Технологии развития критического мышления в обучении чтению
статья
В статье даны практические советы по применению ТРКМ на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trkm_v_obuchenii_chteniyu.docx | 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления в обучении чтению
Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. [1]Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности и его целью является получение и переработка письменной информации. Навык чтения относится к сложным речевым навыкам, так как опирается на работу нескольких анализаторов: артикуляционного (или речедвигательного), зрительного и слухового. В общеобразовательной школе чтение является и целью обучения, и средством.
С психологической точки зрения факторами, формирующими навыки чтения, являются: механизм внутреннего проговаривания, антиципация (или вероятностное прогнозирование), механизм восприятия и воспроизведение полученной информации, который имеет тесную связь с механизмом памяти. [3]
Существуют различные виды чтения: по психологическим особенностям речемыслительных процессов[4], по принципу выполнения, по форме осуществления процесса чтения, по цели и другие. Особое внимание в школьном образовании уделяется чтению вслух и про себя. Обучение чтению вслух, как правило, осуществляется в начальной школе и целью этого вида чтения является техника чтения, формирование произносительных и интонационных навыков. Формирование навыков чтения про себя начинается в средних классах общеобразовательной школы.
Чтение про себя (или ещё его называют тихое чтение) является целью обучения чтению на английском языке в общеобразовательной школе. В зависимости от цели выделяют четыре вида чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее и просмотровое. К моменту получения основного (общего) образования выпускник должен овладеть зрелым чтением, то есть владеть навыками ознакомительного, поискового, изучающего и просмотрового чтения.
Просмотровое чтение даёт общее представление о содержании текста. Целью данного вида чтения является общее представление о содержании текста, главной идее, которую автор предполагает донести до читателя. Выполняя задание по просмотровому чтению, читателю бывает достаточно прочитать только первый абзац, ключевые слова или тезис, чтобы понять тему и о чём говорится в тексте.
Ознакомительное чтение можно назвать познавательным чтением. Это чтение «для себя» без постановки цели заранее на какое-то дальнейшее использование извлечённого содержательного материала. Основной задачей ознакомительного чтения в результате быстрого прочтения текста может быть извлечение основной проблемы, идеи, важных событий, выяснение каким образом решается та или иная проблема в тексте.
Изучающее чтение (аналитическое, рефлексивное, углубленное) имеет своей целью полное и близкое к содержанию текста понимание, требует критического осмысления текста.
Поисковое чтение нацелено на прочтение газетных статей и специализированной литературы. Главная задача поискового чтения – нахождение определённых фактов, цифровых данных. Оно требует от читателя быстрого ориентирования в логической и смысловой структуре текста.
В настоящее время существует большое количество методик обучения чтению в общеобразовательной школе. Широкое применение в традиционном обучении нашла методика обучения чтению Е.А. Маслыко, суть которой заключается в трёхэтапной работе над текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. [5] Основная цель предтекстового этапа: постановка цели и задач чтения, формирование мотивов и прогностических умений, актуализация прошлого опыты, знакомство с ключевыми словами. На текстовом этапе – чтение и обработка информации в соответствии с установкой. Цель послетекстового этапа – формирование аналитических, репродуктивных умений и личностного отношения к текстовой информации.
Но на сегодняшний день основной задачей современного образования является воспитание мыслящей и самостоятельно принимающей решения личности. Для решения поставленной задачи российским образованием широкое применение нашла технология критического мышления, авторами которой являются американские учёные Ч.Темпл, К.Мередит и Д.Стилл. В российской методике обучения чтению большой вклад во внедрение технологии критического мышления внесли методисты и педагоги С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская, А.К.Григорьева, И.И.Московкина. Структура технология критического мышления трёхфазовая: 1) вызов; 2) осмысление; 3) рефлексия. Рассмотрим подробнее методы развития критического мышления, такие как: таблица «Инсерт», стратегия «Фишбон» и «Идеал».
Метод «Инсерт» (авторы: Воган и Эстес) используется на стадии осмысления путём маркировки текста: «v»- уже знал, «+» - новое, «-» - думал по-другому, «?» - не понимаю или имеются вопросы. Во время чтения текста учителю необходимо дать обучающимся задание делать на полях пометки, а по окончанию прочтения текста сделать таблицу, заголовками которой будут те же самые значки. Прочитанная информация заносится в таблицу тезисами из текста. [6]
Правила «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»:
1.Ставьте значки «v», «+», «-», «?» походу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям до прочтения, вспомните, что вы знали поданной теме ранее. Количество значков может увеличиться.
2.Вторым этапом после прочтения будет заполнение таблицы «Инсерт». Для заполнения таблицы обучающимся необходимо будет вновь вернуться к тексту.
Использование приёма и таблицы «Инсерт» формирует вдумчивое и внимательное чтение, сделает ощутимым процесс накопления информации и путь от имеющихся знаний к приобретению новых.
Стадию вызова можно осуществлять различными способами, в том числе и всем известными, например: ключевые слова, которые нужно расставить в определённой последовательности, составить рассказ, расширяя данный материал на стадии осмысления.
Стратегия решения проблем «Идеал» была создана Дж.Брэмсфордом и может применяться для работы с текстами на стадии вызова. В работе с данной стратегией обязательно учитывается опыт обучающихся. Этапы работы направлены на расширение представления по данной проблеме.
Основные этапы стратегии «Идеал»:
1.Представьте проблему в виде вопроса, который должен начинаться со слова «Как?» и ни в коем случае не должен содержать частицы «не».
2.Скажите, что важного и интересного вы уже знаете по теме?
3.Предложите как можно больше вариантов решений по данной проблеме. Этот этап работы осуществляется при помощи «Brain Storming». Здесь запрещено критиковать. Приветствуется количество – чем больше, тем лучше.
