Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по дополнительному образованию вокально – хорового кружка «Домисолька»
рабочая программа по теме
Программа разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Д.Б.Емельянова «Развитие певческого диапазона» Екатеринбург, 2000г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 50.44 КБ |
kalendarno_tematichesk_planirovan_vokalnogo_kruzhka._domisolka_dokument_microsoft_office_word.docx | 37.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
|
Рабочая программа
по дополнительному образованию
вокально – хорового кружка «Домисолька»
(1 – 9 классы)
срок реализации: 1 год
Руководитель кружка:
Коломиец Елена
Дмитриевна
с Боград
2014г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко «Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей», Д.Б.Емельянова «Развитие певческого диапазона» Екатеринбург, 2000г.
Цель программы: развитие музыкальных способностей воспитанников в хоровом и сольном пении.
Основные задачи в работе:
- заинтересовать воспитанников музыкальным искусством;
- привить любовь к хоровому и сольному пению, а так же навыки сценического поведения;
- обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
- развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, интонацию);
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Преподавание занятий в вокально – хоровой деятельности способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокально - хоровым коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примерных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
III.ТРЕБОВАНИЕЯ ФГОС К ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫХ НАВЫКОВ
1.Требование к результатам:
Предметные результаты:
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской и хакасской культуре.
Личностные результаты:
Способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метопредметные результаты:
Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач.
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
2.Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Ценностно-смысловая ориентация воспитанников.
Действие смыслообразования.
Нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные ууд
Умение выражать свои мысли.
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
Целеполагание.
Волевая саморегуляция.
Коррекция.
Оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания.
Смысловое чтение.
Знаково – символическое моделирование.
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
Анализ интонирования;
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Построение логической цепи при исполнении чистоты интонации..
Виды занятий: урок, экскурсия, путешествие.
4.Формы и виды контроля:
Могут быть различны музыкальные викторины, концерты
5.Формы и виды организации учебного процесса:
- фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные, концерты.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне - физиологические признаки дыхания.
Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.
Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
11. Работа над певческой установкой и дыханием. (20 часов)
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
12. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (30 часов)
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
13. Работа над дикцией и артикуляцией. (22 часа)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
14. Формирование чувства ансамбля. (26 часов)
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
15. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (28 часов)
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | в том числе теоретических практических | |
1. | Певческая установка. Певческое дыхание. | 18 | 3 | 11 |
2. | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 28 | 3 | 23 |
3. | Работа над дикцией и артикуляцией | 22 | 2 | 18 |
4. | Формирование чувства ансамбля. | 26 | 3 | 23 |
5. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 28 | 3 | 33 |
Итого: | 122 | 14 | 108 |
Объем и сроки изучения:
На изучение данной программы вокального кружка отводится 6 часов в неделю, всего 122 часа ( из расчета по 2 часа в каждой группе)
I – четверть: 27ч, II четверть – 21 часов., III четверть – 27 часов,, IV – четверть – 27 часов.
В соответствии с СанПиНами и базисным учебным планом на учебный курс отводится 122 часа ( из расчета 6 часов в неделю) и рассчитан на 1 год обучения.
IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Развитие и накопление знаний:
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: (фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной);
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов;
- сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Освоение музыкальных знаний:
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
- развивать певческие умения и навыки (координации между слухом и голосом, выработке унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительного исполнения песен.
Должны решать учебные и практические задачи:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни человека;
- сформировать потребность общения с музыкой;
- выявлять интерес к слушанию народной и классической музыки;
- приобретать опыт в музыкально – исполнительской культуре (хорового, ансамблевого и сольного пения), а так же навыки в игре на музыкально – шумовых инструментах;
- различать музыку разных жанров;
- различать музыкальные инструменты по названию и исполнению.
- воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- формировать навык выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
- прививать основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительныи искусством);
- обучить основам музыкальной грамоты
По итогам освоения программы вокального кружка обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные жанры и стили музыкальных произведений;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и зарубежных композитов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);
- характерные возможности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на детских музыкально - шумовых инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу года обучающиеся должны уметь:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или диске;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
- узнавать музыкальные произведения, изученные;
- умение выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же не сложные элементы двухголосия – подголоски);
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Дети должны научиться красиво петь:
Петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.
Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения, репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
V.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОКАЛЬНОГО КУЖКА
Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы |
|
1 | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 2 | |
2 | Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. | 4 | |
3 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). | 12 | |
4 | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). | 10 | |
5 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. | 6 | |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 18 |
Второе полугодие
№ | Тема занятия | Часы |
|
1 | Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | 8 | |
2 | Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | 14 | |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | 10 | |
4 | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | 20 | |
5 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 18 |
Всего 122 часа
VI.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Музыкальные инструменты (фортепиано), компакт-диски.
Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
8.Емельянов Д.Б, «Развитие певческого диапазона», Екатеринбург, 2000г.
Репертуар
«Песни о школе», советские композиторы
«Песни об осени», К. Попатенко.
Народные пени:
«Земелюшка - чернозем» (народная)
«Как пошли наши подружки» (народная)
Новогодние песни:
«Снежинка» (Е. Крылатов – Л. Дербенёв)
«Новогодние игрушки» (А. Хоралов – А. Дементьев)
«Песни о временах года» (советских композиторов)
«Весенние песни», советских композиторов
«Мамин праздник» (Е. Ефимова – Ю. Энтин)
«Военные песни», советских композиторов
«Последний звонок», советских композиторов
Предварительный просмотр:
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 – 2015 уч.г. младшая группа. I четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
1 -4 | 1.09.2014г. | Проверка вокальных данных. Вокальные упражнения. | На примере упражнений для голоса определить Вокальные возможности у учащихся. |
1 -4 | 8.09.2014г. | Разучивание песен к мероприятию. | Разучить и отработать песни к мероприятию. |
1 -4 | 15.09.2014г. | Знакомство с теорией музыки. Разучивание новых песен. | Ознакомиться с элементарной теорией музыки. |
1 -4 | 22.09.2014г. | Работа над интонацией. | Отработать интонационную выразительность в исполнении песен. |
1 -4 | 29.09.2014г. | Работа над интонацией. | Продолжить работу над интонационной выразительностью в исполнении песен. |
1 -4 | 6.10.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | Отработать вокальные упражнения. Разучить новые песни. |
1 -4 | 13.10.2014г. | Воспитательные навыки интонации и дыхания в пении. | Работа над интонацией и дыханием в исполнении песен. |
1 -4 | 20.10.2014г. | Работа над дыханием. | Научиться правильно использовать дыхание во время исполнения песен. |
1 -4 | 27.10.2014г. | Работа над дыханием. | Продолжить работу над дыханием в исполнении песен. |
1 -4 | 3.11.2014г. | Певческая установка и опора звука в исполнении. | Отработать звук в исполнении. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 – 2015 уч.г. Младшая группа. II четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
1 -4 | 17.11.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание новых песен. | На примере упражнений для голоса разработать голосовые связки, а так же разучить новые песни. |
1 -4 | 24.11.2014г. | Работа над строем в ансамбле. | Отработать одновременное исполнение в ансамбле. |
1 -4 | 1.12.2014г. | Цели и задачи вокального пения. Разучивание песен. | Ознакомить учащихся с манерой исполнения вокального мастерства. Уметь грамотно, точно, четко и интонационно чисто исполнять мелодию в песнях. |
1 -4 | 8.12.2014г. | Звук в исполнении. Вокальные упражнения. | Добиться четкости звучания в исполнении. На примере вокальных упражнений распеть голосовой аппарат. |
1 -4 | 15.12.2014г. | Работа над дикцией и мимикой в исполнении. | Развить дикцию и мимику в исполнении вокального репертуара. |
1 -4 | 22.12.2014г. | Скороговорки. Работа над дикцией. | Отработать правильное произношение скороговорок. Отработать четкость в дикции. |
1 -4 | 29.12.2014г. | Разучивание новогодних песен. | Разучить Новогодние песни к мероприятию. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 – 2015 уч.г. Младшая группа. III четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
1 -4 | 26.01.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в вокальных упражнениях. Разучить песни. |
1 -4 | 02.02.2015г. | Работа над текстом в песнях. | Отработать четкое произношение текста. |
