание доброжелательного, заботливого отношения к младшим ребятам, проявления внимания и заботы к ним, человеколюбия и милосердия.

3. Экологическое воспитание на примере изучения жизни морских обитателей,  формирование экологической культуры (бережного отношения к природе).

4. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение

 метапредметных результатов обучения.

Познавательные:   1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.

Регулятивные:   2. Формирование умения принимать и сохранять проектную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:  3. Формирование умения работать в парах, группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из разных источников, в  открытом информационном пространстве.

2. Изучение жизни обитателей морей и океанов, получение элементарных географических знаний.

3. Содержание, виды заданий.

          Для отбора содержания были использованы:

- энциклопедическая литература (научные статьи о морских обитателях);

- художественная литература (рассказы и стихи о море);

- Интернет – ресурсы (стихи и загадки о ките, морском коньке, морской звезде, осьминоге);

- материалы из портфолио учащихся по теме «Мир моря»;

- музыкальные произведения (песня об осьминоге).

         Виды деятельности:

 - презентация книги;

 - организация дискуссии;

 - интерактивная игра в круге;

 - работа в центрах активности;

 - групповые презентации.

       Развивающее содержание направлено на формирование УУД.

1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал, игры в круге,  презентация книги – формирование познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

-формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат;

-формирование умения планировать работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

3) Целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель (учебную задачу) и учебные задачи; планировать свою работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ

4) Работа в центрах активности - формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

-формирование умений управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим  - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

5)Презентации - формирование умения планировать свою работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-формирование коммуникативных умений, умение выступать перед аудиторией - КОММУНИКАТИВНЫЕ

-формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ

6) Рефлексия - формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности;

формирование социальной мотивации - ЛИЧНОСТНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

4. Методы и приёмы.

Использован метод дидактической игры (коллективная игра «Рыбка – не рыбка»).

Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, полилог, дискуссия.  

Наглядные методы (книги, картинки, иллюстрации).

Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог.

5. Формы организации.

Организована работа в центрах активного обучения, работа в статичных парах и динамических группах.

6. Позиции и роли учащихся.

Партнёры, игроки, мыслители, творцы, собиратели информации, режиссёры - постановщики, ораторы, артисты, певцы, зрители, слушатели.

7. Позиции учителя.

Стиль общения – демократический, эмоциональный.

Учитель -  координатор деятельности, консультант - фасилитатор.

        

8. Виды активности.

         Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новыё научные сведения о морских обитателях, знакомятся с художественными произведениями.

         Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят для первоклассников выступления, рисунки, поделки и подарки о морских обитателях.

         Физическая активность: учащиеся  пересаживаются  в круг на ковре, меняют рабочее место, говорят, слушают, рисуют, читают, поют, играют.

9. Использование современных образовательных технологий.

Технология проектной деятельности.

Технология портфолио.

Интерактивные технологии.

10. Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора.

        В центрах активности: инструкции, листы самооценки, информационные карты, книги, рисунки, поделки, игрушки, сборники стихов и загадок из портфолио учащихся.

       Организация выбора видов деятельности (рисовать, писать, читать…), партнёров (при работе в парах), выбор материалов, источников информации, средств, выбор темы для работы (кит, морская звезда, морской конёк или осьминог).

11. Индивидуализация, дифференциация.

Индивидуализация и дифференциация осуществляется через разноуровневые карточки – посредники, информационные листы, учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и пар.

12. Итоги урока – проекта. Рефлексия.

Самоанализ деятельности:

- заполнение индивидуальных листов самооценки, «мозговой штурм» (подведение итогов в академическом плане);

- работа с барометром настроения в виде морских звёзд (подведение итогов в эмоциональном плане).

       Данный самоанализ урока – это  первый опыт презентации своей деятельности в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Надеюсь, что для начального этапа (т.е. в переходный период введения ФГОС) такая форма приемлема и может быть взята за основу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование современного урока в рамках ФГОС

Как построить урок в рамках ФГОС?...

Требования к современному уроку в рамках ФГОС.

Материал основан на материалах семинара, проведенного д.п.н. Иоффе А. Н. для учителей Самарской области....

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Современный урок в рамках ФГОС.

Современный урок должен быть построен в рамках системно-деятельностного подхода. Современный урок должен формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД....

Презентация выступления " Конструирование современного урока в рамках ФГОС"

Презентация выступления "Конструирование современного урока в рамках ФГОС"...

План самообразования "Современный урок в рамках ФГОС ООО"

План самообразования "Современный урок в рамках ФГОС ООО"...