Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль".
рабочая программа по музыке по теме
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка.
Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных певцов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.
Цель программы: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению их кругозора, воспитанию эстетического вкуса и музыкальной культуры в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vok.ans_._programma.doc | 62.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 293
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим Советом ГБОУ гимназии №293 протокол № _____________ Решение от _______________
| УТВЕРЖДЕНО Приказом №____ от _____________ Директор гимназии _____ Баева И.Г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»
Год обучения __1 - 3 ___
Возраст учащихся____ 7-12 лет____
Составитель: Педагог дополнительного образования
Воеводина Марина Владимировна
Санкт – Петербург
2016-2017
Оглавление
Пояснительная записка 2
Учебно - тематический план 8
ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД……………...11
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ………………………………………………………....17
Методическое обеспечение программы…………………………………….18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы – художественная
Уровень освоения - общекультурный
Актуальность программы обусловлена социокультурной потребностью общества в решении проблем сохранения и развития лучших традиций отечественной культуры, повышения уровня художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, его ранней профориентации и рациональной организации досуга.
Педагогическая целесообразность программы. На музыкальных занятиях в эстрадном ансамбле учащиеся получат знания о современной эстрадной музыке, познакомятся с творчеством популярных отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.
В настоящее время главной задачей музыкального воспитания нужно считать не столько обучение музыки, сколько воздействие через музыку на нравственность детей. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность.
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на ребенка, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности ребенка.
Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных певцов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.
Цель программы: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей, расширению их кругозора, воспитание эстетического вкуса и музыкальной культуры в целом.
Задачи программы.
Обучающие:
- обучить свободно двигаться на сцене;
- обучить исполнять песни со сценическими движениями;
- обучить эстрадной манере исполнения.
Развивающие:
- способствовать развитию технологии певческого дыхания;
- способствовать развитию вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
- формирование вокально-хоровых навыков;
- способствовать развитию навыков сценического поведения;
- способствовать развитию музыкальных способностей детей и потребностей младших школьников в хоровом и сольном пении;
- способствовать развитию навыков эмоционального, выразительного пения.
- способствовать развитию художественного вкуса;
- способствовать развитию творческого потенциала, ассоциативности мышления;
- способствовать развитию воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
Воспитательные задачи:
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения,
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;
- воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Условия реализации:
- срок реализации: 3 года, 1 год - 144 ч., 2 год - 144 ч., 3 год - 144 ч.
- возраст: 7-12 лет;
- наполняемость групп: 1 год- 15 человек, 2 год – 12 человек, 3 год - 10 человек.
- режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 2 год - 2 раза в неделю по 2 часа, 3 год - 2 раза в неделю по 2 часа.
- условия набора: зачисление в объединение производится на добровольной основе.
В группы 1 года обучения принимаются все желающие.
Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.
Группы 3 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 2 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки.
Форма организации занятий - групповая
Ожидаемые результаты:
1-ый год обучения.
Учащиеся должны знать:
- Особенности и возможности певческого голоса;
- Строение артикуляционного аппарата;
- Гигиену певческого голоса;
- Знать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- Основы музыкальной формы (куплет, припев, фраза).
- Что такое звук. Устойчивые и неустойчивые звуки.
- Лад. Мажорный и минорный лады.
- Знать терминологию (f,p,mf,mp,legato, staccato)
Учащиеся должны уметь:
- Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- Петь короткие фразы на одном дыхании;
- Петь легким звуком, без напряжения;
- Ясно выговаривать слова;
- К концу учебного года петь выразительно, осмысленно;
- ориентироваться и вести себя на любой сценической площадке (выход, поклон, уход);
- двигаться различными ритмическими рисунками;
- соблюдать баланс между микрофоном, голосом, фонограммой или аккомпонементом
2-ой год обучения.
Учащиеся должны знать:
- правила охраны и гигиены голоса;
- физиологию певческого аппарата;
- простые интервалы (от секунды до октавы);
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• основы музыкальной грамоты (ритм, размер, ноты в пределах первой октавы, динамика)
• понятие a cappella;
Учащиеся должны уметь:
• правильно дышать при пении: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• четко и ясно произносить слова, округлять гласные;
• точно интонировать;
• петь произведения соблюдая динамические оттенки;
• правильно показывать красивое сольное звучание своего голоса;
• петь в унисон;
• петь без музыкального сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
• показать результат элементов двухголосия.
