МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
презентация к уроку
Содержит методические рекомендации по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_u_doshkolnikov_predstavleniy_o_forme_i_geometricheskih_figurah.pptx | 229.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1) Предварительная работа В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы и фигуры.
Наглядный материал Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные). Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика. Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой – пуговица, монета, блин; квадратной – платок, салфетка; треугольной – косынка и др.
Методика обучения Начинаем работу во II младшей группе. Последовательность изучения геометрических фигур: 1. Визуальное узнавание и называние. 2. Обследование осязательно-двигательным путем. 3. Взаимное наложение. 4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств. 5. Словесное описание. 6. Разнообразная деятельность с фигурами.
Фрагмент 1: – Это квадрат . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У квадрата есть стороны. – Покажите стороны. – Что вы показываете? – Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.) – У квадрата есть углы. – Покажите углы. Что вы показываете? – Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)
Фрагмент 2: – Это круг . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У круга есть углы и стороны? (Нет.) Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.
Фрагмент 3: – Это треугольник . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У треугольника есть стороны. – Покажите стороны. – Что вы показываете? – Сколько сторон у треугольника? (Много или три.) – У треугольника есть углы. – Покажите углы. Что вы показываете? – Сколько углов у треугольника? (Много или три.)
Дидактические игры “Путешествие мышки” (рис. 35);
“Найди свой домик” (рис. 36), “Подбери ключ к замочку”; “Гаражи”. (На полу обручи – гаражи, дети – машины. В гаражах и у машин номера – модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);
Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (задача 2) Методика обучения В средней группе знакомим дошкольников с прямоугольником, в старшей группе – с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются.
Фрагмент 1: – Что это? (Квадрат.) – Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы.) – Покажите стороны. – Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4 стороны.) – Покажите углы. – Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.) – Квадрат – это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. Повторите. – Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы думаете, почему?
Фрагмент 2: Задача : Показать, что у квадрата все стороны равны по длине. Вариант I (рис. 37): – Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние стороны. – Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.) – Перегните квадрат так, чтобы наложились противоположные стороны. – Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные стороны квадрата равны по длине.) – У квадрата все стороны одинаковой длины. – Квадрат – это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.
Вариант II (рис. 38): – У квадрата все стороны по длине, как эта полоска (мерка), значит, они все равны. – Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Фрагмент 3: – Что это? (Треугольник.) – Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы.) – Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.) – Как вы думаете, почему треугольник так называется? – Треугольник – это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла. Фрагмент 4: – Что это? (Круг.) – Что вы про него знаете? (У круга нет углов, нет сторон, нет вершин.) Замечание : можно познакомить детей с окружностью: – Обведите круг (используя модель или трафарет). – Это граница круга, она называется окружность . – Закрасьте внутреннюю область. – Что получилось? (Круг.)
Фрагмент 5: – Это прямоугольник . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.) – Покажите стороны. – Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.) – Покажите углы. – Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.) – Прямоугольник – это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла. – Прямоугольник – это четырехугольник. Замечание : если детей познакомить с прямым углом (в процессе моделирования), то можно обсудить, почему прямоугольник так называется, и что квадрат также является прямоугольником.
Фрагмент 6: – Перегните прямоугольник, сравните его противоположные стороны (рис. 39). – У прямоугольника противоположные стороны одинаковой длины. – Сравните стороны с помощью условных мерок (рис. 40). – У прямоугольника две пары одинаковых сторон. – Прямоугольник – это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.
Фрагмент 7: – Это овал . Повторите. – Положите перед собой. Что это? – Обведите пальчиком. – У овала есть углы и стороны? (Нет.) – На какую геометрическую фигуру похож овал? – У овала, так же как у круга, нет углов и сторон, но он вытянут. Замечание: нельзя говорить, что овал – это вытянутый круг, так как они не находятся в отношении рода и вида.
Фрагмент 8: – Что это? (Квадраты.) – Чем похожи? (Формой.) – Чем отличаются? (Размером, цветом.) – Сравните их стороны с помощью условных мерок (или наложением, или приложением). – У большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького.
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами (задача 3) Наглядный материал Модели объемных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда. Строительный материал, конструкторы “ Лего ”, всевозможные вкладыши типа доски Сегена . Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара – мяч, апельсин; куба – кубик, коробка; цилиндра – банка, стакан; конуса – колпак; пирамиды – пакет молока старого образца; призмы – пенал; параллелепипеда – мыло и др.
Методика обучения В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами. Последовательность обучения: 1) рассматривание и называние; 2) обследование осязательно-двигательным путем и словесное описание фигуры; 3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств; 4) упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.
Фрагмент: – Что это? (Шарик.) – Эта форма называется шар . Повторите. – Какой он? (Гладкий.) – Что с ним можно делать? (Катать.) – Покатайте, поиграйте. – Можно ли из шариков построить башенку? Попробуйте. – А это что? (Кубик.) – Эта форма называется куб. Повторите. – Что с ним можно делать? (Строить.) – Постройте башню. – Можно ли куб покатать? Попробуйте. – Почему куб не катится? (Мешают углы.)
