Семинар по психологии "Разноцветное настроение"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

Семинар по психологии "Разноцветное настроение" (СЭВ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznotsvetnoe_nastroenie.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Шкуринской

Тема: «Разноцветное настроение»

 ( профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов)

Учитель-логопед

Штоколова  Н.Н.

Педагог-психолог

Сергиенко Е.Е.

 марта 2021г

                 

      Видеролик «Пробуждение»

      Педагог-психолог: «Весна- удивительное время года, время когда оживает природа и мир расцветает всеми красками. Именно весной так хочется гулять по улицам, смеяться, радоваться жизни, заново влюбиться, надеть яркий шарфик и дышать полной грудью! Весной, даже воздух становится другой.  И если вам немного грустно и тоскливо, то весна – это именно то время, когда пора восстановить свои силы, залечить душевные раны, улыбнуться новому дню. Весна словно обещает нам, что все возможно,  все можно исправить, все можно изменить, начать заново. Жизнь во всех смыслах начинается.

И пусть весна войдет в каждое сердце нежным ароматом цветов,  радостным теплым солнышком, веселым щебетанием птиц».

     Учитель-логопед: «Но весна-это время, когда человек особо раним и чувствителен. Это некоторое смятение чувств, сомнений, разочарований, надежд….

Весна - расслабление и порыв!

И нет ни вредней ее, ни полезней.

Она - обостренье всех чувств людских

И, к сожаленью, вещей иных,

Она - обострение всех болезней...

Эдуард Асадов

    Сейчас мы особенно нуждаемся в разрядке, некотором тайм-ауте перед последним рывком. Еще немного-и конец учебного года, долгожданный отпуск… Но силы, кажется, на исходе. Каждый из нас, наверняка испытывал:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

     Весной, как никогда,     хочется  поразмышлять о смысле жизни, о ее значимости,  «понастальгировать», помечтать, пересмотреть свою собственную прожитую жизнь от раннего детства до нынешних лет, проследить полет шарика длиной в человеческую жизнь… Тем более, что сама жизнь преподносит нам такую возможность, предоставив нам перерыв в активной школьной жизни…

      В образе летящего шарика автор представил нам символ мечты, которую люди теряют где-то очень рано и погрязают в житейских заботах, не поднимая глаз к небу. Не трудно понять главную мысль Окуджавы: мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе. Не случайно советский бард сделал свой шарик голубым. Есть же выражение - " голубая мечта", то есть самая воздушная, лёгкая и задушевная. И, может быть, возвращение шарика и сам его образ подсказывают нам, как стоит относиться ко всем печалям, сопровождающим нас на протяжении всей нашей жизни. Ведь, пожалуй, кроме самой жизни, прожитой нами, каковой бы она ни была, и нет ничего более значимого...

Голубой шарик

Девочка плачет шарик улетел
Ее утешают а шарик летит…

Девушка плачет жениха все нет
Ее утешают а шарик летит…

Женщина плачет муж ушел к другой
Ее утешают а шарик летит…

Плачет старуха - мало пожила
А шарик вернулся и он голубой.

1957 год.
Булат Окуджава

     

Сегодня мы зарядимся позитивом, раскрасим свою жизнь и окружающий мир яркими красками, создадим разноцветное настроение! Помечтаем,  ведь мечта не может исчезнуть бесследно, она существует независимо, сама по себе, и может много лет спустя вернуться в прежнем образе»

Тема: «Разноцветное настроение»

Цели: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и укрепления психологического здоровья педагогов

Задачи:

-обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;

-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;

-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;

-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, слайдовая презентация, цветные карандаши,  раздаточный материал  (камни), «розовые очки», краски, мультфильм «Веселый цыпленок»

Семинар «Разноцветное настроение» ориентирован на педагогов.

Количество участников: 25-30 человек.

