Экстремизм в медиапространстве.
статья
Экстремизм как угроза, обыденность и повседневность в медиапространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
К сожалению, экстремизм уже давно не является угрозой для медиапространства. Экстремизм - это обыденность, повседневность. Особенно в социальных сетях и мессенджерах. Там есть открытые призывы, тихое подталкивание, активная агитация и скрытое манипулирование элементами экстремистского толка. При этом, у нас в стране, увы, нет точного понятия и определения экстремизма. В различных источниках понятие экстремизм трактуется по-разному. В федеральном законе РФ № 114 даны предположения, я подчеркиваю, предположения, что обозначает экстремизм.
Это:
− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия, а также нарушение целостности страны;
− оправдание террористических действий перед публикой, включая иные противоправные действия;
− разжигание конфликтов на расовой, религиозной, национальной и социальной почве;
− широкая пропаганда и демонстрация исключительности, превосходства или же унижение человека по принадлежности его к другой расе, религии, социальному положению;
− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что походит на нацистскую символику и атрибутику вплоть до их смешения.
В этом законе, что признают сами авторы, определение сущности экстремизма и квалификация видов экстремистских деятельностей нуждаются в уточнении. Поэтому вносятся поправки, и, даже, как мы знаем, отменяются отдельные, ранее принятые, статьи. Почему? Потому что судебная система допускала нешуточные перегибы, основываясь на размытых статьях Закона.
С моей точки зрения, это одна из основных проблем, которая требует немедленного разрешения, поскольку медиапространство переполнено информацией, которую можно трактовать с одной стороны как критику государственных устоев, а с другой - как экстремистскую деятельность. Как демонстрацию превосходства человека по социальному положению и в тоже время, как обзор жизни звезд или чиновников, как смешение фашистской атрибутики и как поклонение древнеславянским рунам.
Почему я считаю, отсутствие точного определения экстремизма опасным для нас и наших кадет? Потому что сегодня любую детскую ошибку, глупость, забаву, можно выдать за экстремизм. И отвечать придется не тем, кто до сих пор никак не сформулирует до конца статьи Закона, не родителям, которые в большинстве своем не желают заниматься медиавоспитанием и контролем жизни своих детей в медиапространстве, а нам с вами. Потому что мы являемся учебным заведением закрытого типа и 24 часа отвечаем за то, что происходит с кадетами. А у нас, как известно, запрещено пользоваться интернетом и социальными сетями. Однако, у кадет есть аккаунты, они активно обсуждают происходящее в медиапространстве, даже пятиклассники являются подписчиками популярных видеоблогеров. Не все. Но это количество резко меняется в сторону увеличения в шестых и седьмых классах и далее. Парадокс? Нет, естественное движение к плоду запретному, сладкому, который кадеты вкушают без разбора и под пристальным контролем спец.служб. Что делать? Об этом чуть позже.
А сейчас про контроль спецслужб. Деструктивная пропаганда и дезинформация издавна составляют арсенал военно-политических методов государств наряду с классическим оружием. Информационные атаки способствуют слому морального духа и подрыву единства внутри общества. В результате этого еще до начала масштабных боевых действий население может быть не готово к консолидированному сопротивлению. Высшее искусство ведения войны, к которому когда-то призывал китайский мудрец Сунь-цзы, — покорить чужую армию, не сражаясь.
Главным оружием в информационной войне сегодня становятся сетевые технологии, Сети представляют собой специфическую реальность, которую большинство людей до сих пор не осознают. Здесь возможно оказание как краткосрочного, так и долгосрочного избирательного информационного воздействия на сознание, волю и чувства человека. «Когда-то мы жили в селах и городах, а теперь будем жить в соцсетях», - сказал герой фильма «Социальные сети». Миллиарды подписчиков Фейсбука и других сетей являются подтверждением этих слов.
Информацию государственных СМИ социальные сети ежедневно и ежеминутно проверяют, анализируют, критикуют и опровергают. С помощью специальных методик и технологий. Люди, поддерживающие официальную точку зрения, активно подвергаются троллингу, обструкции, посылаются в бан, блокируются с помощью жалоб администрации сети. Можно утверждать, что сейчас идет война за территорию сетей.
