статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"
статья

Лаптева Алла Васильевна

"Лишь слову жизнь дана..." Так точно и  лаконично  определил И.Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить  детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуры и, конечно, образование...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий  и форм проведения уроков , такие занятия оказываются очень интересными и для учеников и для учителя. Применение ИКТ делает уроки нетрадиционными , запоминающимися , более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия, поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Ещё К.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством  органов чувств они воспринимаются.

В зависимости от типа урока  можно по-разному использовать  ИКТ. Так, при изучении в 5 классе темы «Морфемика» мы знакомим учащихся с понятием «связанные корни».  В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку (урок 4). Для закрепления коллективно выполняются задания тренажера , сначала простые, затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.

При изучении темы «Имя существительное»  с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы(урок 11).В этом нам поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного  времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов  науки о языке.

Очень удобно подается новый материал «Не с прилагательными» в 6 классе. Сначала предлагается вспомнить правило «Не с существительными», а затем ребята знакомятся с новой темой. Методически грамотная подача материала способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На уроках обобщения уместно использование итогового тестирования . Следует отметить , что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера . Ребенок , оказавшись рядом с привычным для них предметом, чувствует себя более свободно и комфортно.

Урок литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстрационного материала с использованием аудио- и видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. : - замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить уроки.

Так, при изучении романа «Евгений Онегин» учащиеся с удовольствием слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина , имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».  Разнообразить можно и уроки в разделе «Теория литературы» например, в 9 классе первый урок  начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомит с художественными системами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: лекции, наблюдения, семинара, практикума, виртуальной экскурсии в музеи и на родину писателей.

Такие уроки с использованием ИКТ помогают воспитывать  чувство прекрасного , расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика- право на качественное образование. Но мы не должны забывать о том, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно и целесообразно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...