Методические разработки
материал
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Муниципальный правовой конкурс «Твой выбор»
Номинация «Методические разработки мероприятий»
Методическая разработка игрового занятия
«Конституция Российской Федерации»
Автор:
педагог дополнительного образования
Меняйло Ирина Викторовна
г.Первомайск
2019год
Цели занятия:
1. Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны.
2. Способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны.
3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Задачи занятия:
- раскрыть понятие, сущность и роль Конституции в жизни каждого гражданина страны;
- формировать представление о своих правах и обязанностях в школе, дома и в обществе;
- развивать умение работать в группе;
- развивать умение логично и конкретно выражать свои мысли, идеи;
- воспитывать чувство взаимопомощи, понимания;
- воспитывать интерес к правовым дисциплинам, ответственность к своей безопасности.
Возраст детей: 9-15 лет.
Ход игры
Добрый день.
Дорогие ребята! У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 году, когда была принята Конституция нашей страны. Это уже пятая Конституция в истории нашего государства. А отличается она от всех предыдущих тем, что была принята всенародным голосованием.
- Что же такое Конституция? И для чего она нужна?
На эти и на другие вопросы мы ответим с вами вместе. Вы будете работать в командах, а оценивать вашу работу будет многоуважаемое жюри.
(Представление жюри).
А прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам придумать название своей команде.
- Конституция - это основной закон Российской Федерации. Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Когда и как была принята Конституция? Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
- Что вы о нем знаете?
- Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином РФ, т.е. с самого момента рождения ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданства. Вот и я вам предлагаю воспользоваться своим правом на имя: на ваших столах лежат заготовки ладоней давайте на них напишем своё имя. А теперь отложите их в сторону, они нам ещё пригодятся.
- А теперь давайте поиграем:
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
Найдите и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово. (Россия)
О | Н | С | Т | И | Т | Я |
К | С | Ф | Л | А | У | Ц |
Г | Е | Р | Б | Г | Я | И |
Р | П | Г | С | Е | Л | С |
Е | Р | И | О | Р | И | Т |
З | О | М | Н | А | Ц | О |
И | Д | Е | Н | Т | И | Л |
- А теперь давайте поработаем в командах. У каждой команды на столах в стаканчиках стоят флажки РФ, чья команда первая поднимет флажок, та и будет отвечать. А уважаемое жюри будет внимательно наблюдать за вами и давать вам право ответа. Смотрим на экран. (Показ слайдов)
1 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Правильный ответ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
Правильный ответ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
Правильный ответ: право на отдых.
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Правильный ответ: право на труд.
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Правильный ответ: неприкосновенность жилища.
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц и т.д.)
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.
2 конкурс «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
3 конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
Новый год Международный женский день День защитника Отечества Праздник Весны и Труда День Победы Рождество христово День независимости России День народного единства | 23 февраля 1 января 9 мая 8 марта 12 июня 4 ноября 7 января 1 мая |
- Молодцы! Вы все знаете хорошо государственные праздники.
Принятие законов «Детство»
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России.
- Я хочу ознакомить вас с проектом законов «Детство», который лежит у вас на столах.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
4 конкурс «Блиц - вопросы по Конституции РФ»
- Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
5 конкурс «Отгадай сказку»
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
- В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы для голосования: ваши ладони с именами. Я предлагаю поднять их, если вам понравились, и вы согласны соблюдать эти законы.
(Дети голосуют)
- А теперь я предлагаю послушать песню Александра Добронравова Россия ты права! в исполнении Лизы Ивановой, а вы можете подпевать пока наше жюри принимает решение и подводит итоги.
Мы хотим, чтоб Россия расправила крылья,
Чтобы солнце и звезды всегда ей светили,
Мы из прошлого в завтра найдем переправу –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все, что строит любовь, могут бомбы разрушить,
Но в цветах больше силы, чем в танках и пушках!
