Конспект открытого занятия "Ложка расписная, да звонкая такая"
план-конспект
Конспект разработан для детей младшего школьного возраста и их родителей с целью познакомить детей и их родителей с историей возникновения русской деревянной ложки, изготовление ложек и применение их практике детьми и их родителями. Конспект разработала Бут Светлана Сергеевна - педагог дополнительного образования МБОУ ДО "ДДЮТ Всеволожского района"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие для детей младшего школьного возраста и их родителей | 983.66 КБ |
презентация - наглядный материал для родителей | 874.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
(МБОУДО ДДЮТ)
Конкурс методических материалов
педагогических работников МБОУДО ДДЮТ - 2022
Номинация: «Взаимодействие с родителями»
Конспект открытого занятия
«Ложка расписная, да звонкая такая»
Автор-составитель: Бут Светлана Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Всеволожск 2022 г
Пояснительная записка
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Деревянные ложки до сих пор являются распространѐнным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным инструментом. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Наряду с балалайкой, ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства. Эта методическая продукция представляет конспект открытого занятия в рамках воспитательной работы с родителями. На этом занятии учащиеся закрепляют знания о русской деревянной ложке через повторение фигур на ложках: «Кошка-Матрешка», «Забор», «Отличник», «Зеркальце», «Двоечник», а также выступают наставниками игры на ложках для своих родителей, знакомят с этим необычным традиционным самобытным инструментом, который не только являлся частью посуды, а так же приобрел статус музыкального инструмента. В занятии представлены материалы не только теоретические, но и игровые: викторина и ребус.
Педагог дополнительного образования: Бут Светлана Сергеевна
ДО фольклорный ансамбль «Веретенце»
Состав учебной группы: 10 человек, (6 мальчиков, 4 девочки)
Возраст детей: 1-3 класс (1-й год обучения), учащиеся 7-9 лет младшего школьного возраста
Тема занятия: «Ложки расписная, да звонкая такая»
Степень сложности: занятие средней сложности
Место в учебном процессе: Дополнительная общеразвивающая программа «Русская музыкальная культура и традиции»
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам через исполнение произведений на деревянных ложках.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о деревянных ложках, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек);
- отработать приёмы игры на ложках;
- совершенствовать исполнительское мастерство.
Развивающие:
- Развивать навык ритмической тренировки развивать музыкальность, выразительность исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательные:
- воспитывать культуру исполнения песен;
- прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Тип занятия: комбинированное занятие
Формы работы: групповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках).
Оборудование: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки, презентация «Ложка расписная, да звонкая такая» (приложение).
Оборудование для учащихся: железные ложки (по две штуки).
Продолжительность занятия: 45 минут
Структура учебного занятия (этапы учебного занятия)
Этапы занятия | Время |
1. Вводная часть | 2 |
2. Основная часть | 38 |
3. Подведение итогов | 5 |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 Организационный момент. Приветствие
Перед началом занятия обучающиеся сидят на стульях в актовом зале
Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые родители!
Ответ детей и родителей: - «Здравствуйте»
2 Основной этап занятий
Педагог: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о чём будет идти речь?
– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Педагог: Верно! А вот и ответ на мою загадку.
Показывает деревянную ложку.
Слайд №2 Деревянная ложка
Педагог: Дети сегодня я вам расскажу про историю возникновения русской деревянной ложки.
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»?
Дальше мой рассказ продолжат участники фольклорного ансамбля «Веретенце»
Участник ансамбля 1: Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Слайд №3 Бить баклуши
Участник ансамбля 2: Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Участник ансамбля 3: Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.
Педагог: И сегодня я расскажу вам про «Семеновские ложки».
Педагог: А начну с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о каких ложках пойдет речь?
Педагог: Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди
Называют… («Хохломой»)
Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёновский уезд, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.
На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.
Слайд № 4 Хохломская ложка
Педагог: Ребята, я приготовила для вас и ваших родителей ребус и его нужно отгадать.
Слайд №5 Ребус «Ложка», Слайд №6 «Хохлома»
Существует огромное количество фигур на ложках. Но, мы с вами пока познакомились только с шестью фигурами.
3 Повторение и закрепление приёмов игры:
Практическая работа: – в ансамбле
Педагог: Сегодня мы с вами повторяем наши фигуры на учебных ложках (железных) под инструментальный наигрыш «Барыня». Сегодня дети покажут игру на тренировочных железных ложках.
Слайд № 5 Алюминиевые ложки
1. «Кошка - Матрешка» –обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Дети начинают игру с правой ноги, издавая ритмический рисунок, напоминающий марш, или произносится фраза по названию фигуры «Кошка – Матрешка»
2 «Кошка- Матрешка с переменой ног» – обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Дети начинают игру с правой ноги, издавая ритмический рисунок, напоминающий марш, или произносится фраза по названию фигуры «Кошка – Матрешка». Сначала фигура играется по правой ноге, потом по левой ноге.
3 «Забор» – обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Далее левая руки находится с левой ногой ладонью вверх, и дети начинают делать скользящие движения от ладони левой руки и по ногам, после делают удары, напоминающие «удар молотка» по правой ноге, затем по левой ноге, в завершении делается подбой левой ладонью по ложкам снизу.
4 «Двоечник» - фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка» по названию первой фигуры, левая рука выступает в роли «утюга», которая будет двигаться вперед и назад. Первый удар ложками приходится на левую ладонь, далее левая рука движется вперед и удар ложками делается возле локтя левой руки. Левая рука возвращается в исходное положение и завершается игра по ладони левой руки и подбоем левой руки ложек снизу.
