Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа разработана для 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_osnovy_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx | 230.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11 ИМ. К.А. ТРЕНЕВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 11 им. К.А Тренева» г. Симферополя __________ | СОГЛАСОВАНО Председатель Управляющего Совета МБОУ «Гимназия №11 им. К.А. Тренева» г. Симферополя __________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия № 11 им. К.А Тренева» г. Симферополя ____________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Основы Финансовой грамотности» для 5-9 классов ФГОС
Подоляк Оксаны Валентиновны
учителя географии 1.категории
МБОУ «Гимназия № 11 им. К. А. Тренёва» г. Симферополя
г. Симферополь
2023 г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
- Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
- Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
- Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | |
1.1 | Тема 1 Деньги | Познавательная беседа. Интерактивная беседа |
1.2 | Тема 2 Бюджет семьи | Творческое задание .Работа со статистикой Викторина Ролевая игра .Практическая работа |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | |
2.1 | Тема 1 Риски | Решение практических задач. Дискуссия |
2.2 | Тема 2 Страхование и его виды | Практическая работа. Решение логических задач Познавательная беседа .Творческая работа |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | |
3.1 | Тема 1 Налоги | Мини-исследование |
3.2 | Тема 2 Социальные пособия | Познавательная беседа .Проект . |
4 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | |
4.1 | Тема 1 Инфляция | Решение проблемной ситуации . |
4.2 | Тема 2 Виды банковских услуг | Творческое задание .Практическая работа |
4.3 | Тема 3 Собственный бизнес | Составление бизнес-плана. Ролевая игра Сюжетно-ролевая игра .Разработка бизнес-плана. Мини-проект |
5 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | Конференция |
6 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Основная проблема экономики | Познавательная беседа .Решение экономических задач .Практическая работа. |
2 | Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | |
2.1 | Тема 1 Частная собственность | Познавательная беседа . |
2.2 | Тема 2 Конкуренция | Сюжетно-ролевая игра . |
3 | Раздел 3. Формы организации бизнеса | |
3.1 | Тема 1 Единоличное владение | |
3.2 | Тема 2 Товарищество | Деловая игра . |
3.3 | Тема 3 Акционерное общество | Ролевая игра . |
4 | Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | |
4.1 | Тема 1 Знакомство с бизнес-планом | Мини-проект Решение практических задач .Решение экономических задач . |
4.2 | Тема 2 Реклама | Творческое задание. |
5 | Раздел 5. Ты – потребитель | Работа с документами . Правовая консультация Практическая работа .Конкурс на самое экономное использование ресурсов |
6 | Раздел 6. Законы спроса и предложения | |
6.1 | Тема 1 Спрос | Аналитическая работа .Решение экономических задач . |
6.2 | Тема 2 Предложение | Практическая работа .Решение экономических задач . |
7 | Раздел 7. Рыночное равновесие | Познавательная беседа . |
8 | Раздел 8. Возникновение банков | Интерактивная беседа .Практическая работа . |
9 | Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | Деловая игра . |
10 | Раздел 10. Профессии банковской сферы | Сюжетно-ролевая игра. Дискуссия. |
11 | Раздел 11. Проектная деятельность | Деловая игра. Конференция . |
7 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий , |
1 | Раздел1.Личное финансовое планирование | Дискуссия. Решение проблемной ситуации. Аналитическая работа Творческая работа .Мини-проект . |
2 | Раздел 2. Финансы и кредит | |
2.1 | Тема 1 Кредит | Познавательная беседа .Практическая беседа Познавательная беседа .Решение экономических задач. Аналитическая работа. Аналитическая работа . |
2.2 | Тема 2 Финансовые пирамиды | Круглый стол. |
2.3 | Тема 3 Ипотека | Познавательная беседа . |
3 | Раздел 3. Расчетно-кассовые операции | |
3.1 | Тема 1 Обмен валют | Решение практических задач . |
3.2 | Тема 2 Банковская ячейка и банковский перевод | Познавательная беседа . |
3.3 | Тема 3 Банковские карты | Круглый стол . |
4 | Раздел 4. Инвестиции | |
4.1 | Тема 1 Инвестирование | Правовая консультация . |
4.2 | Тема 2 Депозиты | Познавательная беседа.Ролевая игра |
5 | Раздел 5. Страхование | Творческая работа . Аналитическая работа Правовая консультация . Правовая консультация. |
6 | Раздел 6. Пенсии | Познавательная беседа. Познавательная беседа Практическая работа . |
7 | Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность | Круглый стол . Правовая консультация .Практическая работа. |
8 | Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». |
8 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Потребительская культура | |
1.1 | Тема 1 Потребительская культура | Познавательная беседа. Выступления учащихся. Круглый стол . |
2 | Раздел 2. Потребитель и закон | |
2.1 | Тема 1 Психология потребителя | Познавательная беседа .Интерактивная беседа |
