Основные требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программы.
статья

Денисенко Наталья Ивановна

ФГОС основного общего образования (далее ФГОС ООО) предполагает создание условий для достижения нового качества образования, ориентированного на адекватные современным (и прогнозируемым) запросам личности, общества, государства. ФГОС рассматривается разработчиками как общественный договор: социальный запрос семьи, общества, государства. ФГОС ООО обеспечивает преемственность с уровнем начального общего образования и уровнем среднего общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные требования к разработке адаптированной основной общеобразовательной программы.

ФГОС основного общего образования (далее ФГОС ООО) предполагает создание условий для достижения нового качества образования, ориентированного на адекватные современным (и прогнозируемым) запросам личности, общества, государства. ФГОС рассматривается разработчиками как общественный договор: социальный запрос семьи, общества, государства. ФГОС ООО обеспечивает преемственность с уровнем начального общего образования и уровнем среднего общего образования.

Научную основу ФГОС ООО составляет системно-деятельностный подход, который выступает фундаментальным ядром содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС. Методологическую и идеологическую основу ФГОС ООО составляют Стратегия 2020, Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Структура ФГОС ООО образована тремя видами требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 Целью реализации ФГОС ООО является достижение трех групп результатов:

 1) Предметные результаты, требования к освоению которых предполагают освоенный опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе научной картины мира.

2) Метапредметные результаты, требования к освоению которых предполагают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия.

3) Личностные результаты, требования к освоению которых предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; ценностные установки обучающихся; социальные компетенции; личностные качества; развитие компетентности к обновлению компетенций.

ФГОС ООО реализует не только образовательную, но и социализирующую функцию. Основными компонентами социализации обучающихся в рамках ФГОС ООО являются:

 - система духовно-нравственных ценностей;

- система научных представлений о природе, обществе и человеке;

- система универсальных учебных действий;

- включение в контекст обучения решение значимых личностных и жизненных задач.

 Среди базовых педагогических технологий, с помощью которых осуществляется образование обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО: личностно ориентированные, деятельностные, педагогические технологии, ИК-технологии.

Ведущим документом федерального значения, определяющим реализацию ФГОС ООО, является примерная основная образовательная программа.

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений следующее: обязательная часть - 70%, часть, формируемая участниками образовательных отношений - 30%.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

 ¬ филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);

¬ общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);

¬ математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);

¬ основы духовно-нравственной культуры народов России;

¬ естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);

¬ искусство (изобразительное искусство, музыка);

¬ технология (технология);

¬ физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Категория обучающихся с ОВЗ включает в себя следующие нозологические группы обучающихся, осваивающих ФГОС ООО:

• дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие);

• дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие и с пониженным зрением);

• дети с нарушением речи;

• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

 • дети с задержкой психического развития (ЗПР);

• дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра – РАС).

В соответствии с п. 28. ст. 2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Из этого следует, что адаптированная образовательная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом программы коррекционной работы.

Программа коррекционной работы (далее программа) является надпредметной областью содержательного раздела основной общеобразовательной программы ФГОС ООО.

Программа разрабатывается на уровень основного общего образования и направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся, в том числе с ОВЗ в освоении основной образовательной программы на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их социальную адаптацию.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Вышеназванный Закон также определяет еще один важный компонент реализации адаптированных образовательных программ и ФГОС на уровне основного общего образования, которым выступает индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Любое изменение в общем учебном плане, необходимое для какого-либо конкретного обучающегося, приводит к тому, что учебный план обретает статус индивидуального учебного плана.

Нормативным актом, определяющим включение в ФГОС ООО специальных требований, которые позволяют обучающимся с ОВЗ беспрепятственно и наиболее эффективно осваивать ФГОС ООО, является Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Данный Приказ содержит корректировку личностных и метапредметных результатов освоения ФГОС ООО обучающимися с ОВЗ ряда нозологических групп, а также соответствующую корректировку требований к освоению предметных результатов ряда предметных областей и учебных предметов, таких как: русский язык и литература, учебные предметы общественной направленности, математика и информатика, физика, химия, физическая культура. Помимо этого, Приказ, наряду с другими нормативными актами, характеризует изменения в структуре рабочих программ учебных предметов и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в том числе адаптированных рабочих программ при реализации ФГОС на уровне основного общего образования. Согласно рассматриваемому Приказу, Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

 - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

 - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

- результаты освоения курса внеурочной деятельности;

- содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

- тематическое планирование.

Как показывает педагогическая практика, наиболее выраженные трудности в освоении предметных областей и целого ряда учебных предметов на уровне основного общего образования испытывают обучающиеся с ЗПР.

Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенность теоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудности для детей с ЗПР, которые, как известно, отличаются сниженной познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировки и другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения и воспитания.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса в V—IX классах для детей с ЗПР связано с необходимостью адаптации учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения.

Поэтому, с методической точки зрения, мы считаем целесообразным обратить внимание педагогов, работающих с детьми данной категории, на Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов, разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г. Материалы включают методические рекомендации по адаптации содержания, таких учебных предметов, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, история, предметы естественно-научного цикла. Механизмы адаптации учебных предметов разработаны выдающимися исследователями в области обучения и воспитания детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова, Г.И. Жаренкова и др.) в тесном сотрудничестве с практикующими учителями.

Данные материалы могут быть полезны при адаптации содержания ряда учебных предметов, непосредственно, в процессе их преподавания, но использовать их следует с осторожностью, не допуская того, чтобы адаптация содержания учебных предметов приняла характер, не соответствия требованиям ФГОС ООО. Нужно строго учитывать и соблюдать все изменения, которые произошли в результате модернизации основного общего образования, определяемые ФГОС, опираться можно только на подходы к адаптации содержания обучения и общие принципы адаптационных процедур, а также заимствовать наиболее эффективные методические приемы. Так, при адаптации программ основное внимание обращалось на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Таким образом, адаптированные образовательные программы на уровне основного общего образования должны отвечать требованиям, предъявляемым к цензовому образованию на данном уровне, в полном его объеме и требованиям ФГОС ООО при условии его реализации. Адаптация должна сделать содержание учебных программ более доступным, для обучающихся с ОВЗ, но не должна привести к снижению качества итоговых образовательных достижений по отношению к установленному образовательному цензу. Такое снижение обоснованно происходит только в адаптированных образовательных программах для обучающихся с нарушением интеллекта, но их образование не является уровневым и обладает сниженными и упрощенными цензовыми показателями, которые не соответствуют цензовым показателям уровня основного общего образования и обладают спецификой.

Анализ ряда нормативных актов РФ в области организации и осуществления образования, в том числе, основного общего образования обучающихся с ОВЗ показывает, что для обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом главный акцент делается на создание специальных образовательных условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография"

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография". Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе «Сити-фермерство»...

Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР

В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...

Рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ

Материал будет интересен и полезен педагогам дополнительного образования, которые работают с обучающимися с расстойствами аутистического спектра.Детей с расстройствами аутистического спектра относят к...