1 -4 | 09.02.2015г. | Особенности дисциплины в ансамбле. | Ознакомить учащихся с особенностями дисциплины в ансамбле. |
1 -4 | 16.02.2015г. | Упражнения для голоса. Подготовка к мероприятию. | Добиться четкости в исполнении вокальных упражнений. Разучить и отработать песни к мероприятию. |
1 -4 | 23.02.2015г. | Слуховой и ритмический анализ. | Развить через вокальные упражнения, через исполнения песен вокальные и ритмические навыки. |
1 -4 | 02.03.2015г. | Источник звука и его опора. | Добиться устойчивого звука в исполнении песен. |
1 -4 | 09.03.2015г. | Работа над дикцией, дыханием и ритмом. Разучивание песен. | Отработать дикцию, дыхание, ритм в исполнении и разучивании песен. |
1 -4 | 16.03.2015г. | Разнообразие резонаторов исполнении. | На примере вокальных упражнений развить резонаторы полости рта и носа. Исполнение песен. |
1 -4 | 23.03.2015г. | Подготовка к мероприятию. | Разучить песни к мероприятию. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 -2015 уч.г. младшая группа. IV четверть. |
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
1 -4 | 6.04.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в исполнении песен для голоса. Разучить песни. |
1 -4 | 13.04.2015г. | Работа над динамикой в песнях. | Отработать динамику в исполнении песен (тихо, громко). |
1 -4 | 20.04.2015г. | Ритмические упражнения. Работа над ритмом. | Уметь слышать ритм. Отработать в песне ритмически трудные места |
1 -4 | 27.04.2015г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен к мероприятию. | Отработать упражнения для голоса. Разучить новые песни. |
1 -4 | 04.05.2015г. | Особенности строя в ансамбле. Подготовка к мероприятию. | Отработать одновременное исполнение в ансамбле. |
1 -4 | 11.05.2015г. | Вокальные упражнения Разучивание песен. | Добиться четкости в исполнении вокальных упражнений. Разучить песни. |
1 -4 | 18.05.2015г. | Разучивание новых песен. Вокальные упражнения. | Разучить текст песен. Отработать динамику в исполнении песен. Уметь правильно брать дыхание. |
1 -4 | 25.05.2015г. | Разучивание новых песен. Вокальные упражнения. | Продолжить работу над песнями. Уметь интонационно чисто исполнять разученную мелодию. |
Подготовка к мероприятию. | Отработка песенного репертуара. |
Вокально -хоровой кружок «Домисолька» 2014 – 2015 уч.г. средняя группа. I четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
5 -6 | 4.09.2014г. | Проверка вокальных данных. Вокальные упражнения. | На примере упражнений для голоса определить вокальные возможности у учащихся. |
5 -6 | 11.09.2014г. | Разучивание новых песен к мероприятию. | Разучить и отработать новые песни к мероприятию. |
5 -6 | 18.09.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | На примере вокальных упражнений развивать ритм, слух, интонацию у учащихся. Разучить новые песни. |
5 -6 | 25.09.2014г. | Работа над ритмом и динамикой. | При разучивании песен отработать ритм и динамику в исполнении. |
5 -6 | 2.10.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | Отработать вокальные упражнения. Разучить песни. |
5 -6 | 9.10.2014г. | Работа над дыханием. | Научиться правильно брать дыхание в исполнении песен. |
5 -6 | 16.10.2014г. | Ритмические и слуховые упражнения. | При исполнении вокальных упражнений развивать ритм и слух у учащихся. |
5 -6 | 23.10.2014г. | Певческая установка и опора звука. | На примере разученных песен отработать звук в исполнении. |
5 -6 | 30.10.2014г. | Певческая установка и опора звука. | Продолжить отрабатывать звук в исполнении песен. |
| Разучивание новых песен. | Разучить новые песни к мероприятию. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. средняя группа. II четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
5 -6 | 13.11.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | На примере упражнений для голоса разработать голосовые связки. Разучить песни. |
5 -6 | 20.11.2014г. | Вопросы дисциплины в ансамбле. | Ознакомить учащихся с манерой поведения в ансамбле. Закрепить разученные песни. |
5 -6 | 27.11.2014г. | Цели и задачи вокального пения. | Уметь грамотно точно, четко, интонационно чисто исполнять мелодию в песнях. |
5 -6 | 4.12.2014г. | Вокальные упражнения. Скороговорки. | Разработать голосовые связки. Разучить песни. |
5 -6 | 11.12.2014г. | Работа над текстом в песнях. | Раскрыть содержание текста и уметь донести его до слушателя. |
5 -6 | 18.12.2014г. | Интонация и дыхание в исполнении. | При разучивании песен, отработать интонационное и выразительное исполнение. Следить за дыханием во время пения. |
5 -6 | 25.12.2014г. | Новогодние песни. | Разучить Новогодние песни к празднику. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 – 2015 уч.г. средняя группа III четверть.