3-ий год обучения
Учащиеся должны знать:
- Основные типы голосов (сопрано, альт);
- Элементарные основы нотной грамоты (первая и вторая октавы);
- Основы музыкальной грамоты (интервал, трезвучие, динамика, темповое разнообразие)
- Понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза и т.д.
- Правила поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
- Приёмы реабилитации при простудных заболеваниях.
Учащиеся должны уметь:
• петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• правильно дышать при пении;
•петь на одном дыхание длинные музыкальные фразы;
• исполнять произведения с учетом динамических оттенков;
• ориентироваться в нотной грамоте;
• работать с микрофоном;
• исполнять произведения с элементами двухголосия.
Критерии (оценки) результативности
Программа «Вокальный ансамбль» предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления обучающего процесса является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, выполнение творческих заданий, участие в конкурсах, концертах, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, участие в городских мероприятиях.
Задачи контроля:
- определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени;
- определение причин выявленных отклонений от заданных предметов;
- обеспечение устойчивого состояния общающегося.
Виды контроля:
- знания понятий, теории;
- вокальные данные;
- соответствие знаний, умений и навыков программе обучения;
- уровень и качество исполнения произведений;
- степень самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие творческих способностей.
Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся является:
- уровень предусмотренных программой теоретических знаний;
- уровень вокально-хоровых навыков;
- степень самостоятельности в работе;
В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится диагностика музыкальных способностей детей по следующим параметрам:
- эмоциональная отзывчивость
- память
- певческий диапазон
- чувство ритма
- музыкальный слух
- качество звука (свободный, чистый, звонкий и.т.д.)
- музыкальная эмоциональность.
Формы подведения итогов
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы и грамоты.
Итогом работы, являются ансамблевые выступления в тематических концертах посвященных Дню Матери, Дню Защитников Отечества, Международному женскому дню, гимназических фестивалях: «Мой Санкт-Петербург!», «Звонок», «Салют, Победа!».
Способы фиксации результатов
Итоги тестирования преподаватель фиксирует в Дневнике наблюдений и доводит до сведения родителей. Достижения детей демонстрируются на школьном стенде и сайте гимназии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 год обучения
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Аттестация Предварительная Промежуточная в середине года Промежуточная в конце года | 6 | 2 | 4 |
3 | Музыкально- теоретическая подготовка Дирижерский жест Куплет, припев, фраза Лад. Мажор, минор Звук. Устойчивые и неустойчивые звуки f,p,mf,mp,legato, staccato | 14 | 8 | 6 |
4 | Вокально-хоровая работа Певческая установка Дыхание Дикция Распевание Работа с ансамблем над произведением Работа с солистами | 94 | 18 | 76 |
5 | Теоретико-аналитическая работа Строение артикуляционного аппарата Беседа о гигиене певческого голоса. Беседы о творчестве современных композиторов Просмотр видеозаписей выступления детских коллективов и солистов на различных конкурсах | 10 | 8 | 2 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность: Концерт для родителей Участие в городских мероприятиях и массовой работе центра детского творчества Конкурсы-смотры | 16 | 2 | 14 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
2 год обучения
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Итого | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Аттестация Промежуточная в середине года Промежуточная в конце года | 6 | 2 | 4 |
3 | Музыкально- теоретическая подготовка Ритм Размер Динамика Ноты первой октавы | 18 | 14 | 4 |
4 | Вокально-хоровая работа Певческая установка Дыхание Дикция Распевание А cappella Работа с ансамблем над произведением Работа с солистами | 86 | 12 | 74 |
5 | Теоретико-аналитическая работа Вокал - мифы и действительность Строение голосового аппарата Беседы о творчестве современных композиторов Просмотр и анализ выступлений детских коллективов и солистов на конкурсах. «Юные голоса», «Пою мое Отечество». Анализ выступлений участников «Вокального ансамбля» | 10 | 4 | 6 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность: Концерт для родителей Участие в городских мероприятиях и массовой работе ЦДТ Конкурсы-смотры | 20 | 2 | 18 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 37 | 107 |
3 год обучения
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Итого | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Аттестация Промежуточная в середине года Промежуточная в конце года | 6 | 2 | 4 |
3 | Музыкально- теоретическая подготовка Ноты первой и второй октавы Интервал Трезвучие Темп | 16 | 12 | 4 |
4 | Вокально-хоровая работа Певческая установка; Дыхание Дикция Распевание Двухголосие Работа с ансамблем над произведениями Работа с солистами | 80 | 12 | 68 |
5 | Теоретико-аналитическая работа Типы голосов Десять советов для здоровья голоса Сценическая культура Беседы о творчестве современных композиторов Просмотр и анализ выступлений воспитанников «Вокального ансамбля» | 10 | 4 | 6 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность: Концерт для родителей Участие в городских мероприятиях и массовой работе района Конкурсы-смотры | 28 | 4 | 24 |
7 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 144 | 37 | 107 |
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«____________________________»
на 2016 – 2017 учебный год
- Продолжительность учебного года - 36 недель
Начало занятий:
01.09. 2016 г. - для групп 2, 3 и последующих годов обучения
12.09.2016 г. - для групп 1 года обучения (с – комплектование групп)
Окончание занятий – 25.05.2017 г.
