Кружок по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Театральные ступеньки"
рабочая программа на тему

Копылова Марина Александровна

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.

Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с нарушениями речи являются одной из наиболее многочисленных групп.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми  подготовительного возраста групп с речевыми нарушениями. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_m.a.kopylova.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Детский сад «Семицветик»

Театральный кружок

в подготовительных группах

«Театральные ступеньки»

Подготовили:

Учитель-логопед: Копылова М.А.

Учитель-дефектолог: Кислякова С.В.

Пояснительная записка

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию ребенка.

Дети с речевыми нарушениями - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с нарушениями речи являются одной из наиболее многочисленных групп.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми  подготовительного возраста групп с речевыми нарушениями. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Планирование данной рабочей программы является компонентом части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения НАО «Детский сад «Семицветик» и разработана на основе программ: примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, А.В. Лагутиной.

Цель: Развитие творческих способности детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Задачи:

  1. развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;
  2. познакомить с историей и развитием театрального искусства; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства;
  3. последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет и др.);
  4. способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи, пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра;
  5. разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей;
  6. способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры;
  7. совершенствовать умения детей передавать знакомые эмоциональные состояния, используя этюды, театрализованные игры и упражнения;
  8. совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  9. способствовать развитию творческих способностей дошкольников;
  10. создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Ожидаемый результат: Воспитанник умеющий передавать  текст от лица персонажа, изображающий его действия мимикой, жестами, движениями, звукоподражаниями,  вступать в  диалог.

Программа «Театральные ступеньки» представлена в виде отдельных разделов:

I раздел – «Знакомство с театром»,

II раздел – «Культура и техника речи»,

III раздел – «Творческая мастерская»,

IV раздел – «Работа над спектаклем».

Для работы по развитию творческих способностей дошкольников была разработана система планирования. Был составлен перспективный план мероприятий по данному направлению работы с учётом возрастных особенностей детей старших и подготовительных групп.

Применялись следующие методы педагогических исследований:

  • беседа с детьми;
  • наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
  • экспериментальные занятия;
  • устный опрос;

Содержание программы рассчитано на два учебных года:

I год – старшие группы (возраст детей 5-6 лет);

II год – подготовительные группы (возраст детей 6-7 лет).

В процессе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • чтение и совместный анализ произведений художественной литературы;
  • беседы;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковые игры со словами;
  • пантомимические этюды и упражнения;
  • театрализованные игры, игры драматизации;
  • разучивание скороговорок;
  • проигрывание отрывка из произведений художественной литературы;
  • посещение детьми театров совместно с родителями.

Наряду с формами организации процесса использовали следующие методы:

  • наглядные (использование иллюстраций, репродукций, плакатов);
  • словесные (объяснения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы, чтение художественной литературы, заучивание);
  • игровые (игры драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные упражнения и пантомимические этюды).

Условия реализации программы.

Театральные занятия в кружке проводятся с детьми старшей и подготовительной групп, имеющих нарушение речи.

Для выполнения творческих заданий и упражнений для снятия психомышечного напряжения необходимо наличие коврового покрытия или мягких объемных модулей различной конфигурации. Необходимо также наличие музыкального инструмента или аудиотехники.

Форма одежды детей облегченная, предпочтительно спортивная; обязательна мягкая обувь или чешки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по средам в вечернее время продолжительностью от 30 до 35 минут.

Программа рассчитана в основном на использование в дошкольных образовательных учреждениях. Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра.

Сценарии спектаклей руководитель подбирает с учетом численности детей в группе.

Структура занятия:

1.        Приветствие

2.        Творческая мастерская

3.        Знакомство с театром

4.        Культура и техника речи

5.        Работа над спектаклем

С момента решения о начале постановки спектакля (не раньше, чем через 2 месяца занятий) добавляются еще 30 минут на репетиции (1 раз в неделю - групповые и 1 раз в неделю — индивидуальные).

