1. Организационный момент, включающий: Подготовка учащихся к работе на уроке, взаимное приветствие с целью установления эмоционального контакта с группой. Выполнение самомассажа с целью стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, нормализации мышечного тонуса данных мышц. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Проводит с детьми упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата. -Здравствуйте. Поздоровайтесь с гостями. Давайте настроимся на хорошую работу. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем успехов! Сейчас сядет тот, кто правильно повторит цепочку слов.
Холод- холодный- похолодало Снег- снеговой- снеговик Зима- зимний- зимовать Мороз-морозный-морозить
Проводит рефлексию на начало урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – готовы активно работать. Зеленый цвет –готовы работать. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое. Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! Отложите выбранные вами полоски в сторону, чуть позже мы к ним вернемся. | Выполняют упражнение, направленное на установление взаимопонимания, создание благоприятного психологического климата Выполняют упражнение, направленное на развитие памяти и внимания
Определяют свое эмоциональное состояние через показ символа.
| Учебно-познавательные компетенции |
2.Вводная часть урока Организовать познавательную деятельность учащихся. Привлечь внимание и вызвать интерес к происходящему. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Проводит беседу о временных представлениях у детей. Напомните, какое время года? Ребята, а какой сейчас месяц? (дети называют месяц) Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? На улице прохладно. Давайте согреем наши руки. Предлагает и организует самомассаж мышц лица и ушных раковин, сопровождая его стихотворным текстом. Если замерзают руки, начинаем их тереть. Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть. Bот понемногу согрелись ладошки. И горят, как от огня, Вот, потрогайте меня!
Предлагает и организует правильность и четкость выполнения дыхательной гимнастики. На календаре уже весна. Скоро начнет пригревать теплое солнышко и будет таять снег, капать капель. У вас на столах лежат капли. Давайте подуем на них. Сядьте правильно, спины выпрямите, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Щеки не надуваем. Подул сильный ветер, подул слабый ветерок.
Предлагает и организует правильность и четкость выполнения артикуляционной гимнастики. На логопедических занятиях мы учимся красиво и правильно говорить. Давайте сделаем гимнастику для губ и языка. Возьмите зеркала. Давайте покажем, как мы радуемся весне. Улыбнемся, пропоем песенку из гласных И-У-О-А-Э, И-У-О-А-Э, И-У-О-А-Э Солнышко проснулось (Окошко, 8 раз). Растопило сосульки (Иголочка, 8 раз) И зазвенела капель кап-кап-кап. Большие капли КАП-КАП-КАП-КАП-КАП. Маленькие капли кап-кап-кап-кап-кап. Застучала капель и по крышам (Барабанщик, 8 раз) Подул весенний ветерок (Трубочка, 8 раз) Тучка медленно закрыла солнце (Рот открыт, медленно закрывают на счет, 8 раз)
Организует и демонстрирует пальчиковую гимнастику. Чтобы красиво писать, сделаем гимнастику для пальцев. В гости к пальчику большому В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок, Постучался на порог. Вместе пальчики-друзья, Друг без друга им нельзя. Откройте тетради, запишите число. | Отвечают на вопросы педагога о временных представлениях.
Выполняют самомассаж по показу: Медленно растирают ладошки, Медленно, потом все быстрее, Прикасаются ладони к щекам.
Выполняют действия дыхательной гимнастики за учителем
Выполняют действия артикуляционной гимнастики за учителем
Выполняют артикуляционные упражнения: «Окошко», «Иголочка», «Барабанщик», «Трубочка».
Выполняют пальчиковую гимнастику с использованием массажёра Су- Джок.
|
|
3. Введение в тему занятия Постановка цели и задач урока/занятия, включающая: Фиксация учебной задачи, фиксация учебной цели. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Предлагает определить цель и задачи урока через родственные слова с корнем род. Скажите, у каждого из вас есть семья? Назовите членов вашей семьи: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка. Как другими словами можно назвать членов одной семьи? (родные люди, родственники). В семье родственники похожи друг на друга, не одинаковые, а похожи. Дочка похожа на маму, мама – на бабушку, у сына папины глаза, походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на них. Семьи бывают большие и маленькие. Оказывается, родственники есть не только среди людей, но и среди слов. Чем же похожи слова-родственники? Что их объединяет? Послушайте стихотворение. Если скажут слово родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, родная улица, Толстый тополь у ворот. Вся родня моя любимая, Родственники здесь и там!.. Родина бывает разная, Но у всех она одна! (По ходу чтения вывешиваю на доску слова: родня, родная, родственники, Родина). Выделите в словах корень. Что общего в этих словах? Давайте объясним значение слов?
