Среднесрочный проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ
методическая разработка
Представлена разработка проекта с использованием пособия "Театр в чемодане". Проект был реализован в группе для детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_chemodanchik.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект
«Волшебный чемоданчик»
для дошкольников с ОВЗ 5 – 7 лет
Подготовили:
Воспитатели: Мигунова О. И.
Тазова О. А.
Учитель-дефектолог: Царитова Е. В.
Введение (пояснительная записка)
Театрализованная деятельность – самый распространённый вид детского творчества. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, овладевать всем многообразием коммуникативных возможностей речи.
Мы обратили свое внимание на то, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко пользуются уголком театрализации и стали размышлять о том, как и чем заинтересовать детей. В итоге было принято решение использовать театр в чемодане. Выбор был сделан в пользу данного варианта, так как театр в чемодане – это мобильно, компактно, и в то же время многофункционально. Данная форма позволяет также внести в игры-драматизации сюрпризные моменты, элементы неожиданности.
Создавая театр в чемодане, прежде всего мы хотели заинтересовать детей сказками, приобщить их к русской народной культуре, а также воспитывать в детях любовь к книге. В наш век информационных технологий, с появлением компьютеров, планшетов и других гаджетов детям перестали читать книги, рассказывать сказки на ночь. Дети не знают названий сказок, сказочных героев. Испытывают трудности с пересказом сказок, не могут придумать свою историю, рассказ; продолжить рассказ воспитателя или придумать свой конец сказки. В своей работе с детьми все чаще сталкиваемся с тем, что у детей ухудшилась память, скудный словарный запас, возникают трудности с пересказом произведений, с составлением рассказов по картине.
Кроме того, одной из особенностей детей с задержкой психического развития является низкая мотивация, недостаточный познавательный интерес. Поэтому мы решили, что взрослый должен стать «проводником» ребенка в мир сказки. Взрослый может заинтересовать и поддерживать интерес дошкольников с задержкой психического развития к театрализованной деятельности.
Мы решили заинтересовать детей через театрализованную игру, с применением кукольного театра, где все дети могут попробовать себя в роли кукловода и погрузиться в мир сказок. Одновременно с этим, мы считаем, у дошкольников произойдет развитие коммуникативных и речевых навыков благодаря использованию специально подобранных игр и упражнений.
Цель проекта:
Создание условий для развития у дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов коммуникативных навыков и речи средствами театрализованной деятельности через использование театра в чемодане.
Задачи проекта:
● Обеспечить наполняемость, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, которая будет способствовать становлению театрально-игровой деятельности у дошкольников с ОВЗ, детей-инвалидов.
● Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
● Совершенствовать речь детей как средство общения. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, интонационную выразительность речи. Развивать словарный запас, совершенствовать возможности детей в использовании речевых единиц.
● Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Расширять представления детей о театре.
● Расширять у детей возможности для проживания эмоциональных состояний, а также условия для развития эмоциональной отзывчивости к чувствам героев литературных произведений.
●Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение спокойно разрешать конфликтные ситуации.
● Воспитывать аккуратное и бережное отношение к игрушкам, костюмам, декорациям.
● Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
● Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности каждого ребёнка.
Предполагаемый результат:
Реализация проекта будет способствовать:
● повышению целостности педагогического процесса, а также повышению психолого-педагогической компетентности педагогов;
● повышению у детей интереса к чтению сказок, других литературных произведений;
● совершенствованию умения драматизировать сказки; расширению знания детей о сказках, их героях и событиях;
● повышению уровня познавательной активности, интереса к сказкам как способу осмысления событий окружающей действительности;
● совершенствованию звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
● развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников (как во время драматизаций, так и в повседневной жизни);
● повышению уровня осведомленности родителей о психоэмоциональном развитии ребенка у родителей;
● гармонизации отношений между взрослыми и детьми.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
№ | Содержание деятельности | Ответственные педагоги | Форма отчета |
1. | Определение актуальности проекта, постановка целей, задач. | Все участники проекта | План проекта |
2. | Составление плана проекта, распределение обязанностей. | Все участники проекта | План проекта |
3. | Составление анкеты и проведение анкетирования родителей для получения информации о текущем состоянии по проблематике проекта в семьях воспитанников, о предпочтениях детей | Воспитатели | Заполненные родителями бланки анкеты |
4. | Изготовление дидактического пособия «Театр в чемодане», первичное наполнение его необходимыми игрушками, пособиями, играми. | Все участники проекта | Дидактическое пособие «Театр в чемодане» |
Основной этап.