- Объём учебных часов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы для групп 1, 2, 3 годов обучения
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы/ направленность | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
«Название» /направленность | Количество часов по годам обучения | ||
144 | 144 | 144 | |
Режим работы по годам обучения | |||
2 раза в неделю по 2 часа | 2 раза в неделю по 2 часа | 2 раза в неделю по 2 часа | |
Количество часов в неделю | |||
4 | 4 | 4 | |
Количество учебных дней | |||
72 | 72 | 72 | |
Продолжительность учебного часа 45 минут |
- Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
- Текущая диагностика и контроль – декабрь
- Итоговая диагностика и контроль – апрель-май
Формы проведения диагностики и контроля определены дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой.
- Режим работы в период школьных каникул
Занятия проводятся по утвержденному расписанию или по временному расписанию, составленному на период каникул.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1–й год обучения
- Вводное занятие
Теория. Знакомство с воспитанниками. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. Законы работы ансамбля. Правила по технике безопасности. Музыка в нашей жизни. Роль и значение музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Практика. Игры на знакомство. Прослушивание детей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
2. Аттестация
Предварительная аттестация проводится для выявления уровня музыкальных способностей обучающихся.
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Промежуточная аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа первого года обучения.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- концерты, конкурсы.
3. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория. Понятие куплет, припев, фраза. Лад. Мажор и минор. Звук и его свойства. Высокие и низкие звуки.
Практика. Определение лада (мажор или минор) на слух. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Определения: куплет, припев, фраза. Различать высокие и низкие звуки.
4. Вокально-хоровая работа
Теория. Певческая установка. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Дыхание, дикция. Правильное дыхание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Звук и механизм его извлечения.
Правила вокальных упражнений. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры.
Использование скороговорок.
Практика. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь небольшие фразы на одном дыхании. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных. Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Роль гласных и согласных звуков в пении. Для распевания на первом году занятий следует использовать считалки, попевки, дразнилки, которые знакомы детям с детства. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодии песни. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно исполнять распевки. Индивидуальные занятия с солистами.
5. Теоретико-аналитическая работа
Теория: Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата. Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.
Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Беседы о творчестве композиторов.
Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей.
6.Концертно-исполнительская деятельность
Теория. Это как раз тот результат, по которому оценивают работу коллектива. Обычно составляется план концертной деятельности на год с примерным репертуарным перечнем. План составляется с учётом традиционных праздников гимназии, с учётом всех конкурсов, смотров. В плане учитываются выездные концерты. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах города. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм.
Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематизма мероприятия или концерта.
7. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов по знаниям, полученным учащимися за год.
Практика: Репетиции. Участие в концертной деятельности. Прослушивание аудиозаписей, обсуждение выступлений, награждение участников.
Содержание программы 2-го года обучения
- Вводное занятие
Теория. Составление плана работы кружка на учебный год. Правила поведения и техника безопасности. Законы работы ансамбля. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Практика. Исполнение песен разученных на первом году обучения.
2. Аттестация
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Промежуточная аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа второго года обучения.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- концерты, конкурсы.
3. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория. Певческая установка. Дирижерский жест (внимание, вдох, вступление, окончание). Ритм, размер, ноты первой октавы, динамика.
Практика. Определение лада (мажор или минор) на слух. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Петь звукоряд первой октавы с названием звуков. Различать динамику. Точно передавать ритмический рисунок.
