Рабочая программа Магнит добра 2020-2021
рабочая программа
Рабочая программа Магнит добра 2020-2021
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_magnit_dobra_2020-2021.doc | 528.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 28.08.2020г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом и.о.директора МБУ ДО ИЦТ от 28.08.2020 № 114 - од и.о.директора МБУ ДО ИЦТ Ковтун В.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2020-2021
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАГНИТ ДОБРА»
(углубленный)
Возраст детей: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Тюрикова И.А,
педагог дополнительного образования
гп. Игрим, 2020
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование ключевых компетенций подростков, необходимых для осуществления ими волонтерской социально-значимой деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные
- создание в группе обучающихся комфортного психоэмоционального состояния, обеспечивающего подросткам чувство уверенности в себе, своих возможностях;
- развитие стремления к самопознанию, самовыражению и самосовершенствованию;
- повышение уровня информированности подростков о факторах, влияющих на здоровье и социальное благополучие человека, семьи, сообщества;
- формирование установки на здоровый образ жизни и навыков ответственного поведения, отрицающих приобщение к психоактивным веществам;
Образовательные
- освоение подростками основ организаторской деятельности;
- овладение подростками коммуникативной культурой, навыками рефлексии;
Развивающие
- формирование мотивов социальной деятельности; развитие личностной и социальной компетенции;
- удовлетворение потребности подростка в социально – значимой деятельности;
- создание условий для сотрудничества с другими общественными организациями и объединениями.
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2020 – 2021уч.г.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10.09.2020 | 27.05. 2021 | 36 | 108 | 3ч./1 р.н |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2020 – 2021уч.г.
№ | Блок | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие по программе «Эффективное взаимодействие в команде» | 3 | 2 | 1 | |
1. | Психологические игры и упражнения на доверие, адаптацию, сплочение. | 3 | 1 | 2 |
2. | Тренинговый. Организация тренинга по принципу «равный-равному» | 6 | 3 | 3 |
3. | «Профилактический кинолекторий» | 6 | 2 | 4 |
4. | «Творческий». Творческий процесс волонтера. | 6 | 2 | 4 |
5. | «Социальное проектирование» | 12 | 7 | 5 |
6. | «Организаторский» | 9 | 6 | 3 |
7. | «Вожатский». Вожатская деятельность волонтера. | 12 | 8 | 4 |
8. | Информационные технологии в работе волонтера | 12 | 6 | 6 |
9. | «Деятельностный» | 39 | 39 | |
Итого за год | 108 | 37 | 71 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Число | Блок. Тема | Количество часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||||
1 | сентябрь | 10 | Вводное занятие по программе «Эффективное взаимодействие в команде» | 3 | 2 | 1 | Наблюдение | |
2 | 17 | Психологические игры и упражнения на доверие, адаптацию, сплочение. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, рефлексия, способы диагностики организован-ности коллектива | ||
Тренинговый. Организация тренинга по принципу «равный-равному» | 6 | 3 | 3 | |||||
3 | 24 | Психологические основы группового процесса. Проблемные ситуации в развитии группы. | 3 | 2 | 1 | Тест-зачет, самостоятельная работа, выступление в роли обучающих | ||
4 | октябрь | 1 | Эффективность образовательного курса для подростков «Путешествие ради жизни». В чем секрет? | 3 | 1 | 2 | ||
«Профилактический кинолекторий» | 6 | 2 | 4 | |||||
5 | 8 | Педагогические возможности кинолектория, как формы профилактической деятельности Контроль знаний «на входе». Контрольное занятие по КИМ. | 3 | 1 | 2 | Зачет по блоку, выступление в роли обучающих | ||
6 | 15 | Методическая подготовка волонтеров к профилактической работе через кинолекторий. | 3 | 1 | 2 | |||
«Творческий». Творческий процесс волонтера. | 6 | 2 | 4 | |||||
7 | 22 | Виды и типы массовых мероприятий. Конструирование конкурсно-игровых программ. | 3 | 1 | 2 | Практическая работа, контрольное самостоятельное задание. | ||
