Эссе «Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».
статья

Костылева Алена Николаевна

Данную работу можно использовать для обобщения опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sekrety_masterstva_pyat_stupenek_k_uspehu.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».

В народе говорят: «Он мастер своего дела». У каждого свое понимание слова мастер.  Кто-то считает, что это человек, умеющий просто делать что-то хорошо. Другие считают, что это – человек, достигший наивысшего уровня мастерства в своем деле. И у каждого есть свои секреты, как достичь успеха в своем деле. Какого педагога можно назвать мастером своего дела? И какие секреты мастерства надо знать, чтобы стать успешным в этой профессии?

У каждого педагога на данную проблему существует свое мнение.  Я выделю пять ступенек к успеху, которые, по моему мнению, помогут учителю достичь результатов в своей деятельности.

На первую ступень я поставлю умение подачи сложной информации простым языком.  Почему я выделила это умение? В преподавании того или иного предмета важен тот факт, чтобы ученики усвоили преподносимый материал, т.к. каждому нужен результат. Здесь от педагога требуется очень многое. Он не только должен знать свой предмет на отлично, но и суметь донести свои знания до слушателя. Каждый педагог в этом случае, конечно, будет ориентироваться на методы и приемы из личного опыта. Приведу небольшой пример, есть учителя-теоретики, которые знают четко материал, но увы, не могут правильно преподнести его детям. Есть учителя - практики, которые, может не так хорошо владеют знаниями предмета, как учителя - теоретики, но  могут так объяснить, что любой ученик поймет. Так что же лучше в этом случае? Наверное, каждый согласится, что самый лучший вариант – это быть увлеченным своим предметом, тогда учитель будет владеть всеми знаниями своего предмета и иметь потребность в общении с детьми. Это поможет ему подобрать наилучшие методы и приемы для объяснения материала, т. к. фундаментальная основа педагогического мастерства – профессиональное знание, содержанием которого составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии.  

Следующей ступенькой к успеху в педагогической деятельности, мне хочется выделить умение работать на опережение. Каждый учитель должен обладать и развивать перспективные способности, среди них -  профессиональная зоркость, наблюдательность. На уроке бывают разные ситуации. И как может учитель принять целесообразное решение, если он не умеет быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по мельчайшим внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. Способность наблюдать - сложное качество. Оно проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличии интереса к тому, на что направлено ваше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации. Как развивается наблюдательность? Мы видим то, что хотим видеть. Отсюда начало в искренней заинтересованности. Наблюдение – это и анализ, - отсюда постоянные вопросы к себе, для осмысления воспринимаемых явлений. Быть мастером – значит предугадывать ход педагогического процесса, возможные осложнения, как бы овладеть педагогическим чутьём. Для педагога очень важно, анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические построения, но и на эмпатию - способность педагога идентифицировать, (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы и заботы, радости и огорчения. Учитель должен уметь проектировать личность ученика, возможности его развития, свою деятельность. Эту группу качеств, принято называть проектировочными способностями.
           Третью ступень я заполнила умением заинтересовать, развлечь и отвлечь внимание.

            Заинтересовать — едва ли не первое требование к учителям со стороны учеников и родителей. И счастлив тот педагог, у которого, это получается по глубокой любви и привязанности к делу. Но встречается и преподавание без любви, которое не освобождает от ответственности за интерес. Если учитель обладает умением заинтересовывать ученика и держать его внимание на разных этапах урока – это ему дает большое преимущество во всем образовательном процессе. С другой стороны,  как это сделать? Так как, современное поколение избаловано разными гаджетами, не любят читать, что-либо учить, в общем, не замотивированы на учебу. Отсюда следует, что создание мотивации на уроке - это первостепенная задача учителя на пути к успеху, а также очень интересный процесс. При создании мотивации следует учитывать, что в классе сидят ребята с разными интересами, и надо уметь достучаться до каждого. У любого учителя в копилке всегда есть свои приемы и методы, которые сработали на том или ином уроке. Здесь важно учитывать, что все эти приемы должны быть направлены на внутреннюю мотивацию учащегося, а не на внешнюю, т.к. в основном учителя делают презентации, показывают фильмы и т.д. Это конечно создает определенный настрой на уроке, но не всегда может сработать. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя. Содержание учебного материала преподносит учитель и очень важно, чтобы он соответствовал возрасту и интересам учащихся. В организации учебной деятельности следует четко учитывать этапы урока. Мотивационный этап - это сообщение почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно- проблемной ситуации ( задачи, цели). Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать. Интрига в начале урока – один из наиболее интересных приемов, который заинтересует любой возраст. Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы ученик начинал действовать. Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы ученики испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако стишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Ситуация успеха для каждого учащегося на уроке очень важна.  

Четвертая ступень – это многогранность личности педагога.

Основной инструмент воздействия на воспитанника - личность учителя, его знания и умения. Иногда учащиеся не принимают личность учителя, критически относятся к его знаниям, поступкам, противятся его воздействию. Поэтому подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное, и нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного, нравственного самосовершенствования педагога.  Из всех нравственных качеств существеннее всего для учителя - любовь к детям. Это требование сформулировано в любом учебнике педагогики, его можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
Однако одна любовь к детям еще не определяет успешности в будущей педагогической деятельности. Нужны конкретные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде, т. е. специальные педагогические способности.