Данная система включает в себя несколько направлений:

- игры и упражнения;

- арт-терапевтические техники (мульттерапия, библиотерапия, изотерапия);

- релаксационные методики

Это  в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию

Структура семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

Этап II. Упражнения:

-мультфильм «Веселый цыпленок»

- упражнение «Розовые очки»;

-упражнения «Гимнастика мозга»;

-мини мастер-класс «Роспись по камням»;

-упражнение «Рефрейминг»

-коллаж «Весенний букет»

Этап III. Рефлексия семинара.

Ход семинара:

Этап I.  Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

  Специалисты сферы образования в большей степени подвержены риску эмоционального выгорания в связи  с использованием в работе с людьми ресурсов своей психики.

           В практической деятельности таких специалистов возникает проблема профессиональной деформации, более известная как «Синдром эмоционального выгорания» (далее – СЭВ).

«Синдром эмоционального выгорания»:

-это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека;

-этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

В основе возникновения эмоционального выгорания лежит ряд основных причин:

1. Личностные, т.е. некая предрасположенность личности к эмоциональному выгоранию – заниженная самооценка, пессимизм, трудоголизм, перфекционизм и пр.

2. Организационные, связанные с условиями труда специалиста, ритмом работы и технологиями ее выполнения.

3. Ролевые, связаны с необоснованно предъявленными требованиями к специалисту, неопределенностью его роли и статуса в коллективе и пр.

При этом, учитывая вышесказанное важно отметить, что специалист с эмоциональным выгоранием может «передать» свое состояние коллегам и даже детям, с которыми он непосредственно работает.

Однако на эмоциональное выгорание можно посмотреть как на особый механизм психологической защиты, проявляющийся в форме некого исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. В таком случае выгорание носит конструктивный характер, поскольку позволяет педагогу контролировать свои эмоции и экономно расходовать энергию своей психики.

Симптомы появления СЭВ:

-чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-рассеянность, раздражительность;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

-ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

-сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

-постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

-дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;

Профилактика профессионального выгорания:

1.Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

2.Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Способы саморегуляции:

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном- отвлечение;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физические нагрузки переключают эмоции ;

-рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

-мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

-«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-вдыхание свежего воздуха;

-чтение стихов или молитв;

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

            Эмоциональное выгорание, как и любые другие проблемы, лучше предотвратить,  чем бороться с их последствиями.  Поскольку мы имеем дело с эмоциями, то одним из прекрасных средств профилактики эмоционального выгорания является метод арт-терапии. Но самое главное-позитивное мышление, умение находить позитивные моменты в различных ситуациях. Сегодня мы будем позитивно мыслить, релаксировать, восполнять собственные ресурсы позитивным мировосприятием, любить, холить, лелеять себя. Раскрасим мир в разноцветные краска!

 Этап II. Упражнения:

1) «Веселый цыпленок»: будем воспринимать окружающий мир позитивно: «Какое все красивое!!!»

2) «Розовые очки»: «У меня в руках волшебные очки. Это розовые очки. Смотрим друг на друга сквозь розовые очки и говорим: «Олечка! А я и не знала, что ты такая…..и называть какое-либо нестандартное качество человека»

3) «Кнопки мозга» (кинезиология)

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний из натуропатии, физиотерапии, акупунктуры,  восточной медицины, гомеопатии и т. д. С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух,  воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние. 

Упражнение "Крюки"

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы  сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.

Упражнение "Ухо — нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение "Святоша"

Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение "Лобно-затылочная коррекция"

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 

Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении. 

«Кулак-Ребро-Ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямлённая ладонь на плоскости стола. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Упражнение развивает межполушарные связи, улучшает память, концентрирует внимание. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, после выполнения детьми задания.

Упражнение «Сова»  Правая рука захватывает левую надкостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы "приклеенной" к мышце.  Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят "ух". Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом "уханье" округляются, как у совы. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.

3) Мини мастер-класс «Роспись по камням».

