статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
статья
"Лишь слову жизнь дана..." Так точно и лаконично определил И.Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуры и, конечно, образование...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков , такие занятия оказываются очень интересными и для учеников и для учителя. Применение ИКТ делает уроки нетрадиционными , запоминающимися , более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия, поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Ещё К.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
В зависимости от типа урока можно по-разному использовать ИКТ. Так, при изучении в 5 классе темы «Морфемика» мы знакомим учащихся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (урок 4). Для закрепления коллективно выполняются задания тренажера , сначала простые, затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.
При изучении темы «Имя существительное» с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы(урок 11).В этом нам поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.
Очень удобно подается новый материал «Не с прилагательными» в 6 классе. Сначала предлагается вспомнить правило «Не с существительными», а затем ребята знакомятся с новой темой. Методически грамотная подача материала способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.
На уроках обобщения уместно использование итогового тестирования . Следует отметить , что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера . Ребенок , оказавшись рядом с привычным для них предметом, чувствует себя более свободно и комфортно.
Урок литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстрационного материала с использованием аудио- и видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. : - замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить уроки.
Так, при изучении романа «Евгений Онегин» учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина , имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье». Разнообразить можно и уроки в разделе «Теория литературы» например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомит с художественными системами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: лекции, наблюдения, семинара, практикума, виртуальной экскурсии в музеи и на родину писателей.
Такие уроки с использованием ИКТ помогают воспитывать чувство прекрасного , расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика- право на качественное образование. Но мы не должны забывать о том, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно и целесообразно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...