Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.
методическая разработка по английскому языку (7 класс)
Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и не просто получение знаний, а главное - способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания из материала учебника, обменивались мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, совместно решали поставленные задачи.
В данной ситуации учителю гуманитарного цикла может прийти на помощь технология развития критического мышления, которая выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием использования проблемного и продуктивного обучения с эффективными методами и приемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._zhelonkina_n.e._1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.
В настоящее время перед учительством стоит два основных вопроса: чему учить и как учить. Если в решении первого нам помогают государственные стандарты и рабочие учебные программы, то вот со вторым вопросом дело обстоит куда сложнее: учителя остались с ним один на один. А ведь от умения найти правильный ответ будет зависеть не только успешность сдачи нашими воспитанниками экзаменов в 9 или 11 классах, но и результат обучения в целом. Поэтому найти этот ответ предоставляется мне наиважнейшей задачей.
Однако разрешение данной задачи осложняется введением в массовой общеобразовательной школе новых форм контроля знаний – тестов, диагностирующих результат учебной деятельности, который при нынешнем поколении детей с низкой или отсутствующей учебной мотивацией, практически не читающих, зачастую отсутствует или является крайне низким.
Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и не просто получение знаний, а главное - способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания из материала учебника, обменивались мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, совместно решали поставленные задачи.
В данной ситуации учителю гуманитарного цикла может прийти на помощь технология развития критического мышления, которая выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием использования проблемного и продуктивного обучения с эффективными методами и приемами.
В течение уже нескольких лет мною применяется и, как мне кажется, довольно успешно эта технология. И мне захотелось поделиться моими наработками в этой области на примере учебника SPOTLIGHT для 7 класса (авторы Ю.Е.Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко).
Технология развития критического мышления предполагает наличие на уроке трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии. Но совершенно необязательно использовать на одном уроке одновременно все этапы. Хочу привести лишь некоторые примеры применения приемов этой технологии, которые нашли отклик у меня и моих подопечных.
На стадии вызова мы с моими учениками часто составляем кластеры, что позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Алгоритм действий прост: посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «ядром» темы, а затем вокруг этого слова за определенное время записываются слова - ассоциации с ним по типу модели «планета и ее спутники». В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Составление кластеров может выполняться как индивидуально каждым учащимся, так в паре или в группе, которые по окончанию работы сравниваются и дополняют друг друга.
Вот всего лишь несколько примеров составленных моими ребятами кластеров.
Модуль 1 a A city mouse or a country mouse?
CITY: crowded street, a lot of cars, heavy traffic, noise, polluted air, public transport, high building, a lot of places to see, cinemas, theatres, big shops…
COUNTRY: forest, river, fresh air, few cars, nature, gardens, kitchen gardens, domestic animals, low building, vegetables …
Модуль 2 Bookworms
LITERATURE: novels, poems, tales, fairy tales, adventure, science fiction, humorous story, author, writer, characters, classic, plot, poet, dramatist, novelist, mystery, detective stories, literary genres, plays, create, read
Модуль 3 a Lead the way!
HOBBIES: reading, collecting stamps (coins), sewing, playing chess (football, basketball, volleyball), skating, skiing, boxing, painting, drawing, singing, dancing, knitting, driving, playing computer games …
Однако применение кластеров может использоваться и на других этапах урока.
Что касается 2 стадии - этапа осмысления, то при работе с разделом Culture Corner можно использовать замечательный прием «З – Х- У».Читая страноведческий текст, ученики заполняют в таблице следующие графы: Знал – Хочу узнать – Узнал. Привожу примеры таких заполненных таблиц.
Модуль 3 d The Yeoman Warders
знаю | хочу узнать | узнал |
1.the Tower of London is one of the famous places of England; 2.a lot of tourists visit this place every year; | 1.to know exactly where the name «Beefeaters» come from; 2. there are 8 black ravens-why? | 1. 36 Yeoman Warders are here, they should be in the armed forces for 22 years or more; 2. the Yeoman Warders are called Beefeaters; 3.there are 8 black ravens here; |
Модуль 4 d Teenage Magazines
знаю | хочу узнать | узнал |
1.they can help teens solve their problems; 2.boys and girls read different magazines; | 1.read UK magazines for teens; 2.to learn teen language that these magazines contain; | 1.many teens buy magazines just for the problem page; 2.these magazines contain a lot of language that only teens use; |
Модуль 6 d Theme Parks
знаю | хочу узнать | узнал |
1.have heard of LEGO; 2.you can build everything with LEGO bricks; | 1.to see Miniland USA; 2.to know about other theme parks in the USA; | 1.there is Legoland in California; 2.you can travel to Dino’s island in Legoland in California; 3.you can visit Fun Town; 4.everyone’s favourite is Knights’ Kingdom; 5.20 million LEGO bricks form models of American landmarks; |
Этот прием позволяет логико-смысловому структурированию материала. Он также дает возможность вовлечь в работу всех учащихся, вызвать интерес к материалу читаемого текста и мотивирует на желание узнать больше.
Хочу сказать и о таком приеме, как синквейн, который чаще используется на стадии рефлексии как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность обобщать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких, но кратких выражениях. Не буду останавливаться на правилах написания синквейна, а приведу опять примеры составленных моими учениками таких стихотворений.
Модуль 6 b Teen Camps
Camps
active, spactacular
swim, hike, discuss
I’d like to visit one of them
unforgettable
Модуль 7 b DVD frenzy
Films
great, popular
watch, enjoy, discuss
the best way to spend free time
fantastic
Модуль 9 a You’re what you eat
Food
low-fat, healthy
eat, drink, take away
you’re what you eat
deliсious
В заключении хочу сказать, что использование на уроках приемов ТРКМ позволило моим ученикам достичь определенных положительных результатов, предоставив каждому обучающемуся возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить более глубокие знания и успешно их применять на практике в новых ситуациях, пробудить интерес узнать новое, а главное – раскрыть потенциальные возможности каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в 10 классе показывается использование данной технологии....
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах
Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....