Эссе «Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».
материал на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».
ЛИФТ к успеху
НЕ РАБОТАЕТ.
Используйте ступеньки.
ШАГ за ШАГОМ!.
Джо Жирар.
Что же такое «Успех»? Это – диплом, как свидетельство о высшем образовании (а может быть и два, и три….)? Дипломы, благодарности, вручаемые за «профессиональный подход», «высокий уровень», «достижения и талант педагога»? Министерская грамота? Победа в конкурсах и получение грантов? …Все это есть.
Но разве учительский успех в этом?
Он, прежде всего, виден в глазах учеников, когда вспыхивает в них желание узнать, благодаря твоей помощи, данным тобой ориентирам что-то новое, заполняющее не только ум, но сердце и душу, когда твой ученик выбирает твой предмет как свою будущую профессию и осваивает ее, когда дети твоего класса (и не только) говорят тебе «Спасибо» ,когда ты просто рад их видеть по прошествии времени после окончания школы и многое-многое другое….
Как же сделать интересным и компактным рассказ о своем успехе учителя? Рассказать о нем можно, только вспоминая прошлое, размышляя о настоящем, грезя о будущем.
Не каждый день и не каждый час обращаюсь я к предыстории своих успехов. Но настает иногда момент, когда весь путь «по школьным коридорам» отзывается в сердце, в памяти. И прошлое – любопытные и беспокойные, озорные и застенчивые, улыбчивые и отчаянные, любимые и, прошедшие как бы мимо, неудачи и взлеты, озарения и будничные хлопоты – возникает за плечами, радует и тревожит, не дает успокаиваться на достигнутом.
Итак… Какова же формула моего педагогического успеха?
Сегодня я хочу вам раскрыть ее тайну….
Вот она, моя формула успеха!
У+С+П+Е+Х
У-педагогу, руководителю должны быть присущи семь У: Увидеть, Услышать, Узнать, Уделить (внимание каждому), Удивить, Увлечь, Убедить.
С-педагог, руководитель должен стремиться к трем С: Сотворчеству, Сопереживанию, Сотрудничеству.
П-педагог, руководитель должен следовать мудрости Сократа: «Познай самого себя!».
Е-главное как для педагога, так и для руководителя «Единство горячего сердца и холодного разума».
Х-педагог, руководитель должен знать главное правило: Хочешь доверительного разговора- не занимай позиции «над», опустись до роста того, с кем собираешься говорить!
Моя первая ступенька, буква «У» к педагогическому успеху, думаю, была в восхищении моей первой учительницей – Максимовой Анны Николаевны. Будучи опытным педагогом, она научила нас всему тому, что умела сама, а главное - понимать и уважать друг друга. Именно она привила мне любовь к профессии учителя. Вспоминая свои детские годы отчетливо представляю, как я прихожу из школы домой, рассаживаю в комнате любимые игрушки или сестру, брата, а иногда и свою подружку, достаю «журнал» (ооо! Это самое главное и важное что было на тот момент! Ведь я считала что учитель только лишь ставит отметки и приходит на урок всегда красиво одевшись!) и начинаю урок… Уже в то время я мечтала стать учителем. А определиться со специальностью в дальнейшем мне помогла моя учительница географии, завуч –Перевощикова Мария Михайловна, это случилось , как я думаю классе в 6-7 классе, когда мы начали изучать «волшебный» предмет. Меня покорил не столько предмет, сколько личность учителя… Когда она входила в класс, ее энергия, всеобъемлющая эрудиция заряжали и покоряли всех. Точная, интеллигентная, без единой ошибки речь, глубокие знания, внимание к каждому – сделали ее моим образцом для подражания. Я восторгалась Марией Михайловной, восхищалась ее трудолюбием, принципиальностью, открытостью. Мне хотелось быть учителем, похожим на нее, так же относится к детям, подражать, повторять сделанное ею, одеваться как она, ходить на каблуках! И до того времени, пока она жила на планете Земля, я не теряла с ней связи. Оба педагога меня Увидели, Услышали, Узнали мои интересы и склонности, Уделили мне огромное внимание, Удивили как своими предметами , так и собой, как личностями, Увлекли и Убедили в нужности и важности профессии УЧИТЕЛЬ!
Моя вторая ступенька, буква «С» к педагогическому успех –это выбор педагогических принципов, которыми руководствуюсь в своей работе. Я придерживаюсь следующих принципов:
Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Если будет интересно мне, значит, я смогу сделать так, чтобы было интересно ученикам. Готовясь к очередному уроку, я стараюсь найти какую-то изюминку, неожиданность, чтобы увлечь школьников, разбудить интерес, заставить их удивляться, привлечь к Сотрудничеству, Сотворчеству.
Главное не только то, что видят и слышат дети, а что они сами ищут истину, пропускаю через свою душу, учатся Сопереживанию. Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучиться, но можно научиться.
