конспект логопедического занятия в 5 классе 7вид
план-конспект занятия (5 класс)

Кузнецова Татьяна Анатольевна

Логопедическая тема: «Имя существительное».
Грамматичекая тема: «Род и число имён существительных».
Цель:
Актуализация знаний о части речи-имени существительном.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_5_klass.docx69.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в 5 классе

Логопедическая тема: «Имя существительное».
Грамматичекая тема: «Род и число имён существительных».
Цель: Актуализация знаний о части речи-имени существительном.
Задачи: 
- развивать умение формулировать учебные термины и понятия;
- формировать навык определения имени существительного среди других слов;
- формировать навык определения категории числа и рода имени существительного;
- актуализировать знания и умения определять синтаксическую роль имени существительного в грамматической основе предложения.
- закреплять навык дифференциации значений одушевлённости и неодушевлённости.
ФормированиеУУД:
Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять личностную и познавательную рефлексию;
- учить принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- ориентироваться в речевом материале;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- умение работать в паре;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


1 • Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели
И тихонько сели.

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну замечательную страну Речь.

Мы с вами живем в городе Верхняя Тура и нас называют верхнетуринцами, люди которые живут в Москве москвичи, а тех кто живет в стане под названием Речь, называют части речи.

Сегодня мы отправимся к одному из жителей этой страны, попробуйте отгадать его имя

  1. Запись числа, темы занятия
  2. Работа с ребусом. «Существительное»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10fe/00052d95-d83388ca/hello_html_5397e746.jpg

Молодцы! вы правильно решили,  мы отправимся к  дедушке Существительному.

Имя Существительное настоящий волшебник, он может превратиться в любой предмет.

Что значит, предмет?

Предметами называют все вещи, которые нас окружают,  растения,  явления природы, живые существа, чувства и др.

Понятие имя существительное

Актуализация темы.

 Работа с карточками
Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
Имя существительное часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? (одушевленное сущ.) или что? (неодушевлённое сущ.): дедушка, радуга.
Аудирование.

Ученики вместе вслух аудируют, внимание на темп и интонацию.

Логопед задаёт вопросы:
- что такое имя существительное?
- как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? (внимание на развёрнутые ответы).

Попробуйте назвать предметы, передаю волшебную палочку. Во все эти предметы и превращается наш друг Имя Существительное.


Имя Существительное приглашает нас в дом. Дедушка существительное может превращаться в самые разные предметы, про одни мы можем сказать ОН или подставить слово МОЙ, про другие ОНА (МОЯ), и ОНО (МОЕ)

Имя Существительное изменяется по родам

Аудирование.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К существительным мужского рода можно подставить слова он, мой. К существительным женского рода можно подставить слова она, моя.К существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.Чтобы определить род существительного, его надо поставить в И.п., ед.число.
Род существительных - это постоянный признак.
Ученики совместно с логопедом аудируют, обращается внимание на темп и интонацию.
Самостоятельная работа в тетради. 
Выпишите существительные которые видите на картинке в 3 столбика Ж.р., М.р, С.р.

Ж.род

М. род

Средний род


Динамическая пауза
«Думающая шапочка» (Э. Баллингер).
 Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши — конечно, осторожно, — это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.
При выполнении упражнения дотрагиваются до акупунктурных точек, которые в основном стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.

Наш волшебник может превращаться не только в один но в несколько предметов сразу.

Логопед помогает ученикам сделать вывод: «Имена существительные изменяются по числам. В единственном числе имя существительное обозначает один предмет, во множественном числе – два и более предметов».

Физкультминутка. Игра «один -много»

Проблемная ситуация: А все ли имена существительные изменяются по числам?

Бывают существительные которые не имеют множественного числа, а некоторые не имеют единственного числа

Детям предлагается выполнить работу в тетради, после обменяться ими, проверить работу соседа, и прокомментировать правильность выполнения задания.

Раздаются карточки.

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;


Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места,
стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза,
письма, ёлка.
Деревня,
дядя, воля, земля.

 Яблоко, облако, домишко, молоко.

 Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

И напоследок…

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось … 

Я узнал, что … 

Мне понравилось … 

Я могу похвалить себя за … 

Мне было трудно … 

https://schoolfiles.net/1957817

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2 Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

4 Игра «Четвёртый лишний».

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

 Яблоко, облако, домишко, молоко.

 Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

4 Игра «Четвёртый лишний».

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

 Яблоко, облако, домишко, молоко.

 Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

3 Игра «Четвёртый лишний».

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

 Яблоко, облако, домишко, молоко.

 Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?

4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
2Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) именины, прятки, очистки;

б) лыжи, вагоны, варежки;

в) герои, сапоги, ножницы;

Подчеркните  имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) карандаш, цифра, рюкзак.

б) просторы, дороги, природа;

в) радость, молоко, крапива;

3 Игра «Четвёртый лишний».

Найди и подчеркни лишнее слово.

Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.

 Яблоко, облако, домишко, молоко.

 Ладонь, огонь, конь, окунь.

Деревья, перья, стулья, сёла.

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род

Ж.род

М. род

Средний род


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Конспект логопедического занятия в классах НОДА

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...