4.Выберите из всех вариантов на ваш взгляд три самых важных способа решения проблемы.
5.Какой из выбранных способов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? [6]
Предлагается использовать таблицу для работы с художественным текстом.
1.Какую главную проблеме должны решать главные герои? | |
2.Какой важной информацией снабдил вас автор? | |
3.Что ещё вы знаете, что помогло бы решить проблему? | |
4.Каковы три главных способа решения проблемы? | |
5.Какой из выбранных способов наилучший? Почему? |
После заполнения таблицы учащиеся сообщают, какое решение проблемы предлагает автор и как они поступили бы, чтобы решить данную проблему.[6, с.39-41]
«Фишбон» – методический приём, который можно использовать как в групповой работе на уроке, так и в индивидуальной. Смысл данного методического приема заключается в установление причинно-следственных связей между анализируемым объектом и факторами, которые влияют на этот объект. Попутно методический приём позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Рис.1[2,]
Голова рыбы – проблема, то есть тема, которую нужно рассмотреть. Верхние косточки рыбы – причины возникновения проблемы. Нижние косточки – факторы, подтверждающие наличие данной проблемы. Хвост – выводы, ответ на поставленный вопрос.
На уроке, на стадии осмысления, обучающимся даётся текст на прочтения. Если работа индивидуальная, то текст может быть один. При групповой форме работы тексты могут быть разными. «Фишбон» может быть как цветным с использованием современным технических средств, так и просто изображенным на ватмане. Форма изображения – горизонтальная или вертикальная.
«Фишбон» разрезают на части по количеству тем. Каждая группа заполняет свою часть – описывают проблему, информация о которой содержится в теме. По окончании работы каждая группа представляет проделанную работу и тем самым восстанавливают рыбный скелет. Группа аналитиков выслушивает все презентации, записывает все полученные выводы на хвосте скелета.
Схемы Фишбон дают возможность учителю и обучающимся:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
Рассмотрим применение активных методов обучения чтению «Инсерт» на примере фрагмента урока английского языка в 6 классе модуля 7 (УМК «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной, Д.Дули и других авторов) по теме «Spotlight в России: «Слава». Сообщение». Целью урока является развитие умений изучающего чтения на основе биографии известного поэта России XIX века А.С. Пушкина.
Всем известно, что ребята в таком возрасте уже немного знакомы с творчеством А.С.Пушкина: читали сказки, учили небольшие поэтические произведения. Поэтому после постановки цели урока, на стадии вызова, как вариант, вы можете задать вопрос учащимся «What information would you like to learn about A.S.Pushkin from his biography?» Ответы школьников могут быть различными, но их все следует записать на доске, так как все тезисы учащихся являются стратегиями в чтении. Вот примерные ответы учеников:
1)date of birth; 2)school years; 3)his works; 4)how many children; 5)his death.
На стадии осмысления учащиеся читают текст про себя. Предварительно следует объяснить учащимся, что в процессе работы им нужно отметить в тексте некоторые моменты значками: «v» - уже знал, «+»– новое, «-»– думал иначе, «?»– не понял, есть вопросы. После прочтения текста обучающиеся заполняют таблицу, столбцы которой имеют такие же заголовки.
«v» | «+» | «-» | «?» |
Alexander Pushkin was born on 6th June 1799. He got married Natalia Goncharova. He's Russian's greatest poet and national pride. | He wrote his first poem at the age of 8 and published his first poem at 15. A. Pushkin was only 37 when he died. | His famous plays were Boris Godunov, Eugene Onegin, The Bronze Horseman and the Stone guest. | His work was different from the other writers and got him into trouble with the tsar and the government. |
На стадии рефлексии можно спросить ребят, что они знали и что нового они узнали об А.С. Пушкине. После фронтального опроса можно попросить учащихся по желанию рассказать всё, что им запомнилось из текста о великом русском поэте.
Данный приём является эффективным в плане обучения чтению, потому что он вовлекает каждого учащегося в отдельности в работу, учит их критически осмысливать информацию и оценивать свою работу.
Развитие навыков критического чтения позволяет найти свой собственный образовательный маршрут, как при изучении отдельных тем, так и для решения стратегий образования в целом: развитие способности к самореализации и дальнейшему самообразованию.
И, наконец, это именно та технология, которая способствует развитию коммуникативной культуры. В процессе работы учащийся чувствует ценность своей работы, своё единение с другими и в тоже самое время идёт постоянный процесс самооценки, повышения мотивации к учению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ариян А.М., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты / Учебное пособие – М.: Флинта: Наука, 2017. – 224с.
2.Бойко О. Метод «Фишбон» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714 (Дата обращения 03.01.2017)
3.Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учебное пособие - 3-е издание, стереотипное – М.: Флинта: Наука,2017. – 176с.
4.Клычникова З.И. Психология чтения / Психологические основы обучения чтению // ИЯШ. – № 8. – 2012. – С. 54-62.
5.Маслыко Е.А, Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / 5-е издание, стереотипное. – Минск. Высшая школа, 1999. – 522с.
6.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / 2-е издание – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания
P { margin-bottom: 0.21cm; } Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) через чтение и письмо в системе развивающего обучения на уроках истории и обществознания(из опыта работ...
Развитие критического мышления при обучении чтению и письму.
Статья "Развитие критического мышления при обучении чтению и письму"....
Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.
Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....
Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.
Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и не просто получение знаний, а главное - способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно добывали з...
Технология развития критического мышления на основе чтения и письма
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий сотрудничества и разви...
Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).
Упражнения, используемые в технологии развития критического мышления при обучении чтению(часть урока).[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24041527","attributes":{"alt":"","class":"media...