Особое внимание феномену «информационной войны» уделяется в США. В разработанной Комитетом начальников штабов вооруженных сил США «Единой доктрине противоборства в области управления и связи» термин «информационная война» определяется как совокупность мероприятий, принимаемых в целях достижения информационного превосходства над противником путем воздействия на его информационные системы, процессы, компьютерные сети, общественное и индивидуальное сознание и подсознание населения и личного состава вооруженных сил, при одновременной защите своей информационной среды».
Так, США создали «информационные войска» на базе чешского радио «Свобода». В задачи данной группировки входит информационная война с Россией. Средствами этой войны станут различные программы, нацеленные на разоблачение информации, дающейся на официальных российских телевизионных каналах. Широко будет распространяться и политическая сатира, а также Footage vs Footage («Съёмка против съёмки»), т. е. создание видеоматериалов, которые будут преподносить информацию, альтернативную российским медиапродуктам. Бюджет данной операции составляет 15, 6 млн. долларов.
А вот сведения из Китая. Китайская концепция информационного противоборства включает в себя уникальные подходы Сунь Цзы - покорить чужую армию, не сражаясь. И является в данный момент лидирующей в китайской доктрине. В настоящее время общее мнение китайских специалистов сводится к тому, «война в XXI веке будет являться информационной войной под предлогом ядерного сдерживания».
На официальном уровне Пекином в качестве одного из приоритетных направлений национального военного строительства до 2020 года определено создание «сетевых сил» и разработка методов и способов ведения информационной войны.
Китайские военные теоретики считают, что она «является прямым следствием перехода от механизированной войны индустриального общества к войне решений и стиля управления, войне знаний и интеллекта». Под «сетевыми силами» подразумеваются компактные воинские подразделения численностью до батальона, личный состав которых будет в совершенстве владеть передовыми компьютерными технологиями. Фактически речь идет о формировании подразделений «военных хакеров», которые, впервые появились в 2000 году и в настоящее время могут насчитывать до 1 млн. человек. Проведено уже несколько крупномасштабных учений этих сил по отработке концепции информационной войны.
Китай не скрывает, что Россия и постсоветское пространство являются одним из основных объектов информационного воздействия, которое проводится через глобальное информационное поле.
Какие же методы используют в информационных войнах? Это те же методы, которые характерны для различных форм манипуляции сознанием:
-замалчивание или скрытие важной информации.
-«забалтывание» информации, когда информация тонет в пустых и малозначащих сообщениях, когда информация подается таким образом, что ее трудно отличить от недостоверных сообщений.
- работа астротурферов (Левада – центр, опрос по присоединению Крыма)
- смешение понятий, когда одно и то же явление обретает различные определения в зависимости от того, какие интересы преследует то или иное сообщение. Так, война на Украине может назваться и антитеррористической операцией, и борьбой против сепаратистов. Терминам демократия и либерализм, могут придаваться и позитивные и негативные коннотации. Присоединение Крыма может быть названо либо аннексией, либо волеизъявлением народа.
Подросткам и молодежи уделяется самое пристальное внимание. Каждый аккаунт находится если не под пристальным вниманием спец служб, то уж без внимания не остаётся точно. Определяется характер, интересы, зоны влияния и приоритеты подростка. Далее происходит таргетирование плохих ожиданий, создание фантома массового недовольства. Подростку кажется, что ему открыли новое видение мира и оно свободное, чистое, справедливое. Далее начинается формирование протестного настроения. Оно активно поддерживается культурной подложкой, музыкальными пристрастиями, модой на книги, термины, одежду, еду, символы и бренды ( это читать, это смотреть, это слушать, это носить, это есть и т.п.)
Активно используется подмена понятий. Это есть «программирующий инструмент». Сначала человек «проглатывает» ложное определение, затем к нему привыкает, затем разрушается его собственная «картина мира». Черное становится белым, а белое черным. Например, боевиков и террористов практически повсеместно коллективный Запад и деструктивная оппозиция называют «повстанцами», «активистами», «борцами за свободу». Создается искусственный фантом якобы «умеренной оппозиции», которая воюет в Сирии, и которую, якобы «уничтожают русские самолеты».
