Причины эмоционального выгорания
презентация к уроку
Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, многозадачности и большой скорости современного мира. Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связанным с трудовой деятельностью, которое нуждается в профилактике и лечении. Больше всего страдают от выгорания представители помогающих профессий.
Не думаю, что это состояние можно предупредить. Не корректно ставить перед собой задачу никогда в такое состояние не попадать. Лучше уметь обнаружить, что ты туда попал, и вовремя отползти. А если вместо этого начать себя ругать: «Как тебе не стыдно – люди страдают!», «Собралась, тряпка», – то дальше начнется уже совсем нехороший процесс. А вообще не попасть в такое состояние – это невозможно.
2. Есть профессии, которые находятся в группе риска
Это, прежде всего, те профессии, которые имеют дело с большим количеством людей и с ситуациями общения: либо проблемного, например, те, кто работает в сервисах конфликтов с клиентами, или там, где сами люди страдающие (больные, старики, инвалиды), где в общение в принципе заложено некое неравенство и ситуация, что у вас вытягивают ресурс. И соответственно все люди, которые работают с зависимыми от них людьми, туда попадают – учителя, юристы, врачи, психологи, консультанты. Все они в группе риска по определению. Дополнительные факторы риска – это многозадачность, цейтнот, большие ожидания общества, например, когда ты становишься востребованным, все от тебя чего-то хотят, или у вашего проекта хронический дефицит ресурсов. Например, если люди работают просто за копейки, то это само по себе очень серьезный фактор риска.
3. Недостаточно высокая оплата труда
Вся социальная сфера очень недооплачиваемая. А ведь деньги важны. С одной стороны, на символическом уровне это компенсация: если много отдаешь, то и получать нужно достаточно. Ну и на практическом уровне деньги - это возможность экономить силы, время, отдыхать и т.д. Если у вас был очень тяжелый день и вы к концу уже без сил, можете ли вы взять такси или это вам не по карману? Можете ли вы поесть в кафе с друзьями, поехать в отпуск в приятное хорошее место, где можно полностью расслабиться или вы должны экономить, снимать комнатку в Краснодарском крае с хамоватой хозяйкой и считать каждую копейку потраченную на фрукты? Деньги в этом смысле - непосредственный ресурс восстановления. При этом наши социальные работники, особенно в регионах, получают такую зарплату, на которую не то что отдыхать - жить невозможно. И поэтому у них кроме работы всегда еще полная нагрузка - огород, куры, что-то еще, потому что они иначе не выживут.
4. Нет стандартов и четких правил в секторе
В нашем секторе нет четких норм. Стандартизированные процедуры, протоколы, границы - это очень важно, это бережет нервы и силы. Ведь принятие решения – очень энергозатратная вещь.
В том числе позволяет когда-то сказать: "Это мы делаем, это не делаем, извините. Но дадим контакты других, которые делают". У нас, к сожалению, нет культуры проработки технологий, а установление границ вообще считается «равнодушием». Каждое решение – помочь или отказать - как болото, еще больше заталкивает в депрессию. При этом контроля много, глупого и бессмысленного».
5. Бюрократизация – еще один фактор риска
Еще дополнительный фактор, конечно, огромная бюрократизация, в этой сфере очень много отчетов, очень много проверок, очень много необъяснимых требований ни о чем. И за несоблюдение какой-то ерунды могут обнулить всю вашу работу. То есть врач может за неделю спасти жизнь десяти людям, провести гениальные операции, а потом ему сделают выговор - если он недозаполнил бумаги.
6. Нет профессиональной подготовки
Людей помогающих профессий никто не учит правильной коммуникации – говорить нет, разделять ответственность, рассказывать про планирование. Этого вообще нет, а это очень важная вещь. Я была на тренинге для врачей, для них такие тренинги иногда проводят. А для образования эти тренинги вообще недоступны. Нигде не учат экономить ресурсы.
Да, у нас нет и системы психологической подготовки людей "хелперских" профессий. А при этом во многих западных НКО - это базовые вещи, там во время подготовки много говорят именно про треугольник Карпмана – про роли, про коммуникации, про контракт».
