«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
материал
Предварительный просмотр:
Сценарий лингвистической квест-игры
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Мероприятие, направленное на развитие интереса к изучению русского языка. Все задания имеют занимательный характер и позволяют учащимся активизировать свои познавательные способности. Это внеклассное мероприятие проводится в рамках недели русского языка
Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям
Участники: ученики 7 классов
Продолжительность квеста: 40 мин.
Автор: Караваева Ивета Солтановна, педагог дополнитедьного образования МКУ ДО ДДТ. Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
- Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивающие цели:
- Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
- Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.
Ход мероприятия:
«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».
Ведущие: Тетцоева Алана и Тетцоева Замира
1- Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!
2- Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.
1- Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.
2- Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.
1- Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…
2- А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.
1- Нам повезло!
2- Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).
1- Это ли не повод, чтобы гордиться…
Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!
В Риме, Вашингтоне и в России,
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.
Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.
2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.
Отборочный тур
1: Для того чтобы получить ключ, который поможет вам в путешествии по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
- Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
- Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
- Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
- Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
- Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
- Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)
1: Итак, у нас 5 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. (Идёт вручение ключей).
Вы видите, на них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что
за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!
1 этап Станция «В мире слов»
- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?
Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)
2 задание: объясните значения устаревших слов.
Тать- | Вор |
Вепрь- | Кабан |
Ланита- | Щека |
Агнец- | Ягнёнок |
Рамо- | Плечо |
Десница- | Правая рука |
Око- | Глаз |
Зеница- | Зрачок |
Стезя- | Путь |
Лихо- | горе |
3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?
Волнователь- | Агитатор |
Глазоём- | Горизонт |
Ловкосилие- | Гимнастика |
Подобень- | Портрет |
Сине-алый- | Фиолетовый |
Дальнеразговорня- | Телефон |
Путевик- | маршрут |
4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.
Тинейджер | Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет» |
Тайфун | Китайск. «большой ветер» |
Фол | Английск. «нечестный, подлый» |
Карате | Японск. «голыми руками» |
Шабаш | Еврейск. «суббота» |
2 этап «Станция Волшебная шкатулка»
- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)
- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
3 этап Станция «Фольклорная»
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:
- Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
- В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)
- В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
- Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
- Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
- Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
- Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)
- На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
- Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
- Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
- На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).
- Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
- Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
- Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).
- О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)
4 этап станция «Корректорская»
- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.
- Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
Правильный ответ:
Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
- В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Правильный ответ:
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..
Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом
Правильный ответ:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Правильный ответ:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.
Правильный ответ:
Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались
8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.
Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.
9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.
Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.
- Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.
11. Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес.
Ответ. Статья , опубликованная в газете, вызвала большой интерес.
Опубликованная в газете статья вызвала большой интерес.
12. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.
Ответ: Когда он увидел Татьяну, в нём вспыхнули чувства.
13. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.
Ответ: Лес , состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
14. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.
Ответ: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки.
Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.
15. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.
Ответ. Его охватило волнение , когда он получил письмо от родителей.
5 этап Станция «Профориентационная»
Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.
- Учитель - образование
- Учёный-лингвист –образование, наука
- Журналист – средства массовой информации
- Писатель – культура
- Редактор - средства массовой информации
- Библиотекарь - культура
- Корректор - средства массовой информации
- Диктор - средства массовой информации
- Археолог - наука
Подведение итогов:
Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык! И закончить нашу игру хочется словами Миры Бриг:
ВИДЕО «О, Русский мой, родной язык»
О, русский мой родной язык Мира Бриг
О, Русский мой, родной язык!
Безмерной силой ты Велик.
Владыка мудрости умов,
Дыхания истории, и поступи веков.
Ты кладезь знаний, истина творца,
И музыка поэта и певца.
Ты, в красоте своей, душой владеешь Мира!
Тебя веками прославляет Лира!
В тебе России мощь и Русская душа!
Твоих сказаний суть так хороша,
В них всех эмоций чувственная поступь,
Пословиц , прибауток, сказок россыпь.
Горда тобой Великая земля!
Горды тобой луга, леса, поля!
В тебе и реки наши, и моря,
Березы русские, и тополя.
О, Русский мой, родной язык!
Ты столь красив, речист, велик -
Единая божественная сила,
В тебе есть все, что сердцу мило!
Ты многогранен, ты велеречив,
Ты есть родной! С пеленок говорим.
С тобою наш народ непобедим,
Россия Мать всегда гордилась им!
О, Русский мой, родной язык
В тысячелетиях проживший жизни миг,
В сердцах впечатал росчерком пера,
Понятие - Чести, Родины, Добра.
В Историю, в скрижаль, в анналы картотек,
На бересту и в фолианты библиотек,
Сусальным золотом писал из века в век,
С заглавной буквы - "Русский человек!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-377053-1389098772.jpg)
Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".
Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-1306457-1611321428.jpg)
Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"
Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/18/picture-596619-1471536896.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес, познать новое в языкозна...
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса; познание нового в язык...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/17/picture-1464361-1679067516.jpg)
Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»
Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/26/picture-1503292-1703567129.jpg)
ФГОС Русский язык 9 класс "Тайны русского языка"
ФГОС Русский язык 9 класс "Тайны русского языка"...