8 | 29 | Как организовать праздник. Написание сценария конкурсно-игровой программы. | 3 | 1 | 2 | |||
«Социальное проектирование» | 12 | 7 | 5 | |||||
9 | ноябрь | 5 | Сущность и виды социального проектирования. | 3 | 2 | 1 | Практическая работа: написание социального проекта | |
10 | 12 | Виды социальных проектов. Структура социального проектирования. | 3 | 2 | 1 | |||
11 | 19 | Технология разработки социального проекта. | 3 | 2 | 1 | |||
12 | 26 | Практическая работа: Написание социального проекта. | 3 | 1 | 2 | |||
«Организаторский» | 9 | 6 | 3 | |||||
13 | декабрь | 3 | Понятие организаторской работы. Стили работы организаторов. | 3 | 2 | 1 | Выступление в роли обучаюших, организация программ для сверстников, контрольный опрос. | |
14 | 10 | Этапы организаторской работы. | 3 | 2 | 1 | |||
15 | 17 | Важные правила организаторской работы. Волонтер-организатор добрых дел. Обобщение пройденного. | 3 | 2 | 1 | |||
«Вожатский». Вожатская деятельность волонтера. | 12 | 8 | 4 | |||||
16 | 24 | Развитие временного детского коллектива. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. | 3 | 2 | 1 | Наблюдение, рефлексия, вожатская практика, выступление в роли обучающих. | ||
17 | январь | 14 | Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми. Формы и методы работы вожатого в организационный период смены. | 3 | 2 | 1 | ||
18 | 21 | Основные дела основного периода смены. Формы и методы работы вожатого в заключительный период смены. | 3 | 2 | 1 | |||
19 | 28 | От волонтерства к вожатской профессии. | 3 | 2 | 1 | |||
Информационные технологии в работе волонтера | 12 | 6 | 6 | |||||
20 | февраль | 4 | Журналистика как область творческой деятельности. Газета. | 3 | 3 | 3 | Выпуск газеты, практическая самостоятельная работа, работа с группой объединения ВК | |
21 | 11 | Азы журналистского дела. Подача материала. Контроль знаний «в процессе». Контрольное занятие по КИМ. | 3 | 3 | ||||
22 | 18 | Газетно-журналистские жанры. Оформление газеты. | 3 | |||||
23 | 25 | Деловая игра «Выпуск газеты». | 3 | 3 | ||||
«Деятельностный» | 39 | 39 | ||||||
24 | март | 4 | Планирование деятельности волонтерского объединения. Общие собрания объединения. | 3 | 3 | Участие в деятельности объединения, отзывы о деятельности, реализация социально-значимых проектов, творческие достижения | ||
25 | 11 | Подготовка и празднование дня рождения волонтерского объединения. | 3 | 3 | ||||
26 | 18 | - участие в профилактическом проекте «Танцуй ради жизни»; | 3 | 3 | ||||
27 | 25 | практическое занятие со сверстниками по программе «Жизненные навыки»; | 3 | 3 | ||||
28 | апрель | 1 | акция по вопросам здорового образа жизни и др. | 3 | 3 | |||
29 | 8 | организация выставок -презентаций, информационных стендов; | 3 | 3 | ||||
30 | 15 | организация выставок - презентаций, информационных стендов; | 3 | 3 | ||||
31 | 22 | Организация экскурсий в музейной комнате ИЦТ | 3 | 3 | ||||
32 | 29 | Досуговая программа для общества инвалидов Досуговая программа для общества ветеранов | 3 | 3 | ||||
май | ||||||||
33 | 6 | акция «Чистый поселок» Подготовка ко дню победы | 3 | 3 | ||||
34 | 13 | Контроль знаний «итоговый». Контрольное занятие по КИМ. | 3 | 3 | ||||
35 | 20 | разработка сценария волонтерской программы «День защиты детей»; | 3 | 3 | ||||
36 | 27 | подведение итогов деятельности. | 3 | 3 | ||||
Итого за год | 108 | 37 | 71 |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Приобретение следующих умений: анализировать свои действия и деятельность коллектива, корректировать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор. | Становление партнерских отношений с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами профилактики социально-значимых заболеваний. | Получение навыков социально-значимой волонтерской деятельности в разных сферах жизни: профилактика социально-значимых заболеваний, вожатская деятельность, и др. |
Выработка «внутренней» системы запретов на девиантное поведение. Обретение внутренней силы, осознание сильных сторон свой личности. | Профориентация членов объединения (настрой на педагогические профессии) | Получение знаний о социально-значимых заболеваниях и способах их предотвращения. Овладение методикой проведения и организации профилактических тренингов по проблемам ВИЧ/СПИДа, наркозависимости. |
