Дополнительная общеобразовательная программа. «Вокальный ансамбль»
рабочая программа
Художественная направленность данной программы обусловлена тем, что дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, могут овладеть умениями и навыками вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheobrazovatelnaya_programma_vokalnyy_ansambl.docx | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Титенкова Елена Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования Москаленского муниципального района Омской области
«Москаленский центр дополнительного образования»
Дополнительная общеобразовательная программа.
«Вокальный ансамбль»
Срок реализации программы - 2 года
Возраст детей 7 - 10 лет
Составитель :
Титенкова Е.И педагог
дополнительного образования
р.п. Москаленки – 2020
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень программы – базовый.
Художественная направленность данной программы обусловлена тем, что дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, могут овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-ансамблевое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Вокальный ансамбль» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
К числу наиболее актуальных проблем относится:
• Создание условий для творческого развития ребенка.
• Развитие мотивации к познанию и творчеству.
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
•Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
• Укрепление психологического и физического здоровья.
Форма организации деятельности детского объединения – кружок.
Форма обучения – очная.
Трудоемкость программы: срок реализации программы – 2 года.
На прохождение программы отводится 144 часа, в год 72 часа.
Режим занятий: занятия проходят на базе учреждения дополнительного образования 2 раза в неделю по 1 часу. Длительность занятия – 40-45 минут.
Занятия проводятся в одновозрастной группе детей численностью 15человек, состав группы – постоянный.
Особенности набора обучающихся: на обучение зачисляются все желающие заниматься по программе в возрасте 7 – 10 лет.
Особенности организации образовательного процесса.
Условиями отбора детей в вокальный ансамбль являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек;
Срок освоения программы- 2 года обучения, 72 учебных недели.
Режим занятий - одно учебное занятие длится 45 минут (1 академический час). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Место и время проведения занятий определяется календарным графиком и расписанием с учетом выполнения САН ПиН2.4.4. В каникулярное время в режим занятий могут вноситься изменения по времени проведения
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- работа над произведением;
- концертная постановка номера;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Формы проведения занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция-отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение пению и развитие вокальных способностей детей средствами программы «Вокальный ансамбль»
Задачи программы:
- развить гармонический, мелодический и вокальный слух;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- формировать навыки певческой установки обучающихся;
- формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать чувство коллективизма;
1.3. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
Регулятивные:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Коммуникативные:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
- повышать сценическое мастерство, активно участвовать в концертной и пропагандистской деятельности;
2.2 Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
№ | Наименование разделов (дисциплин) | Кол-во часов |
1 | Введение в мир вокального искусства. | 1 |
1.1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Работа над вокально-хоровыми навыками при работе с произведениями | 29 |
2.1 | Разучивание мелодии | 4 |
2.2 | Работа над певческой установкой, дыханием | 3 |
2.3 | Работа над чистотой интонирования, ритмом | 5 |
2.4 | Работа над артикуляцией, дикцией | 3 |
2.5 | Работа над звукообразованием, звуковедением | 3 |
2.6 | Работа над хоровым строем. Ансамблем звучания. | 11 |
3. | Эмоционально-образное содержание и музыкальная форма произведения | 2 |
3.1 | Ознакомление с особенностями музыкального языка произведения | 2 |
4. | Музыкально-пластическое интонирование | 8 |
4.1 | Работа над пульсацией | 2 |
4.2 | Работа над ритмом и ритмическим рисунком | 2 |
4.3 | Работа над ансамблем в движениях | 4 |
5. | Работа с солистами | 35 |
5.1 | разучивание текста, напева. | 10 |
5.2 | Работа над смысловой интонацией | 17 |
5.3 | Работа над умением правильно владеть микрофоном | 3 |
5.4 | Работа над сценической культурой | 3 |
Всего: | 72 |
2.3. Содержание учебного плана 1 года обучения.
Раздел 1Введение в мир вокального искусства.
Тема 1.1.Вводное занятие. (Занятие беседа) Выявление уровня развития вокальных данных уровня развития познавательных процессов в начале учебного года. (1 ч.)
Практическое занятие. Знакомство друг с другом. Постановка целей и задач на учебный год. Групповая работа. Обсуждение правил работы, поведения в детском объединении. Информационная беседа «Техника безопасности».
Работа с тестами на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Индивидуальная работа.
Контроль – проведение рефлексии.
Раздел 2. Работа над вокально-хоровыми навыками при работе с произведениями.
Тема 2.1. Занятие беседа. Разучивание мелодии.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 2.2. Занятие беседа. Работа над певческой установкой, дыханием.