№ | Содержание деятельности | Ответственные педагоги | Форма отчета |
1. | Включение сюжетов и героев сказок в коррекционно-развивающую деятельность по освоению образовательной программы. | Воспитатели, учитель-дефектолог | Фотоотчет |
2. | Презентация пособия «Театр в чемодане» для родителей, привлечение внимания и повышение интереса родителей к проектной деятельности в группе. | Воспитатели, тьюторы. | Фотоотчет |
3. | Чтение сказок «Дюймовочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Снежная королева», «Красная шапочка», «Петушок и бобовое зернышко» и др.; их драматизация с использованием пособия «Театр в чемодане». | Воспитатели, тьюторы | Фотоотчет |
4. | Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. | Воспитатели, тьюторы | Фотоотчет |
5. | Беседы «Как появился театр?», «Волшебный мир театра», «Такой разный театр» | Воспитатели | Тексты консультаций, фотоотчет |
6. | Подбор и составление терапевтических сказок по коррекции негативных поведенческих проявлений у воспитанников группы с использованием пособия «Театра в чемодане», разыгрывание и обсуждение терапевтических сказок с детьми. | Учитель-дефектолог | Фотоотчет |
7. | Пополнение чемодана пазлами «Герои сказок» | Учитель-дефектолог | Игры |
8. | Включение в индивидуальную, подгрупповую работу панно «Времена года». | Тьюторы | Фотоотчет |
9. | Использование приема «Сказки на пальчиках» – пальчиковая гимнастика с использованием сказочных сюжетов. | Тьюторы | Фотоотчет, картотека |
10. | Подбор и выполнение мимической гимнастики – работа по развитию эмоционального интеллекта | Тьюторы | Фотоотчет, картотека |
11. | Взаимодействие с родителями – проведение свободной изобразительной деятельности «Нарисуй любимого героя»: родителям рекомендуется в выходные дни прочитать с детьми любимую сказку, поговорить о героях этой сказки, обсудить характер персонажей и происходящие события. Затем дети вместе с воспитателями воплощают образ героя (техника на выбор – рисование, лепка или другое). | Воспитатели, тьюторы | Фотоотчет, выполненные работы |
12. | Изготовление книжек-малышек | Воспитатели, тьюторы | Книжки-малышки любимые сказки |
13. | Взаимодействие с родителями – изготовление буклета «Как подготовить дошкольника к посещению театра», ознакомление родителей с его содержанием | Воспитатели, учитель-дефектолог |
Заключительный этап
№ | Содержание деятельности | Ответственные педагоги | Форма отчета |
1. | Оформление выставки творческих работ воспитанников группы «По дорогам сказок» | Воспитатели | Выставка, фотоотчет |
2. | Создание видеоотчета для родителей «Мы играем в театр». | Воспитатели, учитель-дефектолог | Видеоотчет |
3. | Интервьюирование родителей | Воспитатели, учитель-дефектолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в средней группе "На весенней полянке" (приложение к проекту "Театрализованная деятельность как способ творческого самовыражения детей с нарушениями речи").
Программное содержание:· учить согласовывать движение с речью;· двигаться под музыку в соответствии с ее характером...
Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»
Подгрупповое интегрированное логопедическое занятия с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук "Ш".Этап: автоматизация звука "Ш" в предложении....
Кружок по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Театральные ступеньки"
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, раз...
Проект по театрализованной деятельности в группах компенсирующей направленности «В гостях у сказки Кот, петух и лиса».
Проект по театрализованной деятельностив группах компенсирующей направленности«В гостях у сказки Кот, петух и лиса»....
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...
Проект кружковой работы «Жар-птица» (по театрализованной деятельности) для детей с ОВЗ
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, а также их развития.Общее состояние ребенка с ОВЗ, его эмоциональная настроенность &nda...
конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы "Мимические признаки эмоций"
конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы "Мимические признаки эмоций"...