 «Уважаемые коллеги! Тема нашего мини мастер-класса сегодня – «Роспись по камню». Совместно с вами мы познакомимся с  приемами   рисования на камне или гальке, а  в процессе практической деятельности вы освоите азы рисования на таком необычном материале как камень и галька.
Надеюсь, что  этот мастер-класс  поможет вам использовать в своей работе этот нетрадиционный материал для развития творческих способностей детей.
Итак,
 камень был, наверное, первым предметом, который человек взял в руки осознанно. Использовать его как основу для творчества люди стали тоже очень давно.   Галька имеет чрезвычайно широкий спектр применения. Одни используют ее для строительства, другие для декора и облицовки. Однако ничто не делает камень таким ярким и привлекательным, как роспись гальки.
Для того чтобы создать своеобразное и оригинальное произведение искусства, используют разную по форме и размерам гальку.
Роспись речной гальки зачастую осуществляется акриловыми красками. Эстетичный художественный вид камня, после росписи, позволяет использовать его в качестве сувениров, украшений интерьеров и памятных подарков. Сегодня это модное направление творчества и главное доступное любому желающему. 
Техника очень простая, и человеку, рисующему,  вряд ли здесь будет открыто что-то новое. Скорее всего, человек рисующий сделает это аккуратнее и выразительнее. Так что мастер-класс для тех, кто никогда подобным не занимался, хотел попробовать, но  не знал, с чего начать»     Изготовленные расписные камни мы  будем использовать при оформлении клумб на территории школы.

4) Упражнение «Рефрейминг»

        Рефрейминг - это прием, который широко используется в нейролингвистическом программировании для изменения восприятия, отношения к какой - то травмирующей ситуации, мышления, поведения. В дословном переводе с английского означает изменение рамки у картины.             

     На эту тему очень много написано. Приведем пример самой простой, но чрезвычайно эффективной техники.
      Берем лист бумаги и составляем список всех негативных событий в своей жизни. Все, что сможете вспомнить из того, что вас расстроило, вызвало неприятные эмоции. Потом необходимо найти три пользы для себя в каждом из этих событий

Поначалу это будет очень трудно, но со временем ваш мозг научится это делать автоматически. И тогда вдруг окажется, что вы живете в прекрасном мире среди прекрасных людей! Не верите? Проверьте!

Пример:
Бензин подорожал! 
1. Надо придумать, как зарабатывать больше!
2. Начну ходить пешком больше, а то стал поправляться от сидячей работы.
3. Буду меньше ездить на машине, меньше будет затрат на ремонт и обслуживание (всякие масла, спец жидкости и другие расходники)

Многие анекдоты – прекрасный пример рефрейминга:

Жили были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист,  а другой – такой же неисправимый пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира: одному на рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: «Ну вот, опять ненастоящая…» Оптимист: «А ко мне!!!! Настоящая прибегала!!! Только побегать убежала!»


 Адриатика. Местная утлая лодчонка, доставшаяся по наследству от деда.  В лодке три человека: один постоянно вычерпывает воду, двое других вытаскивают латанные-перелатанные сети с богатым уловом. 

По соседству стоит роскошная белоснежная океанская яхта. На корме загорает топ-модель. На носу владелец яхты с супермодным навороченным спиннингом. Ловит по одной малюсенькой рыбке в час. Он с тоской смотрит на большой улов местных рыбаков и обиженно молвит: - Ну почему одним все, а другим ничего?

- Доктор, вечерами я никак не могу заснуть, потому что думаю о тысяче дел сразу! 

- В таком случае рекомендую вам выпить перед сном порцию касторки.
- И что, сразу засну?
- Нет, конечно, но зато будете думать только об одном.

 Ничто так не бодрит с утра, как осознание того, что ты проспал! 

Я, наконец-то, получила долгожданное замшевое пальто.

- Поздравляю. Где взяла?
- Побрила песцовую шубу...

— Рабинович, говорят, вы большой интриган?
— Да, а кто это ценит...

 Отец говорит сыну:- Ну что это за жизнь - лежишь целыми днями на диване, смотришь телик, девок домой водишь, ешь чипсы, пьешь пиво...

