Социально- экономический проект организации досуга детей и подростков трудового отряда «Пламя» учащихся МОУ «Травниковская СОШ»
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudovogo_otryada.docx | 92.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Травниковская средняя общеобразовательная школа»
456402, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Победы, д. 53
Телефон (факс): 8(35168) 73-2-98
Социально- экономический проект организации досуга детей и подростков трудового отряда «Пламя»
учащихся МОУ «Травниковская СОШ»
Руководители проекта:
Зам. директора по ВР
Байкеева С.В.
Социальный педагог
Ворошилова О.В.
2018 год
Часть 1. Информационная карта проекта
Проект для детей и молодежи – это совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере.
Игровой вид деятельности, реализуемый трудовым отрядом «Пламя» проекта «Лето в формате 3D», в содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации досуговых программ, актуализации интересов молодежи и инновационными технологиями работы с детьми и подростками.
Цель проекта: организация досуга детей и подростков во дворах по месту жительства через создание и деятельность трудового отряда «Пламя».
Целевая аудитория: дети и подростки села Травники, (Травниковского поселения).
Основными задачами проекта являются:
1) Создание и обучение трудового отряда «Пламя».
2) Разработка и апробация досуговых мероприятий.
3) Содействие развитию занятости подростков в свободное время.
4)Анализ реализации досуговых программ и работы отряда с целью их усовершенствования для дальнейшего использования проекта.
Структура проекта
Этапы проекта | Содержание | Ответственные |
Вводный этап май 2018 года | 1.Создание трудового отряда «Пламя». Проведение курсов подготовки учащихся на базе МОУ «Травниковская СОШ». 2.Разработка с трудовым отрядом серии сценариев досуговых программ для детей и молодежи, разработка плана по облагораживанию территории села. 3.Составление плана – маршрута для участия детей по схеме (адрес площадки, подходящей для реализации проекта, преобладающий возраст детей). 4.Проведение непосредственной работы по подготовке материально - технической базы (закупка необходимого оборудования для проведения досуговых программ). | Зам. директора по ВР Социальный педагог |
Основной этап Июнь - июль 2018 года | Организация досуговых мероприятий для детей и подростков по разработанной системе досуговых мероприятий согласно разработанному графику. Непосредственное проведение досуговых мероприятий с последующим подведением итогов работы. Облагораживание территории села, ремонт кабинетов школы, изгороди вокруг ОО. | Зам. директора по ВР Социальный педагог Дежурные педагоги |
Заключающий этап Август 2018 года | Подведение итогов работы проекта, результативности проведения проекта трудовым отрядом «Пламя» (количество детей и подростков, принимающих участие в проекте, степень участия каждого из участников отряда). Проведение «круглых столов» и рефлексивных сессий по подведению итогов работы по проекту «Лето в формате 3D» и планирование работы по её дальнейшему совершенствованию и реализации. | Зам. директора по ВР Социальный педагог |
Бюджет проекта:
- Техника и оборудование приобретались на средства выделенные Управлением Образования Чебаркульского муниципального района.
- Оплата труда производилась за счет средств Управления Образования Чебаркульского муниципального района, Центра занятости населения города Чебаркуля.
Ожидаемые результаты:
- Качественно подготовить трудовой отряд «Пламя» для проведения досуговых мероприятий.
- С помощью организации досуговых программ содействовать развитию занятости подростков в свободное время.
- Привлечь внимание руководства, для использования проекта на территориях всего района.
Часть 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения проектом.
Актуальность проекта обуславливается тем, что интенсивное социально-экономическое развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы, способностей. Формирование этих и целого ряда других качеств происходит, прежде всего, в детские годы через целенаправленную работу школы, учреждений дополнительного образования, досуговых учреждений, общественных организаций.
Проблема – организованная занятость детей во внеурочное время. Летние каникулы, продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос, как организовать свободное от школьных занятий время, чтобы ребятам было интересно, и чтобы запомнилось надолго. Многие учащиеся в летний период остаются не у дел, и поэтому очень важно правильно организовать их деятельность. Одной из форм работы - это приобщение детей к деятельности в трудовом отряде. В первую очередь главным адресатом проекта становятся учащихся «группы риска» и дети из малообеспеченных семей. Деятельность в трудовом отряде для большинства учащихся – возможность заработать свои деньги, а для некоторых из них и поправить своё материальное положение.
Досуг формирует у ребенка ощущение ценности собственной личности. Здесь он может избавиться от привычки действовать по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усиливает знания в том темпе и объеме, которые соответствуют его индивидуальным способностям.
Наилучшее самовыражение можно проявить в свое досуговое время, то есть в то время, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.
Асоциальное поведение детей проявляется преимущественно за стенами школы в свободное или самостоятельно освобождаемое от учебных занятий время. Это обуславливает необходимость изменения отношения к свободному времени детей и подростков, создания цивилизованной системы его организации.
В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая и трудовая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе.
Именно поэтому, роль игровой и трудовой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Они хорошо сочетаются с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.