Не дадим никому оболгать эту правду –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Все у нас впереди, мы еще молодые,
И всегда будем жить только в нашей России,
Взявшись за руки, все мы сумеем исправить –
Наше время пришло, потому что мы правы!
Зеленая трава
И небо только синее –
Россия, ты права,
И мы с тобой, Россия!
Подведение итогов.
- А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее. Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Будьте патриотами!
Список литературы
- Конституция РФ. М.: 2013. – 40 с.
- Конвенция “О правах ребёнка”. – М.: Издательство “Омега - Л”, 2014 г. – 19 с.
- Конституционный строй России // Вопросы парламентского права. — М., 1995.
- Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. — М., 2001г.
- Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Муниципальный правовой конкурс «Твой выбор»
Номинация «Методические разработки мероприятий»
Тема: викторина «Знатоки права»
Автор: педагог дополнительного образования
Меняйло Ирина Викторовна
г.о.г. Первомайск
2020
Введение
Известно, что уже с давних времён человечество стояло перед необходимостью отстаивать свои права. Это право древний человек завоевывал силой. Слабому нужен был защитник его прав на собственность и жизнь. Не сразу люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно Россия, страны Северной Америки, Западной Европы оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление.
Цель: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи мероприятия:
∙ заинтересовать школьников в дополнительном изучении правовой литературы;
∙ повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.
Необходимые материалы:
∙ листы А4 с заданиями для двух команд: оценочные листы для жюри;
∙ мультимедиа проектор.
Сценарий
Вступительная часть (на экране заставка «Ромашковое поле»).
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте сегодня отдохнём и прогуляемся все вместе по весеннему полю, порадуемся тёплому весеннему солнышку, которого нам сейчас так не хватает, улыбнёмся друг другу.
Поле это необычное, на нём расцвели ромашки.
Все мы имеем права и обязанности, а ромашки на этом поле – это те права и обязанности, с которыми мы встречаемся на протяжении всей своей жизни. Права человека – являются неотъемлемыми от самого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Однако признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. Права и обязанности, составляющие систему предписаний поведения человека в обществе, имеют нормативно-правовую оболочку и делятся по категориям или отраслям, как говорят юристы.
Так в юриспруденции, право в зависимости от правоотношений, которые оно регулирует, классифицируется на разные отрасли: конституционное, семейное, гражданское, трудовое, уголовное и другое право. В частности, основополагающие конституционные права закреплены в Конституции РФ, права и обязанности, затрагивающие такую категорию, как «семья» регулируются Семейным кодексом РФ, права и обязанности в сфере труда – Трудовым кодексом РФ, имущественными и личными неимущественные права и обязанности – Гражданским кодексом РФ и т. д.
Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в нашем правовом тренинге и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях. В качестве заданий взяты наиболее распространенные отрасли права: административное, уголовное, гражданское, семейное, конституционное, трудовое.
На ваших столах лежат задания, которые мы должны будем с вами выполнить. Итак, начнём!
Основная часть
- Я вам тоже предлагаю объединиться в 4 команды, придумать название и девиз. (Команды себя называют, озвучивают название и девиз).
Конкурс №1. Первое наше задание «Сказочный вопрос». Давайте окунёмся в мир старых добрых мультфильмов и попробуем решить задачи, которые связаны тем или иным образом с уголовным или гражданским кодексом. Мы будем показывать вам отрывок из мультфильма, для каждой группы свой, затем я озвучу вопрос - задачу, а вы постараетесь на него ответить. Каждой команде будет дано по 1 вопросу.
Тематика «Уголовное право».
Задача: Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Вопрос: Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены? ( Ответ: киднепинг – похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, свободу и возможность расти и воспитываться в семье).
Тематика «Конституционное право»
Задача: Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Приключения Чиполлино».
Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Вопрос: Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены? ( Ответ: было нарушено его конституционное право на неприкосновенность жилища).
