конспект логопедического занятия в 5 классе 7вид
план-конспект занятия (5 класс)
Логопедическая тема: «Имя существительное».
Грамматичекая тема: «Род и число имён существительных».
Цель: Актуализация знаний о части речи-имени существительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_5_klass.docx | 69.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в 5 классе
Логопедическая тема: «Имя существительное».
Грамматичекая тема: «Род и число имён существительных».
Цель: Актуализация знаний о части речи-имени существительном.
Задачи:
- развивать умение формулировать учебные термины и понятия;
- формировать навык определения имени существительного среди других слов;
- формировать навык определения категории числа и рода имени существительного;
- актуализировать знания и умения определять синтаксическую роль имени существительного в грамматической основе предложения.
- закреплять навык дифференциации значений одушевлённости и неодушевлённости.
ФормированиеУУД:
Регулятивные:
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять личностную и познавательную рефлексию;
- учить принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- выявлять сущность, особенности объектов;
- ориентироваться в речевом материале;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- умение работать в паре;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать адекватное понимание причин успешности / неуспешности учебной деятельности;
- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 • Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели
И тихонько сели.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну замечательную страну Речь.
Мы с вами живем в городе Верхняя Тура и нас называют верхнетуринцами, люди которые живут в Москве москвичи, а тех кто живет в стане под названием Речь, называют части речи.
Сегодня мы отправимся к одному из жителей этой страны, попробуйте отгадать его имя
- Запись числа, темы занятия
- Работа с ребусом. «Существительное»
Молодцы! вы правильно решили, мы отправимся к дедушке Существительному.
Имя Существительное настоящий волшебник, он может превратиться в любой предмет.
Что значит, предмет?
Предметами называют все вещи, которые нас окружают, растения, явления природы, живые существа, чувства и др.
Понятие имя существительное
Актуализация темы.
Работа с карточками
Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные.
1) какой? какая? какие? какое?
2) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем?
чем? о ком? о чём?
3) сколько? который ?4) что делает? что сделает? что сделают?
что будут делать?
Имя существительное часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? (одушевленное сущ.) или что? (неодушевлённое сущ.): дедушка, радуга.
Аудирование.
Ученики вместе вслух аудируют, внимание на темп и интонацию.
Логопед задаёт вопросы:
- что такое имя существительное?
- как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? (внимание на развёрнутые ответы).
Попробуйте назвать предметы, передаю волшебную палочку. Во все эти предметы и превращается наш друг Имя Существительное.
Имя Существительное приглашает нас в дом. Дедушка существительное может превращаться в самые разные предметы, про одни мы можем сказать ОН или подставить слово МОЙ, про другие ОНА (МОЯ), и ОНО (МОЕ)
Имя Существительное изменяется по родам
Аудирование.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К существительным мужского рода можно подставить слова он, мой. К существительным женского рода можно подставить слова она, моя.К существительным среднего рода можно подставить слова оно, моё.Чтобы определить род существительного, его надо поставить в И.п., ед.число.
Род существительных - это постоянный признак.
Ученики совместно с логопедом аудируют, обращается внимание на темп и интонацию.
Самостоятельная работа в тетради.
Выпишите существительные которые видите на картинке в 3 столбика Ж.р., М.р, С.р.
Ж.род | М. род | Средний род |
Динамическая пауза
«Думающая шапочка» (Э. Баллингер). Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши — конечно, осторожно, — это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15-кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.
При выполнении упражнения дотрагиваются до акупунктурных точек, которые в основном стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.
Наш волшебник может превращаться не только в один но в несколько предметов сразу.
Логопед помогает ученикам сделать вывод: «Имена существительные изменяются по числам. В единственном числе имя существительное обозначает один предмет, во множественном числе – два и более предметов».
Физкультминутка. Игра «один -много»
Проблемная ситуация: А все ли имена существительные изменяются по числам?
Бывают существительные которые не имеют множественного числа, а некоторые не имеют единственного числа
Детям предлагается выполнить работу в тетради, после обменяться ими, проверить работу соседа, и прокомментировать правильность выполнения задания.
Раздаются карточки.
Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного числа:
а) именины, прятки, очистки;
б) лыжи, вагоны, варежки;
в) герои, сапоги, ножницы;
Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:
а) карандаш, цифра, рюкзак.
б) просторы, дороги, природа;
в) радость, молоко, крапива;
Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово.
Ключ к заданию находится в теме урока.
Места, стена, вёдра, вёсла.
Книга, ваза, письма, ёлка.
Деревня, дядя, воля, земля.
Яблоко, облако, домишко, молоко.
Ладонь, огонь, конь, окунь.
Деревья, перья, стулья, сёла.
И напоследок…
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось …
Я узнал, что …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Мне было трудно …
https://schoolfiles.net/1957817
1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные. 4) что делает? что сделает? что сделают? а) именины, прятки, очистки; б) лыжи, вагоны, варежки; в) герои, сапоги, ножницы; Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа: а) карандаш, цифра, рюкзак. б) просторы, дороги, природа; в) радость, молоко, крапива; 4 Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово. Ключ к заданию находится в теме урока. Яблоко, облако, домишко, молоко. Ладонь, огонь, конь, окунь. Деревья, перья, стулья, сёла. | 1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные. 4) что делает? что сделает? что сделают? а) именины, прятки, очистки; б) лыжи, вагоны, варежки; в) герои, сапоги, ножницы; Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа: а) карандаш, цифра, рюкзак. б) просторы, дороги, природа; в) радость, молоко, крапива; 4 Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово. Ключ к заданию находится в теме урока. Яблоко, облако, домишко, молоко. Ладонь, огонь, конь, окунь. Деревья, перья, стулья, сёла. |
1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные. 4) что делает? что сделает? что сделают? а) именины, прятки, очистки; б) лыжи, вагоны, варежки; в) герои, сапоги, ножницы; Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа: а) карандаш, цифра, рюкзак. б) просторы, дороги, природа; в) радость, молоко, крапива; 3 Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово. Ключ к заданию находится в теме урока. Яблоко, облако, домишко, молоко. Ладонь, огонь, конь, окунь. Деревья, перья, стулья, сёла. | 1 Назовите, на какие вопросы отвечают имена существительные. 4) что делает? что сделает? что сделают? а) именины, прятки, очистки; б) лыжи, вагоны, варежки; в) герои, сапоги, ножницы; Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа: а) карандаш, цифра, рюкзак. б) просторы, дороги, природа; в) радость, молоко, крапива; 3 Игра «Четвёртый лишний». Найди и подчеркни лишнее слово. Ключ к заданию находится в теме урока. Яблоко, облако, домишко, молоко. Ладонь, огонь, конь, окунь. Деревья, перья, стулья, сёла. |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
Ж.род | М. род | Средний род |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия 2 класс
Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...
Конспект логопедического занятия в классах НОДА
Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия (2 класс)
Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...