- Папа, я не понял, ты вот это сейчас меня критикуешь или завидуешь?

Новинка! Суперкрем для лица! Он не только делает вашу кожу нежной и гладкой, но и вызывает глубокие морщины зависти у ваших подруг!

 

Мадам, я вчера слышал ваше пение.
– О, что вы! Я просто убивала время!
– Вы выбрали страшное оружие, мадам.

 
Из анекдота:

На пеньке стоит ёжик и кричит: «Я сильный! Я сильный! Я сильный!». Мимо проходил медведь, послушал ёжика и дунул на него. Ёжика унесло в кусты. Он встал, отряхнулся и произнес: «Я сильный, но легкий».

Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Заяц, недолго думая, пишет:

- Туп и упрям.

- Но это же характеристика на повышение! – возмущается Лиса.

- А что написать?

- Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».


Поводом для использования рефрейминга контекста могут послужит фразы, начинающиеся со слов: «Я слишком…», «У меня слишком…», «Он слишком…», «Это слишком…» и т.д. Услышав такое заявление, можно прикинуть, в каких контекстах эти качества (свойства) могут быть полезными и предложить человеку новый взгляд (контекст) на вещи, начав со слова ЗАТО…

Я – слишком робкая

- Зато,  мужчинам нравится опекать робких девушек

- Зато, ты такая женственная!

- Зато, такие  женщины настоящая редкость!

- Зато, ты - не конфликтная, с тобой всегда комфортно.

-Зато,  рядом с тобой всегда будет много защитников…. и т.д
Например.

«Я слишком медлительный» - Зато основательный.

«Я слишком много сплю» - Зато потом, на свежую голову, успеваешь сделать больше, чем те, кто спит меньше.

«Я слишком вспыльчив» - Зато откровенен.

«У меня слишком большие уши» - Зато тень от головы красивее.

«Я слишком ленив». - Зато ты не сделаешь лишних ошибок.

 «Я слишком рассеяна» - Зато ты не потратишь время на кучу ненужных дел.

«Я слишком часто торможу и из-за этого упускаю подвернувшиеся возможности» - Значит, с тормозной жидкостью у тебя все нормально.

Для рефрейминга контекста надо иметь в запасе как можно больше пар слов или фраз, означающих одно и то же действие или качество, но с разной оценкой.

Например:

- лень – экономия энергии;

- жадность – бережливость;

- занудство – настойчивость;

- раздражительность – эмоциональность;

- доносчик – социально активный;

- безвкусный – оригинальный;

- истеричная – эмоциональная;

- лживость – дипломатичность;

- наглость – настойчивость;

- вороватость – домовитость;

- карьерист – человек, который хочет многого достигнуть в жизни и т.д.

Рефрейминг контекста помогает осознать, что многие «слишком» весьма относительны, и на самом деле человека мучает не само качество, а отношение к нему.

Как ни удивительно, стоит человеку изменить взгляд на свое «слишком», и взаимоотношения с людьми становятся значительно проще. Люди на самом деле воспринимают нас в зависимости от состояния, в каком мы находимся.

 

Рефрейминг смысла – суть его в том, чтобы придать иное значение не очень приятному опыту. Это процесс переоценки значения какого-либо события без изменения контекста, в котором оно расположено.

 Это может напоминать ситуацию, когда вы вдруг узнаете, что та «мазня», которая сто лет висела в доме вашей бабушки, вдруг оказывается произведением искусства кисти известного художника.

Рефрейминг смысла – это один из инструментов в работе с ограничивающими убеждениями, он помогает изменить причинно-следственные связи.

Например.

«Неудача – прекрасный шанс научиться чему-то, чего вы раньше не замечали»  

 «Уж очень легко я отношусь ко всему на свете» - Ну что ж, я припоминаю, сколько моих друзей заработали себе сердечные приступы, потому что слишком реагировали на разные нежелательные просьбы.

«Я не могу сесть на шпагат» - Это хорошо на льду, чтобы ноги не разъезжались.

