Технологическая карта урока "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока (5 класс)
Материал урока знакомит с такими понятиями как мудрость, крещение, исповедь, вера в единого Бога, Святая Русь, Церковь, раскрывает их значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Степень глубины полученных знаний, уровень достижения воспитательных результатов обучения основам православной культуры на данном уроке оцениваются на основе таких методов, как педагогическое наблюдение, самооценка обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shaydulinatehnologicheskaya_karta_uroka_18_opk.docx | 255.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Урок «Как христианство пришло на Русь» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны. Не касаясь политического значения принятия христианства, на данном уроке речь идёт о духовном изменении личности, что актуально на современном этапе. На эту тему планированием предусмотрен 1 урок, в ходе которого обучающиеся 4 класса должны понять, что после принятия христианства люди стали меняться, что христианство дало возможность личности считать себя равным Богу и решать свою судьбу наравне с ним, что православие принесло на Русь нормы, которые впоследствии легли в основу моральных законов.
Материал урока знакомит с такими понятиями как мудрость, крещение, исповедь, вера в единого Бога, Святая Русь, Церковь, раскрывает их значение и роль в жизни людей — в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Степень глубины полученных знаний, уровень достижения воспитательных результатов обучения основам православной культуры на данном уроке оцениваются на основе таких методов, как педагогическое наблюдение, самооценка обучающихся.
Межпредметные связи курса ОРКСЭ с русским языком реализованы через систему работы с терминами и понятиями, совершенствование навыков построения устной и письменной речи, повышение уровня грамотности; представлениями о том, как политическое и культурное развитие России определялось влиянием религиозных культур, как происходило и происходит становление российской гражданственности на основе общечеловеческих ценностей, объединяющих представителей разных вероисповеданий и народностей. Знакомство с искусством через живопись, являющуюся принадлежностью религиозной культуры. Мультимедийная презентация небольшая по объёму, работает на концепцию урока. При подготовке проекта урока использованы материалы курсов повышения квалификации, материалы итоговой контрольной работы курсов повышения квалификации.
В приложении 1 интерактивный круг TASK взят из интернета, кластер составлен учителем.
Технологическая карта урока (составлена с использованием программы «ТехкартаФГОС»)
Урок № 18; 2018-2019 учебный год
Учитель: Шайдулина Минзифа Закировна | Предмет ОРКСЭ: Модуль «Основы православной культуры» | Класс: 4 | Автор УМК: Кураев А.В. |
Тема урока: Как христианство пришло на Русь
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель урока: ознакомление с развитием православной культуры в истории России; формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи урока:
образовательные: формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о подвиге равноапостольного князя Владимира, о значении Крещения в жизни отдельного человека и целой страны;
развивающие: развивать эмоциональность, обучать умению вести диалог, слушать собеседника, аргументированно излагать собственное мнение, развивать навыки сотрудничества в группе;
воспитательные: воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси - это представление о России, стремящейся к святости;
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знания о деятельности князя Владимира, направленной на распространение христианства на Руси; знания о понятиях церковь и крещение, и их значимости в жизни человека
личностные: развитие самостоятельности и чувства религиозного единения, развитие эстетических чувств
метапредметные:
регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.
познавательные: овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Основные понятия темы: Мудрость, Церковь, Святая Русь, вера в Единого Бога, крещение, князь Владимир
Межпредметные связи: русский язык (термины), история, литературное чтение, окружающий мир, искусство.