Перспективное планирование по театрализованной деятельности.

Тема

Материал и оборудование

Методические приемы

Раздел I «Знакомство с театром»

Иллюстрации, виды театров, игрушки (киндеры, маленькие животные и т.д.), аудиозаписи, профессии.

1. Сюжетно-ролевая игра «Театр»;

2. Сюжетно-ролевая игра «Кто работает в театре»

3. «Театр бывает разный, а я люблю играть в…»

4.        Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза

5.        Викторина «Мой любимый сказочный герой»

6.        Мы веселые ребятки, мы веселые котятки (беседа с использованием пиктограмм настроения)

7.        Сюжетно-ролевая игра «В зрительном зале»

8.        Посещение театра оперы и балета (совместно с родителями)

9. Развлечение по сказкам «»

Раздел II «Культура и техника речи»

Атрибуты для дыхательной гимнастики, аудиозаписи.

1.        Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой:

«Колокольчики»,

«Колыбельная»

2.         Игры и упражнения на опору дыхания:

«Дрессированные собачки»,

«Птичий двор»,

«Эхо»

3.         Игры на расширение диапазона голоса:

«Чудо-лесенка»,

«Самолет»

4.         Творческие игры со словом:

«Вопрос-ответ»,

«Придумай диалог»,

«Расскажи сказку от имени героя»,

«Похожий хвостик»,

«Фантазии о…»,

«Ручной мяч»

5.         Игры со скороговорками:

«Ручной мяч»,

«Фраза по кругу»,

«Главное слово»

6.         Дыхательная гимнастика:

«Маятник»;

«Задуть свечу»;

«Лесоруб»;

«На лугу»

«Песня»;

«Считалочка»;

«Погреем ручки»;

«Комарик»;

«Насосик»

Раздел III «Творческая мастерская»

Картотека эмоций, этюды, игра «Чудесный мешочек», «Волшебный песочек», «Стройка», «Магазин» и др.

1.        Игры:

«Назови свое имя ласково»

«Назови имя соседа ласково»

«Я бросаю тебе мяч»

«Загаданное действие»

«Телефон»

«Знакомство»

«Магазин»

«Объясни незнайки»

«Стройка»

«Чудесный мешочек»

«Замри»

«Поводырь»

«Лепим из песка»

«Почта»

2.        Этюды:

«Каждый спит»

 «Качели»

«Пылесос и пылинки»

«Розовое словцо «привет»

«Просто старушка»

«Мышка – хвастунья»

«Так будет справедливо»

«Добрый мальчик»

«Конкурс лентяев»

«Что это за сказка?»

«Дружная семья»

«Факиры»

3.        Упражнения:

«Изобрази эмоцию» («Страх»; «Удивление»)

«Здравствуй (те)»

«До свидания»

«Выражение благодарности»

«Что случилось»

«Собери чемодан»

«Слушай и повторяй»

«Плохое настроение»

«Художник слова»

«Снежная королева»

«Группа в обручах»

«Холодно – горячо»

Раздел IV «Работа над спектаклем»

  1. Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
  2.  Подбор музыкального сопровождения к эпизодам сказки – сценария
  3.  Этюды по содержанию эпизодов сказки
  4.  Репетиция спектакля

5. Показ спектакля совместно с родителями

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  5. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  6. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
  8. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: " Детство-Пресс", 2001г.
  9. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика - Синтез, 2008.

11. Родина М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия»/ М.И. Родина, А.И. Буренина / «Музыкальная палитра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к Рабочей программе учителя-дефектолога...

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие с элементами театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет Тема: «Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук «Ш»

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятия с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в сказочную страну Лапландию. Звук "Ш".Этап: автоматизация звука "Ш" в предложении....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ФНР и ФФНР (в условиях дошкольного логопункта)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неукл...

Театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста

Театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы "Мимические признаки эмоций"

конспект занятия по театрализованной деятельности для детей старшей группы "Мимические признаки эмоций"...