Особенности планирования в организации дополнительного образования (ИМЦ)
статья

Чаплыгина Елена Анатольевна

Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди  совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности планирования в  организации дополнительного образования (ИМЦ)

Многие люди предпочитают все планировать и это позволяет им лучше адаптироваться в современном мире. Другие люди  совершенно не составляют планы, оставляя свою судьбу в руках удачи или неизбежности, Планирование – процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей наиболее эффективными средствами.

В практике образовательного процесса, к плану нередко относятся лишь как к требованию администрации, процесс планирования носит формальный характер, а план не является ориентиром в деятельности. Несмотря на некоторый  негативный оттенок понятия «планирование», связанный с излишней бюрократизацией процесса, тем не менее, планирование является неотъемлемой частью менеджмента организации дополнительного образования (ИМЦ). Планирование работы  предопределяет результаты и эффективность образовательной системы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений, наметить общие перспективы и конкретные пути решения возникающих проблем.

План работы – это документ, указывающий содержательные ориентиры  деятельности ИМЦ, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

       Предназначение плана – упорядочить деятельность ИМЦ, обеспечить выполнение планомерности и систематичности, управляемости и преемственности результатов. При грамотной организации планирования план ИМЦ становится документом, защищающим сотрудников ИМЦ от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации образовательного процесса.

       План ИМЦ - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо. Отсутствие планирования  в ИМЦ ставит сотрудников в такое положение, когда они:

  • не понимают поставленных целей, будущих задач;
  • деятельность не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
  • теряют ориентацию в образовательном процессе, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
  • оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами.

Применение планирования в ИМЦ:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а руководителей - к большей обоснованности и реализации своих решений;
  • улучшает контроль в организации.

По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

  • Где мы находимся в настоящее время? Руководитель ИМЦ должн оценивать сильные и слабые стороны организации  по всем направлениям деятельности ИМЦ, с целью определить, чего может реально добиться организация.
  •  Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, руководитель ИМЦ определяет, какими и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
  •  Как мы собираемся сделать это? Руководитель ИМЦ должен решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники, чтобы достичь выполнения целей организации.

   Планы по содержанию, структуре и форме очень разнообразны, но, главное, они должны помогать в организации работы и быть удобными в применении.

       Как показывает практика, в ИМЦ реализуются  следующие виды планы:

Перспективный план работы ИМЦ на учебный год.

Перспективный план  может иметь разную структуру, главное, чтобы он был удобен для работы и оперативной корректировки. Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ работы за истекший период.

2. Задачи работы на новый учебный год.

3. Направления работы и планируемые результаты по каждому из них.

4. Содержание работы (основные мероприятия по каждому направлению)

5. Сроки и формы контроля (рефлексии).

План работы ИМЦ на месяц, включающий разделы:

1. Совещания

2. Контроль в сфере образования (проверки, наблюдения)

3. Сбор аналитической информации и БД (сбор сведений, заявок и пр.)

4. ГИА и контроль качества образования

5. Методическая работа

6. Обмен опытом (семинары, конференции, круглые столы и пр.)

7. Обучающие модули

8. Педагогические смотры, конкурсы, церемонии, проекты

9. Детские смотры, конкурсы, олимпиады, проекты

10. Массовые мероприятия с обучающимися

11. Мероприятия городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня, которые организуют ОУ района

               

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  1. Непрерывность- в соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  2. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.
  3. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требует соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.
  4. Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  5. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
  6. Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
  7. Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
  8. Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

Формы планирования:

  1. Текстовая форма планирования:
  • Описание результатов анализа работы ИМЦ за предыдущий период
  • Установление причинно-следственных связей, обусловивших + и –
  • Характеристика сложившейся ситуации в ИМЦ на момент планирования
  1. Сетевая форма планирования (сетки, таблицы, циклограммы):
  • Четко отображает объем и структуру решаемой задачи
  • Хорошо прослеживаются взаимосвязи между мероприятиями
  • Эффективно определяет механизм использования ресурсов
  • Позволяет избежать перенасыщенности планов
  1. Графическая форма планирования (графики, диаграммы, гистограммы)

Этапы планирования:

  1. Изучение (диагностика) и анализ предмета планирования (состояние работы ИМЦ).
  2. Формулирование целей, задач, предполагаемой деятельности ИМЦ.
  3. Определение путей и средств решения поставленных целей и задач (сбор и анализ предложений к проекту плана всех заинтересованных подструктур)
  4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
  5. Обсуждение  и коррекция проекта.
  6. Принятие и утверждение плана.
  7. Реализация и контроль его выполнения.

Планирование это процесс индивидуального осмысления руководителем и сотрудниками ИМЦ и  своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать работу по чужим программам и планам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по дополнительному образованию вокально – хорового кружка «Домисолька»

Программа разработана  на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Д.Б.Емельянова «Развитие п...

Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количест...