4. Вокально-хоровая работа
Теория. Певческая установка. Дыхание, дикция. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Разбор содержания песен. Работа над образом.
Практика. Цепное дыхание. Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка одноголосного пения. Формирование ансамблевого звучания. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам). Достижение чистого унисона. Элементы двухлогосия. Индивидуальные занятия с солистами.
5. Теоретико-аналитическая работа
Теория: Вокал - мифы и действительность. Правила пользование голосом. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Беседы о творчестве композиторов.
Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей.
6.Концертно-исполнительская деятельность
Теория. Правила поведения на сцене. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах города, в конкурсах. Сценическое воплощение песни
Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематизма мероприятия или концерта.
Практика: Репетиции. Участие в концертной деятельности. Прослушивание аудиозаписей, обсуждение постановок, награждение участников.
7. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов по знаниям, полученным учащимися за год.
Практика: Прослушивание аудиозаписей, обсуждение выступлений, награждение участников.
Содержание программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Составление плана работы кружка на учебный год. Правила поведения и техника безопасности. Законы ЦДТ. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
Практика. Исполнение знакомых песен.
2. Аттестация
Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Итоговая аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа за три года обучения.
Практика:
- выполнение диагностических тестов;
- концерты, конкурсы.
3. Музыкально-теоретическая подготовка
Теория. Ноты первой и второй октавы. Ритм. Интервал. Трезвучие.
Практика. Написание нот первой и второй октав. Различать на слух интервалы и трезвучия. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем движении. Придумать и повторить различные ритмические рисунки.
4. Вокально-хоровая работа
Теория. Продолжать развивать навык певческого дыхания. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Работа над гласными и согласными, правильно формировать окончания. Разучивание произведений разной тематики. Беседа о содержании песен.
Практика. Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования, дикции. Разучивание новых упражнений. Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать образ в песне. Индивидуальные занятия с солистами.
5. Теоретико-аналитическая работа
Теория: Типы голосов. Десять советов для здоровья голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. Вредные привычки влияющие на голосовые связки. Беседы о творчестве композиторов.
Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей. Прослушивание и анализ выступлений участников «Вокального ансамбля».
6.Концертно-исполнительская деятельность
Теория. Правила поведения на сцене. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах города, в конкурсах. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. Артистизм.
Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематизма мероприятия или концерта. Мимический тренинг. Психологический тренинг. Упражнение «Как правильно стоять во время пения». Упражнения на координацию движений. Практическая работа по формированию сценического образа.
Практика: Репетиции. Участие в концертной деятельности. Прослушивание аудиозаписей, обсуждение постановок, награждение участников.
7. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов по программе.
Практика: Прослушивание аудиозаписей, обсуждение выступлений, награждение участников.
Календарный план работы с родителямив 2016-2017 учебном году
Сроки | Мероприятия | Подтверждающие материалы |
06.09.2016 | Обще-гимназическая акция «Ярмарка увлечений» с презентацией программы творческого объединения. | Положение о ярмарке, фотографии. |
12.09.2016 | Организационное собрание для родителей учащихся. | Протокол, лист регистрации с указанием даты, рабочие листы анкет. |
постоянно | Консультации для родителей по освоению образовательной программы. | Записи в дневнике наблюдений. |
постоянно | Консультации по подготовке к конкурсам и выступлениям. | Записи в дневнике наблюдений. |
по плану | Открытые занятия. | План-конспект. |
по плану | Общие собрания по подготовке к выступлениям на сцене. | Записи в дневнике наблюдений. |
по плану | Организация выступлений с привлечением родителей. | Грамоты, фото и видеоматериалы. |
20.12.2016 | Собрание по итогам обучения за I полугодие Проведение анкеты «Степень удовлетворенности родителей в обучении детей по программе - | Протокол, лист регистрации с указанием даты, рабочие листы анкет.
|
24.12.2016 | Организация новогоднего праздника. | Фото и видеоматериалы. |
15.05.2017 | Итоговое собрание. Проведение анкеты «Степень удовлетворенности родителей качеством услуг». Итоги мониторинга о результатах обучения по программе «Вокальный ансамбль». | Протокол, лист регистрации с указанием даты, рабочие листы анкет, сводные карточки по итогам мониторинга. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ п/п | Тема или раздел программы. | Формы занятия и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение занятий. | Формы подведения итогов. |
1. | Вводное занятие. | 1-й год : Презентация коллектива. Иллюстрированный, наглядный, игровой 2-й год: Мини-конференция. Иллюстративный, наглядный. 3-й год: Мини-конференция. Иллюстративный, наглядный. | 1-й год: фортепиано, компьютер, компакт-диски. 2-й год: фортепиано, компьютер, компакт-диски, фото, картинки 3-й год: фортепиано, компьютер, компакт-диски, фото, иллюстрации, видеофильмы.