 «Командир не отпустил меня в отпуск» - Ну и хорошо, из отпуска трудно возвращаться.

«Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать себе платье, она должна осмотреть все, какие есть в магазине и сравнит их между собой» - Значит, она тщательно принимает решения. Как Вам должно быть повезло, что из всех мужчин на свете она выбрала именно Вас.

«Моя девушка вышла замуж за моего друга» - Значит это не твоя девушка и не твой друг.

«Меня бесит, что моя свекровь всегда меня учит» - Благодари Бога, что тебя, а не твоего мужа за твоей спиной.

Таким образом, рефрейминг – это в первую очередь способ мыслить, воспринимать ситуацию с совершенно разных точек зрения; овладение навыком рефрейминга открывает широкие возможности оценивать любую ситуацию всесторонне, видеть в ней более одной грани. Иногда достаточно сказать человеку: «Ты не жадный, ты бережливый», - и, если это соответствует его карте, высока доля вероятности того, что рефрейминг сработает.

Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию, иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой, он не обязан быть приятным, иногда он может быть просто шокирующим, но этот шок может помочь человеку выйти за пределы ограничений, посмотреть на событие с другой стороны. Рефрейминг содержания не меняет ни самого поведения, ни желаний. Он меняет только отношение к чему-то значимому для человека, а что именно делать с уже новым взглядом на ситуацию человек выбирает сам.

Рефрейминг позволяет преобразовывать не только чужие проблемы, но и отсекать «наезды», когда в адрес человека допускаются неэкологичные высказывания.

Например.

«Ты вспыльчивая» - Зато мужчинам нравятся страстные женщины.

«У тебя косоглазие» - Зато легкая раскосость придает мне особый шарм.

Умение играть словами может очень пригодится в жизни. Во-первых, всегда можно переоценить свои собственные поступки. Во-вторых, задавать ту оценку событий, которая, по собственному мнению, кажется более полезной и правильной.

Примеры:

У нас карантин по поводу профилактики инфекционного заболевания: ….

6. Коллаж «Весенний букет»: на ватмане педагоги создают весенний позитивный букет, букет хорошего настроения и записывают пожелания.

Этап III. Рефлексия семинара. Притча «Так будет не всегда».

Старый мудрый китаец шёл по заснеженному полю, когда увидел плачущую пожилую женщину. 
— Почему вы плачете? — спросил он. 
— Потому что я думаю о своей жизни, молодости, красоте, которую я видела в зеркале, и о мужчине, которого я любила. Бог жесток, что дал способность помнить. Он знал, что я вспомню весну своей жизни и заплачу. 
Мудрец стоял на снежном поле и пристально смотрел в одну точку и думал. Неожиданно женщина перестала плакать: 
— Что вы видите там? — спросила она. 
— Поле роз, — ответил мудрец. — Бог был великодушен ко мне, когда он дал мне способность помнить. Он знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и
 улыбнуться.

      Желаю вам помнить весну, позитивные моменты жизни, верить в свои силы, видеть хорошее окружающем.

      Желаю вам здоровья, успехов, стремления не поддаваться профессиональным рискам и эмоциональному выгоранию. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку, позитивно смотрите на мир, своевременно восполняйте  свои ресурсы. Любите себя!

Спасибо за внимание. Благодарю всех за работу!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Влияние положительной эмоциональной настроенности ребенка на учебную деятельность

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Это объясняется тем, что эмоцион...

Слово - характер, настроение

презентация - анкета для учеников, родителей,  слова-паразиты...

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Пособие для ученика "Словарь чувств и настроений"

Мною на материале словарей разработано пособие для учеников "Словарь чувств и настроений". Очень помогает дятям при написании различных сочинений....

Классный час на тему «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ»

Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути. А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость?...

Программа окружного семинара по профилактике антивитальных настроений среди обучающихся

Семинар был проведен в рамках работы в ЦПМСС "Ново-Переделкино" окружной стажировочной площадки по профилактике суицидального поведения среди обучающихся...