Типы дыхания, работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Текущий контроль- Игровые упражнения. Опрос.
Тема 2.3. Занятие беседа. Работа над чистотой интонирования, ритмом. Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Текущий контроль-игровые упражнения на выявления уровня развития
певческого дыхания
Тема 2.4. Беседа, практическое занятие. Работа над артикуляцией, дикцией.
Подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Текущий контроль- игровые упражнения. Опрос.
Тема 2.5. Беседа, практическое занятие Работа над звукообразованием, звуковедением.
Голосовые регистры. Певческая позиция.
Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 2.6. Беседа, практическое занятие Работа над хоровым строем. Ансамблем звучания.
Унисон – основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
Раздел 3. Эмоционально-образное содержание и музыкальная форма произведения
Тема 3.1. Беседа, практическое занятие Ознакомление с особенностями музыкального языка произведения
Определение средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика и т.д.) Контроль- проведение рефлексии.
Раздел 4 Музыкально-пластическое интонирование
Тема 4.1 Беседа, практическое занятие.Работа над пульсацией
Метр, доля, двухдольный и трехдольный метр. Упражнения на развитие чувства ритма и метра. Выявление пульсации в произведениях.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 4.2. Беседа, практическое занятие Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Работа над ритмом и ритмическим рисунком в песнях. Прохлопывание, проговаривание.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 4.3. Беседа, практическое занятие Работа над ансамблем в движениях, выработка умения точно, дружно выполнять выученные движения в произведениях.
Контроль- проведение рефлексии
Раздел V.Работа с солистами.
Тема 5.1. Беседа, практическое занятие Разучивание текста, напева. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.2. Беседа, практическое занятие Работа над смысловой интонацией
Пропевание фраз мелодии с правильной интонацией, в зависимости от содержания произведения. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.3 Беседа, практическое занятие Работа над умением правильно владеть микрофоном
Включение и выключение микрофона. Правильное положение микрофона у рта. Умение правильно обращаться с микрофоном. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.4. Беседа, практическое занятие Работа над сценической культурой
Умение ориентироваться на сцене. Техника и особенности
исполнения художественного образа.
Песни и художественного образа. Контроль- проведение рефлексии
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
- умение выбирать произведения разных жанров по вкусу;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
- повышать сценическое мастерство, активно участвовать в концертной и пропагандистской деятельности;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
2.5. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Наименование разделов (дисциплин) | Кол-во часов | |
1 | Вводное занятие. | 1 | |
2 | Работа над вокально-хоровыми навыками при работе с произведениями (с ансамблями) | 25 | |
2.1 | Разучивание мелодии | 4 | |
2.2 | Работа над певческой установкой, дыханием | 3 | |
2.3 | Работа над чистотой интонирования, ритмом | 5 | |
2.4 | Работа над артикуляцией, дикцией | 3 | |
2.5 | Работа над звукообразованием, звуковедением | 3 | |
2.6 | Работа над хоровым строем. Ансамблем звучания. | 7 | |
3. | Эмоционально-образное содержание и музыкальная форма произведения | 2 | |
3.1 | Ознакомление с особенностями музыкального языка произведения | 2 | |
4. | Музыкально-пластическое интонирование | 8 | |
4.1 | Работа над пульсацией | 2 | |
4.2 | Работа над ритмом и ритмическим рисунком | 2 | |
4.3 | Работа над ансамблем в движениях | 4 | |
5. | Работа с солистами | 36 | |
5.1 | разучивание текста, напева. | 11 | |
5.2 | Работа над смысловой интонацией | 17 | |
5.3 | Работа над умением правильно владеть микрофоном | 3 | |
5.4 | Работа над сценической культурой | 5 | |
Всего: | 72 |
2.6. Содержание учебного плана 2 года обучения.
Раздел 1
Тема 1.1.Вводное занятие. Выявление уровня развития вокальных данных уровня развития познавательных процессов в начале учебного года. (1 ч.)
Практическое занятие. Знакомство друг с другом. Постановка целей и задач на учебный год. Групповая работа. Обсуждение правил работы, поведения в детском объединении. Информационная беседа «Техника безопасности».
Работа с тестами на выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Индивидуальная работа.
Контроль – проведение рефлексии.
Раздел 2. Работа над вокально-хоровыми навыками при работе с произведениями .
Тема 2.1. Беседа, практическое занятие Разучивание мелодии.
Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Освоение различных песенных навыков: унисонного ансамблевого звучания, ровного звуковедения, выработка единой манеры пения.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 2.2. Беседа, практическое занятие Работа над певческой установкой, дыханием.
Типы дыхания, работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания.
Текущий контроль- Игровые упражнения. Опрос.
Тема 2.3. Беседа, практическое занятие Работа над чистотой интонирования, ритмом. Слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам; исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
Текущий контроль-игровые упражнения на выявления уровня развития
певческого дыхания
Тема 2.4. Беседа, практическое занятие Работа над артикуляцией, дикцией.
Подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении.
Текущий контроль- игровые упражнения. Опрос.
Тема 2.5. Беседа, практическое занятие Работа над звукообразованием, звуковедением.
Голосовые регистры. Певческая позиция.
Упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 2.6. Беседа, практическое занятие Работа над хоровым строем. Ансамблем звучания.
Унисон – основа хорового пения. Выработка активного piano. Кантилена.
Раздел 3. Эмоционально-образное содержание и музыкальная форма произведения
Тема 3.1. Беседа, практическое занятие Ознакомление с особенностями музыкального языка произведения
Определение средств музыкальной выразительности (мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика и т.д.) Контроль- проведение рефлексии.
Раздел 4 Музыкально-пластическое интонирование
Тема 4.1. Беседа, практическое занятие Работа над пульсацией
Метр, доля, двухдольный и трехдольный метр. Упражнения на развитие чувства ритма и метра. Выявление пульсации в произведениях.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 4.2. Беседа, практическое занятие Работа над ритмом и ритмическим рисунком
Работа над ритмом и ритмическим рисунком в песнях. Прохлопывание, проговаривание.
Контроль- проведение рефлексии.
Тема 4.3. Беседа, практическое занятие Работа над ансамблем в движениях, выработка умения точно, дружно выполнять выученные движения в произведениях.
Контроль- проведение рефлексии
Раздел V.Работа с солистами.
Тема 5.1. Беседа, практическое занятие Разучивание текста, напева. Разучивание текста песен по фразам в темпоритме песни нараспев. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.2. Беседа, практическое занятие Работа над смысловой интонацией
Пропевание фраз мелодии с правильной интонацией, в зависимости от содержания произведения. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.3 Беседа, практическое занятие Работа над умением правильно владеть микрофоном
Включение и выключение микрофона. Правильное положение микрофона у рта. Умение правильно обращаться с микрофоном. Контроль- проведение рефлексии
Тема 5.4. Заключительное занятие. Работа над сценической культурой
Умение ориентироваться на сцене. Техника и особенности
исполнения художественного образа.
Песни и художественного образа. Контроль- проведение рефлексии
Контрольно - оценочные средства.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются концертная деятельность, участие в творческих конкурсах.
Такой аналитический подход позволяет определить степень усвоения пройденного материала и организовать индивидуальную и дифференцированную работу с обучающимися в течение года и на последующих этапах обучения.
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни | Дыхание, певческая установка | Музыкальная память | Музыкальный слух | Музыкальный ритм |
Повышенный уровень (33 - 39 баллов) | Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. | Умение правильно запомнить предложенное задание и точно его выполнить. | Пение песни в характере. Точное, выразительное воспроизведение мелодии и ритма. Ладотональная устойчивость. | Точное повторение ритма в заданном темпе и метре. |
Средний или базовый уровень (20 - 32 балла) | Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку. | Затруднение запоминания предложенных заданий с первого раза. | Пение песни в характере. Небольшие ошибки в мелодии и ритме. Неустойчивая интонация. | Достаточно точное повторение ритма в заданном темпе и метре. |
Пониженный уровень (1 – 19 баллов) | Обучающийся частично знает типы дыхания, певческую установку. | Запоминание с ошибками предложенных заданий. | Неточное интонирование песни с ошибками в мелодии и ритме. | Ошибки в ритме и невыдержанный темп. |
Система оценивания планируемых результатов
Все баллы суммируются. Максимальный бал – 39.