7. Нет сформированности общественных ожиданий от сферы
Во всем мире люди понимают, что услуги и помощь необходимы ребенку с нарушениями сразу с момента рождения до глубокой старости. Есть такие специальности, соответственно, из налогов, из пожертвований людям платят адекватную зарплату. Важно понимание такой профессиональной ниши, сегмента экономики. Все понимают: родился ребенок с аутизмом – с ним будут заниматься, этому учат в университете. А у нас эти люди как бы есть, но они появляются вопреки системе. И нормальных ожиданий по отношению к ним в обществе нет. Социальной сфере и образованию постоянно приходится доказывать, что она имеет право на существование.
8. Комплекс Спасателя, то есть святого человека, который всем помогает, - популярный образ в нашей культуре.
С одной стороны, к такому человеку предъявляются завышенные требования, ведь он должен "причинять добро и наносить пользу". С другой – у самого человека с этим комплексом тоже по отношению к себе завышенные ожидания. У него есть миссия, он должен спасти лежащий во зле мир. И в итоге получается своего рода удобный для всех контракт. Общество не присваивает проблему. Оно «вручает» ее специальному «святому человеку» и просит больше не беспокоить. Спасатель получает признание, смысл жизни. Клиенты расслабляются: раз с нами работает этот святой человек, то зачем нам-то стараться? Он же святой.
И вот тут начинает работать треугольник Карпмана: когда в отношениях есть распределение ролей – «жертва-агрессор-спасатель», то люди в какой-то момент обязательно меняются ролями. То есть спасатель – очень скоро обнаружит себя внутри такой сцены, как в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», когда на Иисуса начинают набрасываться прокаженные, чуть не рвут его на куски, а он в истерике убегает от них. Поначалу у него появляется состояние жертвы, а потом – агрессора: «Чего вы вообще пришли ко мне, идите отсюда все».
9. Синдром выгорания может касаться как одного человека, так и целого коллектива
Если нет профилактики выгорания, то в итоге страдает не один человек, а вся команда. В организации начинается постоянная текучка кадров, страдает производительность труда, возникают конфликты, открытые и скрытые, у сотрудников нет инициативы - это все признаки выгорания всего коллектива, особенно если раньше было по-другому.
Команды, где ценят сотрудников, умеют поддерживать их. Методы поддержки известны. В некоторых организациях существует супервизия - профессиональная помощь по профилактике выгорания, это действительно важная вещь в нашей работе.
10. Люди не умеют заботиться о себе и устанавливать границы
Поймать признаки выгорания, помочь - в идеале это задача супервизора или команды руководителя. И в этом случае или индивидуально, или на общей встрече нужно все обсудить, понять, в чем сложности и какой возможен выход. Но важно каждому сотруднику помнить о том, что вы - в группе риска, и прислушиваться к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_emotsionalnogo_vygoraniya.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное выгорание – одна из болезней современности, многозадачности и большой скорости современного мира. Во многих странах эмоциональное выгорание официально признается заболеванием, связанным с трудовой деятельностью, которое нуждается в профилактике и лечении. Больше всего страдают от выгорания представители помогающих профессий.
Причины эмоционального выгорания -Профессии, которые находятся в группе риска -Недостаточно высокая оплата труда -Нет стандартов и четких правил в секторе -Бюрократизация -Нет профессиональной подготовки -Комплекс Спасателя -Синдром выгорания может касаться как одного человека, так и целого коллектива -Люди не умеют заботиться о себе и устанавливать границы
Есть профессии, которые находятся в группе риска Это, прежде всего, те профессии, которые имеют дело с большим количеством людей и с ситуациями общения: либо проблемного, например, те, кто работает в сервисах конфликтов с клиентами, или там, где сами люди страдающие (больные, старики, инвалиды), где в общение в принципе заложено некое неравенство и ситуация, что у вас вытягивают ресурс. И соответственно все люди, которые работают с зависимыми от них людьми, туда попадают – учителя, юристы, врачи, психологи, консультанты. Все они в группе риска по определению. Дополнительные факторы риска – это многозадачность, цейтнот, большие ожидания общества, например, когда ты становишься востребованным, все от тебя чего-то хотят, или у вашего проекта хронический дефицит ресурсов. Например, если люди работают просто за копейки, то это само по себе очень серьезный фактор риска.
Недостаточно высокая оплата труда Вся социальная сфера очень недооплачиваемая . А ведь деньги важны. С одной стороны, на символическом уровне это компенсация: если много отдаешь, то и получать нужно достаточно. Ну и на практическом уровне деньги - это возможность экономить силы, время, отдыхать и т.д. Если у вас был очень тяжелый день и вы к концу уже без сил, можете ли вы взять такси или это вам не по карману? Можете ли вы поесть в кафе с друзьями, поехать в отпуск в приятное хорошее место, где можно полностью расслабиться или вы должны экономить, снимать комнатку в Краснодарском крае с хамоватой хозяйкой и считать каждую копейку потраченную на фрукты? Деньги в этом смысле - непосредственный ресурс восстановления. При этом наши социальные работники, особенно в регионах, получают такую зарплату, на которую не то что отдыхать - жить невозможно. И поэтому у них кроме работы всегда еще полная нагрузка - огород, куры, что-то еще, потому что они иначе не выживут.
В нашем секторе нет четких норм. Стандартизированные процедуры, протоколы, границы - это очень важно, это бережет нервы и силы. Ведь принятие решения – очень энергозатратная вещь. В том числе позволяет когда-то сказать: "Это мы делаем, это не делаем, извините. Но дадим контакты других, которые делают". У нас, к сожалению, нет культуры проработки технологий, а установление границ вообще считается «равнодушием». Каждое решение – помочь или отказать - как болото, еще больше заталкивает в депрессию. При этом контроля много, глупого и бессмысленного». Нет стандартов и четких правил в секторе
Бюрократизация Еще дополнительный фактор, конечно, огромная бюрократизация, в этой сфере очень много отчетов, очень много проверок, очень много необъяснимых требований ни о чем. И за несоблюдение какой-то ерунды могут обнулить всю вашу работу. То есть врач может за неделю спасти жизнь десяти людям, провести гениальные операции, а потом ему сделают выговор - если он не заполнил бумаги.
Нет профессиональной подготовки Людей помогающих профессий никто не учит правильной коммуникации – говорить нет, разделять ответственность, рассказывать про планирование. Этого вообще нет, а это очень важная вещь. А для образования эти тренинги вообще недоступны. Нигде не учат экономить ресурсы. Да, у нас нет и системы психологической подготовки людей " хелперских " профессий. А при этом во многих западных НКО - это базовые вещи, там во время подготовки много говорят именно про треугольник Карпмана – про роли, про коммуникации, про контракт».
Нет сформированности общественных ожиданий от сферы Во всем мире люди понимают, что услуги и помощь необходимы ребенку с нарушениями сразу с момента рождения до глубокой старости. Есть такие специальности, соответственно, из налогов, из пожертвований людям платят адекватную зарплату. Важно понимание такой профессиональной ниши, сегмента экономики. Все понимают: родился ребенок с аутизмом – с ним будут заниматься, этому учат в университете. А у нас эти люди как бы есть, но они появляются вопреки системе. И нормальных ожиданий по отношению к ним в обществе нет. Социальной сфере и образованию постоянно приходится доказывать, что она имеет право на существование.
Комплекс Спасателя
Синдром выгорания может касаться как одного человека, так и целого коллектива Если нет профилактики выгорания, то в итоге страдает не один человек, а вся команда. В организации начинается постоянная текучка кадров, страдает производительность труда, возникают конфликты, открытые и скрытые, у сотрудников нет инициативы - это все признаки выгорания всего коллектива, особенно если раньше было по-другому. Команды, где ценят сотрудников, умеют поддерживать их. Методы поддержки известны. В некоторых организациях существует супервизия - профессиональная помощь по профилактике выгорания, это действительно важная вещь в нашей работе.
Люди не умеют заботиться о себе и устанавливать границы Поймать признаки выгорания, помочь - в идеале это задача супервизора или команды руководителя. И в этом случае или индивидуально, или на общей встрече нужно все обсудить, понять, в чем сложности и какой возможен выход. Но важно каждому сотруднику помнить о том, что вы - в группе риска, и прислушиваться к себе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...
"Эмоциональное выгорание педагогов.Внешние факторы и внутренние причины.Профилактика СЭВ."
Цели: Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования).Выявить у себя наличие или отсутствие этого си...
Эмоциональное выгорание: симптомы, причины и фазы развития
Синдром выгорания относится к феномену личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности много общается. Особенно – у педагогов. Синдром развивается вследствие к...
Профилактика профессионального (эмоционального) выгорания. Занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»
Речь пойдет о явлении, которое изрядно портит жизнь многим из нас, - синдроме профессионального выгорании или как его еще называют эмоциональном выгорании. Постараемся остановиться на профилактике и с...
Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...
- Мне нравится (1)