Адаптированная программа кружка "Бисероплетение"
календарно-тематическое планирование
Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений.
Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная программа кружка "Бисероплетение" | 989.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, було изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло, и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.
Женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты и т.д.
В наше время это искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу.
Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетает различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач кружка.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение воспитанниками основных приемов бисероплетения Курс обучения бисероплетению планируется на 1 год. Данная программа рассчитана на детей 11 - 15 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение строится таким образом, чтобы воспитанники хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
Досуговая деятельность способствует приобщению воспитанников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития коммуникативных навыков, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Работа кружков в Центре проводится во второй половине дня. Режим и распорядок работы – организационные формы могут быть различными. Кружковое занятие проводится в неделю один раз и не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных воспитанников.
Актуальность.
Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию воспитанников, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
Цель:
Познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
Задачи:
Обучающие:
- формирование навыков, умений через плетение изделий из бисера;
- обучение изготовлению поделок из бисера;
Развивающие:
Способствовать развитию
- коммуникативных навыков на основе совместного творчества.
- творческой активности, фантазии, воображения.
- мелкой моторики, зрительной памяти, образного мышления, пространственной ориентации, внимания.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
- Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.
- Вырабатывать потребность создавать красоту своими руками.
Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
Формы, методы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность - 1 час. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками плетения, нахождение на определенном этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираются педагогом самостоятельно, как и физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка выставок детских работ, непосредственное изготовление работ, обсуждение и выбор рисунка для изделия.
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы курса «Бисероплетение».
У воспитанника будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- культура труда на всех этапах трудового процесса;
- навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитанник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- осознания своих способностей.
Воспитанник научится:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- определять номер бусины;
- обрабатывать нить воском;
- отличать теплые и холодные цвета;
- находить цветовой контраст;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять аккуратно нити и замочки в изделии;
- читать схемы украшений;
- отличать по схемам технику исполнения;
- выполнять бисерные работы в разных техниках («Крест», ажурная, плетение на проволоке);
Формы подведения итогов реализации программы:
- Подготовка и проведение выставок детских работ;
- Участие в городских и районных выставках декоративно – прикладного искусства;
- Творческий отчет педагога;
- Оформление лучших работ в портфолио.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов. |
1. | Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. | 1 час |
2. | Основы цветоведения. Цветовая гамма. | 1 час |
3. | Основные способы плетения. | 1 час |
4. | Способы параллельного и спаренного плетения. | 1 ч. |
5. | Изготовление украшений из бисера | 3 ч. |
б | Плоские фигурки животных. Паучок. Т.Б. при работе. | 2 ч |
7. | Змейка. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
8. | Сороконожка. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
9. | Стрекоза. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
10 | Рыбка. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
11. | Бабочка. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
12. | Цветы из бисера. Основные направления в бисероплетении цветов. Способ плетения «скрещенные оси». Составление композиций. Т.Б. при работе. | 1 ч. |
13. | Плетение лепестка по схеме | 1 ч. |
14. | Варианты изменения формы листа. Составление схем. | 1 ч. |
15. | Букет подснежников | 1 ч. |
16. | Букет незабудок | 1 ч. |
17. | Ромашки | 1 ч. |
18. | Мак | 1 ч. |
19. | Фиалки | 1 ч. |
20. | Оплетание пасхального яйца. Т.Б. при работе. | 2 ч. |
21. | Способ плетения «низание петлями по кругу» Т.Б. при работе. | 1 ч. |
22. | Плетение браслетов .Б. при работе. | 1 ч. |
23. | Плетение браслетов Т.Б. при работе. | 1 ч. |
24. | Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе. | 1 ч. |
25. | Подготовка презентации выполненных работ. | 1 ч. |
26. | Коллективное оформление выставки готовых изделий. | 1 ч. |
27. | Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни». | 1 ч. |
Итого: | 36 ч. |
Дидактический материал:
- Бисер различного размера и качества. Стеклярус разной длины.
- Инструменты и материалы для бисероплетения: бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек, Леска и резинка для плетения браслетов, бисерные иглы,
- Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
- канцелярские принадлежности( клей ПВА, ножницы, цветные нитки, тканевые салфетки,калька, воск, фурнитура для украшений).
Список литературы:
- Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
- Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
- Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.
- Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001.
- Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.
- Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.
- Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001.
- Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.
- Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
- Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – век. 2003.
- Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.
- Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Шк.комплект, 1997.
- Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
- Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991.
- Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье. - СПб, 2001.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М.: 1994.
- Подшивка журналов «Модный журнал. Бисер» за 2004 – 2006 г.г., Издательство ООО «Мода и рукоделие».
- Подшивка журналов «Чудесные мгновения. Бисер» за 2003 – 2007 г.г., Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы».
- Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.
- Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл», 19998.
- Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
- Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.
- Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.
- Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995.
28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004.
30. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса
Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...