Классы | Часы | Тема занятий | Цель занятий |
5 -6 | 22.01.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в вокальных упражнениях. Разучить песни. |
5 -6 | 29.01.2015г. | Работа над текстом в песнях. | Отработать четкое произношение текста. |
5 -6 | 5.02.2015г. | Работа над строем в ансамбле. | При исполнении песен добиться четкого и одновременного интонирования. |
5 -6 | 12.02.2015г. | Упражнения для голоса. Подготовка к мероприятию. | Добиться четкости в исполнении вокальных упражнений. Разучить и отработать песни к мероприятию. |
5 -6 | 19.02.2015г. | Работа над строем в ансамбле. | Добиться четкого и одновременного исполнения. |
5 -6 | 26.02.2015г. | Упражнения для голоса. Скороговорки. | Добиться четкости в вокальных упражнениях. На примере скороговорок развивать дикцию. |
5 -6 | 5.03.2015г. | Унисон. | Добиваться четкого унисона в исполнении песен. |
5 -6 | 12.03.2015г. | Воспитательные навыки в исполнении. | Отработать навыки интонации и дыхания в исполнении. Разучивание песен. |
5 -6 | 19.03.2015г. | Особенности дисциплины в ансамбле. | Ознакомить учащихся с особенностями дисциплины в ансамбле. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. средняя группа. IV четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
5 -6 | 2.04.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в упражнениях для голоса. Разучить песни. |
5 -6 | 9.04.2015г. | Работа над интонацией в песне. | Отработать интонационное и выразительное исполнение. |
5 -6 | 16.04.2015г. | Работа над строем в ансамбле. | Отработать одновременное исполнение. |
5 -6 | 23.04.2015г. | Работа над строем. | Продолжить работу над строем в ансамбле, добиваться одновременного исполнения. |
5 -6 | 30.04.2015г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | Исполнение вокальных упражнений. Разучить песни к мероприятию. |
5 -6 | 07.05.2015г. | Особенности дисциплины в ансамбле. Отработать песни к мероприятию. | Ознакомиться с правилами дисциплины в ансамбле. Отработать песни. |
5 -6 | 14.05.2015г. | Вокальные упражнения. Подготовка к мероприятию. | Добиться четкости в вокальных упражнениях. Разучить песни. |
5 -6 | 21.05.2015г. | Подготовка к мероприятию | Отработать интонацию, ритм, дыхание в песнях. |
5 -6 | 28.05.2015г. | Исполнение песен на выбор учащихся. | Закрепление разученных песен. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. старшая группа I четверть.
Классы | Число | Тема занятий | Цель занятий |
8 -9 | 05.09.2014г. | Проверка вокальных данных. Вокальные упражнения. | На примере упражнений для голоса определить вокальные возможности у учащихся. |
8 -9 | 12.09.2014г. | Разучивание песен. | Разучить и отработать песни. |
8 -9 | 19.09.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | На примере вокальных упражнений развивать слух, ритм у учащихся. Разучить песни. |
8 -9 | 26.09.2014г. | Вокально-технические упражнения. Звук гортани. | На примере вокально-технических упражнений развить звук гортани. |
8 -9 | 03.10.2014г. | Вокальные упражнения. Подготовка к мероприятию. | Подготовить песенный репертуар к мероприятию. |
8 -9 | 10.10.2014г. | Сольфеджио. | На примере упражнений по сольфеджио отработать ритмические и динамические особенности в исполнении. |
8 -9 | 17..10.2014г.. | Сольфеджио. | Продолжить упражнения по сольфеджио. Отрабатывать ритм и динамику в вокальных упражнения. |
8 -9 | 24.10.2014г. | Ритмические и слуховые упражнения. | Отработать ритмические и слуховые упражнения для голоса и слуха. |
8 -9 | 31.10.2014г. | Работа над звукообразованием в исполнении песен. | Отработать звук в исполнении песенного репертуара. |
| Закрепление песен. | Закрепить песни разученные в четверти. |
Вокальныо - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. старшая группа. II четверть.