Что объединяет эти слова? Вывод: эти слова объединяет общий корень -род- и общее значение, общий смысл (родство, кровное родство). Кто помнит, как называются слова с общим корнем и общим значением? Прочтем правило.(На доске). Родственные слова похожи по звучанию и по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть – корень слова, в котором заключено его значение.
Кто понял, какая тема нашего занятия?
Чему будем учиться?
|
Называют членов своей семьи Родственники
Корень Родня - родственники Родная –близкая, своя, находящаяся в кровном родстве (про людей) Родственники-те, кто находится в родстве (родня). Родина- страна, в которой человек родился. Родная страна.
Родственные слова.
Родственные слова
Будем учиться находить, образовывать родственные слова. | Предметные компетенции |
4. Работа с родственными словами Повышения интереса обучающихся к изучаемой теме путем создания ситуации успеха в обучении (создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения). Научить выделять корень в словах, видеть общий корень, определять общее значение родственных слов. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
В русском языке очень много групп родственных слов. Вы сейчас поможете мне определить, с какой группой родственных слов мы будем сегодня работать. В начале урока вы выбрали полоски, которые соответствовали вашему эмоциональному настроению. Возьмите эти полоски, переверните. Сложите из этих букв слово. И вы узнаете, с какой группой родственных слов мы будем сегодня работать. Возьмем слово "друг" Поместим его в корень нашего «словарного дерева». Объясните значение слова друг? Это кто? Со словом друг связано все, что касается хороших, близких отношений между людьми. Запишите слова в тетради. Обозначьте корень.
В течение урока мы с вами заполним наше словарное дерево однокоренными словами, образованными от слова друг. Первое задание. Чтобы узнать, о каком слове идет речь, вам нужно взять приставку по- соединить с корнем –друг-, добавьте окончание –а. Какое у вас получилось слово? (Прикрепляю на дерево слово подруга). Запиши слово подруга на одной строке со словом друг через запятую. Иногда в корне слова одна буква может меняться на другую и даже не одну. Мы сегодня с вами в это убедимся. Например, в слове друг букву г можно заменить на букву ж или з, чтобы получить другие родственные слова. Назовите друга ласково, для этого замените в слове друг букву г на букву ж и добавьте суффикс ок. Какое слово получилось? (Прикрепляю слово дружок на дерево) Запишите слово дружок в тетради через запятую. Отгадайте загадку. Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссориться не нужно. Ведь всего сильнее … (дружба). (Прикрепляю слова дружба на дерево). Запишите слово дружба в тетради через запятую. Следующее задание. В этом слове каждой букве соответствует своя цифра. Расставьте цифры по порядку, и у вас получится слово. Какое слово получилось? (Прикрепляю слово друзья на дерево). Запишите слово друзья в тетради поставьте точку. А теперь выделите в записанных словах корень.
Что объединяет эту группу слов?
Как называются эти слова? |
Составляют слово друг Друг – человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, симпатией, дружбой.
Подруга- это девочка, женщина, которая связана с кем- либо дружбой.
Дружок – так называют ласково друга.
Дружба- близкие отношения, основанные на доверии, общих интересах. Дружить- находиться с кем- либо в дружеских отношениях.
Общий корень и общее значение
Родственные слова |
|
5. Работа со словосочетаниями, в состав которых входят родственные слова Научить детей подбирать по смыслу слова в словосочетаниях. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Посмотрите на слайд. Перед вами слова, записанные в 2 столбика. Давайте прочтем слова первого столбика. Теперь слова второго столбика. Возьмите карточку № 1 Выделите в словах первого столбика корень. Обратите внимание, в слове дружелюбная два корня. Кто назовет? Почему в этом слове 2 корня?