Приобретение навыков актёрского мастерства; навыков импровизации. | Приобретение навыков коллективного творчества при осуществлении творческих замыслов. | Овладение технологией разработки и проведения театрализованных, игровых, конкурсных, концертных программ. |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел программы | Методические виды продукции: разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов. | Рекомендации по проведению практической работы | Дидактический и лекционный материал | |
«Взаимодействие в команде» | Психологические игры и упражнения: «Ожидания и опасения», «Тройки», «Привет!», «Стратегическая игра», «Пропой свое имя», «Ищи и найди», «Расскажи мне обо мне», «Ирландская дуэль», «Семейная фотография», «Какие мы хорошие», «Ужасный секрет», | Данный блок необходимо проводить в свободном просторном помещении. | Психологические игры. Игры на знакомство, доверие, развитие коммуникативных навыков, сплочение и т.д. Упражнения на групповое взаимодействие: «Ощущение общности и доверия». «Сотрудничество вместо конкуренции». «Творчество вместо стереотипных действий». «Работа на общий результат». | |
«Профилактический» | Игра «Черные буквы». Мифы и реальность о ВИЧ/СПИДе. Беседа: «Умения и качества, которые надо развивать, чтобы не стать зависимым от психоактивных веществ». Сеанс релаксации. Упражнение «Заброшенный сад». Оценка своей способности к саморегуляции Практическое задание: «Мой портрет в лучах солнца». | тренинговые занятия с элементами дискуссии, беседы, «мозгового штурма», ситуационного обучения, лекции, обсуждения в группах, обучения практикой действия (ролевые игры, проигрывание ситуаций ), выступления подростков в роли обучающих | Лекционный материал: «Что следует знать о наркотиках и наркомании способы заражения ВИЧ-инфекцией. СПИД. Развитие СПИДа у ВИЧ инфицированных Развитие болезни. Что такое туберкулез?» | |
«Вожатский» | Беседа « Имидж вожатого. Стили взаимодействия вожатого с детьми и подростками» «Дневник вожатого лагеря», пособие «Отрядный уголок», «кодекс чести вожатого». | Практические занятия с элементами лекции, дискуссии, эвристической беседы, взаимодействия в группах, ролевых игр, психолого-валеологических игр и упражнений. | Лекционный материал: «Лагерная смена – основа деятельности в лагере. Планирование лагерной смены. Периоды смены. Основные функции вожатого в ходе периодов смены Развитие временного детского коллектива. Возможно использование видеоматериалов» | |
«Оформительский» | Практическое задание: Изготовление «визиток» , брошюр, газет, памяток и т.д. Шрифтовые композиции. | Практические указания и советы по технике декоративно-оформительских работ: Практические занятия, включающие самые разнообразные упражнения, направленные на овладение навыками написания различных видов шрифтов | Лекционный материал: «Разновидности декоративно-оформительских работ» Наглядные пособия с изображением видов шрифтов. | |
«Творческий» | Как организовать праздник Практическое занятие: Освоение и отработка технологии конструирования конкурсно-игровых программ Практическое занятие: Написание сценария конкурсной игровой программы | Практические и теоретические занятия с элементами групповой дискуссии, беседы, взаимодействия в группах, конструирования, лекции. | Лекционный материал: «Виды массовых мероприятий. На занятии представлены сценарии разнообразных программ, мероприятий.» | |
Информационные технологии в работе волонтера | Что такое журналистика? Практическое задание: работа по составлению заголовка. Деловая игра «Выпуск газеты». Этапы игры. Старт. Основной этап – выпуск газеты. Подведение итогов игры Буклет «Как создать Социальный видеоролик». Обучение работе в программе Movie Maker. | Для проведения практических занятий необходимы столы, гуашь, ватманы и пр. | Лекционный материал: Журналистика как область творческой деятельности Газета. Азы журналистского дела. Газетно-журнальные жанры . Раздаточный материал в виде газет различных видов. | |