Технологии: технология сотрудничества
Методы: ТАСК (TASK)
Ресурсы: Карта Древней Руси, интерактивный круг TASK, мультимедиа
Организационная структура урока
Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | ФОУД | ||||
учителя | учащихся | личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные | |
Создаю условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливаю тематические рамки учебной деятельности («могу») | Работают с 1 этапом круга TASK: «Что мне известно?» Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; Работают со 2 этапом круга: «Какова задача?» знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. | - самоопределение; - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - установление причинно-следственных связей; | - планирование учебного сотрудничества с учителем; | - волевая саморегуляция; | устный; фронтальный опрос |
Создаю ситуацию затруднения, предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Демонстрация слайдов; Ставлю вопросы для выделения главного: - Сформулируем тему урока. - Какая перед нами стоит цель? (Узнать о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры) 3 этап: «Какие есть идеи?» 4 этап: «Какая идея – лучшая?» | Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Обучающиеся формируют тему и цель урока Предлагают идеи, записывают их на листочках. Выбирают лучшую идею | - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - эмпатия; - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения; | - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - построение логической цепи рассуждений; | - формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи; | Устный, наглядный; фронтальный опрос |
Осуществляю побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения: - Назовите религию, которую исповедовали славяне. - При каком князе и когда принято христианство? - Почему из многих религий Владимир выбрал христианство? Какой обряд нужно совершить, чтобы стать христианином? - Как вы думаете с радостью ли люди совершали обряд крещения при князе Владимире? - Перестали на Руси приносить человеческие жертвоприношения языческим богам? | Отвечают на вопросы. Фиксируют затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют причину затруднения. Читают рубрику «Это интересно» о крещении. (Примерные ответы: До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим) | - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; | - построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; | устный опрос |
5 этап: «Делаем!» Организовываю коллективный анализ учебной задачи. Направляю выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. | В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. | - формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; | - осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; | Слушают учителя, просмотр презентации, работают с текстом, ищут ответы в учебнике |
Фиксирую выдвинутые обучающимися гипотезы, организую их обсуждение; направляю проектную деятельность обучающихся в соответствии с планом. Распределяю раздаточный материала по группам (крещение киевлян в Днепре): каждая группа получает по одному вопросу к тексту: - как происходило крещение киевлян? - как восприняли идею крещения наши предки? - Было много трудностей, почему не отступили? - что принесло христианство на Русь? Объяснение значения понятия церковь, демонстрация слайдов. Как вы думаете, почему в некоторых случаях слово «Церковь» пишется с заглавной буквы? Как вы понимаете значение этого слова. Подберите к нему синоним. (Храм) -Проверьте по учебнику с.58. Люди, ставшие христианами, объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ. -Когда слово пишется с маленькой буквы? -Сделайте вывод. (Слово имеет два значения: 1 – здание; 2 - сообщество людей) Физминутка | На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вербально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. Работают с приложениями 2, 3 | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности; - установка на здоровый образ жизни; | - осуществление поиска необходимой информации; - моделирование; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников; - построение понятных для партнёра высказываний; - умение задавать вопросы; - контроль действий партнёра; - использование речи для регуляции своего действия; | - волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; - внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия; | Групповая работа |
Организовываю деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. - Почему мы говорим о событиях того времени как о великом подвиге равноапостольного князя Владимира? - Какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны? | Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. | - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами; - осуществление гражданской идентификации личности; - формирование мотивов достижения и социального признания; | - доказательство; - использование общих приемов решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - формулирование проблемы; | - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; - использование речи для регуляции своего действия; - контроль действий партнёра; | - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме; - волевая саморегуляция; | Устный; обобщение материала, фронтальный опрос |
6 этап: «Каков результат?» Организовываю самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляю возможность выявления причин ошибок и их исправление; создаю ситуацию успеха. | Применяют новый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. | - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; - осуществление гражданской идентификации личности; | - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - доказательство; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - моделирование; - установление причинно-следственных связей; | - формулирование собственного мнения (позиции); - построение понятных для партнёра высказываний; | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона; | Наглядный; заполнение шаблона кластера |
7 этап: «Расскажем о своей работе!» Организовываю выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; организовываю подготовку к изучению следующих разделов курса. - За что в истории князь Владимир получил прозвища Святой, Красное Солнышко? - Почему нашу страну называли «Святая Русь» (Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой. Люди стремились к святости) Колокольный звон. | Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. Примерные ответы: - сам крестился - ввёл христианство на Руси; - изменился его характер, стал мягче; - строил храмы Слушают колокольный звон | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; | - сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; - структурирование знания; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; | - ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; | - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; | Устный; фронтальный опрос; представление кластера |
8 этап: «Чему мы научились?» Организую рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; даю краткую качественную характеристику работы класса; намечаю цели дальнейшей деятельности и определя. задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Домашнее задание (по выбору): 1) Обсудить с родителями вопрос: «Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества» и написать сочинение. 2) Выполнить задание №5 в тетради. | Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Выбирают задание | - самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; | - рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - контроль действий партнёра; | - осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; | Самооценка, оценивание результатов деятельности одноклассников |
Приложение 1
к уроку 18 ОПК
«Как христианство пришло на Русь»
Приложение 1
к уроку 18 ОПК
«Как христианство пришло на Русь»
Раздаточный материал
Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:
Владимир: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они и чудно слышать их, и каждому любо их послушать. Рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы к уму приложите, что ответите?»
