Проблемы, которых следует избегать | Оценочная шкала | Идеал, на который следует ориентироваться |
Качество общешкольных ключевых дел |
Общешкольные дела придумываются только взрослыми, школьники не участвуют в планировании, организации и анализе этих дел | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Общешкольные дела всегда планируются, организуются, проводятся и анализируются совместно – школьниками и педагогами |
Дела не интересны большинству школьников | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Дела интересны большинству школьников |
Участие школьников в этих делах принудительное, посещение – обязательное, а сотрудничество друг с другом обеспечивается только волей педагогов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Участие школьников в этих делах сопровождается их увлечением общей работой, радостью и взаимной поддержкой |
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов |
Классные руководители не пользуются авторитетом у детей своих классов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Классные руководители являются значимыми взрослыми для большинства детей своих классов. Школьники доверяют своим классным руководителям |
Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются классным руководителем единолично. Поручения классного руководителя дети часто выполняют из страха или по принуждению | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Большинство решений, касающихся жизни класса, принимаются совместно классным руководителем и классом, у детей есть возможность проявить свою инициативу |
В отношениях между детьми преобладают равнодушие, грубость, случается травля детей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В классе дети чувствуют себя комфортно, здесь преобладают товарищеские отношения, школьники внимательны друг к другу |
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности |
Внеурочная деятельность в школе организуется преимущественно в виде познавательной деятельности, как продолжение учебных занятий | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности школьников: познавательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, художественное творчество и т. п. |
Участие школьников в занятиях курсов внеурочной деятельности часто принудительное | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Занятия в рамках курсов внеурочной деятельности интересны для школьников, школьники стремятся участвовать в этих занятиях |
Результаты внеурочной деятельности детей никак не представлены в школе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | С результатами внеурочной деятельности детей могут познакомиться другие школьники, родители, гости (например, на концертах, выставках, ярмарках, родительских собраниях, сайте школы и т. п.) |
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков |
Уроки скучны для большинства школьников | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Дети заинтересованы в происходящем на уроке и вовлечены в организуемую учителем деятельность |
Уроки обычно однообразны, преобладают лекционные формы работы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Учителя часто используют на уроке игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы |
Уроки ориентированы преимущественно на подготовку учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим формам проверки знаний | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Уроки не только дают детям знания, но и побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах |
Качество существующего в школе ученического самоуправления |
Школьники занимают пассивную позицию по отношению к происходящему в школе, чувствуют, что не могут повлиять на это | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Ребята чувствуют свою ответственность за происходящее в школе, понимают, на что именно они могут повлиять в школьной жизни и знают, как это можно сделать |
Ребята не вовлечены в организацию школьной жизни, школьное самоуправление имитируется (например, органы самоуправления не имеют реальных полномочий, дети поставлены педагогами в позицию исполнителей, самоуправление часто сводится к проведению дней самоуправления и т. п.) | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Ребята часто выступают инициаторами, организаторами тех или иных школьных или внутриклассных дел, имеют возможность выбирать зоны своей ответственности за то или иное дело |
Лидеры ученического самоуправления безынициативны или вовсе отсутствуют в школе. Они преимущественно назначаются взрослыми и реализуют только их идеи | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Лидеры ученического самоуправления выступают с инициативой, являются активными участниками и организаторами событий в школе и за ее пределами |
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений |
Детские общественные объединения существуют лишь формально, они не работают, нет детей, которые позиционируют себя как его члены | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Детские общественные объединения привлекательны, школьники стремятся участвовать в организуемой ими деятельности. Дети, состоящие в детских общественных объединениях, гордятся этим, всячески подчеркивают свою принадлежность к объединениям |
Деятельность детских общественных объединений ограничивается рамками самих объединений, она не ориентирована на интересы и потребности других людей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Деятельность детских общественных объединений направлена на помощь другим людям, социально значима |
Деятельность, которую ведут детские общественные объединения, предоставляет ограниченные возможности для самореализации школьников | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Деятельность, которую ведут детские общественные объединения, дает возможность каждому ребенку найти себе дело по силам и по желанию |
Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов |
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся крайне редко или не проводятся вовсе | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся регулярно, формы такой деятельности разнообразны, в ней участвуют школьники разных классов, разных возрастных групп |
У взрослых нет стремления заинтересовать школьников, им важен, прежде всего, сам факт участия детей в выездных мероприятиях | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Взрослые умеют заинтересовать школьников теми выездными делами, в которых они участвуют |
Экскурсии, экспедиции, походы и прочие выездные мероприятия проводятся как мероприятия, в которых школьники занимают преимущественно пассивную позицию | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Выездные дела предваряются их совместной подготовкой, распределением между школьниками необходимых ролей (фотографа, экскурсовода и т. п.). При их проведении ребята занимают активную позицию по отношению к происходящему. По окончании дел проводится совместный анализ, а итоги представляются в творческих формах |
Качество профориентационной работы школы |
Профориентационная работа ориентирована лишь на ознакомление школьников с рынком труда и основными профессиями | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Профориентационная работа ориентирована на формирование у школьников трудолюбия, готовности к планированию своего жизненного пути, выбору будущей профессиональной сферы деятельности и необходимого для этого образования |
Профориентационной работой занимается только классный руководитель | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Профориентационной работой занимается команда педагогов с привлечением социальных партнеров |
Профориентационные занятия проходят формально, дети занимают пассивную позицию. Формы профориентационной работы носят преимущественно лекционный характер | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Формы профориентационной работы разнообразны, дети заинтересованы в происходящем и вовлечены в организуемую деятельность |
Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, интернет-ресурсов и т. п.) |
Деятельность школьных медиа обеспечивается силами взрослых с минимальным участием детей. Школьникам не предоставлен спектр ролей, которые они могут выполнять, их интересы и потребности не учитываются | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В школе существует разнообразие школьных медиа, их деятельность обеспечивается силами учащихся при поддержке педагогов. Совместное распределение обязанностей в школьных медиа осуществляется с учетом интересов и потребностей ребят |
В содержании работы школьных медиа отсутствуют темы, отражающие жизнь школы, значимые для ребят разного возраста вопросы, не представлены их точки зрения по этим вопросам | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В содержании работы школьных медиа представлена актуальная жизнь школы, проблемы, волнующие современных детей разных возрастов. Здесь находят отражение различные позиции школьников по тем или иным вопросам |
В школьных медиа не уделяется внимания нормам культуры общения, эстетике представления материала, не обращается внимание на достоверность используемых фактов | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | В школьных медиа уделяется внимание нормам культуры общения, эстетике представления материала, обращается внимание на достоверность используемых фактов |
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды |
Оформлению школы не уделяется внимание. Оформление кабинетов, коридоров, рекреаций и т. п. безвкусно или напоминает оформление офисных помещений, а не пространства для детей | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Пространство школы оформлено со вкусом, отражает дух школы, учитывает возрастные особенности детей, предусматривает зоны как тихого, так и активного отдыха. Время от времени происходит смена оформления школьных помещений |
В оформлении школы не участвуют ни дети, ни педагоги. Здесь нет места проявлению их творческой инициативы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Оформление школы часто осуществляется совместно педагогами и детьми (иногда с привлечением специалистов). В нем используются творческие работы учеников и учителей, здесь представлена актуальная жизнь школы |
Содержание плакатов, стендов, пространственных композиций носит формальный характер, на них редко обращают внимание школьники | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Элементы оформления в привлекательных для ребят формах акцентируют внимание на важных ценностях школы, ее нормах и традициях |
Качество взаимодействия школы и семей школьников |
Большинство родителей безразлично к участию ребенка в школьных делах, высказывает недовольство, если это влияет на их планы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Большинство родителей поддерживает участие ребенка в школьных делах, может координировать свои планы с планами ребенка, связанными с его участием в делах школы |
Работа с родителями сводится преимущественно к информированию об успеваемости детей, предстоящих конкурсах, мероприятиях. Реакция родителей на нее формальна | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Школе удалось наладить взаимодействие с родителями в вопросах воспитания детей (информирование, обучение, консультирование и т. п.), его формы востребованы и пользуются доверием со стороны родителей |
Педагоги испытывают трудности в организации диалога с родителями по вопросам воспитания детей. Родители в основном игнорируют мнение педагогов, вступают с ними и друг с другом в конфликты, нередко вовлекая в них учеников класса. В организации совместных с детьми дел педагоги могут рассчитывать только на себя | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Педагоги организовали эффективный диалог с родителями по вопросам воспитания детей. Большая часть родителей прислушивается к мнению педагогов, считая их профессионалами своего дела, помогает и поддерживает их, выступает с инициативами в сфере воспитания детей и помогает в их реализации |