Актуальность проекта – привлечение детей к развивающим формам досуга, формирование через досуговые программы здорового образа жизни, устойчивой жизненной позиции, снижение уровня наркотизации и преступности среди детей и молодежи, детской безнадзорности, предупреждение девиантной направленности в развитии личности детей и молодежи разного возраста, коррекция межличностных и внутрисемейных отношений. Именно на это направлена работа проекта «Лето в формате 3D».
Виды деятельности, реализуемые трудовым отрядом «Пламя» проекта «Лето в формате 3D», в содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации досуговых программ, актуализации интересов молодежи и инновационными технологиями работы с детьми и подростками.
Часть 3. Описание мероприятий проекта
В ходе реализации проекта были выбраны учащиеся в количестве 13 человек. По результатам анкетирования был собран трудовой отряд в количестве 11 человек.
В МОУ «Травниковская СОШ» в период с 6 по 20 мая 2018 года проведены лекции для участников трудового отряда на тему: «Психолого-педагогическая работа с детьми», на которых участники ознакомились с особенностями детей младшего школьного и подросткового возрастов. Узнали, с какими трудностями можно столкнуться при работе с детьми, и как корректно выйти из сложной сложившейся ситуации с ребенком. Далее участники знакомились с правилами и нормами ведения мероприятий и опробовали свои возможности на одном из плановых мероприятий. Так же проведен мастер-класс по обучению написания сценариев для программ для детей и подростков.
В конце мая в школе среди подростков 13-15 лет был проведен опрос на тему «Досуг подростков». Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом Культуры, ЦНТ и школа. Дом Культуры предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, ЦНТ – прикладное и народное творчество, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в селе осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.
После обучающих лекций, прошли мероприятия посвященные Дню России по подготовленному сценарию специалистами Д/К КОЛОС совместно с членами отряда «Пламя». Программа праздника была нацелена на формирование у детей и подростков чувства гражданственности, патриотизма, гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому; получение новых знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства; стимулированию стремления личности к творчеству, оригинальности, самовыражению. В ходе мероприятий были отработаны теоретические навыки, полученные на обучающих курсах. Проведенные мероприятия доказали эффективность и жизнеспособность созданного трудового отряда, показали возможность дальнейшего использования трудового отряда в проведении досуговых, трудовых мероприятий.
Исходя из этого, были подготовлены и проведены еще несколько мероприятий, посвященных празднованию Международного дня защиты детей, уже по подготовленному членами отряда сценарию на курсах. Программа мероприятия была нацелена на формирование игровой культуры у детей и подростков; создание радостной праздничной атмосферы; формирование желания проявлять творческую инициативу и принимать активное участие в празднике; воспитание коллективизма, доброты; способствовать развитию ловкости, сноровки, смекалки подрастающего поколения. В ходе мероприятий трудовой отряд «Пламя » провел с детьми познавательные викторины, спортивные эстафеты, мастер-класс по танцам, так же выступили с песнями и танцами.
Так же был проведён круглый стол с участниками трудового отряда для оценки работы отряда в целом и каждого участника в частности, и определения дальнейших перспектив отряда в будущем.
Часть 4. Оценка социально-экономической эффективности проекта
Анализ показал, что участники трудового отряда, четко понимают смысл своей работы, большинство имеют широкий опыт деятельности и готовы принимать участие в новых проектах. Также респонденты хорошо осведомлены о проводимых досуговых мероприятиях, проявили заинтересованность к проблематике данной темы, и захотели стать участниками трудового отряда.
Разработан социально значимый проект «Лето в формате 3D», целью которого являлась организация досуга детей и подростков через создание и деятельность молодежного трудового отряда «Пламя».
Проверена эффективность проекта:
- В ходе его реализации, проведено 10 мероприятий в ДШОЛ;
- обработано 2 га земли, посажено и выкопано 1ц картофеля;
- выкопано множество сорняков на территории села;
- убрано 3т мусора на территории села;
- отремонтировано 3 кабинета, отремонтировано 43 стула, 5 парт с помощью трудового отряда «Пламя».
Качественная работа отряда была отмечена на Районной августовской педагогической конференции как самая лучшая за текущее лето 2018 года.
Организация трудового отряда является одним из эффективных и перспективных путей организации досуга детей и подростков, потому что детям и подросткам легче найти общий язык и наладить контакт со сверстниками, таким образом дети быстрее включаются в игру, осваивают правила, проявляют интерес к происходящему. Поэтому главными особенностями организации досуга детей и подростков можно назвать участие молодых людей в создании досуговых мероприятий и специфика возраста детей, участвующих в мероприятиях.
При должной подготовке участников для проведения мероприятий и учета всех особенностей подрастающего поколения можно создать идеальный механизм организации досуга детей и подростков по месту жительства. Это влечет за собой создание единого воспитательного пространства, адаптацию подростков к современным условиям, социализацию через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения.
Представленный проект может быть использован специалистами по организации работы с молодежью в молодежных центрах и других населенных пунктах.
