Главные вкладки
Кравченко Раиса Афанасьевна
сайт преподавателя и методиста
Профессия: педагог Дополнительного образования
Профессиональные интересы: журналистика
Увлечения: дача
Регион: Оренбургская область
Населенный пункт: Оренбург
Место работы: Оренбургское президентское кадетское училище
Звание, ученая степень: не имею
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kravchenko-raisa-afanasevnaУпасть не страшно. Страшно не подняться.
О себе
Работаю с удовольствием. Люблю своих учеников - кадет ОПКУ.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Русские классики. Философия. Психология.
Мой взгляд на мир
Всероссийский открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» - 3 место – Егор Соловьев, Роман Зотов 7 курс (всероссийский уровень);
Международный конкурс «Long Live Victory 1812-2012» - 1 место – Гузей Константин 11 курс (международный уровень);
Международный конкурс эссе «Уважаемый генеральный секретарь ООН…» - лауреаты Евгений Гашков, Варавва Владимир 8 курс (международный уровень);
Выставка творчества и достижений обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ 2012 года – 3 место - Варавва Владимир 9 курс (всероссийский уровень);
VI Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланта отчизны» в номинации «Киновидеотворчество »- победитель, 1 место – Варавва Владимир 10 курс ( всероссийский уровень);
VI Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланты Отчизны» в номинации «Киновидеотворчество» - победители, 1 место – Касымов Михаил 8 курс, Зотов рома, Соловьев Егор 7 курс ( всероссийский уровень);
Всероссийский конкурс «Созидание и творчество» в номинации «Конкурс видеороликов» - 1 премия -Афонин Денис, Новиков Александр, Абдулгазизов Марсель, Соловьев Егор, Зотов Роман 7 курс ( всероссийский уровень);
Всероссийский конкурс «Созидание и творчество» в номинации «Конкурсвидеороликов» - 1 премия -Бахаруев Павел, Новиков Константин 6 курс; Хайрулин Тимур, Новиков Александр, Лисовский Даниил, Афонин Денис, Абдулгагизов Марсель, Соловьев Егор, Зотов Роман 7 курс; Касымов Михаил, Урунчиков Владислав, Карпенков Пантелеймон 8 курс (всероссийский уровень);
Всероссийский конкурс «Созидание и творчество» в номинации «Экологический конкурс» - 1 премия – Варавва Владимир 10 курс (всероссийский уровень);
Всероссийский конкурс «Созидание и творчество» в номинации «Проекты в области искусства»- 1 премия – Абдулгазизов Марсель 7 курс (всероссийский уровень).
Областной конкурс видеофильмов «Юные патриоты России » в номинации «Лучший фильм» - победители – Бахаруев Павел, Новиков Константин 6 курс; Хайрулин Тимур, Новиков Александр, Лисовский Даниил, Афонин Денис, Абдулгагизов Марсель, Соловьев Егор, Зотов Роман 7 курс; Касымов Михаил, Урунчиков Владислав, Карпенков Пантелеймон 8 курс (региональный уровень).
Моё портфолио
Американскому кинорежиссёру и сценаристу Орсону Уэллсу принадлежат слова: «Видеостудия – самая лучшая детская игрушка». Действительно, предназначение любой детской игрушки – увлечь ребёнка и удовлетворить его естественное желание в познании нового и необычного. Однако современные родители сталкиваются с тем, что детские игрушки уже не вызывают восторга их чад, а приобрести что-либо эксклюзивное доступно далеко не каждому. К тому же современные игрушки столь детализированы и техничны, что все делают за ребенка, как бы играя сами с собой, не позволяя развиваться детской фантазии и творчеству. Компьютерные игры и вовсе приводят к болезненной зависимости, а порой и полной потере коммуникативной функции у детей и подростков.
Совсем иное дело – детская видеостудия. Это команда увлечённых, открытых для дружбы и познания больших и маленьких детей, которые готовы на любые подвиги во имя большой цели – создать «всамделишнее» доброе и полезное видео. Такая студия работает у нас в училище второй год.
