"Трудный" подросток и его семья" лекторий для педагогов.
статья
Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть. Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекторий для педагогов на тему: «Трудный» подросток и его семья».
Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть. Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку. Во-первых, в его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе очень трудный, но интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой стороны – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно соответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста. Во-вторых, «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки: преступность, алкоголизм, наркомания и другие, присущие подросткам, вырастают из семьи. Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их процессов и потребностей, чрезмерное попустительство или жесткость наказания за совершенные проступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи. Поведение подростков – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Классному руководителю и воспитателю приходится находить свои подходы и свои слова к каждой семье. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой семьи они свои, но есть и сходные черты.
Семья делится на пять типов:
1. Семьи, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить свою личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта. Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель и воспитатель должны: - расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется настороженно, не спешить обижаться; - попробовать посмотреть на себя глазами этой матери – это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение; - заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее; - деликатно, тактично, прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевном контакте с ребенком, в обмене мыслями, совместным решением повседневных жизненных проблем, посоветовать попробовать открыться ребенку, рассказать о своих планах.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми. Задача классного руководителя и воспитателя: - терпеливо без назидания и упреков, доказать родителям пагубность их образа жизни, на растущую личность; обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Самого подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддерживать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителя. Задача классного руководителя и воспитателя: - сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систематическую методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях, как правило, дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют. Задача классного руководителя и воспитателя: - изменить ориентацию родителей на материальные ценности, заинтересовать духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический» подход; при встречах с родителями дома, в школе, использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей; на служение людям, доброту, благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными. Задача классного руководителя и воспитателя: - доказать родителям, что с ребенком необходимо общаться бережно, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства воспитания. Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретения ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц». ...
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.
Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"
Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»
Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...