Пример самоанализа воспитательной работы школы
статья по теме
Основной тенденцией воспитательной работы школы является формирование у учащихся активной жизненной позиции и системы ценностных ориентиров, усиление гражданско-патриотических позиций, а также разностороннее развитие всех качеств гармонично сформированной личности человека в системе общественных отношений и связей. Необходимым и основным элементом успешной воспитательной деятельности является работа в рамках модели взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса: ученик, школа, семья.
Задачи и содержание воспитательного процесса, главным образом, определяются исследованием и анализом развития личности ребенка и школьных коллективов. Выводы об уровне воспитанности обучающихся школы, сделанные на основе, различных методов исследования, представлены в сравнительной таблице.
Начальная школа
Итоги анкетирования за 2010-2011 учебный год.
1 классы
| класс | 1 А | 1 Б | 1 В |
| всего анкет | 16 | 24 | 21 |
Любимый урок | математика | 5 | 6 | 4 |
русский | 2 | 9 | 2 | |
чтение | 2 | 4 |
| |
технология | 3 | 3 | 3 | |
изо | 2 |
| 6 | |
физ-ра | 2 |
| 4 | |
окр. мир |
| 6 | 2 | |
| любят разговаривать на уроке | 5 | 1 | 2 |
| любят читать вслух в классе | 14 | 10 | 15 |
| продлёнку не посещают | 1 | 2 / 4* | 4 |
| любят отвечать у доски на уроках | 14 | 21 | 18 |
2-4 классы
№ | классы | эрудиция кругозор | отношение к труду | отношение к природе | отношение к людям | отношение к прекрасному | отношение к себе | среднее |
1 | 2 А | 4,47 | 4,30 | 4,69 | 4,43 | 4,53 | 4,54 | 4,49 |
2 | 2 Б | 4,19 | 4,00 | 4,67 | 4,43 | 4,58 | 4,58 | 4,41 |
3 | 3 А | 4,21 | 4,01 | 4,76 | 4,56 | 4,39 | 4,50 | 4,41 |
4 | 3 Б | 4,20 | 3,79 | 4,53 | 4,37 | 4,24 | 4,24 | 4,22 |
5 | 3 В | 4,44 | 4,14 | 4,79 | 4,59 | 4,55 | 4,58 | 4,51 |
6 | 4 А | 4,21 | 3,95 | 4,49 | 4,44 | 4,19 | 4,37 | 4,27 |
7 | 4 Б | 4,12 | 4,05 | 4,43 | 4,38 | 4,28 | 4,38 | 4,27 |
8 | 4 В | 4,32 | 4,11 | 4,60 | 4,56 | 4,26 | 4,51 | 4,39 |
| среднее по школе | 4,27 | 4,04 | 4,62 | 4,47 | 4,38 | 4,46 | 4,37 |
Средняя и старшая школа
№ | классы | эрудиция кругозор | отношение к труду | отношение к природе | отношение к людям | отношение к прекрасному | отношение к себе | среднее | |||||||||||
1 | 5 А | 3,65 | 3,90 | 3,93 | 3,73 | 3,93 | 4,01 | 3,86 | |||||||||||
2 | 5 Б | 3,80 | 4,04 | 4,34 | 3,95 | 4,06 | 4,27 | 4,08 | |||||||||||
3 | 6 А | 3,88 | 4,12 | 4,04 | 3,87 | 4,15 | 4,63 | 4,11 | |||||||||||
4 | 6 Б | 4,03 | 4,35 | 4,07 | 4,30 | 4,07 | 4,53 | 4,22 | |||||||||||
5 | 7 А | 4,01 | 4,12 | 3,97 | 3,96 | 4,22 | 4,44 | 4,13 | |||||||||||
6 | 7 Б | 4,12 | 4,31 | 4,42 | 4,31 | 4,19 | 4,61 | 4,33 | |||||||||||
| среднее по школе | 3,92 | 4,14 | 4,13 | 4,02 | 4,10 | 4,41 | 4,12 | |||||||||||
| |||||||||||||||||||
№ | классы | Культура поведения (общения) | Долг и ответственность | Организованность | Трудолюбие | Интерес к знаниям | Общественная активность | Честность | Скромность | Отзывчивость | среднее | ||||||||
1 | 8 А | 3,94 | 3,59 | 3,72 | 3,95 | 3,90 | 3,25 | 3,67 | 3,80 | 3,97 | 3,75 | ||||||||
2 | 8 Б | 3,35 | 3,24 | 3,30 | 3,71 | 3,35 | 2,99 | 3,63 | 3,38 | 3,69 | 3,40 | ||||||||
3 | 9 А | 3,81 | 3,68 | 3,76 | 3,97 | 3,67 | 3,65 | 3,58 | 3,55 | 3,56 | 3,69 | ||||||||
4 | 9 Б | 3,59 | 3,45 | 3,47 | 3,82 | 3,66 | 3,02 | 3,39 | 3,48 | 3,88 | 3,53 | ||||||||
5 | 10 А | 3,90 | 3,61 | 3,49 | 3,53 | 3,74 | 3,65 | 4,09 | 3,53 | 3,89 | 3,71 | ||||||||
6 | 11 А | 3,56 | 3,17 | 3,29 | 3,71 | 3,48 | 2,92 | 3,58 | 4,17 | 3,75 | 3,51 | ||||||||
| среднее по школе | 3,69 | 3,46 | 3,51 | 3,78 | 3,63 | 3,24 | 3,66 | 3,65 | 3,79 | 3,60 | ||||||||
Анализ полученных результатов показывает, что уровень воспитанности немного падает по мере взросления учащихся. Связанно это со многими факторами, но определяющим становится более критичное и жесткое оценивание собственных возможностей и результатов подростком, нежели учащимися начальной школы. При всем том, наблюдается картина достаточно высокого уровня воспитанности по всем его направлениям.
