Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (7 класс)

Оксана Валентиновна Подоляк

Рабочая программа разработана для 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №11 ИМ. К.А. ТРЕНЕВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Гимназия № 11

им. К.А Тренева»

г. Симферополя

__________  

СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего

Совета МБОУ «Гимназия №11

им. К.А. Тренева»

г. Симферополя

__________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия № 11

им. К.А Тренева»

г. Симферополя

____________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности   «Основы Финансовой грамотности» для 5-9 классов  ФГОС

Подоляк Оксаны Валентиновны

учителя  географии 1.категории

МБОУ «Гимназия № 11 им. К. А. Тренёва» г. Симферополя

                                                                                                        

г. Симферополь

2023 г

                                                                                                     

                                                                                         

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
  • участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

  • Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

  • Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                                                         

                                                                                                                 

       

                                                                                                     

                                                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

№ п/п

Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий

Формы организации учебных занятий,

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

1.1

 Тема 1 Деньги

Познавательная беседа. Интерактивная беседа

1.2

 Тема 2 Бюджет семьи

Творческое задание .Работа со статистикой Викторина Ролевая игра .Практическая работа

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

2.1

 Тема 1 Риски

Решение практических задач. Дискуссия

2.2

 Тема 2 Страхование и его виды

Практическая работа.  Решение логических задач Познавательная беседа .Творческая работа

3

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

3.1

 Тема 1 Налоги

Мини-исследование

3.2

 Тема 2 Социальные пособия

Познавательная беседа .Проект .

4

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

4.1

 Тема 1 Инфляция

Решение проблемной ситуации .

4.2

 Тема 2 Виды банковских услуг

Творческое задание .Практическая работа

4.3

Тема 3  Собственный бизнес

Составление бизнес-плана. Ролевая игра Сюжетно-ролевая игра .Разработка бизнес-плана. Мини-проект

5

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

Конференция

6 класс

№ п/п

Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий

Формы организации учебных занятий,

1

Раздел 1. Основная проблема экономики

Познавательная беседа .Решение экономических задач .Практическая работа.

2

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

2.1

Тема 1 Частная собственность

Познавательная беседа .

2.2

Тема 2 Конкуренция

Сюжетно-ролевая игра .

3

Раздел 3. Формы организации бизнеса

3.1

Тема 1 Единоличное владение

3.2

Тема 2 Товарищество

Деловая игра .

3.3

Тема 3 Акционерное общество

Ролевая игра .

4

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

4.1

Тема 1 Знакомство с бизнес-планом

Мини-проект Решение практических задач .Решение экономических задач .

4.2

Тема 2 Реклама

Творческое задание.

5

Раздел 5. Ты – потребитель

Работа с документами . Правовая консультация Практическая работа .Конкурс на самое экономное использование ресурсов

6

Раздел 6. Законы спроса и предложения

6.1

Тема 1 Спрос

Аналитическая работа .Решение экономических задач .

6.2

Тема 2 Предложение

Практическая работа .Решение экономических задач .

7

Раздел 7. Рыночное равновесие

Познавательная беседа .

8

Раздел 8. Возникновение банков

Интерактивная беседа .Практическая работа .

9

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

Деловая игра .

10

Раздел 10. Профессии банковской сферы

Сюжетно-ролевая игра. Дискуссия.

11

Раздел 11. Проектная деятельность

Деловая игра. Конференция .

7 класс

№ п/п

Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий

Формы организации учебных занятий

,

1

Раздел1.Личное

финансовое планирование  

Дискуссия. Решение проблемной ситуации. Аналитическая работа Творческая работа .Мини-проект .

2

Раздел 2. Финансы и кредит

2.1

Тема 1 Кредит

Познавательная беседа .Практическая беседа Познавательная беседа .Решение экономических задач. Аналитическая работа. Аналитическая работа .

2.2

Тема 2 Финансовые пирамиды

Круглый стол.

2.3

Тема 3 Ипотека

Познавательная беседа .

3

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

3.1

Тема 1 Обмен валют

Решение практических задач .

3.2

Тема 2 Банковская ячейка и банковский перевод

Познавательная беседа .

3.3

Тема 3 Банковские карты

Круглый стол .

4

Раздел 4. Инвестиции

4.1

Тема 1 Инвестирование

Правовая консультация .

4.2

Тема 2  Депозиты

Познавательная беседа.Ролевая игра

5

Раздел 5. Страхование

Творческая работа . Аналитическая работа Правовая консультация . Правовая консультация.