Оценка работы в целом (по уровням):
в - повышенный уровень (33 - 39 баллов)
с – средний или базовый уровень (20 - 32 балла)
н - пониженный уровень (1 – 19 баллов)
Информационная карта планируемых образовательных результатов
№ | Критерии | Показатели | Баллы | Инструментарий |
1. | Личностная сфера | |||
1.1 | Следование социальным и нравственно-этическим нормам поведения (правилам) во взаимоотношениях с детьми и взрослыми | Внимательно слушает других, не перебивает; умело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – пытается договориться самостоятельно; проявляет выдержку и терпение, ждет своей очереди; спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого | 3 | Педагогическое наблюдение |
Не всегда внимательно слушает других, иногда перебивает; неумело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре не может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – не пытается договориться самостоятельно, зовет на помощь взрослого; редко проявляет выдержку и терпение, когда ждет своей очереди; не всегда спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого | 2 | |||
Невнимательно слушает других, часто перебивает; не обращается за помощью к взрослому, ждет, когда взрослый обратит на него внимание сам; при работе в группе, паре не желает встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; часто идет на конфликт; не проявляет выдержки и терпения, когда ждет своей очереди; не принимает замечаний взрослого | 1 | |||
1.2 | Способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, развитость доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – помогает; на просьбы взрослого о помощи – с охотой вызывается помочь; с удовольствием помогает другим детям | 3 | Педагогическое наблюдение |
В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – по просьбе последнего оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – с неохотой вызывается помочь; с неохотой помогает другим | 2 | |||
В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – не оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – не вызывается помочь; с большой неохотой помогает другим; считает, что все должны помогать только ему | 1 | |||
2. | Познавательная сфера | |||
2.1 | Познавательная активность | Проявляет познавательную активность на протяжении занятия, с увлечением, интересом включается в деятельность, задает вопросы, вступает в диалог с педагогом, пытается найти новые способы решения заданий | 3 | Педагогическое наблюдение |
Познавательную активность проявляет эпизодически на протяжении занятия, часто отвлекается, задает мало вопросов (однотипные), в диалог с педагогом вступает эпизодически | 2 | |||
Проявляет слабую познавательную активность, молчит, не задает вопросов педагогу, в деятельность включается только после обращения педагога | 1 | |||
3. | Регулятивная сфера | |||
3.1 | Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | Педагогическое наблюдение |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | |||
Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 | |||
3.2 | Уровень развития контроля | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 3 | Педагогическое наблюдение |
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 2 | |||
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. Либо вовсе не замечает допущенных ошибок | 1 | |||
3.3 | Самооценка, умение оценивать свою работу | Адекватно оценивает свою работу; самооценка совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 3 | Педагогическое наблюдение |
Не всегда адекватно оценивает свою работу; самооценка не всегда совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 2 | |||
Неадекватно оценивает свою работу; самооценка не совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 1 | |||
4. | Коммуникативная сфера | |||
4.1 | Способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со сверстниками | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | Педагогическое наблюдение |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | |||
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 | |||
5. | Познавательные процессы | |||
5.1 | Внимание. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.2 | Восприятие. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.3 | Вооброжение. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.4 | Мышление. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.5 | Зрительная память. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.6 | Слуховая память. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема | Форма организации занятия | Методы и приемы | Использованные материалы | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | лекция, беседа. | Методы: словесный, наглядный Приемы: показ иллюстраций, объяснение. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Методические материалы: инструкции по технике безопасности, видеоматериалы. | Обсуждение |
Вокально-хоровые работы | беседа, практическое занятие, мастер-класс. | Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ педагога, объяснение. | Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон. Методические материалы: учебные пособия. фонограммы (диски). | обсуждение анализ мастер-класса, контрольное задание. |
Слушание музыки | беседа, практическое занятие. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: объяснение, практическая работа. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор музыкальный центр. Методические материалы: видеоматериалы, учебные пособия. фонограммы (диски). | обсуждение |
Музыкальная грамота | практическое занятие, мастер-класс. | Методы: наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр. Методические материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). учебные пособия. | обсуждение, анализ мастер-класса. контрольное задание. |
Подготовка к концертной деятельности | беседа, практическое занятие, репетиция. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: музыкальный центр, микрофон, компьютер. Методические материалы: фонограммы (диски). учебные пособия. | обсуждение. |
Репетиции и концертные выступления | беседа, практическое занятие, репетиция. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: компьютер, музыкальный центр, микрофон, Методические материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). | обсуждение. контрольное задание, анализ участия в праздничных концертах. |
Итоговое занятие | практическое занятие, концерт. | Методы: практический, репродуктивный Приемы: практическая работа. | Оборудование: видеокамера. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон. | обсуждение, анализ просмотра видеоматериала, анализ итогового выступления |
Методическое и материально-техническое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски);
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Документы и материалы:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
- Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
Сборники:
- Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
Книги:
- Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
- Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
- Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
- Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"
Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
программа «Вокально – инструментальный ансамбль»...
Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль".
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоцион...
Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль"
Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль"...
Общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль "Сюрприз"
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; к...
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...