Как уже говорилось ранее, эти выводы определяют пути целеполагания всего воспитательного процесса школы на трех уровнях основных задач.
1 уровень
На данном этапе все поставленные нами задачи касаются всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Итак, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. развивать познавательные способности и психические процессы воспитанника,
2. формировать целостную и научно обоснованную картину мира,
3. формировать основные ценностные ориентиры гармонично развитой личности: любовь к труду, уважительное и отношение друг к другу и к старшим, сострадание, милосердие, чувство патриотизма,
4. формировать самосознание, способность к адекватной самооценке собственных мыслей и поступков, их анализу и проектированию возможных последствий своих действий,
5. формировать активную жизненную позицию, потребности к постоянному совершенствованию и саморазвитию.
2 уровень
Задачи второго уровня, рассматривают личность учащегося, как часть коллектива и коллектив, как целостную структурированную систему, способную к постоянному развитию и совершенствованию. Задачи второго уровня таковы:
1. формировать благоприятный психологический микроклимат в классах, в школе,
2. используя методы развития коллектива, обеспечить формирование гармоничных взаимоотношений в общешкольном коллективе,
3. вовлечь в воспитательный процесс и процесс развития школы родителей,
4. совершенствовать систему ученического самоуправления в школе.
3 уровень
Учащийся, класс и школа – это ячейки большой системы, системы общества и общественных отношений. Осознание этого, определило следующие общественные задачи:
1. воспитывать любовь к Родине, гражданское самосознание и ответственность,
2. формировать гуманное отношение к окружающему миру,
3. формировать ценностные ориентиры гражданина своей страны: чувство долга, ответственности, уважение, способность к сочувствию и сопереживанию, сознательность гражданского выбора,
4. формировать сознательное отношение к своим правам и обязанностям, как личности и как гражданина своей страны.
Поставленные нами задачи определили приоритетные направления целостного воспитательного процесса школы:
- патриотическое;
- художественно-эстетическое;
- трудовое;
- физкультурно-спортивное;
- познавательное.
Основными пунктами работы стали:
Воспитательную работу школы отличает сочетание коллективных форм работы, дифференцированный и индивидуально ориентированный подход к каждому учащемуся. Школа учитывает не только государственный стандарт, но и социальный запрос родителей, а ориентиром работы служит интерес и творческие способности ребенка. В нашей системе работы ребенок становится исследователем и создателем, а не пассивным объектом, воспринимающим, запоминающим и воспроизводящим готовые знания. Ребенок постоянно развивается, и наша воспитательная работа строится в зоне актуального и ближайшего развития.
В школе созданы все необходимые меры для реализации этих постулатов: профессиональные, обученные кадры и хорошо сформированная материально-техническая база, способствующая современному течению образовательного и воспитательного процесса.