«Профилактический кинолекторий» | Просмотр кинофильма с его последующим обсуждением. Эспликация, рефлексия | Форма организации занятий: просмотр кинофильма с его последующим обсуждением. Эспликация, рефлексия. | подборка фильмов: Кинолекторий №2 «Заплати другому», режиссер Мими Ледер Кинолекторий №3 «Парниковый эффект». | |
«Социальное проектирование» | Деловая игра: «Социальное проектирование». | Практические и теоретические занятия с элементами групповой дискуссии, беседы, взаимодействия в группах, конструирования, лекции. В ходе практической работы основное внимание следует уделить работе в мини-группах. | Лекционный материал: «Виды социальных проектов. Структура социального проектирования. Наглядность: образцы разнообразных социальных проектов. |
6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РУЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Вид контроля | Время проведения контроля | Цель проведения контроля* | Формы и средства выявления результата | Формы фиксации и предъявления результата |
На входе | Начало года | Выявление первоначальных знаний | тестирование. | Протокол аттестации. Личная карточка ученика |
В процессе | В середине учебного года | Определение степени усвоения обучающимся учебного материала. Определение результатов обучения. | Контрольные задания, тестирование. | Протокол аттестации. Личная карточка ученика. |
Итоговый | В конце учебного года | Итоговый - оценка уровня и качества освоения учащимися программы по завершению всего периода обучения. | выполнение самостоятельных заданий, тестирование | Протокол аттестации. Личная карточка ученика. |
Формы контроля/ фиксации/ отслеживания уровней освоения программы
Личностные результаты | Формы контроля/ фиксации/ отслеживания | Метапредметные результаты | Формы контроля/ фиксации/ отслеживания | Предметные результаты | Формы контроля/ фиксации/ отслеживания |
Получение подростками навыков эффективного взаимодействия со своими сверстниками | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой | Освоение подростками элементов организаторской работы | Участие в практической деятельности в коллективе объединения и со сверстниками других ОО | Получение подростками знаний о составляющих здорового образа жизни | Тест-зачеты по блокам программы, взаимоопрос |
Формирование мотивации на успех, здоровый образ жизни | Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса | Приобретение навыков командной деятельности | Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова) | Привитие навыков здорового образа жизни | Рефлексия, педагогическое наблюдение |
Выработка мотивации к волонтерской деятельности | Сохранность контингента | Освоение инновационных форм профилактической деятельности | Волонтерская деятельность, деятельность по принципу «равный-равному» | Приобретение первичного опыта волонтерской деятельности. | Интерес к волонтерской деятельности, рефлексия, активность воспитанников |
Умение подростков взаимодействовать с членами команды, преодолевать конфликтные ситуации в команде путем сотрудничества | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой | Освоение знаний и умений организаторской работы | Участие в практической деятельности в коллективе объединения и со сверстниками других ОО | Получение знаний о пагубном влиянии психоактивных веществ на организм и личность человека | Тест-зачеты по блокам программ |
Формирование установки на успех, здоровый образ жизни и приобретение навыков ответственного поведения, отрицающих приобщение к психоактивным веществам; | Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса | Приобретение навыка слаженной работы в команде | Методика изучения социально-психологической самооценки коллектива (методика О. Немова) Реализция волонтерских инициатив с привлечением других организаций занимающихся проблемами профилактики социально-значимых заболеваний. Отзывы партнеров | Приобретение практических умений по оказанию адресной помощи сверстниками людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Волонтерская деятельность по первичной профилактике употребления психоактивных веществ и асоциального поведения в подростковой и молодежной среде. | Количество волонтерских проектов, охват, отзывы участников Электронный журнал фиксации участия в деятельности. Книжка волонтера Увеличение количества воспитанников, выполняющих проектную деятельность, количество реализуемых проектов объединением Тест-зачеты по блокам программы |