Тематика «Конституционное право»
Задача: Демонстрируется фрагмент мультфильма « Сказка В. Г. Аршина Лягушка-путешественница».
Вопрос: Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (Ответ: право на свободу передвижения).
Тематика «Конституционное право»
Задача: Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Золушка».
Вопрос: Вы все помните сказку Ш. Перро «Золушка». Помните, как с ней обращались мачеха и две её дочери. Какое право нарушали мачеха и её дочери, так обращаясь с Золушкой. (Ответ: Мачеха и дочери нарушили право Золушки на отдых, на достойную жизнь, на условия для нормального развития, на защиту от эксплуатации, унижали её человеческое достоинство).
Ведущий: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Переходим к следующему конкурсу. У вас на столах лежат листочки с напечатанными на них задачами по семейному и трудовому праву. У каждой команды по одной задаче. Я даю вам пару минут на раздумье и жду ваших ответов. Начинает та команда, которая раньше всех справится с заданием. Вы озвучиваете свою задачу и ответ на неё.
Конкурс №2. Ведущий : Я буду подходить к вам с нашей волшебной шляпой, в которой находятся вопросы- ситуации. Ваша задача ознакомиться с ситуацией, определить вид преступления, озвучить его и дать ваш ответ.
Вопрос № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Ответ: кража)
Вопрос № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Ответ: грабёж)
Вопрос № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Ответ: вымогательство).
Вопрос № 4
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
Вопрос № 5
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Ответ: Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия).
Вопрос № 6
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Ответ: вандализм)
Вопрос № 7
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Ответ: приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
Вопрос № 8
Подростки решили покататься на крыше электропоезда. (Ответ: нарушение правил поведения на железнодорожных путях, влекущее за собой административное нарушение в виде штрафа. Но при этом подростки не думают о том, что такой вид развлечении ведёт за собой гибель от удара током, попадание под поезд, увечья и нанесение вреда своему здоровью).
Конкурс № 3.
Ведущий: В нашей викторине был предусмотрен конкурс капитанов, в котором были вопросы открытого типа о гербе и флаге Российской Федерации, семейное право, история, международное право. Вопросы интересные, дети очень долго думали над этими вопросами, но справились. Мы его сегодня исключим в виду экономии нашего с вами времени. Но один из вопросов я всё- таки озвучу, он нам показался очень интересным.
Вопрос: Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? (Ответ: Великобритания).
Конкурс № 4.
Ведущий: Мы переходим с вами к следующему заданию. Конкурс «Расшифруй аббревиатуру» У вас на столах лежат таблицы с аббревиатурой. Командам нужно за 3-5 минут как можно больше расшифровать аббревиатур, и затем вы их нам озвучите
ЕС - Европейское сообщество
ТК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации, Трудовой Кодекс РФ
СК РФ - Следственный комитет Российской Федерации
СНГ - Содружество независимых государств
ГД РФ - Государственная дума Российской Федерации
ВАС РФ - Высший арбитражный суд Российской Федерации
КС РФ - Конституционный суд Российской Федерации
ЗАГС - Запись актов гражданского состояния
ООН - Организация объединённых наций
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
Конкурс № 5
Ведущий: Я так понимаю, что для вас сегодня нет ничего невозможного, поэтому на десерт мы предлагаем вам разгадать кроссворд. Каждой команде розданы кроссворды. После того, как вы их разгадаете, представитель от каждой команды выйдет и откроет по 2 слова, для того, чтобы сверить ответы.
По горизонтали: 1. Подзаконный акт, издаваемый Президентом. (Указ)
2. Нормативно - правовой акт, издаваемый правительством. (Постановление)
3. Независимость государства во внешних и верховенство внутренних делах страны. (Суверенитет)
4. Как называется сторона в гражданском процессе, в защиту субъективных прав и (или) охраняемых интересов которого возбуждено гражданское дело. (Истец)
5. Правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. (Преступление)
6. Глава государства в странах с республиканской формой правления. (Президент).