Кадеты учатся творчески применять в процессе создания видео все невербальные средства (звуковые, визуальные, аудиовизуальные, пластические, мимические, жестовые), не пренебрегая при этом устными и письменными формами выражения; осваивают и усовершенствуют методику и технику проведения социальных коммуникаций (интервью, пресс – конференция, опрос, анкетирование, звукозапись, фильмирование и т.п.), используют в деятельности результаты практических занятий, экскурсий , поездок, посещений фотовыставки, концертов, просмотр фильмов и телепередач. Не менее важным является помощь им в освоении основных средств массовой информации. Все это развивает:
- умение увидеть интересное в обычном окружающем мире;
- умение логически и последовательно действовать в различных обстоятельствах для достижения поставленной цели;
- умение работать над собственным имиджем (манера речи, стиль одежды и поведение)
в зависимости от задачи программы;
- умение импровизировать и творческую смелость;
- воспитание волевых качеств;
- воспитание быстрой ориентации в окружающей действительности.
В итоге образовательный результат выражается в овладении кадетами некоторым набором профессиональных качеств, знаний, умений и навыков:
- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
- умение общаться с собеседниками и партнерами;
- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- владение основами теле и радиожурналистики.
Все эти знания, умения и качества также, а порой и в первую очередь, необходимы воспитанникам для успешной карьеры и самореализации, как и знания фундаментальных наук.
Сегодня общественный, государственный и обще цивилизационный уровни рассмотрения медиаобразования как результата соотносятся с понятием социально-политической и экономической «рентабельности» знания массмедиа.
Таким образом, тележурналистика в русле Дополнительного образования действительно дополняет и обогащает программу основного образования, а главное, как это не парадоксально звучит, помогает вести «активную» оборону от потока средств массовой информации. «Активную» потому, что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности всё, что в нём найдётся, пусть и не «вечного», но хотя бы «разумного и доброго», или, на худой конец, полезного. Иными словами, надо сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот; необходимо решить проблему «иммунитета» психики к манипулированию со стороны масс-медиа, прежде всего формирования критического мышления как средства «информационной защиты». И еще.
Ж. Гоне, идеолог европейского медиаобразования, в своем труде «Школьные и лицейские газеты» рассказывает о необычном эксперименте. Отчисленным из средней школы подросткам предложили овладеть видеотехникой. Исследователи констатировали, что в начальный момент, реакция подростков выражалась в граде ругательств, грубости. Затем наступила фаза, когда эти ребята начали снимать друг друга на видео и резко изменили свое поведение. Камера воспринималась ими, как взгляд, который должен был судить о них. Это беспокойство вызывало страх перед камерой, а порой и гнев. Они преодолевали это состояние лишь через освоение видеокамеры, через рассматривание самих себя, через открытие иного взгляда на самих себя, стараясь быть привлекательными, интересными. Начали вновь стремиться к наукам, которые забросили в школе, ибо они были необходимы для создания интересного, настоящего видео. Однако, такое поведение было свойственно лишь школьникам с которыми занимался педагог, учащиеся не вошедшие в группу видеостудии, наоборот демонстрировали желание не смотря ни на что показать в своем видео снятом на телефон, агрессию, насилие, издевательства, воспринимая это как личностное достижение.
Это происходило потому, что современное медиатизированное общество во всех отношениях оказывает огромное влияние на образование и формирование мировоззрения школьника. А низкий уровень медиакультуры сказывается на психическом здоровье ребенка, низком уровне его экранных предпочтений, влекущих за собой компьютерную зависимость, «игроманию». Неумение контролировать время своего пребывания у телевизора или компьютера, неумение грамотно «читать» экранное пространство, что приводит к негативным влияниям экрана, манипулированию сознанием ребенка и даже появлению желания создавать и размещать в глобальной сети материалы низкосортного содержания и оформления.