– У куба есть углы. Покажите, посчитайте. – У куба есть грани. Покажите, посчитайте. – Какой формы грани куба? (Формы квадрата или квадратной.) – Эта форма называется цилиндр. Повторите. – Попробуйте его покатать. – Попробуйте построить башню из цилиндров. – Цилиндр может катиться, как шар, и из цилиндров можно строить, как из кубов. – Какой формы основание цилиндра? (Формы круга или круглое.) – Есть ли у цилиндра углы? Грани?...
Дидактические игры “Послушный – непослушный” (Куб – послушный, поставим – стоит, не двигается; шар – непослушный, поставим – качается; цилиндр – так поставим, послушный, стоит, как куб, так положим – непослушный, качается, как шар); “Чего не стало?”, “Что изменилось?”, “Найди пару”; “Магазин” (Монетами являются модели геометрических фигур такой же формы, как товар: куб – коробка, шар – мячик и др.); “Чудесный мешочек” (I вариант: “Опусти руку в мешочек, возьми, что хочешь, и, не подглядывая, угадай форму”. II вариант: “Достань, что назову!”);
Методика обучения В младших группах дети в основном рассматривали равносторонние треугольники. В средней группе можно предложить вниманию детей другие виды треугольников (равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) (рис. 42). Знакомить с их названиями не обязательно, хотя возможно. Важно выяснить вместе с детьми их общее свойство: “иметь 3 угла и 3 стороны”. Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольником, четырехугольником, многоугольником (задача 4)
Фрагмент 1: – Что общего у этих фигур (см. рис. 42)? (У них по 3 угла и по 3 стороны.) – Как можно их всех назвать одним словом? (Треугольники.) – Почему все эти фигуры являются треугольниками ! В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые свойства, тренировать в узнавании.
Фрагмент 2: – Найдите знакомые геометрические фигуры (см. рис. 43). – Что вы про них знаете? – Что общего у всех этих фигур? – Как их можно назвать одним словом? – Почему все эти фигуры являются четырехугольниками?
В подготовительной группе знакомим детей с понятием “многоугольник” в такой последовательности: 1. Повторить разные виды треугольников. 2. Повторить разные виды четырехугольников. 3. Объяснить, что треугольники и четырехугольники можно вместе назвать “многоугольники”. 4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить, почему они так называются. 5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.
Задания на моделирование – Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.) – Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.) – Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.) – Сложи из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.
Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геометрическими понятиями: Вершина – это точка, в которой соединяются стороны. Стороны образуют границу фигуры. Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру . Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в процессе практической деятельности: – Покажи углы, стороны, вершины. – Обведи квадрат. – Заштрихуй внутреннюю область фигуры.
Методика формирования умения определять форму окружающих предметов (задача 5) Работа ведется на протяжении всего времени обучения. Важно на каждом этапе правильно выбирать предметы для рассматривания, учитывая уровень развития детей. Рекомендуемая последовательность выбора наглядности при определении объемной формы: 1) предметы с ярко выраженной цельной формой; 2) предметы примерно похожие на ту или иную фигуру; 3) части предметов; 4) изображения объемных предметов на рисунках; 5) задания по представлению (без наглядности).
Задание студентам: По каждому этапу предложите конкретные предметы для рассматривания с детьми и определения плоской формы. Этапы усложнения наглядного материала 1. Натуральные предметы с ярко выраженной плоской формой 2. Предметы, приблизительно похожие на ту или иную геометрическую фигуру 3. Изображения объемных предметов на картинках. 4. Предметы, которые требуют анализа 5. Задания по представлению
Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур (задача 6) Наглядный материал Модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые, деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, наборы “Учись считать”. Фабричные и самодельные игры типа “ Танграм ”: “Пифагор”, “Монгольская игра”, “ Колумбово яйцо”, “Вьетнамская игра”, “Волшебный круг”, “ Пентамино ” и др. (см. “Занимательные дидактические игры по математике для дошкольников” Михайловой 3. А.).
Методика обучения В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек (см. задачу 4). Формируем умение составлять геометрические фигуры из других фигур, например в процессе игр типа “ Танграм ”.
Последовательность работы: 1. Рассматривание, называние и сравнение составных частей по форме, цвету, размеру. 2. Составление из двух фигур одной. 3. Составление узоров по образцу с “выделенными” частями. 4. Составление узоров по силуэту. 5. Составление произвольных картинок. Задание для самостоятельной работы студентов Подобрать дидактические игры и упражнения для дошкольников по составлению фигур из счетных палочек. Придумать задания дошкольникам для рисования геометрических фигур на листе бумаги в клетку (математические диктанты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1
Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....
Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Дипломная работа по теме "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...
Наглядный материал по методике Рыжиковой Д.С "Развитие временных представлений у младших школьников"
Методическое пособие "Развитие временных представлений у младших школьников" Д.С. Рыжиковой содержит подробные рекомендации по созданию наглядного материала для данной методики. Все иллюстрации предст...
Юрченко Е.Ф. "Развитие временных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
В статье раскрываются приёмы и методы работы по развитию временных представлений на уроках историии у у чащихся, имеющих недлостатки в интеллектиальном развитии....
Педагогические средства развития математических представлений у дошкольников с УО
Проблема формирования математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта является значимой для организации процесса их обучения, воспитания и социализации.Особенностью развития элемен...