И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу».
И понравилась речь их князю и всем людям.
Выбрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им:
«Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились и, придя к ним, увидели их скверные дела и поклонение в мечети и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир:
«Идите ещё к немцам, также приглядитесь, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил, с какой целью они пришли. Они же обо всём ему рассказали. Услышав их рассказ, царь обрадовался и оказал им в тот же день великую честь. А на следующий день послал к патриарху, говоря ему:
Царь: «Пришли русские, разузнать о вере нашей. Приготовь церковь и клир и сам оденься святительные ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Выслушав это, патриарх повелел созвать клир, совершил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, устроили пение и хоры. И пошел с ними в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же изумились, удивляясь, хвалили службу их. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им:
«Идите в землю вашу». И отпустили их с дарами великими и честью. Они же вернулись в землю свою.
И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
Владимир: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали:
Послы: «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселия, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, кто вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем уже оставаться прежними». Сказали же бояре:
Бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей». И спросил Владимир:
Владимир: «Где примем крещение?»
Они же сказали:
Бояре: «Где тебе любо».
Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И остановился Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко горожане.
И вот муж корсунянин именем Анастас пустил стрелу, написав на ней:
Анастас: «Перекопай и перейми воду, идущую по трубам из колодца, которые находятся за тобою с востока».
Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал:
Владимир: «Если сбудется это – крещусь!»
Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать:
Владимир: «Ваш славный город уже взял. Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите её за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому».
И услышав это, опечалились цари. И послали ему ответ:
Цари: «Не положено христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное обретёшь, и с нами единоверен будешь. Если же этого не сделаешь, то не отдадим сестру за тебя».
Выслушав это, сказал Владимир посланникам царей:
Владимир: «Скажите царям вашим: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи…Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня».
И согласились цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти.
Анна: «Как в полон иду, - говорит. – Лучше бы мне здесь умереть».
Но села в корабль, расцеловалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И прибыла в Корсунь, и вышли корсуняне на встречу ей с поклоном, и внесли её в город, и посадили в палате.
По Божественному проведению разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И весьма затужил, и не разумел, что сделать. И послала к нему царица сказать:
Анна: «Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей; если же не крестишься, то не избавишься от своего недуга».
Услышав это, Владимир сказал:
Владимир: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский».
И повелел крестить себя. И только крестившись, Владимир тот час же прозрел и прославил Бога:
Владимир: «Теперь узнал я истинного Бога».
Приложение 2
к уроку 18 ОПК
«Как христианство пришло на Русь»
Раздаточный материал.
После этого вернулся Владимир в Киев и послал по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам. Где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.
Приложение 3
к уроку 18 ОПК
«Как христианство пришло на Русь»
Заполните кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО
Технологическая карта урока Предмет история Класс 6Базовый учебник:...
Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"
Технологическая карта урока "Владимир Святой.Принятие Христианства"...
Разработка урока ОРКСЭ по теме"Как христианство пришло на Русь"
данный урок может быть использован по курсу ОПК в 4 классе, а также во внеклассной работе...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Как христианство пришло на Русь
Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:- Отче, ты не прав!Старый свяще...
Технологическая карта. Изготовление хозяйственного совка с ручкой.
Пошаговое изготовление хозяйственного совка....
Технологическая карта урока "Батыево нашествие на Русь"
Технологическая карта урока "Батыево нашествие на Русь"....