мастер-класс
статья

Ирина Николаевна Кунгурова

мастер-класс по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные процессы в современном русском языке Мастер-класс учителя русского языка и литературы Кунгуровой И.Н.

Слайд 2

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!

Слайд 3

Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К.Г. Паустовский

Слайд 4

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки. Пословица

Слайд 5

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский

Слайд 6

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил. А.П. Сумароков

Слайд 7

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём… А.И. Герцен

Слайд 8

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий. В.Г. Белинский

Слайд 9

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г. Паустовский

Слайд 10

Что происходит с русским языком? Воздействие на русский язык перестройки и постперестройки, исчезновения одного государства и появления другого.

Слайд 11

Изменения в условиях функционирования языка Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают. В.О. Ключевский (1841 — 1911), историк

Слайд 12

Изменения в построении текста Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно! Менандр, греческий драматург, конец IV века до н. э.

Слайд 13

Построение текста в конце XX — начале XXI века Иноязычные заимствования Бюрократические, казённые элементы Русский язык просторечье жаргон Разговорные элементы Новейший русский язык

Слайд 14

Русский язык "отреагировал" на новую идеологию общества. Уходят из широкого употребления казённые элементы: слова "колхозник", "комсомолец", "капиталист", "сберкасса", обращение "товарищ" и проч., т.е. всё то, что определяло жизненный уклад страны в предыдущий общественно-политический период. Приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития элементы его периферии: жаргон, просторечие, разговорная лексика По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей "сниженностью".

Слайд 15

Активное заимствование (слово переходит в новую для него подсистему, изменяя при этом своё стандартное значение) Например, слово "жесть" и его производное « жесткач » , которое в устах молодёжи приобрело значение, синонимичное словам " ужас ", " кошмар ", " жестокость ".

Слайд 16

Другие явления и процессы языка варваризация демократизация иноязычные элементы

Слайд 17

«Демократизация» языка – это включение разговорных и просторечных элементов в современную речь. Например, разговорные и просторечные элементы: "мобила", "силовик", "оэспешник", "ништяк", "нехило" и проч.; иронические выражения : "ножки Буша" (куриные окорочка из Америки), "хрущоба" (пятиэтажные дома, построенные во времена Н.С. Хрущева), "лохотрон" (обман доверчивых людей), "матизявка" (автомобиль марки "Матиз") и проч

Слайд 18

Иноязычные элементы: промоутер, мерчендайзер, стагфляция, брифинг, модем, сканер, файл, байт, скроллинг, провайдер. Появление этих слов продиктовано необходимостью вхождения в русский язык нового понятия. Эти заимствования не рассчитаны на экспрессивность. Их функция, прежде всего, номинативная, назывная.

Слайд 19

Тексты новейшего русского языка отличаются интертекстуальностью: мозаичностью, цитатностью . Устойчивые выражения (пословицы и поговорки, различные клише) называются инкрустациями и включаются в текст безо всяких ссылок. Читатель не только вычленяет их, но и понимает их изначальное значение, а также смысл, который эти выражения получают в данном контексте . " Мы бросили варежку Майкрософту!" (заголовок газеты «Известия», 03.12.99). цитаты — это дословные выдержки из того или иного произведения.

Слайд 20

Выводы Политические катаклизмы порубежной поры изменили условия функционирования русского языка. Возросшая роль средств массовой информации в современном нам мире и их установка на непринужденное общение обусловили либерализацию языка, изменили отношение к нему людей. В наши дни мы повсеместно наблюдаем расшатывание литературных норм, расширение неформального общения. Результатом этих процессов стало перемещение периферийных элементов языка (жаргона, сленга, просторечья) в центр системы. Все явления создали яркую, неоднозначную, но вполне объективную картину жизни новейшего русского языка, языка динамичного, развивающегося.

Слайд 21

Пусть каждый из нас осознает: мерило словесной этики - во мне, это я, человек, хозяин своего слова, своего языка, это я ответствен за то, какую речь несу я миру.

Слайд 22

Истинно великому народу дан и великий язык. Человек чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живет в красоте речи. Прекрасен русский язык. И на нём скажет мысли о будущем. Николай Рерих (1874 – 1947), художник, философ, писатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...