Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для 5-6 классов
рабочая программа (5, 6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в мире, мир во мне» для 5–6 классов общеобразовательной школы (авторы профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochkaistoki.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вернадовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________
Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я в мире, мир во мне»
для 5-6 классов
Разработчик программы: Фирсова Е.А.
Рассмотрена на заседании межшкольного
методического объединения __________________________
Дата, номер протокола
Руководитель межшкольного
методического объединения: _______________________________ Н.Н.Шохина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного
методического совета __________________________
Дата, номер протокола
Председатель межшкольного
методического совета: _______________________________ Г.А. Чупахина
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в мире, мир во мне» для 5–6 классов общеобразовательной школы (авторы профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).
Для реализации программного содержания используются:
1. Камкин А. В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5,6 классов общеобразовательных учебных заведений / А.В. Камкин.- М: «Истоки», 2015. -128 с.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Класс | 5-6 |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 35 |
Цель программы
создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.
Задачи:
-формирование представления о духовных и нравственных ценностях;
- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
- развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе;
- развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа;
-воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
Срок реализации программы – 1 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы отражают достижения:
Личностные результаты:
- осознавать обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;
- осмысливать духовно-нравственный и социокультурный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный и нравственный опыта обучающихся;
- формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;
- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;
- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;
- осознавать значимость семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результатами:
Межпредметные понятия
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует:
- формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;
- повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии;
- осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования):
- приобщать к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формировать социокультурный стержнь личности;
- обогащать категории понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;
- приобщать к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;
- осваивать духовный контекст пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;
- уяснять основополагающие принципы, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;
- развивать интерес к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
-осознавать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание данного курса представлено в виде следующих содержательных разделов: «Введение», «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи».
Введение (1 ч.)
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.
Соха и топор (4 ч.)
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Крестьянские хоромы (5 ч.)
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок.
Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.
Соловки (5 ч.)
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Храм Покрова на Нерли (5 ч.)
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.
Икона «Живоначальная Троица» (5 ч.)
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности. Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Московский Кремль (5 ч.)
Московский Кремль - символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр.
Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Летописи (5 ч.)
Старинные летописи - наше национальное достояние.
Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры - «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел, глава) | Всего | Примечание |
часов | |||
5-6 класс | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Соха и топор | 4 | |
3 | Крестьянские хоромы | 5 | |
4 | Соловки | 5 | |
5 | Храм Покрова на Нерли | 5 | |
6 | Икона «Живоначальная Троица» | 5 | |
7 | Московский Кремль | 5 | |
8 | Летописи | 5 |
Формы контроля и варианты его проведения
Текущий контроль учащихся проводится в формах:
Фронтальный и индивидуальный устный опрос. Оценивающие тренинги. Промежуточный контроль учащихся проводится в конце учебного года в классе в форме: активное занятие.
Вернадовский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Календарно – тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Я в мире, мир во мне»
в 5-6 классах
(35 часов, 1 час в неделю)
учителя математики
Фирсовой Екатерины Александровны
2021– 2022 учебный год
№ урока | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактич. проведения | Примечание |
1. | Введение (1 ч.) Памятники культуры. | |||
2. | Раздел 2. Соха и топор (4 часа) Соха и топор | |||
3. | Куда соха и топор ходили вместе? | |||
4. | Чему соха и топор человека учили? | |||
5. | Соха и топор как чудо России | |||
6. | Раздел 3. Крестьянские хоромы (5 часов) Состав крестьянских хором | |||
7. | И тесен дом, да просторен он | |||
8. | Домашний лад и порядок | |||
9-10. | Крестьянские хоромы – чудо России | |||
11. | Раздел 4. Соловки (5 часов) Соловецкий монастырь | |||
12. | Этапы жизни Соловецкого монастыря | |||
13. | Путешествие в Соловецкий монастырь | |||
14. | Чудо Преображения | |||
15. | Соловецкий монастырь - чудо России | |||
16. | Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов) Когда я бываю в храме… | |||
17. | Покров Пресвятой Богородицы | |||
18. | На святом месте | |||
19. | Храм Покрова на Нерли – символ гармонии | |||
20. | Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России | |||
21. | Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов) Икона «Живоначальная Троица» | |||
22. | Путешествие в мир иконы | |||
23. | Звенящие краски иконы | |||
24. | Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы | |||
25. | Икона «Живоначальная Троица» как чудо России | |||
26. | Раздел 7. Московский Кремль (5 часов) Щит военный, щит духовный | |||
27. | Сооружения и соборы Московского Кремля | |||
28. | Московский Кремль – центр государства | |||
29. | Хранитель истории, доблести и славы | |||
30. | Московский Кремль – одно из чудес России | |||
31. | Раздел 8. Летописи (5 часов) Первые летописцы и первые летописи | |||
32. | Как писали и украшали летописи | |||
33. | Преподобный Нестор и его летописи | |||
34-35. | Летописи – чудо России. Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине д...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.
Пояснительная записка. Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...