Моя третья ступенька, буква «П» к педагогическому успеху – постоянное самообразование. Вспоминаю слова некогда прочитанные мною где-то – «Самообразование превыше всякого образования!». Многочисленные курсы повышения квалификации по предмету, получение второго образования по «менеджменту», обучение современным информационно-коммуникативным технологиям, общение в педагогических сообществах в Интернет, обучение на дистанционных курсах- далеко не весь перечень моих образовательных ресурсов, которые помогают мне в работе, помогают идти «в ногу» с инновационными изменениями в образовании. Все мы должны следовать мудрости Сократа: «Познай самого себя!» А я считаю, что данная мудрость познается с помощью самообразования и саморазвития.
Моя четвертая ступенька, буква «Е» к педагогическому успеху – это стиль преподавания. Годы работы (а их всего лишь пока 32) убедили меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием школьного предмета, его методологии и набором задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи материала, от способа организации труда школьников на уроке.
Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком.
Учение – это великий тяжелый умственный труд, постоянные усилия – понять, запомнить, научиться решать, усвоить….. Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но обязательно показывать, в чем он не прав. «Единство горячего сердца и холодного разума». Независимо от того, учитель ты или руководитель. И тогда – все будет просто замечательно!.
Моя пятая ступенька, буква «Х» к педагогическому успеху – это стиль общения. Важно убедить ученика в том, что он «кладезь» возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы. И мне очень хочется, чтобы каждый получал удовольствие и радость от результатов своего труда. Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная работа. Всем известно, что дети свободнее, раскрепощённее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Хочешь доверительного разговора- не занимай позиции «над», опустись до роста того, с кем собираешься говорить!
Учитель! Это кто? Просто человек с мелом в руке? Я думаю, что нет. Прежде всего, это человек постоянно развивающийся, динамичный, развитый, коммуникабельный и целеустремленный. Ни один учитель на свете не может остановиться на тех знаниях и умениях, которыми он владеет или получил в институте.
Как первоклассник не может навечно остаться в первом классе, так и учитель не сможет остановиться в своем развитии как профессионал. Первоклассник станет выпускником, а вместе с ним мы проходим тернистый путь знаний, чтобы оставить его на светлой опушке под названием «Жизнь» с умением жить и учиться. Выпускник пойдет вперед, а мы с вами вернемся за теми, кто не сможет пройти без нас.
В лесу знаний много пугающих мест, опасностей и возможности ссоры. Так сможет ли быть проводником человек незнающий, неуверенный, не способный быстро учиться и расставлять правильные приоритеты – Человек, Отечество, Знание, Жизнь и Любовь. Сможет ли такой учитель показать, как прекрасен Лес Знаний при свете понимания и одобрения, какую радость можно почувствовать при прохождении каждой новой тропинки, как быстро проходят досадные ушибы, потери, падения в лесу, набитые «шишки», а вместо них приходят опыт и умения себя вести в подобных ситуациях. Нет, конечно же не сможет.
Вот уже десятый год из 32 я являюсь директором своей школы. И работаю я в любимой Барановской школе уже 31 год. Можно сказать, что я прошла путь «от терний к звездам». Начинала с учителя физкультуры, затем группа продленного дня, воспитатель интерната, старшая пионерская вожатая (9лет) и часы географии, заместитель директора по воспитательной работе (13лет), ну и директор школы.
Мой успех - в успехах моих учителей и учеников. Это и участие в конкурсах, школьной и районной научно-практических конференциях, участие в региональных олимпиада, творческих конкурсах по предметам, соревнованиях и так далее. Школа – это полный, работоспособный «улей», где никто не сидит без дела (как пчелки собирают мед) так и учителя вместе с детьми собираю знания по «циферкам», по «буковкам», выстилая ими каждый свою дорожку к УСПЕХУ!
Путь к мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою, кто помог взойти на нее другим!
Счастливого педагогического пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная ...
Пять ступенек счастья
Статья Н. Савельевой.Всем, кто интересуется вопросами духовного развития подростков и юношества...
Сказкотерапия «Пять ступенек счастья»
Сказка «Пять ступенек счастья»Цели: расширение представлений о счастье, о внутреннем мире людей, поиск жизненных ценностей и жизненных ресурсов, развитии восприятия.Оборудование: презентация к сказке ...
Эссе секреты профессионального мастерства. Потапкина М.С. МОУ"СОШ"ЛЦО
Эссе секреты профессионального мастерства. Конкурс учитель года 2014-2015 год.Потапкина М.С....
"Секреты мастерства:пять ступенек к успеху"
Размышления о секретах мастерства учителя. Что это такое? В чём они заключаются?...
Эссе к зачету по программе "Создание эссе. Секреты мастерства". 2020 год
тема; Как избежать профессионального выгорания?...
Эссе «Секреты мастерства: пять ступенек к успеху».
Данную работу можно использовать для обобщения опыта...