По мнению В. Леви, у учителя должен быть очень большой ролевой репертуар. Он перечислил такие роли, как оратора, рассказчика, проповедника, наблюдателя, исследователя, ученого, товарища, друга, утешителя, няньки, опекуна, воспитателя, лидера, организатора, советника, консультанта, эксперта, руководителя, контролера, оценщика, критика и даже судьи. Конечно, это всего лишь роли, но если вдуматься, то на самом деле учителю каждый день приходится выполнять почти все и разом. Если учитель делает это из любви к детям, то такого педагога можно с уверенностью сказать дети любить будут безгранично. А если у учеников есть уважение и любовь к учителю, они с радостью будут ходить на его уроки.

И на пятую ступень к успеху мастерства я поставлю то, что учитель должен быть «хорошим актером».

          Профессионально работать с детьми без актёрских инструментов невозможно. Но не потому, что рано или поздно учителя и педагоги становятся участниками новогодних представлений. Мы живём и работаем в такое время, когда любая информация более чем доступна, а учиться можно в онлайн-режиме; значит, при очной встрече для образовательных целей педагог должен уметь предложить что-то большее, чем просто рассказ или механическое чтение вслух. То, что запомнится. Учителю необходимо уметь управлять вниманием. У аудитории всегда есть средний уровень мотивированности. Здорово, когда он высокий: не нужно слишком стараться, чтобы тебя слушали. Но внимание слушателей может отключаться по тысяче причин. Самое страшное, что может сделать педагог, заметив, что его не слушают, — обидеться и заявить об этом вслух. И пригрозить ещё: «Ах не слушаешь? В угол тебя поставлю!» Лучшее — поработать голосом, жестами, перестроить мизансцену, взять театральную паузу. Или вовсе устроить антракт, пусть даже внеплановый. Любое занятие — живой процесс, задуманный по плану с большой вероятностью импровизации. Учитель как актер делает шоу. Разнообразие форм усложняет фильтры интереса и внимания, а педагог должен уметь их пройти, чтобы процесс обучения был эффективен.  Он тренирует эмоции и чувства своей аудитории. Для продвижения в образовательном процессе нужен «живой» авторитет — а значит, и педагогу придется потренироваться в выразительности речи.

Артистичные педагоги не боятся возникновения на занятиях незапланированных
ситуаций. Наоборот, их обыгрывают, используют как яркие краски. Например,
распахнулось окно – подойдите к нему и привлеките внимание на себя, оказавшись рядом. Основными критериями артистизма педагога являются: красноречие,
выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством
слова. Артистичный педагог использует пластику собственного тела, которая способна
выразить душеное состояние через язык движений. Существенным является и
пространственное поведение педагога. Очень важно, чтобы пространство класса было
организовано таким образом, чтобы и ученики, и учитель чувствовали себя в нем
комфортно, чтобы оно отвечало задачам урока. Педагогический артистизм помогает педагогу мысленно занять позицию ученика, увидеть мир его глазами и подняться до освоенных им мыслей, чувств, отношений, оценок. Это особый образно-эмоциональный язык творения нового, проникновенный стиль сотворчества педагога и ученика.
Как и во всякой творческой профессии, педагогу перед занятиями необходимо
некоторое время, чтобы вызвать у себя творческое самочувствие. Так, музыкант перед
выступлением, артист перед выходом на сцену предельно сосредотачиваются,
концентрируются. Педагог также, как и артист внутренне собирается. Все это нужно для того, чтобы завоевать аудиторию и как по Станиславскому, ученики поверили и включились в образовательный процесс.

           В целом, чтобы достичь определенных успехов в своем деле у каждого мастера есть свои секреты. В данной работе предложены всего лишь пять, а их намного больше. Конечно, все они перекликаются, одно вытекает из другого. Профессия учителя – это многогранный процесс развития не только самого учителя, а должен быть сплоченный союз  с его подопечными. Обладая определенными навыками, умениями психологическими знаниями,  из каждого педагога получается мастер своего дела. Свою работу хочется закончить словами великого педагога В. Сухомлинского: «Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся  проникновение в сложный духовный мир человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."

Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ»  призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка.  Его главная ...

Пять ступенек счастья

Статья Н. Савельевой.Всем, кто интересуется вопросами духовного развития подростков и юношества...

Сказкотерапия «Пять ступенек счастья»

Сказка «Пять ступенек счастья»Цели: расширение представлений о счастье, о внутреннем мире людей, поиск жизненных ценностей и жизненных ресурсов, развитии восприятия.Оборудование: презентация к сказке ...

Эссе секреты профессионального мастерства. Потапкина М.С. МОУ"СОШ"ЛЦО

Эссе секреты профессионального мастерства. Конкурс учитель года 2014-2015 год.Потапкина М.С....

Эссе «Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».

Размышления о педагогической профессии...

"Секреты мастерства:пять ступенек к успеху"

Размышления о секретах мастерства учителя. Что это такое? В чём они заключаются?...

Эссе к зачету по программе "Создание эссе. Секреты мастерства". 2020 год

тема; Как избежать профессионального выгорания?...