5 «Отличник» - Эта фигура отличается положением левой руки, если в фигуре «двоешник» левая рука играла роль «утюга», то в фигуре «отличник» рука выступает в роли «свечки» (рука до локтя поднимается вверх). фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка» по названию первой фигуры,. Первый удар ложками приходится на левую ладонь, далее левая рука до локтя поднимается вверх, создавая «свечку» и удар ложками делается возле локтя левой руки. Левая рука возвращается в исходное положение и завершается игра по ладони левой руки и подбоем левой руки ложек снизу.
6 «Зеркальце» - фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка», далее левая рука образует зеркальце и дети продолжают играть по плечу левой руки, потом по ладони левой руки (ладонь выступает в роли «зеркальца»), снова удар по плечу левой руки и в завершении мальчики бьют ладонью левой руки по груди, а девочки каблучком правой ноги ударяют об пол и одновременно говорится «УХ»!
4.Физминутка. Кадриль «Ночка темна»
5. Работа с родителями
Педагог: А сейчас настало время и нашим дорогим родителям научиться играть на ложках
Педагог: Ребята, приглашайте своих родителей
Участники коллектива приглашают своих родителей
Педагог объясняет, как нужно правильно работать с ложками:
- Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
Педагог вместе с детьми показывают фигуры для родителей: «Кошка-Матрешка», «Забор», «Отличник»
Педагог: Ребята, а сейчас пройдет викторина для родителей на тему «Ложка расписная, да звонкая такая». Я приглашаю участницу фольклорного ансамбля «Веретенце» для проведения викторины
Участница ансамбля:
Вопросы:
- Что такое бить баклуши?
Ответ родителей: (сделать маленькое не сложное дело)
- О каком виде ложек вы сегодня узнали типы ложек?
Ответ родителей: (Хохломская)
- Где появились первые ложки?
Ответ родителей: (Нижегородская область город Семенов)
- Какой рисунок и фон используют для ложек?
Ответ родителей: (Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне).
Педагог благодарит участницу ансамбля и родителей за проведенную викторину
6. В заключении занятия звучит шуточная песня «Жил я у пана» (Пензенская область)
Подведение итога занятия
Педагог: Мы сегодня с вами хорошо потрудились много что увидели и узнали. И я попрошу вас вспомнить и сказать:
- Какие фигуры мы с вами сегодня играли?
- Что нового узнали о ложках…
- что больше всего понравилось…
-что получилось и не получилось…
Педагог благодарит детей и родителей за участие в самом занятии и по окончании вручаются подарки детям ложка-магнит.
Педагог: Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо, вы мне очень помогли!
Педагог: До свидания!
Участники коллектива: До свидания!
Ожидаемые результаты занятия
Будет отработан четкий и правильный ритм, который используется при игре на ложках. Дети познакомятся с новыми фигурами на ложках и закрепят ритм, который используется в фигурах при игре ложках.
Обучающиеся узнают такие длительности как: четверти и восьмые и шестнадцатые, которые представлены не нотами, а двустишиями, например: «Кошка-Матрешка» проговорят слова и проиграют вместе со словами на ложках.
Список литературы для педагогов
- Каплунова, И. Ансамбль ложкарей. – СПб: Изд.-во «Невская нота», 2015.
- Рытов, Д. А. Русская ложка. — СПб: Композитор, 2011.
- Рытов, Д.А. У нашего двора нет веселья конца. - СПб: Изд -во Музыкальная палитра, 2006.
- Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа. - М., 2000.
Список литературы для детей
- Рытов, Д. - «У нашего двора нет веселью конца» СПб.: Композитор, 2010. - сценарии праздников с использованием народных инструментов Знакомство с историей инструментов Ознакомление с приемами игры на шумовых ударных инструментах
- Тимофеева, О.Е. Сказки о музыкальных инструментах. – СПб: Композитор, 2010.
- Финкельштейн, Э. Маленький словарь маленького музыканта. — СПб: Композитор, 1998.Электронные образовательные ресурсы Перечень CD
- Цыганков Александр Ансамбль «Скоморохи» 1998. - современные исполнители на домре, исполнительство Выдающиеся исполнители на домре Владение виртуозной техникой Исполнение произведений на домре (соло, в сопровождении ансамбля)
Интернет – ресурсы
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
- В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio Домра.
- Народные инструменты http://folkinst.narod.ru Домра, балалайка, мандолина http://domrist.ru
- Воспитание детей дошкольного возраста. http://doshvozrast.ru/ http://www.artterem.ru/rubricator
Приложение 1
Приложение 2
Ребусы по теме «Ложка расписная, да звонкая такая»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бить баклуши
Хохломская ложка
Алюминиевые ложки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."
Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...
План - конспект открытого занятия по спортивным - бальным танцам Танцевально- спортивного клуба «Созвездие» для детей первого года обучения (4-5 лет) "Что такое бальный танцец"?
Данный материал предназначен для ознакомления детей с основными танцами спортивной-бальной хореографии....
Конспект открытого занятия в старшей группе интерната Тема: Что такое героизм? Как стать героем в наши дни
Конспект открытого занятия в старшей группе интернатаТема: «Что такое героизм? Как стать героем в наши дни (в мирное время). Мое отношение к людям, способным на героические поступки». Цель:...
Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"
Задачи:Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.Воспитание волевых кач...
План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...
Конспект открытого урока Такие разные марши
Конспект открытого урока Такие разные марши...