Основы туристского мастерства
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)
Современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Программа объединения рассчитана на учащихся 7-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний:
- о своем крае;
- технике и тактике туризма;
- ориентирования на местности; ведения краеведческих наблюдений и исследований;
- оказания первой медицинской помощи;
- инструкторской деятельности;
- необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному туризму.
Программа рассчитана на 2 года обучения и является базисной. Программа предусматривает закрепление и совершенствование общих знаний по туризму и специальную физическую подготовку. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы туристского мастерства | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Рассмотрена | Принята | Утверждена |
на заседании | Общим собранием работников | Приказом директора |
Педагогического Совета | МУ ДО «КЦ ДОД» | МУ ДО «КЦДОД» |
Протокол № 1 | Протокол № 6 | Приказ № 1 |
от «31» августа 2018 г. | от «31» августа 2018 г. | от « 02» сентября 2018 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ТУРИСТСКОГО МАСТЕРСТВА»
Возраст обучающихся 14-17 лет Срок реализации 2 года |
Чесноков Павел Александрович педагог дополнительного образования |
Красноселькуп
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Спортивный туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда, туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в мир природы.
Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.
В повседневном быту городского жителя навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.
К сожалению, современное узкоспециальное и теоретизированное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Программа объединения рассчитана на учащихся 7-11 классов и предусматривает приобретение ими основных знаний:
- о своем крае;
- технике и тактике туризма;
- ориентирования на местности; ведения краеведческих наблюдений и исследований;
- оказания первой медицинской помощи;
- инструкторской деятельности;
- необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному туризму.
Программа рассчитана на 2 года обучения и является базисной. Программа предусматривает закрепление и совершенствование общих знаний по туризму и специальную физическую подготовку. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Основные цели программы:
- физическое и духовное развитие личности;
- воспитание в ребенке любви к окружающему миру;
- формирование чувства патриотизма и гражданственности;
- формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);
- овладение учащимся основными и специальными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;
- развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;
Задачи программы:
- пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни через занятие спортом;
- участие в туристских соревнованиях;
- формирование из числа старших и наиболее опытных учащихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год – программа специальной спортивной и туристской подготовки. Второй год обучения предполагают совершенствование знаний, компетенции воспитанников, повышение их спортивной квалификации.
Программа рассчитана на обучающихся 14-17 лет, завершивших трехгодичную программу «Спортивный туризм» и обладающих знаниями спортивно-туристской подготовки для участия в мероприятиях спортивно-туристской направленности.
Самыми важными разделами программы являются специальные упражнения, совершенствующие технические и тактические приемы и способы, используемые на маршрутах и дистанциях, самые необходимые и обязательные элементы действий в туристских походах. А главной основной ступенью обучения, по сути, является подготовка инструкторских туристских кадров.
Ожидаемым результатом и формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:
- промежуточная и итоговая аттестация воспитанников на каждом году обучения;
- учебно-контрольные соревнования;
- соревнования участников, проводимых в рамках туристических слетов и соревнований на уровне района, округа, России;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения.
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Физическая подготовка | 66 | - | 66 |
2. | Техническая подготовка | 50 | 4 | 46 |
3. | Тактическая подготовка | 50 | 8 | 42 |
4. | Инструкторская подготовка | 34 | 6 | 28 |
5. | Специальные упражнения | 72 | 6 | 66 |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 16 | - | 16 |
7. | Учебно-контрольные соревнования | 24 | - | 24 |
8. | Соревнования | 12 | - | 12 |
ИТОГО: | 324 | 24 | 300 |
Содержание тем первого года обучения.
1. Физическая подготовка. Раздел предусматривает физические упражнения на развитие выносливости, мышц пресса, рук, кроссовая подготовка.
2. Техническая подготовка. Основные требования к использованию снаряжения. Карабины, зажимы, спусковые устройства. Блоки и полиспасты. Индивидуальные страховочные системы. Экипировка участника на маршрутах и дистанциях.