2.2 | Тема2 Закон «О защите прав потребителя». | Работа с документами.. |
3 | Раздел 3. Потребитель – король на рынке | Познавательная беседа .Ролевая игра . |
4 | Раздел 4. Куда уходят деньги? | |
4.1 | Тема 1 доходы и расходы | Дискуссия .Аналитическая работа . |
4.2 | Тема 2 Бюджет школьника | Деловая игра . |
4.3 | Тема 3 Налоги | Познавательная беседа . |
5 | Раздел 5. Информация для потребителя | |
5.1 | Тема 1 Реклама на упаковке | Мини-исследование |
5.2 | Тема 2 Информация о товаре | Практическая работа |
6 | Раздел 6. Искусство покупать | Практическая работа Круглый стол. |
7 | Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг | Решение экономических задач .Выступления учащихся . |
8 | Раздел 8. Кто защищает права потребителей | |
8.1 | Тема 1 Виды защиты прав потребителей | Познавательная беседа . Круглый стол . |
8.2 | Тема 2 Правовые аспекты защиты потребителей | Правовая консультация. Дискуссия. Правовая консультация . |
9 | Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | |
10 | Раздел 10. Защита проектов |
9 класс
№ п/п | Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий | Формы организации учебных занятий, |
1 | Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | |
1.1 | Тема 1. Происхождение денег. | Дискуссия .Аналитическая работа . |
1.2 | Тема 2. Источники денежных средств семьи. | Практическая работа .Круглый стол . |
1.3 | Тема 3. Контроль семейных расходов. | Дискуссия . |
1.4 | Тема 4. Построение семейного бюджета | Круглый стол .Практическая работа . |
2 | Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния . | |
2.1 | Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | Мини-исследование . |
2.2 | Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. | Познавательная беседа . Деловая игра . Осуществление проектной работы . |
3 | Раздел 3. Риски в мире денег | |
3.1 | Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | Правовая консультация . |
3.2 | Тема 8. Риски в мире денег. | Практическая работа . |
4 | Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | |
4.1 | Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. | Мини-проект . |
4.2 | Тема 10. Собственный бизнес | Выступления учащихся . |
4.3 | Тема 11. Валюта в современном мире. | Познавательная беседа. |
5 | Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют . | |
5.1 | Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. | Дискуссия .Работа с документами . |
5.2 | Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | Решение экономических задач .Конференция . |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Доходы и расходы семьи | 10 |
2 | Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 |
3 | Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 5 |
4 | Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 12 |
5 | Раздел 5. Что такое финансовая грамотность | 1 |
Итого | 34ч . |
6 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Основная проблема экономики | 3 |
2 | Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок | 2 |
3 | Раздел 3. Формы организации бизнеса | 4 |
4 | Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом | 6 |
5 | Раздел 5. Ты – потребитель | 4 |
6 | Раздел 6. Законы спроса и предложения | 4 |
7 | Раздел 7. Рыночное равновесие | 2 |
8 | Раздел 8. Возникновение банков | 2 |
9 | Раздел 9. Потребитель финансовых услуг | 2 |
10 | Раздел 10. Профессии банковской сферы | 2 |
11 | Раздел 11. Проектная деятельность
| 3 |
Итого | 34 ч |
7 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Личное финансовое планирование | 5 |
2 | Раздел 2. Финансы и кредит | 9 |
3 | Раздел 3. Расчетно-кассовые операции | 3 |
4 | Раздел 4. Инвестиции | 6 |
5 | Раздел 5. Страхование | 4 |
6 | Раздел 6. Пенсии | 3 |
7 | Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность | 3 |
8 | Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». | 1 |
Итого | 34 ч |
8 класс
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Потребительская культура | 3 |
2 | Раздел 2. Потребитель и закон | 4 |
3 | Раздел 3. Потребитель – король на рынке | 3 |
4 | Раздел 4. Куда уходят деньги? | 4 |
5 | Раздел 5. Информация для потребителя | 6 |
6 | Раздел 6. Искусство покупать | 5 |
7 | Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг | 2 |
8 | Раздел 8. Кто защищает права потребителей | 5 |
9 | Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся | 1 |
10 | Раздел 10. Защита проектов | 1 |
Итого | 34ч |
9 класс
№ п/п | Название темы, раздел | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов). | 8 |
2 | Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния . | 6 |
3 | Раздел 3. Риски в мире денег | 7 |
4 | Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
5 | Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют . | 5 |
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов
Рабочая программа разработана и составлена на основе учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность»
Рабочая программа на 2021 - 2022 учебный год по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для учащихся 5-6 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных ...