Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе "Проектная мастерская"
рабочая программа (9 класс)
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» предназначена для обучающихся 9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа создана в соответствии с ФГОС | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»
г. о. Серпухов Московской области
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
9 класс
Составитель:
Пронина Ольга Николаевна
2021 г.
Г. О. СЕРПУХОВ
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» предназначена для обучающихся 9 классов, желающих заниматься проектной деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развиваться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.
Проектная мастерская позволит учащимся получить навыки проектной деятельности, освоить все этапы исследовательской и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. Курс направлен на развитие навыков планирования своей деятельность, самостоятельного оценивания эффективности и результативности работы, использования собственных умений для решения практических задач и достижения желаемого результата.
В основу легла авторская программа и учебной пособие: Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с. – (Внеурочная деятельность).
Содержание программы дает возможность учащимся по мере изучения курса выполнять проектирование по выбранной на первых занятиях теме.
Цель курса «Проектная мастерская»: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и защите проектов.
Проектная деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, выбор конечного (итогового) продукта, оценка реализуемости проекта, определение необходимых ресурсов. Главным смыслом проектирования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке, а также цель проектной деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка проектирования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).
Задачи:
- знакомство с технологией проектной деятельности;
- формирование готовности к работе над проектами;
- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности учащихся;
В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит:
- усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;
- овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;
- формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;
- возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов.
Внеурочная деятельность «Проектная мастерская» входит в обще интеллектуальное направление плана внеурочной деятельности МБОУ ВСОШ № 1 города Серпухова.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний о создании рефератов, подготовке проектов и работе над исследованиями.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся образовательных учреждений. Она рассчитана на 1 год обучения, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. Время, отведенное на обучение, составляет 34 часа в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в вопросах растениеводства;
- проявление самостоятельности, инициативы и ответственности в образовании (обучении) с учетом мотивации образовательной деятельности школьников на основе системного деятельностного подхода;
- сформировать представление об образовании как ведущей ценности в современном обществе; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметными результатами обучения во внеурочной деятельности в основной школе являются:
- способность к учению (овладение умением учиться как субъекта (индивидуального и коллективного) учебной деятельности), которая обнаруживает себя в готовности и возможности строить собственную индивидуальную образовательную программу (обнаруживать свои учебные «дефициты», определять последовательность учебных целей; оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей; планировать пути достижение целей; обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов; производить контроль своих действий в ходе решения поставленной задачи и оценивать итоги ее решения;
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умении: привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
1 уровень - знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Получение знаний по основам растениеводства, умение выполнять поставленные цели по выращиванию сельскохозяйственных культур
2 уровень - осуществление общественно-полезных действий своими силами. Заинтересованность в деятельности. Активность мышления, идей, проектирования. Умение и желание нее только выполнять поручения по выращиваю культурных растений, но и принимать самостоятельные решения в процессе реализации исследовательской деятельности. Умение самостоятельно воспроизвести этапы деятельности по растениеводству.
3 уровень - откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. Самостоятельное выполнение исследовательской и проектной деятельности от выбора темы до защиты проекта или выступления на научно-практической конференции.
Содержание курса
1. Введение. (1 ч.)
Роль естественных наук в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.
2. Исследование и проектирование. (2 ч.)
Исследование и проектирование. Сходство и различия.
Практическая работа:
Этапы проектов. Первичная обработка и изучение собранных данных.
3. Проблема. (2 ч.)
Проблема и проблемный вопрос. В чем разница проблем, стоящих перед человечеством, государством, семьей и перед тобой лично.
Практическая работа:
Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом.
4. Актуальность работы. (2 ч.)
Актуальность работы и актуальность проблемы. Аргументация своего интереса к выполняемой работе.
Практическая работа:
Определение важности выполняемой работы. Обоснование значимости выполняемой работы.
5. Источники информации. Ссылки и правила цитирования. (2 ч.)
Основные источники информации, степень их достоверности. Первичные и вторичные источники информации. Википедия.
Практическая работа:
Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы.
6. Тема работы. (2 ч.)
Отличие темы от проблемы. Соответствие темы критериям научного исследования.
Практическая работа:
Корректная формулировка темы своей работы. Отбор материала в соответствии с темой.
7. Объект и предмет работы. (2ч.)
Необходимость выделения объекта в исследовательских и проектных работах. Определения объекта и предмета в исследовательской работе, их отличия.
Практическая работа:
Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе.
8. Цель работы. (2 ч.)
Понятие цели в разных сферах деятельности. Важность определения цели.
Практическая работа:
Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели.
9. Задачи работы. (2 ч.)
Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и от методов.
Практическая работа:
Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами.
10. Гипотеза. (2 ч.)
Зачем нужна гипотеза и как ее формулируют. Отличия утверждения от гипотезы. Почему в проекте не бывает гипотезы.
Практическая работа:
Формулировка гипотезы в соответствии с целью работы.
11. Методы исследования и проектирования. (2ч.)
Понятие метода исследования или достижения проектной цели. Виды методов исследования в области естественных наук. Необходимость контроля в каждом эксперименте.
Практическая работа:
Подбор методов, подходящих для достижения цели работы. Учет влияния разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода.
12. Планирование работы. (2 ч.)
Особенности планирования исследовательской и проектной работ. Ход выполнения работ.
Практическая работа:
Составление плана своей работы. Распределение времени, необходимого для работы. Правильный подбор ресурсов, необходимых для достижения цели.
13. Корректировка плана в ходе выполнения работы. (2 ч.)
Сложности, возникающие при достижении цели. Анализ реализации плана работы.
Практическая работа:
Выявление возникших трудностей. Корректировка плана выполнения работы.
14. Результаты и их обработка. (2 ч.)
Первичные результаты и их обработка. Достоверность результатов.
Практическая работа:
Фиксация результатов экспериментов (наблюдений).
15. Анализ и обсуждение результатов. (2 ч.)
Анализ экспериментальных данных. Учет различных факторов, влияющих на результаты исследований.
Практическая работа:
Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы.
16. Подготовка отчета о работе. (2 ч.)
Жанры представления отчета о выполненной работе. Структура статьи или презентации. Типичные ошибки.
Практическая работа:
Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста.
17. Подготовка материала для доклада. (2 ч.)
Подготовка материала к выступлению. Инфографика.
Практическая работа:
Подготовка презентационного материала для доклада. Представление текстов в виде информативных картинок.
18. Выступление. (1 ч.)
Кто такие эксперты и чем они интересуются. Как наиболее выгодно рассказать о проделанной работе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
9 класс (1 год обучения)
№ | Раздел | Кол-во часов | Основные характеристики деятельности учащихся |
1 | Введение | 1 | Знакомятся с понятиями: исследовательская деятельность, научное исследование. |
2 | Исследование и проектирование | 2 | Знакомятся с понятиями: исследование, проектирование, сходство и различия между ними, этапы проектов, первичная обработка данных. Практическая работа: Этапы проектов. Первичная обработка и изучение собранных данных. |
3 | Проблема | 2 | Знакомятся с понятиями: проблема, проблемный вопрос. Практическая работа: Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Понимание разницы между проблемным и повествовательным текстом. |
4 | Актуальность работы | 2 | Знакомятся с понятиями: актуальность работы, актуальность проблемы, аргументация. Практическая работа: Определение важности выполняемой работы. Обоснование значимости выполняемой работы. |
5 | Источники информации. Ссылки и правила цитирования | 2 | Знакомятся с понятиями: источники информации, степень достоверности, первичные и вторичные источники информации, википедия. Практическая работа: Сбор и систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. |
6 | Тема работы | 2 | Знакомятся с понятиями: тема, проблема, критерии научного исследования. Практическая работа: Корректная формулировка темы своей работы. Отбор материала в соответствии с темой. |
7 | Объект и предмет работы | 2 | Знакомятся с понятиями: объект в исследовательских и проектных работах. Практическая работа: Определение объекта исследования или проектирования в планируемой работе. |
8 | Цель работы | 2 | Знакомятся с понятиями: цель, определение цели. Практическая работа: Ставить цель в самостоятельной проектной или исследовательской деятельности. Оценка реалистичности достижения поставленной цели. |
9 | Задачи работы | 2 | Знакомятся с понятиями: формулировка задач под поставленную цель, отличие задач от цели и от методов. Практическая работа: Постановка задач под сформулированную цель. Соизмеримость задач с доступными ресурсами. |
10 | Гипотеза | 2 | Знакомятся с понятиями: гипотеза, формулировка гипотезы, утверждение. Практическая работа: Формулировка гипотезы в соответствии с целью работы. |
11 | Методы исследования и проектирования | 2 | Знакомятся с понятиями: метод исследования или достижения проектной цели, виды методов исследования. Практическая работа: Подбор методов, подходящих для достижения цели работы. Учет влияния разных факторов на данные, полученные с помощью выбранного метода. |
12 | Планирование работы | 2 | Знакомятся с понятиями: планирование исследовательской и проектной работ, ход выполнения работ. Практическая работа: Составление плана своей работы. Распределение времени, необходимого для работы. Правильный подбор ресурсов, необходимых для достижения цели. |
13 | Корректировка плана в ходе выполнения работы | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ реализации плана работы. Практическая работа: Выявление возникших трудностей. Корректировка плана выполнения работы. |
14 | Результаты и их обработка | 2 | Знакомятся с понятиями: первичные результаты, достоверность результатов. Практическая работа: Фиксация результатов экспериментов (наблюдений). |
15 | Анализ и обсуждение результатов | 2 | Знакомятся с понятиями: анализ экспериментальных данных, факторы, влияющие на результаты исследований. Практическая работа: Планирование эксперимента. Анализ и обсуждение экспериментальной работы. |
16 | Подготовка отчета к работе | 2 | Знакомятся с понятиями: жанры представления отчета о выполненной работе, структура статьи или презентации, типичные ошибки. Практическая работа: Написание отчетной работы в соответствии с требованиями выбранной конференции или конкурса. Выдерживание научного стиля текста. |
17 | Подготовка материала для доклада | 2 | Знакомятся с понятием: инфографика. Практическая работа: Подготовка презентационного материала для доклада. Представление текстов в виде информативных картинок. |
18 | Выступление | 1 | Знакомятся с понятием: эксперт. |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс
Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Певческая мастерская"
Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса социальной направленности. Разработана по ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет
Данная программа по ИЗО дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017...