Юрченко Е.Ф. "Развитие временных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
статья на тему
В статье раскрываются приёмы и методы работы по развитию временных представлений на уроках историии у у чащихся, имеющих недлостатки в интеллектиальном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vremennyh_predstavleniy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрченко Е.Ф.,
учитель истории, Почётный работник общего образования РФ, г. Москва
Развитие временных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии.
Формирование временных представлений у умственно отсталых учащихся вызывает определенные трудности, поэтому знакомство с датами и линией времени начинается уже на первых уроках в 7 классе.
Умственно отсталых дети при простом сообщении им хронологических дат не могут соотнести их с определенным событием, так как это предполагает способность к абстрактным логическим операциям. Без опоры на линию времени их невозможно научить правильно, пользоваться историческими датами, опираться на них при изучении исторического материала.
Важнейшим приемом обучения является использование меловой «линии времени». Учитель проводит мелом линию от одного края доски до другого, рисует стрелку, которая указывает направление движения времени. При этом объясняется, что принять считать, что время движется слева направо:
Далее объясняется, как начался современный отсчет времени.
Около двух тысяч лет назад произошло событие, от которого люди во многих странах мира начали вести свой календарь. Этим событием стало рождение человека по имени Иисус Христос. Время до рождения Иисуса Христа стали называть временем до нашей эры, сокращенно – до н.э. Время, прошедшее от года рождения Иисуса Христа до наших дней, стали называть нашей (новой) эрой, сокращенно – н.э. Наша эра длится уже более двух тысяч лет.
Учащиеся постепенно овладевают навыком воспроизведения линии времени у себя в тетрадях, умением отметить время до нашей эры и время нашей эры.
Умственно отсталому ребенку трудно понять, как измеряется время. Поэтому, много времени на уроке должно быть отведено решению исторических задач по хронологии.
Учитель подробно объясняет, как с помощью линии времени можно решать хронологические задачи. Основные типы заданий могут быть следующие:
1. Как быть, если мы хотим узнать, сколько лет прошло от события, произошедшего до рождества Христова, по настоящее время? Чтобы узнать это, надо к дате, когда произошло событие, прибавить дату, которая сейчас значится по нашему календарю, есть столько, сколько прошло от начала нашей эры.
Например, как узнать, сколько лет прошло со времени возникновения земледелия, если известно, что оно возникло в VIII тысячелетии до нашей эры? Для этого надо к этой дате прибавить еще два тысячелетия нашей эры:
8+2=10
Получается, что земледелие возникло примерно 10 тысяч лет назад.
2. Как узнать, в каком тысячелетии до н.э. люди научились обрабатывать железо, если мы знаем, что произошло это приблизительно три тысячи лет назад. Для этого от трех тысяч лет надо отнять две тысячи. Получается, что это произошло в первом тысячелетии до н.э.:
3-2=1
3. Если необходимо высчитать, сколько лет назад произошло событие, надо от даты, соответствующей сегодняшнему дню, отнять дату этого события. Сколько лет назад была Куликовская битва?
2003-1380=723
4. Если необходимо узнать, сколько лет прошло от восстания декабристов до отмены крепостного права, нужно из большей даты - 1861г. отнять меньшую – 1825 г.
1861-1825=46
Большое внимание при формировании временных представлений умственно отсталыми учащимися должно быть уделено изучению понятия «век», «тысячелетие», «год». Здесь полезны вопросы:
- Сколько лет составляет век?
- сколько лет составляет половина века?
- Сколько веков составляет тысячелетие?
- В каком веке мы живем?
- В каком году мы живем?
Развитие временных представлений у умственно отсталых учащихся связано с систематическим выполнением дома и в классе заданий по хронологии. Все эти задания сводятся к следующим типам:
- Сколько лет (веков, тысячелетий) назад произошло событие?
- В каком веке (в какой половине века, в начале или в конце века) произошло событие?
- Какое из двух событий было раньше? На сколько раньше?
- Какой год предшествовал такому то году? Какой год следовал за ним?
- Сколько лет длилось событие?
Постоянно следует спрашивать у учащихся не только те или иные даты, но и века, к которым относятся эти даты. Например, к какому веку относится 443 г. до н.э., 1480г., 1147 г.?
Полезны задания типа: назовите первый и последний годы века.
Большой интерес у ребят вызывает такой прием: вызванному к доске ученику одноклассники задают вопросы по хронологии, просят отметить на линии времени те или иные даты.
Учителю для достижения хорошего результата, формирования стойкого навыка работы с датами, следует включать задания по хронологии (с линией времени) в урок как можно чаще. Систематическая работа приводит к тому, что учащиеся постепенно овладевают временными представлениями, делают меньше ошибок при работе с историческими датами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела
Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младших школьников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »
Доклад« Формирование коммуникативных навыков и межличностных отношений у младшихшкольников, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, средствами игровой деятельности »...
Юрченко Е.Ф. "Приемы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения".
В статье раскрываются приёмы формирования пространственных представлений на уроках истории у учащихся, имеющих интеллектуальные нарушения....
Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.
Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
Применение фитнес-технологий оказывает положительное влияние не только на мотивацию учащихся и их эмоциональный фон, но и на состояние физического здоровья....