7. Иванов был осужден по … 131 УК РФ. (Статья)
8. Наиболее активная часть класса, объединённая в политическую организацию и выражающая интересы своего класса. (Группа)
9. Одно из наименований нормативно - правового договора, (часто - международного). (Концепция)
10.Судебная … РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. (Система)
11.Что нужно написать человеку, чтобы его проблема была рассмотрена компетентными органами власти. (Заявление).
По вертикали:
Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны. (Конституция).
Конкурс №6
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…( личную неприкосновенность)
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на… (получение бесплатного образования)
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на… (пользоваться учреждениями культуры)
4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино… (иметь имущество в собственности)
5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…( неприкосновенность жилища)
6. Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на… (свободы передвижения)
7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»)
8. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике егоБалде»)
9. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)
10. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
11. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
12. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
Заключительная часть.
Ведущий: Вы прекрасно справились с нашими сегодняшними заданиями, и каждый из вас заслужил медаль «Открытой школы права», которая подтверждает ваши энциклопедические знания по правовым вопросам. Спасибо вам (вручаем медали).
Вернёмся к нашему ромашковому полю, с которого мы начали наше занятие. У вас на столах лежат ромашки. Я предлагаю вам в серединке ромашки нарисовать ваше настроение, и на лепестках написать ваши пожелания, подытожив тем самым нашу встречу. Этими ромашками мы украсим наше поле правовых знаний (клеим ромашки на «поле»).
Пусть проходят дни, летят года, но у них у всех большое сходство
Не уйдет из моды никогда Кодекс правды, чести, благородства.
Нужно только каждому найти в жизни неизменные каноны.
Веру в правду смело пронести, не нарушив строгие законы.
Надежда пусть в каждом живет, пусть никто не забудет о чести,
И счастье нас точно найдет, пока будем верить все вместе.
На этом наше мероприятие заканчивается. Каждый из нас должен помнить, что правовая культура начинается со знания своих прав и обязанностей в этом обществе и их неукоснительного соблюдения. Всего вам доброго и до новых встреч!
Список литературы
- Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
- Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 г.
- Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «ЦДО» ____________Е.В. Малова «___»____________20__г. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Динамическая игрушка»
к программе «Начальное технической направленности
художественной направленности
Педагог дополнительного образования: Меняйло И.В.
г. Первомайск, 2021
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | План открытого занятия | 4 |
3. | Ход занятия | 6 |
Список используемых источников | 10 | |
Приложение 1. - Название | 15 | |
Приложение 2. - Название | 20 | |
1.Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия «Динамическая игрушка» по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Целью программы «Начальное техническое моделирование» является развитие конструкторских способностей, личностных качеств, обучающихся посредством занятий технической деятельностью. На открытое занятие приглашаются дети 7-9 лет.
Открытое занятие «Динамическая игрушка» – это …...
2. План открытого занятия
Программа: «Начальное техническое моделирование »
Творческое объединение «Начальное техническое моделировнаие»
Педагог дополнительного образования Меняйло И.В._________________________________
Группа № 1 год обучения 2
Дата проведения занятия 14 апреля 2021 года
Тема занятия: «Динамическая игрушка»
Тип занятия: комбинированный
Метод активного обучения: беседа
Форма работы: групповая
Цель урока: Формировать представление о подвижном механизме, о способах соединения подвижной игрушки из картона. Развивать конструктивное мышление, внимание, связную речь, воспитывать эстетический вкус, культуру труда.
Задачи:
1. Образовательная:
- сформировать знания… • формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;
• Учить детей применять ранее приобретённые знания и умения при изготовлении изделий по чертежу;
• Учить детей правильно работать с острыми режущими и колющими инструментами с соблюдением ТБ;
- сформировать умения …
2. Воспитательная: • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к животным;
• Воспитывать усидчивость, аккуратность, сосредоточенность;
- воспитывать чувство прекрасного, терпеливость, усидчивость, аккуратность, культуру поведения.
