ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
рабочая программа

Бобкова Светлана Павловна

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение — одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

imageimageПрофессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestvo.docx156.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — Тыгишская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета МАОУ — Тыгишской СОШ

Протокол № 12

от «15» марта 2021 г

          УТВЕРЖДЕНО         

приказом директора МАОУ — Тыгишской СОШ        

от 15 март 2021 г.

.                     Д.Е. Пермикина        

 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»

Содержание программы

  1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность разработки программы наставничества

1.2.Взаимосвязь с другими документами организации

1 З Щель и задачи программы наставничества

1.4.Срок реализации программы

1.5.Применяемые формы наставничества и технологии

2. Содержание программы

2.1 Основные участники программы и их функции

2.2 Механизм управления программой наставничества

3. Оценка результатов программы и ее эффективности

3.1 Организация контроля и оценки

4. План реализации мероприятий программы наставничества на учебный год.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение — одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также оказывать методическую помощь в работе.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми на уровне образовательной организации.

Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает два

молодых учителя: Берсенев К,А., Паластрова Т.С

1.2.Взаимосвязь с другими документами организации

Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МАОУ Тыгишская СОШ в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего».

Составленная нами программа тесно связана с действующими документами школы: ООП ЩОО, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности.

1.3.Цель и задачи программы наставничества

Программа наставничества МАОУ -Тыгишская СОШ направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ. Задачи:

1. Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы и с целью закрепления их в образовательной организации.

2) Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.

З) Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников.

5)Оценить результаты программы и ее эффективность.

1.4. Срок реализации программы

Данная программа наставничества МАОУ «Тыгишская СОШ» рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что через год может поменяться кадровый состав школы. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.

Начало реализации программы наставничества с 22.10.2020 г., срок окончания

31.05 2021 года.

1.5. Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до З лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом.

Цели и задачи формы. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в МАОУ-Тыгишской СОШ; ускорить процесс профессионального становления учителя; сформировать школьное сообщество (как часть учительского).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Основные участники программы и их функции Наставляемые:

  1. Берсенев К.А., Паластрова Т.С. Молодые специалисты, имеющий малый опыт работы — от 0 до З лет.

Наставник для молодых специалистов: Иксанова Н.К., Бобкова СЛ.

Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:

1. Наставник-консультант создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

2. Наставник-предметник — опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

2.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог — молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

           Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 1год.

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Требования, предъявляемые к наставнику:

-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

  • контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

Требования к молодому специалисту:

  • изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

1. администрация организации - участников; 2. наставники - участники программы;

3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет заместитель директора по УВР ЕС. Лихачева(куратор).

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых.

4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЩГОД

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

Среди оцениваемых результатов

           -повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве учителя в коллективе МАОУ-Тыгишской СОШ;

             -качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;                           -сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

             - рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

Область применения. Форма наставничества «учитель — учитель» может быть использована как часть реализации в МАОУ-Тыгишской СОШ профессиональной подготовки или переподготовки, как элемент повышения квалификации. Отдельной возможностью реализации с последующим фактическим закреплением является создание широких педагогических проектов для реализации в МАОУ-Тыгишской СОШ: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, подготовка публикации, серия семинаров, разработка методического пособия.

Формы контактов наставника и наставляемого

Форма

Описание

1

Прямое

Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке

2

Опосредованное

Осуществление формального контакта путем советов, рекомендаций. Личные контакты и непосредственное влияние сводятся к мини

З

Индивидуальное

Закрепление за наставником одного наставляемого

4

Открытое

Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого

5

Скрытое

Наставник незаметно воздействует на наставляемого

План мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

1.

1. Проведение собеседования с наставниками

  1. О6учение наставников.

Ноябрь

Директора Заместитель

директора по УВР

2.

Закреплении наставнических пар 2.Организация групповой встречи наставников и наставляемых:

-Изучение нормативно правовой базы школы, дорожной карты внедрения целевой модели наставничества, положения о наставничестве.

-Требования к оформлению школьной документации.

З. Беседы с молодым педагогом по результатам первой четверти:

Декабрь

Директора Заместитель директора по УВР

«Успеваемость учащихся»,

«Формы и методы работы на уроке», «Система опроса учащихся».

4.Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий наставником.

З.

1.Проведение первой, организационной, встречи

        наставника        и        наставляемого:

«Составление плана работы молодого специалиста».

        2.Проведение        второй        рабочей,

встречи наставника и наставляемого: «Самоанализ урока», «Организация индивидуальной работы с обучающимися».

З. Наблюдение уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий.

Январь

Наставники

Наставляемые

4.

1. Взаимопосещение уроков.

2. Встреча        наставников

наставляемых:

«Самообразование педагога».

и

Февраль

Наставники

Наставляемые

5.

1. Взаимопосещение уроков. 2

. Встреча        наставника        и

наставляемого:

- беседа «Участие молодого учителя в анализе уроков»,

Март

Наставники

Наставляемые Заместитель директора по УВР

6.

1. Встреча наставника и наставляемого: «Подготовка к годовым контрольным работам:

составление итоговых тестов для проверки», «Вопросы связанные с подготовкой к ВПР».

Апрель

Наставники

Наставляемые

1 Взаимопосещение уроков.

2. Участие молодого специалиста в заседании ШМО «Организация УУД

учащихся».

З. Проведение заключительной

встречи наставника и наставляемого 4.Проведение групповой заключительной встречи всех пар наставников и наставляемых

Май — июнь

Наставники Наставляемые

Директор

Заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества ""Учитель - Учитель" 2020-2021 гг.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день это не только национальный проект. Образование  и сама жизнь ставят перед нами  такую задачу, как внедрен...

Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"

В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Программа Наставничества (учитель-учитель, классное руководство и вступление в Российское Движение Детей и Молодёжи)

Программа Наставничества была написана мною для реализации плодотворного сотрудничества с молодым педагогом нашей школы, а также с целью создания благоприятных условий для адаптации молодого классного...

Программа наставничества "Учитель - Учитель"

Предлагаемая  программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами....

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» на 2022-2024 учебные годы МБОУ «СШ 42»

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»на 2022-2024 учебные годыМБОУ «СШ 42»...

Программа наставничества "Учитель - учитель"

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...