Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике.
статья по теме

Русина Екатерина Юрьевна

В данной статье рассмотрен вопрос о том, как использовать общероссийские статистические данные по дополнительному образованию для условий, в которых оно существует  в городах с небольшим количеством населения, но находящимся рядом с мегаполисом. Для примера взят пригород Санкт-Петербурга город Павловск и рассмотрена система дополнительного образования в средней общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Тема: «Особенности существования системы дополнительного образования детей при общеобразовательной школе в городе-спутнике»

                                                                Е.Ю. Русина,

педагог дополнительного образования

Мы давно уже задумываемся, как повысить качество образования? Мир меняется, значит должно меняться и наши взаимоотношения с ним. Каждый человек, который пришел в этот мир, должен понимать его, взаимодействовать с ним и дальше менять, т.к. изменение не только основа прогресса, но необходимое условие существования всего. Образование, как система подготовки этих новых людей является важной вехой на пути эволюции общества. Насколько оно адекватно новому миру, не отстает ли оно от насущных требований? Есть точка зрения, что школа до сих пор выполняет функции, которые заложили в нее более полувека назад, и, вместо современного личностно-ориентированного подхода, продолжает «ликвидировать неграмотность» пусть и на более высоком качественном, а особенно, количественном уровне. Наше государство пока по- прежнему само решает, как и чему учить и не все решения его кажутся бесспорными.

Однако в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сказано, что система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально - технических ресурсов.

Таким образом, в последнее время все чаще говорят об образовании ориентированном на потребителя, когда деятельность образовательного учреждения нацелена на удовлетворение потребностей конкретного человека.

А есть ли у общеобразовательной школы возможности и желания что-либо менять? Тотальное администрирование, нехватка материальных ресурсов на развитие, переполненные классы, чудовищный объем бумажной работы, сводят на нет все попытки перемен.

На практике хорошо видно, что большинство этих идей реформирования, пусть не всегда однозначные, и, в основном, витающие в некотором административно-научном отрыве, наталкиваются на непреодолимые условия реальности. И чем более неповоротлива система основного базового образования, тем гибче и мобильнее может быть система дополнительного образования детей.

В Законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говориться, что дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.[2]

Именно дополнительное образование как нельзя лучше подходит для компенсации недостатков школьного образования, его дополнения недостающими элементами, для обеспечения принципа вариативности, предполагающего создание «личных пространств» на основе выбора. Фактически оно является инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего и становится альтернативной моделью образования, идущей на смену традиционной.

Остается выяснить, каковы эти образовательные потребности граждан, которых говорит указанный выше закон? Что хотят они от дополнительного образования? Чему они хотят учиться и чему учить своих детей? Готовы ли платить за него? А если да, то сколько? На все эти вопросы невозможно ответить без серьезных исследований.

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики в своем проекте Мониторинг образования опубликовал в информационном бюллетене №4 за 2015 году исследование «Ожидание и поведение семей в сфере дополнительного образования детей» [4]. Здесь показаны результаты двух опросов.

В первом опрошены родители школьников, которые посещают дополнительные занятия в своей школе, или в каком-либо другом месте. Во втором спрашивали родителей детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В исследовании рассматривались зависимость вовлеченности детей, ожидания и удовлетворенности родителей от таких переменных, как место жительства, возраст детей, материальное состояние семьи, образование родителей, расходы на дополнительное образование.

Но поскольку автор этой статьи имеет отношение к конкретному учебному заведению, а именно, к  школе № 464 г. Павловска Пушкинского района г. Санкт-Петербурга, его, прежде всего, заинтересовала применимость результатов этих исследований для этой школы. Целью интереса являлось понимание шагов совершенствования школьной системы дополнительного образования. При внимательном изучении этого исследования оказалось, что его результаты не могут быть до конца применимы в данном случае. Во-первых, хотелось бы рассмотреть дополнительное образование только в самой школе. В исследовании, занятия в школе рассматриваются совместно с занятиями в других местах. Во вторых непонятно, к какому типу населенных пунктов отнести город Павловск. Если рассматривать его как часть Санкт-Петербурга, то по градации исследования, это город свыше 1 миллиона человек. Если же рассматривать его автономно, то это населенный пункт до 100 тысяч человек. Результаты в этих двух случаях по некоторым позициям значительно расходятся. Особенности такого месторасположения характерны для многих городов-спутников, а именно:

  • очень неоднородный состав населения, включающий как а) типично- городское, живущее в современных многоквартирных и собственных домах, сознательно переехавшее из центра и работающее в центре, б) провинциально- городское, которое всегда проживало в данном городе-спутнике, в) сельское, которое привозит детей из более отдаленных населенных пунктов где нет своей школы, г) население, состоящее из мигрантов со своими культурными и этическими нормами, для которых проживание в пригородах является более доступным,;
  • зависимость от транспортной доступности, когда многие дети не проживают вблизи школы, что затрудняет их посещение дополнительных занятий после уроков, если они не остаются в группе продленного дня;
  • отсутствие сильной, по сравнению с крупным городом, конкуренции в предложении услуг, с одной стороны, и достаточно слабая заинтересованность населения в этих услугах, с другой.