3. Развивающая:
- • Развивать любознательность, мышление, формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения начатого до конца;
• Развивать мышление, активность, самостоятельность.
• развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь.
Методы проведения занятия:
- словесный (рассказ, объяснение),
- наглядные (демонстрация наглядных пособий, видео фильма),
- практическая работа (самостоятельная работа под контролем педагога),
- подведение итогов: соревнования.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- опорный конспект;
- технологическая карта « «;
- дидактические карточки
- …….
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук, экран
- стенд « »;
-ножницы, скотч…………
Содержание (структура) занятия:
- Организационная часть (1 мин.):
- приветствие;
- проверка готовности группы к занятиям;
- создание эмоционального настроя на занятие.
2. Сообщение темы, плана и целей занятия (2 мин.):
- сообщить и обосновать цели занятия по теме занятия;
- последовательность и способы достижения цели.
3. Актуализация прежних знаний (3 мин.):
-
4. Сообщение и усвоение новых знаний (15 мин.):
-
-
-
5. Физкультминутка (1 мин.)
6. Закрепление полученных знаний (20 мин.)
- практическая работа по группам (или викторина, кроссворд, другая форма)
7. Подведение итогов занятия (3мин.)
- (Подведение итогов, анализ деятельности обучающихся. достижение целей, участие обучающихся при объяснении материала и т.д.).
3. Ход занятия
1.Организационный момент
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем, друг друга!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Порадуемся также, улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день!» - все скажем вместе,
«Добрый день!» и взрослые, и дети!
2.Сообщение темы, плана и целей занятия
Педагог: Посмотрите на экран, который будет нам сегодня помогать.
СЛАЙД 1
Сегодня нас с вами ждет путешествие в страну технического моделирования.
СЛАЙД 2
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш,
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.
СЛАЙД 4
Занятия начальным техническим моделированием - это занятия для мальчиков и девочек, где они учатся работать своими руками все вместе, в коллективе. Творческая работа в коллективе возможна лишь только тогда, когда тебя окружают друзья. Ребята очень дружные. Помогают друг другу в работе.
СЛАЙД 5
Посмотрите на слайды, как весело и интересно мы живем: играем на занятиях, участвуем в конкурсах, соревнованиях, наблюдаем за солнечным затмением, путешествуем и многое другое.
3.Актуализация прежних знаний
Педагог: Техническое моделирование — изготовление окружающих вас объектов и технических средств в увеличенном или уменьшенном виде по схемам и чертежам. А какие виды транспорта знаете вы, я узнаю из ваших ответов на загадки.
СЛАЙД 5 (загадки)
Обучающиеся: дают ответы на вопросы.
Педагог: Молодцы! Все знаете.
4. Сообщение и усвоение новых знаний
Педагог: Ребята занимающиеся техническим творчеством выбирают свой путь: объединение «Судомолелирования» (строить корабли) или «Авиамоделирование» (делать самолеты). Ребята очень любят делать из бумаги разные самолеты, устраивать с ними игры и соревнования и знают, как называются основные части самолета. А вы знаете?
СЛАЙД 6
Педагог: Кто мне подскажет, из каких основных частей состоит самолет? Корпус самолета называется фюзеляжем к которому крепятся крылья, стойки шасси. В передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, а сзади находится хвостовое оперенье. У самолетов может быть разное расположение крыльев.
СЛАЙД 7 (МОНОПЛАН, БИПЛАН, ТРИПЛАН)
А еще у самолетов может быть разная форма крыла
СЛАЙД 8 (ДИСКОПЛАН, КОЛЬЦЕПЛАН)
Сегодня мы сделаем вот такой интересный самолет. У этого самолета есть особое название – кольцеплан.
Сегодня вы научитесь не только строить самолет, но и будете испытывать его.
5. Физкультминутка
Педагог: Поиграем в игру «Сороконожки».
