Выступление на образовательном форуме г.Санкт-Петербург, 2019
материал
Выступление на образовательном форуме г.Санкт-Петербург, 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_obrazovatelnom_forume_sankt_-_peterburg.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
« Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории как фактор решения одной из проблем развития современной школы России»
Цель образования состоит в том, чтобы развить таланты детей и взрослых для их собственной выгоды и для выгоды общества в целом. Образование в том виде, в котором оно представляется перед нами сейчас, является синтетическим по своей природе явлением, элементы которого складывались в течение нескольких тысячелетий. Сфера образования, это наиболее динамично развитая область общественных отношений. Образовательные учреждения всегда являлись тем «спусковым крючком», который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в ее стремление к прогрессу.
Данная тема актуальна в наше время, так как сфера образования это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность образования, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на это в области регулирования образовательных отношений складывается ситуация, когда данное регулирования противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обуславливается возможностью предложить пути разрешения некоторых из этих проблем.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Неудовлетворительное финансирование
ухудшения социального положения и здоровья детей.
"Утечка умов" является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения образовательных
Проблема патриотического воспитания школьников и другие….
Невозможно сразу предложить решение всех проблем, я бы хотела остановится на проблеме патриотического воспитания обучающихся.
Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не мероприятия, которые проводит школа, а то психическое, чувственное состояния, которое пробуждается благодаря участию в них. Активное участие в общественно значимой патриотической деятельности, организованной учителями, дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты Отечества, открыть для себя ее новый смысл. Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе учреждений образования РФ.
Патриотическое воспитание является разноплановым, системным, целенаправленным и скоординированнымдействием государства.В рамках государственной деятельности произошло обновление содержания образования, основой которого является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. В результате этого коренным образом меняются взаимоотношения гражданина России с государством и обществом. При формировании личности предполагается сочетание гражданской, правовой, политической культуры. Вклад в данный процесс должна внести именно современная школа, которая сочетает в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.
В тоже время важно понимать, что школа является сложной системой и отражает характер, проблемы и противоречия общества, в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу обеспечивает формирование конкретной личности, отвечает за социализацию школьника и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.
В начале 90-х годов ХХ столетия вследствие кризисных явлений в экономике, политике, культуре и иных социальных сферах Российской Федерации произошел резкий спад патриотизма у населения страны, ухудшилась работа по воспитанию учащихся в рамках осуществления внутренней политики государства. Вызывал тревогу крайне низкий уровень формирования патриотических качеств у граждан России, ее молодого поколения. В этот период значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям .Стала ослабевать память к воинам, павшим за Родину в годы войны .
Понимание патриотического воспитания является принципиально новой методологией для науки и практической деятельности. Российское государство в лице правительства, заявило об ответственности за воспитание граждан своей страны, утвердив государственную программу и Концепцию патриотического воспитания. В Концепции патриотического воспитания записано: «патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание становится политикой государства, которое и определяет основные направления работы с подрастающим поколением, поэтому необходимо строить деятельность с учетом нового понятия «государственно-патриотическое воспитание».
В нашей школе патриотическое воспитание имеет следующую цепочку:
- Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
- Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
- Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
- Моя Родина - Россия. Мой поселок -Тамтачет ( расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине , к родному поселку).
- Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Данная работа прослеживается во всех видах деятельности школы:
- учебный процесс;
- внеклассная работа по предметам (подготовка и защита исследовательских работ)
- классные часы;
Для осуществления работы по данному направлению воспитания в школе созданы определённые условия: развёрнутый план работы по патриотическому воспитанию, библиотека, наглядная агитация, спортивная площадка; определенные формы патриотического воспитания.
Большая роль в патриотическом воспитании отводится учителям – предметникам. Краеведческий материал внесен в преподавании русского языка), литературы (изучение творчества местных писателей), биологии (изучение растительного и животного мира родного края), географии, истории, природоведения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.
В школе, в кабинете физики создана комната Боевой Славы. За несколько лет мы смогли собрать огромный материал, увлечь поисковой и исследовательской работой многих ребят и учителей.
. В комнате проводятся торжественные мероприятия, посвященные истории нашей страны, поселка, школы. Оформляются новые экспозиции, альбомы.
