мастер-класс
статья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!
Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К.Г. Паустовский
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Пословица
С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский
Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил. А.П. Сумароков
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём… А.И. Герцен
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. В.Г. Белинский
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский
Что происходит с русским языком? Воздействие на русский язык перестройки и постперестройки, исчезновения одного государства и появления другого.
Изменения в условиях функционирования языка Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают. В.О. Ключевский (1841 — 1911), историк
Изменения в построении текста Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно! Менандр, греческий драматург, конец IV века до н. э.
Построение текста в конце XX — начале XXI века Иноязычные заимствования Бюрократические, казённые элементы Русский язык просторечье жаргон Разговорные элементы Новейший русский язык
Русский язык "отреагировал" на новую идеологию общества. Уходят из широкого употребления казённые элементы: слова "колхозник", "комсомолец", "капиталист", "сберкасса", обращение "товарищ" и проч., т.е. всё то, что определяло жизненный уклад страны в предыдущий общественно-политический период. Приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития элементы его периферии: жаргон, просторечие, разговорная лексика По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей "сниженностью".
Активное заимствование (слово переходит в новую для него подсистему, изменяя при этом своё стандартное значение) Например, слово "жесть" и его производное « жесткач » , которое в устах молодёжи приобрело значение, синонимичное словам " ужас ", " кошмар ", " жестокость ".
Другие явления и процессы языка варваризация демократизация иноязычные элементы
«Демократизация» языка – это включение разговорных и просторечных элементов в современную речь. Например, разговорные и просторечные элементы: "мобила", "силовик", "оэспешник", "ништяк", "нехило" и проч.; иронические выражения : "ножки Буша" (куриные окорочка из Америки), "хрущоба" (пятиэтажные дома, построенные во времена Н.С. Хрущева), "лохотрон" (обман доверчивых людей), "матизявка" (автомобиль марки "Матиз") и проч
Иноязычные элементы: промоутер, мерчендайзер, стагфляция, брифинг, модем, сканер, файл, байт, скроллинг, провайдер. Появление этих слов продиктовано необходимостью вхождения в русский язык нового понятия. Эти заимствования не рассчитаны на экспрессивность. Их функция, прежде всего, номинативная, назывная.
Тексты новейшего русского языка отличаются интертекстуальностью: мозаичностью, цитатностью . Устойчивые выражения (пословицы и поговорки, различные клише) называются инкрустациями и включаются в текст безо всяких ссылок. Читатель не только вычленяет их, но и понимает их изначальное значение, а также смысл, который эти выражения получают в данном контексте . " Мы бросили варежку Майкрософту!" (заголовок газеты «Известия», 03.12.99). цитаты — это дословные выдержки из того или иного произведения.
Выводы Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья) в центр системы. Все явления создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.
Пусть каждый из нас осознает: мерило словесной этики - во мне, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответствен за то, какую речь несу я миру.
Истинно великому народу дан и великий язык. Человек чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живет в красоте речи. Прекрасен русский язык. И на нём скажет мысли о будущем. Николай Рерих (1874 – 1947), художник, философ, писатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...