Я показываю движения, а вы играете вместе со мной:
Две сороконожки
Бежали по дорожке
Всё бежали и бежали,
Все друг дружку догоняли.
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью,
затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке).
-Как друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли,
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли!
(При последних словах игры, разнимают руки).
6. Закрепление полученных знаний
Педагог: Ребята, вам сейчас предстоит работать с ножницами.
Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами:
- следи за движениями лезвий во время работы;
- не оставляй ножницы раскрытыми;
- передавай ножницы кольцами вперед;
- не играй ножницами;
- не подноси к лицу;
- используй ножницы по назначению.
Приступаем к изготовлению модели.
Каждый из вас видит перед собой лист бумаги, расчерченный на полоски. Работать будем по инструкционной карте – это инструкция для вас, порядок действий, при изготовлении модели самолета.
1. На самой длинной полоске есть заштрихованный прямоугольник. Нашли?
Внутри прямоугольника напишите две заглавные буквы, ваши инициалы: первая буква-имя, вторая – фамилия, напр. МИ, и поставьте цифру 1. (МИ-1). Так будет называться ваша первая летающая модель.
2. Возьмите ножницы и аккуратно, по расчерченным линиям разрежьте заготовку на полоски и прямоугольники.
Получилось?
3. Длинную полоску склеиваем в кольцо, нанося клей на место, обозначенное (*) так, чтобы ваши надписи оказались снаружи кольца. Всем понятно? Получилось?
4. Короткую полоску тоже склеиваем в кольцо, нанося клей на место, обозначенное (*) .
5. Расположите один конец трубочки снаружи большого кольца. Закрепите конструкцию с помощью клея и прямоугольника №1.
6. Другой конец трубочки расположите снаружи маленького кольца, как показано на рисунке. Закрепите конструкцию с помощью клея и прямоугольника №2.
Обучающиеся выполняют практическую работу
Педагог: Ребята, все закончили работу? Давайте посмотрим, что у нас получилось. Так почему наш самолет называется кольцеплан?
Обучающиеся: Фюзеляж и два кольца.
Педагог: Молодцы ребята! Давайте положим инструменты на место и приведем своё рабочее место в порядок.
Ваша модель может летать. Запускать модель надо меньшим кольцом вперед, взяв её двумя пальцами (большим и указательным) за фюзеляж ближе к большему кольцу и слегка толкнуть её вперёд и вверх.
А теперь ребята идем на пробные запуски моделей.
Идет пробный запуск моделей. Затем проводятся показательные полет
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Педагог: - Ребята, вам понравилось занятие?
- Что нового узнали?
-Что для вас было сложным на занятии?
-Что запомнилось больше всего?
- О чём мы с вами говорили на занятии?
(Обучающиеся дают обратную связь, через самооценку).
Педагог: Если вам было интересно на занятии, и вы хотели бы продолжить занятия конструированием из бумаги, то положите кусочек цветной бумаги в коробку с улыбающимся смайликом. Если не очень, то в среднюю коробочку. Если совсем было не интересно, то в коробку с грустным смайликом.
СЛАЙД 22 (Спасибо за сотрудничество, до свидания!)
Педагог: Спасибо за сотрудничество, до свидания!
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Название приложения
Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:
- раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Методическая разработка
Тема: Планер «Утка»
Автор: Меняйло Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования
г.о.г. Первомайск
2021 год
Актуальность. 85 лет назад в городе Горьком был открыт «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». Завод производил опытную и серийную авиационную технику выдающихся советских авиаконструкторов: Н.Н. Поликарпова, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева. Всего за годы существования завод выпустил более 50000 самолетов. Выпущенный на этом заводе авиалайнер «Ту-154» - советский реактивный пассажирский самолет остается одним из самых основных самолетов на маршрутах дальней дальности в России.
