"Экологическая культура и способы её формирования"
статья
Предварительный просмотр:
Экологическая культура и способы её формирования
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Что такое экология? Экология – это (греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением.
Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.
При этом под экологической культуройпонимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:
- экологические знания;
- понимание, что природа является источником жизни и красоты;
- богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
- ответственность за её сохранение;
- способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
- глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.
Систему экологического образования составляют звенья:
- экологическое воспитание в семье.
- экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
- экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).
- экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическоевоспитание. На уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым». [2, с. 474]
Формы, методы и средстваорганизации экологического воспитания различают:
- традиционные;
- инновационные.
Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные..
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.
Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.
Ведущие методы преподавания: наблюдение, эксперимент, моделирование.
Названные методы определяют формы организации учебнойдеятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:
- экскурсии;
- уроки с раздаточным материалом;
- практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
- самостоятельные наблюдения детей.
Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.
Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности
Литература:
1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М., “Владос”, 2002 – 192с..
2. Латышина. Д. И. История педагогики и образования: учебник - М. Гардарики, 2007. - 527 с., с. 474]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.
Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...
Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа
Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....
«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-часть 1
«Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние ...
«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-чкасть 2
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
Система изучения редких и исчезающих видов живых организмов как один из способов формирования экологической культуры обучающихся
Из опыта работы...
Социокультурный проект «Экология и мы» как способ формирования у детей основ экологической культуры
в данной статье представаляен социокультурный проект «Экология и мы» как способ формирования у детей основ экологической культуры экологически грамотного поведения в природе, гу...