Формирование уверенности в себе Формирование мотивов социальной деятельности | Опросник Созонова Рефлексия, педагогическое наблюдение, вовлеченность в деятельность | Становление партнерских отношений с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами профилактики социально-значимых заболеваний. | Использование данных технологий в деятельности объединения, Передача технологий др. объединениям | Приобретение умения выполнять исследовательскую и проектную деятельность | Количество волонтерских проектов, охват, отзывы участников Рефлексия, наблюдение |
Выработка «внутренней» системы запретов на девиантное поведение. | Рефлексия, педагогическое наблюдение | Профориентация членов объединения | Количество воспитанников, ориентированных на психолого-педагогические профессии | Освоение с инновационных форм профилактической деятельности Освоение технологии социального театра | Участие в создании социальных постановок, работа по передаче технологии сверстникам. Количество волонтерских проектов по социальному театру, охват, отзывы участников |
7. Информационные источники
- Бриг. Сборник больших ролевых игр./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2006
- Использование театральных методик в обучении по принципу «Равный -равному». Практическое руководство./Издано Фондом ООН в области народонаселения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организацией здоровья семьи. Москва, 2009
- Татарникова П.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. СПБ «Петроградский и К°»,2012
- Фопель К. Создание команды. М., «Генезис» 2012 .
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., «Генезис», 2012
- Фопель К. Энергия паузы. М., «Генезис» 2013 .
- Энциклопедия вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2015
- Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости, ИППП. / Авт. колл. Яшина Е., Камалдинов Д., Новосибирск ,2011.
Список дополнительной литературы
для педагога.
1. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М.: «Искусство», 2014
2.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М.: Всероссийское театральное общество,2007
3.О детских организациях с надеждой и тревогой. Дискуссионные материалы. / Ред. коллегия: Волохов А. В. , Кочергин В. Н. и др., Челябинск,2009
4.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2013
5.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддиктивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2014
6.Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Учебное пособие-словарь//Сост. Ковалева А.Г..-М.: Собеседник, 2016
7.Педагогические отряды лагерей актива России./ Под ред. Возжаева С. Н., Возжаевой Е. Н. . М. , «Авантитул» 2013 .
8.Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. СПБ «Петроградский и К°»,5 томов, 2019
9.Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013
10.Уроки для родителей или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. / Авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю. и др., М «Бонфи»., 2000
Список дополнительной литературы
для обучающихся
1.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2015
2.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддитивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2004
3.Полезные привычки. Пособие для учителя/ авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Ижевск «Удмуртский Университет», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 6 класс...
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 8 класс...
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 8 класс...
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс
Рабочая программа по истории 2020-2021 учебный год 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 2020-2021 учебный год 9 класс...
Рабочие программы история Смоленщины 2020-2021 г. 9 класс
Рабочие программы по истории Смоленщины 2020-2021. 9 класс...
Рабочая программа по алгебре 2020-2021 учебный год (7 класс)
Рабочая программа по алгебре 2020-2021 учебный год (7 класс)...