Объясните значение этих слов.
Скажите, что общего в словах первого столбика?
Как называются слова с общим корнем и общим значением? От какого слова образованы эти слова? Значит, слова дружный, дружеский, дружелюбная являются родственными слову друг. Наше словарное дерево становится еще больше. (Прикрепляю на дерево слова дружный, дружелюбная, дружеский). Соедините по смыслу слова из первого столбика со словами из второго столбика. Прочтите получившиеся словосочетания Дружный улыбка Дружелюбная совет Дружеский класс Проводит двигательно – речевую физминутку для снятия общего или локального утомления ( контролирует четкость и правильность выполнения упражнений).
«Если есть хороший друг» Настроение упало Дело валится из рук… Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем- Настроение поднимем А потом играть пойдем. |
Образовано от двух слов друг и любить. Дружный- связанный дружбой, взаимным согласием. Дружеский – связанный отношениями дружбы, симпатией. Дружелюбная- проявляющая дружеское расположение. У них общий корень (друг-друж) и общее значение: относятся к слову друг, образованы от слова друг.
Родственные слова.
Дружный класс Дружелюбная улыбка Дружеский совет
Выполняют действия физминутки за учителем. -опускают руки вниз - встряхивают кистями, -разводят руками, -разворачиваются лицом др. к другу, -пожимают друг другу руки, -делают глубокий вдох, выдох, -подпрыгивают -бодрый шаг |
|
6. Работа с предложениями, в состав которых входят родственные слова Научить детей изменять правильно форму слова Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции | Следующее задание. Возьмите карточку № 2 Вам нужно закончить пословицу, выбрав из данных родственных слов то, которое подходит по смыслу. ( друг, дружба). Обратите внимание на вопросы и измените подходящее слово по смыслу. Птица сильна крыльями, а человек (чем?) … (дружбой) Не имей сто рублей, а имей сто (кого?) … (друзей) Слова друг и друзья- это формы одного и того же слова. Туго в жизни без (кого?)…(друга) Дерево держится корнями, а человек (кем?) –…( друзьями). Запишите пословицу. Выделите корень в словах, которые вы вставили в предложение. Предлагает и организует правильность и четкость выполнения зрительной гимнастики с использование атрибута. Чтобы вы правильно выполнили следующее задание, нужно быть очень внимательными. Сделаем разминку для глаз. «Глазки». Чтобы зоркими нам быть – надо глазами покрутить. Зорче чтоб глаза глядели, разотрём их еле-еле. Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг. Глазки влево, глазки вправо, Поморгали быстро-быстро. И, дружок, не забывай Отдых глазкам потом дай. |
Выполняют зрительную гимнастику.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Глазами описывают большой круг Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Закрыть глаза. |
|
|
7.Работа с текстом Научить детей находить однокоренные слова в тексте, правильно выделять корень слова |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Возьмите карточку № 3. Прочтем текст. Спишите, найдите родственные слова, выделите корень. Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою. Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою.
И все с другом пополам Поделить мы рады! Только ссориться с друзьями Никогда не надо! |
Находят родственные слова: дружит, дружим, с другом, с друзьями |
Компетенции личного самосовершенствования |
8. Подведение итогов и оценка работы обучающихся, Сделать вывод и подвести итог, как работала группа на занятии, отметить работу учащихся. Оценить эмоциональное состояние детей к концу урока. |
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) компетенции |
Подводит итоги урока. Выясняет, что нового добавил урок к имеющемуся опыту и как можно использовать полученные знания. Какие слова называются родственными?
С какой группой родственных слов мы сегодня работали?
Назовите однокоренные слова слову друг. По очереди. Проводит рефлексию на конец урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока? Возьмите полоски. Покажите. Красный – хорошее настроение, зеленый – спокойное, синий – грустное. Спасибо за работу.
| Отвечают на вопросы.
С одним корнем и общим значением. С группой родственных слов к слову друг
Определяют свое эмоциональное состояние через показ символа.
|
|