Выходом из этой ситуации явилось проведение подобного исследования в данной конкретной школе. Автором статьи были отобраны кажущиеся наиболее значимыми позиции из общероссийского исследования, и была составлена анкета для родителей учеников начальной школы.

На собрании за месяц до конца учебного года были розданы анкеты, где родителям предлагалось ответить на вопросы связанные с дополнительным образованием. Всего опрошено 312 человек из 12 классов начальной школы. Форма вопросов в основном открытая, так как на нашем поисковом этапе важно установить, что люди думают.

Анализ результатов анкетирования.

  1. Половина детей после уроков занимается в школьных объединениях. Большинство из них удовлетворено качеством услуг. Цифры общероссийского исследования несколько меньше, что может быть объяснено некоторой удаленностью школы от мест, где предлагается данный вид услуг, а также тем, что здесь опрашивались родители не всей, а только начальной школы.
  2. Каждый пятый ребенок нигде не занимается. Это несколько выше данных представленных в общероссийском исследовании. Предполагается, что основная причина – это пассивность родителей, отсутствие интереса детей к тем направлениям, которые представлены в школе и данном районе, а также отсутствие возможности у родителей, чисто технически обеспечить посещение занятий.
  3. Решение о посещении и выборе направления развития в начальной школе, главным образом, принимают родители, основываясь на желании ребенка и близости места предоставления услуги.
  4. Родители хотят, чтобы дополнительные услуги укрепили здоровье ребенка, реализовали его интерес, привили «чувство прекрасного». Эти приоритеты полностью согласуются с данными общероссийского исследования.
  5. Способы донесения информации и реклама в школе традиционно оптимальны, для тех, кто учится в ней и недостаточно проработаны для других потенциальных клиентов извне. Основной информацией формирующей принятие решения о выборе является информация от педагога и администрации, в то время как по общероссийскому исследованию на первом месте стоит общение с друзьями и знакомыми, чьи дети занимаются в этом объединении. Можно предположить, что это связано с некоторой разобщенностью людей в данной школе в силу их неоднородного состава, описанного выше.

Сделаем некоторые выводы:

- условия, при которых функционирует система дополнительного образования в данном образовательном учреждении можно рассматривать скорее как существование ее в крупном городе свыше 1 млн. человек, чем, как в населенном пункте до 100 тыс. человек

- имеются особенности, предположительно характерные для всех городов-спутников, по составу населения, его культурно-образовательному уровню, а также материальным возможностям.

Список литературных источников .

  1. ГОСТ 30335–95 / ГОСТ Р 50646–94. Услуги населению. Термины и определения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-30335-95
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=19904
  3. Косарецкий, С.Г. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей [Электронный ресурс] / С.Г. Косарецкий, Б.В. Куприянов, Т.А. Марцалова, Т.В. Семенова // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. – 2013. – № 5 (68). – Режим доступа: https://memo.hse.ru/published
  4. Косарецкий, С.Г. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / С.Г. Косарецкий, Б.В. Куприянов, Д.С. Филиппова // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. – 2015. – № 4 (86). – Режим доступа: https://memo.hse.ru/publishe
  5. Косарецкий, С.Г. Дополнительное образование: разнообразное и нестандартное [Электронный ресурс] / С.Г. Косарецкий. – Режим доступа: http://vogazeta.ru/ivo/info/14287.html
  6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 1991. – 547 с.
  7. Экономика России, цифры и факты. Ч. 14 Сфера услуг. – Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10567-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-14-sfera-uslug


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

"Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"

Это небольшая статья в формате эссе о дополнительном образовании в образовательном учреждении, а не в учреждении дополнительного образвания. Размышление о том, как выстраивать взаимоотношения участник...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей....

Статья "Система дополнительного образования детей в современной школе"

Дополнительное образование-вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека....

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей.

статья посвящена системе дополнительного образования детей...