Серьезная поисковая работа проводилась среди ветеранов. Собраны записи о фронтовых путях односельчан. На сегодняшний день на нашей территории нет Ветерана Великой отечественной войны. Но была проведена исследовательская работа о жизни последнего ветерана Вов нашего поселка, защищала ее ученица в г.Москва на очной Научно-практической конференции (3 место)
Ещё одна страница – встречи с вдовами. Это происходит удивительно: мужей вот уже много лет нет в живых, а они бережно хранят в памяти их рассказы о войне и щедро делятся ими с нами. Воспоминания ветеранов… Они самое ценное, что есть в нашем Уголке боевой славы. Уходят ветераны… Но остается след, который называется ПАМЯТЬ.
С работой по краеведению тесно связана экологическая работа.
Это способствует вовлечению детей и подростков в активную общественно-полезную работу на основе развития их инициативы и творчества, привлечения к организации и проведению всей работы родительской общественности и населения. Трудно перечислить все акции, «Согреем ладони, разгладим морщины», «Очистим планету от мусора», «Никто не забыт – ничто не забыто» «Сохраним прошлое озера Байкал».
В соответствии с программой патриотического воспитания граждан России в школе отмечаются дни воинской Славы России, в которых принимают участие не только ветераны, но и выпускники, отслужившие в Вооруженных Силах страны. Такой мужской разговор очень нужен сегодняшним мальчишкам, ведь некоторые из них, к сожалению, растут без сильного мужского плеча рядом.
Важной частью системы патриотической воспитательной работы являются традиции, к которым можно отнести общешкольные праздники: «Праздник осени», «День учителя» (День самоуправления), «День пожилого человека», « Мы – граждане России», «Вручение паспортов», «А ну-ка, парни!», «Праздник последнего звонка».
Учащиеся школы принимают активное участие в благотворительной акции «Неделя добра». Члены детской организации помогают престарелым людям, наводят порядок во дворах, огородах.
Ежегодно принимаем участие в акциях по благоустройству, озеленению центра поселка. Выступаем с концертами перед жителями в День 9 мая, 8 марта. Оказываем шефскую помощь ветеранам трудового фронта и одиноким пожилым людям: весной копаем им землю под огороды, очищаем дворы от мусора; зимой чистим дорожки, приносим воду,. Ученики воспринимают эту работу как нечто необходимое и очень важное. Не раз они отмечались благодарностями жителей поселка.
В нашей школе патриотическое воспитание идет посредствам разных мероприятий, с помощью разных технологий, особенно активно осуществляется с помощью исследовательской деятельности. Обучающиеся готовят работы на конференции разного уровня и добиваются призовых мест. Это очень популяризирует патриотическое воспитание.
Всероссийский конкурс «Мои первые шаги в науку» г. Москва (посвященная Ветерану ВОв |
Областной конкурс экологических проектов «Сохраним прошлое озера Байкал» г.Иркутск |
IX областной экологический фестиваль школьников «Байкальский калейдоскоп - 2019»,г. Иркутск |
Региональный фестиваль краеведческих проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь», г. Иркутск, |
Региональный конкурс детского рисунка «Они сражались за Родину», г. Иркутск, |
. Финальный этап муниципального конкурса «Лучший ученик года-2019», г. Тайшет |
Районный конкурс детского и юношеского творчества «Детство. Творчество. Современность.» г.Тайшет (песни о войне) |
Районные соревнования по настольному теннису, г.Тайшет |
II Муниципальная конференция «Первый шаг в науку», г.Тайшет |
Районная краеведческая конференция «Край тайги, легенд и песен» имени Янковского К.Д. по теме «Гражданская война в Восточной Сибири и Шиткинский фронт (1919-1920гг.) – трагедия русского народа», ) г.Тайшет |
Кустовая научно-практическая конференция «Калейдоскоп исследований» п. Новобирюсинский |
Закончить выступление хотелось бы словами Дмитрий Сергеевича Лихачева
«К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать -
воспитывать любовь к родным местам,
воспитывать духовную оседлость»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...
Опыт педагогов образовательных учреждений Санкт-Петербурга На пути к новым стандартам: технологии образовательной деятельности Санкт-Петербург 2012
содержит мою статью...
Образовательное путешествие по Санкт-Петербургу
Образовательное путешествие по петербургской Коломне...
Сетевой образовательный проект "Блистательный Санкт- Петербург
Я давний друг коллектива ОДОД 349 школы и вокального ансамбля «Гармония» лицея 533. До сих пор любила каждый коллектив по отдельности. Но сегодня все соединилось, и такой получился ансамбл...
Методические рекомендации по использованию инновационных методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году.
Описание методических рекомендаций по использованию методик преподавания математики в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году, их правовые основы....
Анализ деятельности ОДОД ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт- Петербурга за 2019-2020 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...
Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...