Параллельно в ленту подростка вводится информация, которая содержит нагнетание катастрофизма, кризисных ожиданий, страхов, приводит к депрессии. Итогом становится долгожданный «прием» в так называемое «свое» общество, в котором научат, КАК должно быть хорошо и ЧТО для этого нужно сделать члену «своего общества».
Повторяю, что подобные приемы вовлечения в экстремистскую деятельность применяются ежедневно и ежеминутно специальными подразделениями и астротурферами, которые работают с 70-80- аккаунтами для придания информации виральности, т.е. стремительного её распространения.
Итак, вывод первый — со стороны наших идеологических оппонентов ведется планомерная работа по всем направлениям распространения негативного отношения к властям: идеология, образ жизни, культура, бытовой экстремизм.
Вывод второй — у нас подобная работа почти не ведется. Хотя патриотический кластер в ВKонтакте и представлен многочисленными группами, выстраивание идентичности, молодежных субкультур и сопутствующих повседневных практик фактически отсутствует. Кроме историко-военного направления, другими четкими социальными маркерами патриотическое направление похвастаться не может. Яркие блогеры, способные поддержать государственную позицию, как например Трансформатор, который по приглашению Министерства обороны посетил нашу военную базу в Сирии, подвергаются травле и активному воздействию хейтеров и троллей, вплоть до требования к администраторам закрыть канал.
Что же делать? Все просто и сложно. Надо учить кадет работе в соцсетях. Надо учить их анализу информации. Учить, а не запрещать. Учить на государственном уровне, по Государственной программе, а не на уровне собственных понятий и желаний, как это происходит с программой «Основы медиакультуры». 21 век – век социальных сетей. Мы не можем и не должны искусственно держать кадет в клетке. Это обернется трагедией. Они будут стремиться вырваться, и, простите, мы, что называется, нарвемся, и должны будем отвечать. За что? За то, что кадет, вырвавшись на информационный простор, попал в лапы «информационных снайперов», вооруженных оружием манипуляции? За то, что наши полезные, яркие, но в силу обстоятельств, разовые мероприятия по экстремизму не могут противостоять методичной работе «сетевых сил»? Я за это отвечать не хочу. Надеюсь, что на государственном уровне в самые ближайшие сроки будут приняты все необходимые меры. А мы будем продолжать делать всё возможное здесь и сейчас.
И еще. Необходимо разработать программу взаимодействия с родителями. Они, с моей точки зрения, важнее, чем мы. Они закладывают основы. Они чаще всего дают моральные и нравственные установки, которые нам сложно изменить. Сейчас вы увидите ролик, который был снят в Украине до 2014 года. Позиция родителя, который не знает или не хочет помочь ребёнку в осознании главных жизненных принципов, активная работа информационных сил Запада и создали ту ситуацию молодежного экстремизма, а далее национализма и фашизма, которая характеризует нынешнее положение дел в этой стране. В России, в нашем училище, должна быть проведена планомерная ежемесячная работа с родителями и законными представителями по вопросам экстремизма и информационных войн. Материалы можно распространять в группах, мессенджерах, не стесняться давать задания и просить активно участвовать в мероприятиях и дискуссиях.
Только в тесной связи –Государство, общество, училище, родители ,- мы сможем противостоять тем, кто решил победить нас в новой войне. Информационной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...
Презентация по профилактике молодёжного экстремизма "Явления экстремизма в молодёжной среде"
Данная презентация использовалась на классном часе с учащимися 8-10 классов...
Медиапространство: от стереотипа к потребительскому рынку
Статья посвящена исследованию механизмов создания медиапространства, которое ведет реципиета к большей активности, медиакомментированию....
Медиапространство школы: интеграция и взаимодействие (на примере школьной газеты «Сканер»)
Статья для доклада на Республиканской конференции "Медиаобразование в РФ: проблемы и перспективы"...
СЕРТИФИКАТ участника вебинара «Практическое освоение современного медиапространства»
СЕРТИФИКАТ участника вебинара «Практическое освоение современного медиапространства»...
СЕРТИФИКАТ участника вебинара «Практическое освоение современного медиапространства»
СЕРТИФИКАТ участника вебинара «Практическое освоение современного медиапространства»...
Школьные СМИ в медиапространстве
Из опыта работы по созданию школьной газеты. Вважность такого периодичкого издания для школников....