3. Тактическая подготовка. Специальные узлы, используемые на маршрутах и дистанциях. Тактические приемы и способы в индивидуальной и командной работе при преодолении препятствий.
4. Инструкторская подготовка. Дистанции и условия их прохождения. Технические этапы и блоки этапов. Классификация маршрутов. Безопасность на маршрутах и дистанциях.
5. Специальные упражнения. Упражнения для отработки навыков работы с туристским снаряжением, карабинами, веревками, спусковыми и подъемными устройствами, взаимодействие в командной работе.
6. Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.
7. Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
8. Соревнования. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения.
№ | Наименование | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Физическая подготовка. | 69 | - | 69 |
2. | Техническая подготовка | 72 | 6 | 66 |
3. | Тактическая подготовка | 72 | 8 | 64 |
4. | Инструкторская подготовка | 45 | 6 | 39 |
5. | Медицинская подготовка | 14 | 4 | 10 |
6. | Поход выходного дня (ПВД) | 16 | 2 | 14 |
7. | Учебно-контрольные соревнования. | 24 | - | 24 |
8. | Соревнования. | 12 | - | 12 |
ИТОГО: | 324 | 26 | 298 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Физическая подготовка. Упражнения на развитие выносливости, мышц рук и пресса. Кроссовая подготовка. Физические разминки.
2. Техническая подготовка. Отработка техники движения через препятствия, технические навыки командной работы на маршрутах и дистанциях.
3. Тактическая подготовка. Способы решения тактических задач. Тактика работы с одной и несколькими веревками. Индивидуальная тактическая подготовка. Транспортировка снаряжения через препятствия.
4. Инструкторская подготовка. Безопасность при организации и проведении спортивно-туристских мероприятий. Классификация пешеходных маршрутов. Подготовка технических этапов.
5. Медицинская подготовка. Оказание первой медицинской помощи в туристском походе. Транспортировка пострадавшего. Переправа пострадавшего через препятствия.
6. Поход выходного дня (ПВД). Организация ПВД. План подготовки похода. Разработка маршрута, распределение обязанностей. Установка и снятие палатки. Разведение костра. Организация питания в походе. Топография и ориентирование. Организация временных укрытий и стоянок.
7. Учебно-контрольные соревнования (УКС). Подведение итогов курса обучения. Соревнования включают в себя личные и командные виды спортивно-туристических навыков.
8. Соревнования. Подготовка и участие в соревнованиях для выполнения норм для присвоения спортивных разрядов.
Методическое обеспечение.
Для реализации образовательного процесса по программе используются различные формы занятий, как в помещении (кабинет площадью 60,5 кв. м.), в спортивном зале «Динамо», на специально оборудованной площадке и в природных условиях: физические разминки, специальные упражнения, беседы, походы выходного дня
Использованная литература.
- Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. К приказу министерства образования Российской Федерации.
- 2.Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
- Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.
- Волович В.Г. Академия выживания. - М., ТОЛК, 1996.
- Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов ЮА. Туристские слеты и соревнования. - М., Профиздат, 1984.
- Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1995.
- КострубАА. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1997.
- Кошельков С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.
- Юные инструкторы туризма. Программа для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2002.
- Федотов В.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: «Советский спорт», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Рабочая программа «Основы художественного мастерства»
1.Рабочая программа «Основы художественного мастерства» (вышивка, композиция) 5-6-7 классы Срок реализации 3 года Автор Болсунова Н.Н. учитель технологии МОУ СОШ р.п. Сулея...
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"
Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение.«Ярмарка»
"Занятие "Ярмарка" предназначено для отработки сценического движения. Дети, пытаясь воспроизвести различные образы, учатся изображать различные типажи людей и характеры животных. В ходе игры развивает...
Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».
Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....
основы туристской подготовки и тренировки
как грамотно организовать и провести туристское мероприятие...
Основы туристской подготовки и тренировки
1. Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.2. Содержание туристской подготовки и ее этапы.3. Структура трени...