Часть 5. Описание деятельности отряда помимо проекта:
наличие отрядной атрибутики (галстук, форма, эмблема и т.п.)
Эмблема;
Галстук;
Форма (красный и оранжевый цвет);
Кепка.
наличие самоуправления в отряде
Сама по себе тема самоуправления очень важна для нашего трудового отряда, так как мы, в качестве организационной структуры, являемся не только досуговой площадкой для молодежи, но и через различные технологии социальной работы с учащейся молодежью содействуем развитию активной жизненной позиции, развиваем жизненный социокультурный потенциал молодежи в интересах села. Именно поэтому одна из наиболее важных культурно-развивающих задач деятельности трудового отряда — показать подростку, как быть самостоятельным, как отвечать за свои поступки, как принимать ответственные социальные решения и как защищать, отстаивать свои законные права.
В нашем трудовом отряде «Пламя» успешно апробировано несколько оригинальных форм включения специалистов, учащихся и их родителей в эффективную организацию неформального образования и воспитания. На наш взгляд основная единица самоуправления в трудовом отряде — курсант. В задачу организации внутриотрядных взаимоотношений обязательно должно входить выполнение общественных поручений, при которых сам курсант находит и использует способы их осуществления, укрепляя тем самым навык самоконтроля и взращивая все более высокого уровня нравственно-социальной требовательности к себе. Иными словами, курсант должен учиться, сам выбрать себе дело по душе и определять пути его наиболее эффективного выполнения. Этим личностно-психологическим требованием пробуждается творческое отношение личности к конкретному делу. В процессе развития отрядного самоуправления нами была обнаружена следующая закономерная тенденция: чем активнее курсант участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как, на наш взгляд, высших интегративных показателей его личностного и социального роста. Уровень оптимальной организованности первичного молодежного коллектива — трудовой отряд. Органы самоуправления в отряде при этом избираются самими курсантами. Путем голосования выбирается председатель и командир, которые составляют совет отряда. Командир в сущности выполняет роль старосты (Мухлынин Антон). У каждого члена отряда должны быть свои обязанности. Совет отряда периодически готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления, в нашем случае, куратору трудового отряда. Таким образом развитие отрядного самоуправления целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть системы современного нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Мы ходим, чтобы наши курсанты — жители с. Травники хорошо понимали запросы и требования Российского общества, а через деятельностно-практическое участие в отрядном самоуправлении смогли полнее реализовать свои задатки и способности.
- наличие и выполнение плана досуговой деятельности;
- участие в районных и поселенческих массовых мероприятиях.
Приложение 1
Опрос на тему «Досуг подростков»
В опросе приняли участие подростки МОУ «Травниковская СОШ» в количестве 23 человек, из них 11 мальчиков (47,8%) и 12 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классы. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет – 6 человека, 14 лет – 6 человек, 15 лет – 11 человека. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.
Вопрос №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности?
Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом Культуры, ЦНТ и школа. Дом Культуры предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, ЦНТ – прикладное и народное творчество, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в селе осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.
Вопрос №2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?
Большинство подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым времяпровождением для подростков является просмотр ТV (20%), занятие спортом и физкультурой (16%) и общение с близкими, соседями, друзьями (49%). Меньшее распространение получили ответы рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (15%).
Вопрос №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?
Вопрос №4. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?
16 % опрошенных просят организовать секции по фигурному катанию, 38% — организовать бесплатные клубы по интересам, 14% - Боевые искусства, 32% - обучение игры на музыкальных инструментах.
Рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в сельских поселениях
1) включать родителей в совместную с детьми досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в способностях своих детей и помогли им их реализовать;
2) использовать возможности семьи для организации свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио-, видеоаппаратуры, спортивно-туристского инвентаря, музыкальных инструментов).
3) открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей;
4) инициатором создания и организации работы с подростками и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа, сельский клуб, музей, сельская администрация, комитет по делам молодёжи и т.д.;
5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.
6) развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций.
7) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод анкетирования при работе над проектом "Организация досуга учащихся во внеурочное время на микрорайоне "Орбита", 2011-2012 учебный год"
Метод анкетирования явился одним из главных методов при работе над проектом "Организация досуга...
Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»
Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...
Проект "Непоседы"- 2 место областной конкурс трудовых отрядов
Проект "Непоседы"- 2 место областной конкурс трудовых отрядов....
Буклет "Организация досуга детей и подростков в период каникул"
Описание системы организации досуга детей и подростков в период каникул в условиях Центра детского творчества....
Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...
Проект «Пасха – светлое Христово Воскресенье» (проект организации досуга получателей социальных услуг, находящихся на отдыхе, оздоровлении и реабилитации в БУ «Сургугский центр социального обслуживания населения»)
проект организации досуга получателей социальных услуг, находящихся на отдыхе, оздоровлении и реабилитации в БУ «Сургугский центр социального обслуживания населения»С каждым годом традицио...
Подборка сайтов для досуга детей и подростков
Курсы, мастер-классы, кружки онлайн...