6

Раздел 6. Пенсии

Познавательная беседа. Познавательная беседа Практическая работа .

7

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол  . Правовая консультация .Практическая работа.

8

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

8 класс

№ п/п

Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий

Формы организации учебных занятий,

1

Раздел 1. Потребительская культура

1.1

Тема 1 Потребительская культура

Познавательная беседа. Выступления учащихся. Круглый стол .

2

Раздел 2. Потребитель и закон

2.1

Тема 1 Психология потребителя

Познавательная беседа .Интерактивная беседа

2.2

Тема2 Закон «О защите прав потребителя».

Работа с документами..

3

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

Познавательная беседа .Ролевая игра .

4

Раздел 4. Куда уходят деньги?

4.1

Тема 1 доходы и расходы

Дискуссия .Аналитическая работа .

4.2

Тема 2 Бюджет школьника

Деловая игра .

4.3

Тема 3 Налоги

Познавательная беседа .

5

Раздел 5. Информация для потребителя

5.1

Тема 1 Реклама на упаковке

Мини-исследование

5.2

 Тема 2 Информация о товаре

Практическая работа

6

Раздел 6. Искусство покупать

Практическая работа Круглый стол.

7

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

Решение экономических задач .Выступления учащихся .

8

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

8.1

Тема 1 Виды защиты прав потребителей

Познавательная беседа . Круглый стол .

8.2

Тема 2 Правовые аспекты защиты потребителей

Правовая консультация. Дискуссия. Правовая консультация .

9

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

10

Раздел 10. Защита проектов

9 класс

№ п/п

Элементы содержания, разделы, темы и подтемы занятий

Формы организации учебных занятий,

1

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

1.1

Тема 1. Происхождение денег.

Дискуссия .Аналитическая работа .

1.2

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

Практическая работа .Круглый стол .

1.3

Тема 3. Контроль семейных расходов.

Дискуссия .

1.4

Тема 4. Построение семейного бюджета

Круглый стол .Практическая работа .

2

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния .

2.1

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Мини-исследование .

2.2

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

Познавательная беседа . Деловая игра . Осуществление проектной работы .

3

Раздел 3. Риски в мире денег

3.1

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Правовая консультация .

3.2

Тема 8. Риски в мире денег.

Практическая работа .

4

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4.1

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

Мини-проект .

4.2

Тема 10. Собственный бизнес

Выступления учащихся .

4.3

Тема 11. Валюта в современном мире.

Познавательная беседа.

5

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют .

5.1

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

Дискуссия .Работа с документами .

5.2

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Решение экономических задач .Конференция .

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Доходы и расходы семьи

10

2

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

3

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

5

4

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

12

5

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность

1

Итого

34ч .

6 класс

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Основная проблема экономики

3

2

Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок

2

3

Раздел 3. Формы организации бизнеса

4

4

Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом

6

5

Раздел 5. Ты – потребитель

4

6

Раздел 6. Законы спроса и предложения

4

7

Раздел 7. Рыночное равновесие

2

8

Раздел 8. Возникновение банков

2

9

Раздел 9. Потребитель финансовых услуг

2

10

Раздел 10. Профессии банковской сферы

2

11

Раздел 11. Проектная деятельность

 

3

 Итого

34 ч

7 класс

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Личное финансовое планирование  

5

2

Раздел 2. Финансы и кредит

9

3

Раздел 3. Расчетно-кассовые операции

3

4

Раздел 4. Инвестиции

6

5

Раздел 5. Страхование

4

6

Раздел 6. Пенсии

3

7

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

3

8

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность».

1

 Итого

34 ч

8 класс

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

1

Раздел 1. Потребительская культура

3

2

Раздел 2. Потребитель и закон

4

3

Раздел 3. Потребитель – король на рынке

3

  4

Раздел 4. Куда уходят деньги?

4

5

Раздел 5. Информация для потребителя

6

6

Раздел 6. Искусство покупать

5

  7

Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг

2

8

Раздел 8. Кто защищает права потребителей

5

9

Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся

1

10

Раздел 10. Защита проектов

1

Итого

34ч

9 класс

№ п/п

Название темы, раздел

Кол-во часов

1

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).

8

2

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния .

6

3

Раздел 3. Риски в мире денег

7

4

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

5

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют .

5

Итого

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов

Рабочая программа разработана и составлена на основе  учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность»

Рабочая программа на 2021 - 2022 учебный год по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для учащихся 5-6 классов разработана с учётом требований и положений, изложенных ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс

quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...