Достижения учащихся ГОУ СОШ № 647 последний период:
Год | Фамилия, имя ученика, воспитанника (или коллектива) | Где и в чем принимал участие | Уровень участия | Какое место занял |
2008-2009 учебный год
2008 -2009 | Вокал | «Таланты нашего района» | Район | 1 |
Художественное слово | Район | 2 | ||
ДПТ | Район | 3 | ||
Легкоатлетический кросс | «Спартакиада» | Район | 1 | |
Настольный теннис | Район | 1 | ||
Футбол |
«Спартакиада» | Округ | 3 | |
Волейбол | Округ | 2 | ||
Подвижные игры | Округ | 3 | ||
Соревнование допризывной молодёжи | Округ | 2 | ||
9-11 класс | Молодёжный слёт «Будущее Соколинки» | Район | 2 | |
2009-2010 учебный год | Хореография | «Таланты нашего района» | Район | 3 |
Хор | -\\- | -\\- | 1 | |
Вокал | -\\- | -\\- | 3 | |
Трио | -\\- | -\\- | 3 | |
Художественное слово | -\\- | -\\- | Приз зрительских симпатий | |
ДПТ | -\\- | -\\- | 3 | |
ИЗО | -\\- | -\\- | 3 | |
Фото | -\\- | -\\- | 3 | |
Легкоатлетический кросс | «Спартакиада» | Район | 1 | |
Настольный теннис | -\\- | Район | 1 | |
футбол | -\\- | Округ | 2 | |
волейбол | -\\- | Округ | 2 | |
Подвижные игры | -\\- | Округ | 2 | |
Соревнование допризывной молодёжи | -\\- | Округ | 2 | |
Весёлые старты | -\\- | Округ | 2 | |
2010-2011 учебный год | 9-11 классы | Молодёжный слёт «Будущее Соколинки» | Район | 2 |
Вокал | «Таланты нашего района» | Район | 1 | |
Художественное слово (Акимов Константин) | -\\- | Район | 2 | |
Хор | -\\- | Район | 3 | |
Легкоатлетический кросс. | «Спартакиада» | Район | 3 | |
Настольный теннис | -\\- | Район | 1 | |
Подвижные игры | -\\- | Район | 2 | |
Волейбол/юноши | -\\- | Район | 2 | |
Волейбол/девушки | -\\- | Район | 3 | |
Команда начальной школы | Спортивные соревнования «Буратино» | Район | 1 | |
Две команды | Школа Безопасности | Район | 1 | |
Футбол | «Школьная лига» | Округ | 2 | |
Мини – футбол (9-11кл) | -\\- | Округ | 1 | |
4-11 классы | Конкурс эссе «Моя семья в летописи ВОВ» | Округ | участие | |
Курячкина Анна | -.\\- | -\\- | призёр | |
| ДОО «Соколята» | Субботник ДД ВАО | Округ | 3 |
| Першуков Никита | Соревнования по моделированию | Россия и зарубежье | 1 |
2011-2012 учебный год | Стритбол | Кубок Молодёжного движения «Будущее Соколинки» | Район | 1 |
Легкоатлетический кросс | Спартакиада | Район | 3 | |
Подвижные игры | Спартакиада | Район | 1 | |
Борьба «Грепплинг» Крысанова Яна 4 кл. Петросян Виктор 3 кл | Открытое первенство ЦФО | Город |
1 1 |
Внеурочная деятельность в школе структурирована. Система дополнительного образования охватывает весь возрастной диапазон учащихся, их психофизические и возрастные особенности, интересы и творческие способности учащихся, а также реализует социальный запрос родителей по секциям и кружкам.
Дополнительное образование реализуется освобожденными педагогами ДО, а также учителями-предметниками, имеющими соответствующее образование и квалификацию. Такой коллектив может успешно решать образовательные и воспитательные задачи высокой степени сложности.
Учебный план дополнительного образования ежегодно утверждается ЦРТДЮ им. Косарева, ДТДиМ «Восточный», ДДЮТЭ «Родина». Педагоги, в основном, работают по адаптированным программам сроком реализации от 1 до 4 лет, утвержденным на методическом совете школы.
Заключив в 2009 году договор с ДТДиМ «Восточный», а в 2011 году ДДиЮТиЭ «Родина», школа получила возможность расширить и разнообразить систему дополнительного образования и, следовательно, обеспечить рост занятости учащихся по интересам во внеурочное время. Особое внимание педагоги уделили учащимся группы «риска» и детям из неблагополучных и социально незащищённых семей.
В 2011-2012 учебном году в школе работают следующие кружки и секции:
1. ДПИ «Серебряная нить»
2. ДПИ» Русские узоры»
3. ДПИ «Тестопластика»
4. ДПИ «Мягкая игрушка»
5. ДПИ «Рукоделие»
6. Музейное дело
7. Танцевальная студия
8. Вокал и хоровое пение «Заряночка
9. Конструирование «Столяр – конструктор»
10. Робототехника «Лего и К»
11. Фото и компьютерный дизайн
12. ОФП
13. Спортивные танцы
14. Спортивное ориентирование
15. Футбол
16. Самбо
17. Литературные истоки малой Родины
18. Литературный дебют
19. Юный журналист
20. Фото и компьютерный дизайн
Особое внимание воспитательной работы обращено формированию, развитию классов и классных коллективов. Обязанности классных руководителей в школе выполняют 22 педагога в 10 классах начальной школы и 12 классах средней и старшей школы.
Одним из важных структурных компонентов воспитательной системы школы является методическое объединение классных руководителей. Оно обеспечивает анализ результативности целостного воспитательного процесса, создание проекта его совершенствования и эффективности его работы. В состав методического объединения входят опытные педагоги, знающие специфику возрастных особенностей учащихся и способных скоординировать работу своего возрастного блока учащихся.
Схема организации работы Методического Совета классных руководителей
куратор 1-2 классов - куратор 3-4 классов - куратор ГПД - куратор 5-6 классов - куратор 7-8 классов - куратор 9-11 классов
Гражданско-патриотическое воспитаниереализуется по следующей системе. Центральное место занимает работа школьного музей «Боевой Славы 283-й стрелковой Гомельской Краснознаменной ордена Суворова дивизии».
Нравственно-эстетическое воспитание, составляющее неотъемлемую часть общей культуры человека, формируется, прежде всего, в структуре общешкольного образования и воспитания.
Поэтому в ГОУ СОШ № 647 разработана модель нравственно-эстетического образования и воспитания учащихся в структуре взаимодействия основного и дополнительного образования и возможности сочетания урочной и внеурочной форм деятельности учащихся, которая призвана осуществить следующие цели и задачи:
• Выявление форм, приемов и технологий, направленных на развитие мотивации учащихся к освоению нравственно-эстетического образования и воспитания;
• Формирование нравственно полноценной личности ребенка, способной к сложным видам социальной деятельности;
• Современное нравственно-эстетическое образование и воспитание должно стать средством социализации учащихся, их разностороннего развития и активной жизненной позиции;
• Активизация творческих навыков и способностей учащихся, вовлечение их в непрерывную школьную деятельность;
• Организация внеурочной деятельности учащихся: вовлечение школьников в работу различных творческих художественных коллективов и спортивных секций для разностороннего развития их творческих способностей;
• Формирование и развитие познавательных интересов, самообразования, способствующее самореализации личности учащихся для их будущего жизненного самоопределения.
Для достижения вышеизложенных целей и задач нравственно-эстетического воспитания в нашей школе были организованы следующие нетрадиционные мероприятия, сочетающие в себе как развивающий, так и эстетический компоненты воспитательной работы:
С 2009 года на базе ГОУ СОШ №647 ВОУО ДО г. Москвы организована детская общественная организация «Соколята», которая содействует социальному становлению, культурному, гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному, творческому и физическому развитию детей и подростков, максимальному раскрытию их потенциалов в интересах развития общества, а также повышению интереса детей и молодежи к общественной деятельности, и, самое главное, объединению совместной деятельности семьи и школы в воспитании и развитии каждого ребенка. ДОО «Соколята» официально входит в состав Детского движения ВАО г. Москвы.
Широко развита работа по физическому воспитанию. Увеличение числа спортивных секций, активное участие в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях, а также наличие хорошей материально-технической спортивной базы обусловило организацию в 2010 году школьного спортивного клуба «Юность», который осуществляет спортивно-оздоровительную направленность воспитательной работы, способствует укреплению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них высоких нравственных качеств, организации досуга.
В 2011 году на базе ГОУ СОШ №647 ВОУО ДО г. Москвы начал свою работу Семейный клуб «Сближение», который реализует модель взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса: ученик, школа, семья. В клубе организована работа творческой и спортивной направленности, юридической и психологической помощи, проводятся мастер-классы, как для родителей, так и самими родителями.
В школе организованна и постоянно развивается, совершенствуется система Ученического Самоуправления, которая выглядит следующим образом: (см. Презентацию)
Цель деятельности Ученического Совета:
Формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств школьников, социальной ответственности.
Задачи:
1. вовлечение учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;
2. развитие творческой индивидуальности учащихся;
3. воспитание у учащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферы дружеских отношений;
4. защита прав учащихся.
Таким образом, воспитательная работа ГОУ СОШ №647 системна и структурирована. Ее работа направлена на создание условий для благоприятного и всестороннего развития личности ребенка, его успешной социализации и реализации способности в условиях современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ воспитательной работы
предлагаю Вам самоанализ воспитателя социально - реабилитационного Центра...
Самоанализ воспитательной работы в школе
Cамоанализ воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе. В работе дан вариант анализа, описаны его цели, а так...
Самоанализ воспитательной работы в школе
Cамоанализ воспитательного процесса – обязательный этап деятельности заместителя директора по воспитательной работе. В работе дан вариант анализа, описаны его цели, а так...
Самоанализ воспитательной работы кл.рук. 5кл за период адаптации
Самоанализ воспитательной работы классного руководителя 5 класса за период адаптации учащихся...
самоанализ воспитательной работы
самоанализ воспитательной работы...
Самоанализ воспитательной работы 5 класс 2019-20 год ( 1 полугодие)
Самоанализ за 1 полугодие...
Анкета для самоанализа воспитательной работы в школе
Анкета-опросник...