Классы | Часы | Тема занятий | Цель занятий |
8 -9 | 14.11.2014г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | На примере упражнений для голоса разработать голосовые связки. Разучить песни. |
8 -9 | 21.11.2014г. | Вокальные упражнения. Сольфеджио. | Уметь исполнять ноты без сопровождения мелодии. Развивать диапазон голоса. |
8 -9 | 28.11.2014г. | Работа над содержанием в песнях. | Отработать текст в песнях. Уметь интонационно грамотно передавать содержание текста в исполнении. |
8 -9 | 05.12.2014г. | Вокальные упражнения. Скороговорки. | Развивать артикуляцию на примере скороговорок. |
8 -9 | 12.12.2014г. | Работа над дыханием. | Отработать дыхание в исполнении песен. |
8 -9 | 19.12.2014г. | Вокальные упражнения для голоса. | Распеть голосовые связки на примере вокальных упражнений. |
8 -9 | 26. 12.2014г. | Новогодние песни. | Разучить Новогодние песни к мероприятию. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. старшая группа. III четверть.
Классы | Часы | Тема занятий | Цель занятий |
8 -9 | 23.01.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в вокальных упражнениях. Разучить песни. |
8 -9 | 30.01.2015г. | Работа над текстом в песнях. | Отработать четкое произношение текста в исполнении песен. |
8 -9 | 06.02.2015г. | Работа над строем в ансамбле. | Отработать одновременное исполнение. |
8 -9 | 13.02.2015г. | Упражнения для голоса. Подготовка к мероприятию. | Разучить и отработать песни к мероприятию. |
8 -9 | 20.02.2015г. | Работа над содержанием в песнях. | Донести содержание песен до слушателя. Работа над текстом и интонацией. |
8 -9 | 27.02.2015г. | Унисон. | На примере песен и вокальных упражнений добиться четкого исполнения в унисон. |
8 -9 | 06.03.2015г. | Авторское сочинение песен. | Уметь сочинять музыку и слова к песням. |
8 -9 | 13.03.2015г. | Работа над дыханием в песнях. | Научиться правильно брать дыхание во время исполнения песен. |
8 -9 | 20.03.2015г. | Подготовка к мероприятию. | Отработать песни к мероприятию. |
Классы | Часы | Тема занятий | Цель занятий |
8 -9 | 03.04.2015г. | Упражнения для голоса. Разучивание песен. | Добиться четкости в упражнениях для голоса. Разучить песни. |
8 -9 | 10.04.2015г. | Работа над текстом в песне. | Раскрыть содержание текста в песнях и донести до слушателя. |
8 -9 | 17.04.2015г. | Работа над строем в ансамбле. | Отработать одновременное исполнение. |
8 -9 | 24.04.2015г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | Отработать упражнения для голоса. Разучить новые песни. |
8 -9 | 08.05.2015г. | Особенности дисциплины в ансамбле. | Ознакомиться с правилами дисциплины в ансамбле. |
8 -9 | 15.05.2014г. | Вокальные упражнения. Подготовка к мероприятию. | Добиться четкости в исполнении песен. |
8 -9 | 22.05.2015г. | Вокальные упражнения. Разучивание песен. | Разучить песни к мероприятию. |
8 -9 | 29.05.2015г. | Вокальные упражнения для голоса. | На примере вокальных упражнений распеть голосовой аппарат. |
|
| Подготовка к мероприятию. | Закрепить и отработать песни к мероприятию. |
Вокально - хоровой кружок «Домисолька» 2014 - 2015 уч.г. старшая группа. IV четверть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов
Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...
Рабочая программа,календарно - тематическое планирование и технологическая карта по математике 11 класс
Рабочая программа по математике, календарно - тематическое планирование и технологическая карта для профильного 11 класса (8 часов):алгебра и начала анализа (4 часов) профильный курс к УМК под р...
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование и технологическая карта по математике для 10 класса, профильный курс составлена из расчёта 8 часов математики в неделю:алгебра и начала анализа ...
Рабочая программа. Календарно-тематическое планирование по технологии.
Планирование в 5-7 классах по программе И.А.Сасовой,А.В. Марченко. ...
ОБЖ, 8-9кл., А.Т.Смирнов. Рабочая программа, календарно-тематическое планирование
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование...
Статья на тему: "Календарно-тематическое планирование" в дополнительном образовании
Наличие общеобразовательной и рабочих программ в дополнительном образовании уже давно является обязательным. Появилось множество программ в различных кружках и секциях дополни...
Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию "Дружные буквы".
Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию младших школьников по изучению алфавита английского языка. ...