Программа наставничества "Учитель - Учитель"
консультация
Предлагаемая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_uchitel_-_uchitel.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа наставничества "Учитель - Учитель"
Засыпкина Марина Александровна,
учитель географии
МБОУ «Красноярская СОШ»,
Большереченский МР
Программа рассчитана на 1 год. Участники реализации практики: молодые педагоги, педагоги, имеющие большой педагогический стаж и профессиональный опыт.
Предлагаемая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
Цель программы наставничества – оказание помощи молодым и прибывшим педагогам в их профессиональном становлении.
Задачи программы наставничества:
- привить молодым и прибывшим педагогам интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
-ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- содействовать в профессиональном росте с учетом индивидуальных наклонностей молодого педагога и закреплении его в образовательной организации.
Документы, необходимые для работы наставника:
1.Положение о наставничестве
2.План работы с молодыми и прибывшими педагогами
3.Методические рекомендации наставнику
4.Аналитическая документация контроля адаптации молодого и прибывшего педагога.
Отчеты наставника о проделанной работе представляются на заседаниях ассоциации.
Предполагаемый результат: высокий уровень включенности молодых и прибывших педагогов в педагогическую работу, повышение уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Индикаторы оценки практики наставничества:
- Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
- Качественный рост успеваемости;
- Рост числа собственных профессиональных работ, участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня (статей, исследований, методических практик и т.д.).
Риски Программы наставничества:
- Недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста.
- Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника.
Портрет участников
Наставник: предметник — опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Наставляемый: Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации; прибывшие педагоги из других школ и регионов.
Этапы работы с молодым педагогом
1 этап – адаптационный
2 этап - основной проектировочный
3 этап - контрольно-оценочный
1-й этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
Задача педагога-наставника – обеспечить поддержку молодым и прибывшим педагогам в области:
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы собственного ИППР; выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных направлений в педагогике;
- подготовки к предстоящей аттестации
2-й этап – основной (проектировочный). Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы работы ассоциации: творческие лаборатории, деловые игры, круглые столы совместно с педагогами ассоциации, разработка и презентация моделей уроков и т.д.
3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества:
· добровольность;
· гуманность;
· соблюдение прав молодого специалиста;
· соблюдение прав наставника;
· конфиденциальность;
· ответственность;
· искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
· взаимопонимание;
· способность видеть личность.
Данная программа дает возможность:
- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.
Молодой педагог: Алиферова Елена Сергеевна, учитель начальных классов
Наставник: Засыпкина Марина Александровна
Прогнозируемый результат:
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- становление молодого учителя как учителя - профессионала.
- повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
- овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
- умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
для наставника:
∙ эффективный способ самореализации;
∙ повышение квалификации;
∙ достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня заинтересованности молодых специалистов в работе образовательного учреждения.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные консультации;
- посещение, анализ и самоанализ уроков;
мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
Основные виды деятельности:
- Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
- Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.
- Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.
- Посещение уроков молодых специалистов.
- Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.
- Создание молодыми специалистами банка электронных, цифровых и видеоматериалов для организации учебной деятельности.
сроки | Содержание деятельности | Ответственный |
Август | Собеседование с молодым специалистом Анкета для молодого педагога | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации (в рамках заседания ассоциации) |
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации, Алиферова Елена Сергеевна | |
Сентябрь | Практикум по разработке рабочих программ по предметам, составлению календарно-тематического планирования | Алиферова Елена Сергеевна |
Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю» | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна | |
Составление личного перспективного плана работы | Алиферова Елена Сергеевна | |
Октябрь | Практикум по темам "Разработка поурочных планов Выбор методической темы | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна |
Тренинг «Педагогические ситуации. Трудная ситуация на уроке и выход из нее». Совместное обсуждение возникших проблем на уроке. | Алиферова Елена Сергеевна | |
Ноябрь | Обучение приёмам самоконтроля учебной деятельности в условиях реализации ФГОС. Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации) |
Декабрь | Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока" | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна |
Январь | «Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности школьников». Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации) |
Февраль | Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования. Работа с неуспевающими учащимися. | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна |
Март | Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации) |
Отчеты наставников о работе с моло дыми педагогами. | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна | |
Анализ работы Презентация «Мои педагогические достижения» (молодые педагоги) | Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации Алиферова Елена Сергеевна |
Приложение 1
Анкета для молодого педагога
Уважаемый педагог! С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Ф.И.О.______________________________________________________________
- Какие чувства Вы испытываете в период адаптации?
- Тревожность, неуверенность в своих силах
- Пессимизм, чувство собственной неполноценности
- Повышенная утомляемость, снижение работоспособности
- Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки
- Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
- Да, изменилось в лучшую сторону
- Да, изменилось в худшую сторону
- Нет, осталось прежним
- Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
- Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
- Нет, трудностей практически не возникает
4. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности ______________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы предпочтение:
- cамообразованию
- семинарам-практикумам курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа наставничества ""Учитель - Учитель" 2020-2021 гг.
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день это не только национальный проект. Образование и сама жизнь ставят перед нами такую задачу, как внедрен...
Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"
В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)
Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...
Программа Наставничества (учитель-учитель, классное руководство и вступление в Российское Движение Детей и Молодёжи)
Программа Наставничества была написана мною для реализации плодотворного сотрудничества с молодым педагогом нашей школы, а также с целью создания благоприятных условий для адаптации молодого классного...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» на 2022-2024 учебные годы МБОУ «СШ 42»
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»на 2022-2024 учебные годыМБОУ «СШ 42»...
Программа наставничества "Учитель - учитель"
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...