Современное информационное пространство и технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности как микрокосму человечества. Становиться лучше или, увы, деградировать. К концу подросткового возраста юный человек ХХI века проходит основные стадии общечеловеческого развития средств коммуникативной деятельности – это жестовая, устно-речевая, письменная, книжная, аудиальная (радио, музыка), визуальная (кино, телевидение, видео), компьютерная, мультимедийная культуры. Одна из них может стать определяющей в зависимости от других факторов. В связи с этим мы имеем уже в юном возрасте людей с соответствующей культурой, которая определяет способ и особенности включения, что очень важно, в межпоколенческий и поколенческий диалог. ХХ1 век – это век «префигуративного» (диалогового) общества, где взрослые также учатся у своих детей. При этом подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых технологий и новых культурологических процессов, так как меньше испытывает влияние инертности прежних форм. При этом для подрастающего поколения открывается возможность через информационно-коммуникативную и творческую активность участвовать в преобразовании общества, становлении новой цивилизации. Открываются большие возможности в развитии и саморазвитии, образовании и самообразовании. Учитель должен быть рядом и направить ребенка в нужное русло. Направить нравственно, эмоционально, осознавая важность, глубину, необходимость того контента, который он предлагает кадету для совместной работы. Уверена, что это может сделать любой педагог – предметник и любой воспитатель. Сегодня видеостудия Оренбургского президентского кадетского подошла к этапу создания не только новостей, программ, видеоархива событий училищной жизни, но к активному созданию образовательных видеоматериалов по всем учебным предметам, которые должны будут снимать и монтировать кадеты, вдохновленные педагогами и воспитателями, и которые можно использовать на разнообразных типах уроков на этапах повторения, первичного усвоения, осознания и осмысления, закрепления. Применять учебный видеоматериал, как, в общем, так и в дополнительном образовании. С получением видеокамер для работы на всех курсах можно и нужно создавать историю курса, также как, впрочем, и историю кафедры, видеовизитки педагогов и воспитателей. (Что сейчас уже и происходит). Открытые уроки можно и нужно сформировать в отдельный видеоблок. Предварительно отобрав после просмотра и обсуждения лучшие из них. Это своеобразный видеофонд помощи преподавателям по всем предметам. Каждый проект должен сопровождаться, а главное завершаться фильмом- своеобразной методической рекомендацией. Так же как и окончание учебного года и летней практики.
Время требует, чтобы успешно действующие видеостудиия стала центром развития и киноклубного движения. Педагоги и воспитатели училища уже используют интеграцию художественного фильма или фрагментов из него в уроки литературы, истории, мировой художественной культуры, внеклассную воспитательную работу. Надеюсь, что в будущем видеостудия станет центром для создания училищного кинотеатра, и, … наконец, училищного дискуссионных клубов. Схема киноэстетического воспитания кадет может выглядеть следующим образом:
Любительская киностудия
↓
Классные часы | Уроки литературы | Уроки истории | Уроки МХК | Уроки иностран-ного языка | Родитель-ские собрания |
использование подготовленных проблемных видеороликов на основе медийных средств |
↓
Интегрированные внеклассные школьные мероприятия
Училищный кинотеатр
↓
Д и с к у с и о н н ы й к и н о к л у б
Понимая всю загруженность кадет и педагогов я тем не менее настаиваю на том, что медиаобразование и телевидение являются одним из приоритетных направлений.
В V в. до н.э. Афины были на грани трансформации из устной культуры в письменную. Но великий афинский учитель Сократ боялся письменности и высмеивал её. Как мы знаем, Сократ не писал книг, и если бы не Платон и Ксенофон (которые писали), мы бы практически ничего не знали о нём. В одном из своих самых длинных диалогов под названием «Фаэдрус» Сократ утверждает, что устная речь лучше всего подходит для выражения серьёзных идей, красивой поэзии и настоящей добродетели. И он доказывает, что письменность подорвёт способность запоминания, диалектический процесс и концепцию приватности. Во всех этих пророчествах он оказался прав. Но он не увидел того, что увидел его ученик Платон – а именно, что письменность породит новые потрясающие способы использования интеллекта. Итак, Сократ был прав, но его видение было ограничено.
Без малейшего намерения сделать необоснованное сравнение, позвольте мне закончить следующим: я искренне надеюсь, что отрицание медиаобразования и телевидения ограничено, как и видение Сократа, и что ХХ1 видеовек может обернуться успехом и достижением высоких целей для тех кто с младых ногтей, знает что это такое .