Практическая ценность. Данная разработка имеет определенную тематику, и проводится для того, чтобы обучающиеся могли применить полученные знания и умения самостоятельно, ведь то, что мы предлагаем, делается из подручных материалов, имеющихся в каждом доме.
Цель: спроектировать и изготовить летательный планер «Утка»
Задачи:
- обучить практическим приёмам изготовления планера «Утка».
- развивать начальные технические способности;
- воспитывать интерес к техническому творчеству;
Аудитория: обучающиеся.
Материалы: - лист плотной чертежной бумаги или полукартона;
- сосновая рейка сечением 5х5 мм, длиной 250мм;
- клей канцелярский, ПВА, или бустилат.
Инструменты: ножницы, шило, резак, карандаш.
Прогнозируемый результат:
- обучение практическим приёмам изготовления планера «Утка».
- развитие начальных технических способностей;
- воспитание интереса к техническому творчеству;
Форма проведения: методическая разработка
Правила техники безопасности при обработке древесины:
- Должна быть использована спецодежда (фартук, перчатки, защитные очки).
- Рабочее место должно быть подготовлено к работе.
- В работе должны использоваться только специальные исправные инструменты.
- При пилении нельзя направлять пальцами пилу и держать левую руку близко к полотну пилы.
- При зачистке изделий шлифовальной шкуркой мелкие изделия следует двигать по шкурке. Крупные детали зачищать или шлифовать шкуркой, закреплённой на бруске.
- Ножовку нужно класть зубьями от себя. Нельзя оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекращена.
- Не сдувать опилки и не сметать их руками, пользоваться только щёткой-смёткой и совком.
Правила техники безопасности при обработке пенопласта:
- Тонкие листы пенопласта можно обрабатывать только на деревянной доске.
- Пенопласт нужно резать только хорошо заточенными ножницами или ножом.
- Нельзя жечь пенопласт, так как при сгорании образуются ядовитые газы.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
- Работать с клеем только в хорошо проветриваемом помещении.
- Стол должен быть застелен клеёнкой.
- Излишки клея вытирать салфеткой.
- Не допускать попадания клея на одежду, руки и лицо. В случае попадания тщательно промыть водой.
- По окончании работы проветривать помещение.
Спецификация на сборку планера «Утка».
№ п. п. |
Наименование детали
|
Количество штук |
Примечание |
1 | Крыло | 1 шт. | Чертёжная бумага |
2 | Стабилизатор | 1 шт. | Чертёжная бумага |
3 | Киль | 1 шт. | Чертёжная бумага |
4 | Фюзеляж | 1шт. | шампур бамбуковый |
Технологический процесс:
Наклеить детали крыла, стабилизатора и киля на лист плотной бумаги. Наклеенные детали должны хорошо просохнуть.
Вырезать все детали по контуру. Отогнуть передние кромки крыла и стабилизатора, приклеить их.
Подготовить рейку 5х5 мм длиной 200-250 мм.
К верхней стороне носовой части рейки /фюзеляжа/ приклеить стабилизатор.
К нижней стороне хвостовой части рейки приклеить крыло.
С левой стороны хвостовой части рейки приклеить киль.
Готовая модель должна хорошо просохнуть.
Регулировка модели
Запуск производить легким толчком с поднятой вверх руки.
При пикировании модели отогните заднюю кромку стабилизатора вниз.
При кабрировании модели отогнуть заднюю кромку стабилизатора вверх.
При отклонении модели в сторону регулировку производить отклонением киля в противоположном направлении
Заключительная часть
Большая часть планеров имеется в военной авиации России, на них доставляются боеприпасы в тыл врага. Планеры применяются и в гражданской авиации, ими отслеживаются и просматриваются местности с большей высоты. Все они оснащены оборудованием, спутниковой и навигационной системой.
Список литературы
1. http://www.avmodels.ru/models/kids/utka.html
2. https://infourok.ru/material-iz-opita-raboti-model-planera-tipa-utka-1809858.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...