| 1- й и 2-й год: Беседа. 3-й год: Беседа и анкетирование |
2. | Аттестация | 1-й год, 2-й год, 3-й год: наблюдение, беседа, практические: индивидуальное прослушивание, , опрос, тестирование, викторины, кроссворды, ребусы, анаграммы, аукционы, | 1-й год, 2-й год, 3-й год: тестовый материал, карточки музыкального развития; аудиотехника, фортепиано, аудиозаписи | 1-й год, 2-й год, 3-й год: тестирование, отборочные прослушивания |
3. | Музыкально- теоретическая подготовка | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач. Метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления. Практические: вокально-речевые упражнения, репетиции, интонирование, фразировки, | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей, карточки музыкального развития; аудиотехника, фортепиано, аудиозаписи | 1-й год, 2-й год, 3-й год: опрос, выполнение творческих заданий |
4. | Вокально-хоровая работа | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Стилевой* и системный подход*, метод творчества*, метод импровизации и сценического движения*. | 1-й год, 2-й год, 3-й год: методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей, карточки музыкального развития; аудиотехника, фортепиано, аудиозаписи | 1-й год, 2-й год, 3-й год: опрос, выполнение творческих заданий |
5 | Теоретико-аналитическая работа | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Метод анализа, словесный метод, практические: индивидуальное прослушивание, тестирование, викторины, кроссворды, ребусы | 1-й год, 2-й год, 3-й год: методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей, карточки музыкального развития; аудиотехника, фортепиано, аудиозаписи | 1-й год, 2-й год, 3-й год: опрос, выполнение творческих заданий |
6 | Концертно-исполнительская деятельность: | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения Практические: концертные выступления, праздники, индивидуальное прослушивание, тестирование, викторины, кроссворды, ребусы, анаграммы, аукционы | 1-й год, 2-й год, 3-й год: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные средства аудиозаписи, усиливающая аппаратура | 1-й год, 2-й год, 3-й год: участие в конкурсах, концертах, |
7 | Заключительное занятие | 1-й год, 2-й год, 3-й год: Метод анализа, методы поощрения | 1-й год, 2-й год, 3-й год: карточки музыкального развития, аудиозаписи, видеозаписи, Грамоты | Награждение, |
*СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
*СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
*ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
*МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения», Научно-методическая разработка, М. 1999.
- Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства», Н.Б. Гонтаренко – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Емельянов Е.В. «Развитие голоса», «Координация и тренинг», 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. «Эстрадное пение», Экспресс-курс развития вокальных способностей И.О. Исаева – М. АСТ; Астрель, 2007.
- Риггз С. «Пойте как звезды», Сост. и ред. Дж. Д. Карателло – СПб.: Питер, 2007.
Для учащихся:
- «Ритмослуховые упражнения», М. 2006.
- Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.
- Марченко Л. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Назарбаева С.А. «Путь к себе», А. «Атамура».
- Пекерская Е.М. Вокальный букварь.- М.: 1996
- Шакирова И.В. Музыка в сказке. – М.: «Лист», 2000
- Юдина Е.И. «Мой первый учебник по музыке». М. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет.
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты». Ансамбль. Срок реализации 5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Ансамбль"
В программе дан учебный курс по предмету ансамбль в оркестровой студии "Гаромония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения игре в ансамбле для детей 2-4 классов при оркестровой студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Ансамбль"
Курс обучения детей 5-9 классов игре в ансамбле при студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа "Хорове пение. Ансамбль" (2014-15 учеб. год)
Программа музыкально-хорового центра "Лель" углублённого уровня для учащихся 10-11 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Ансамбль"
Программа обучения детей по предмету ансамбль в студии "Гармония"....
Дополнительная общеобразовательная программа " Ансамбль" (2013-14 уч. г.)
Программа для учащихся 7-15 лет студии "Ника"....