Дополнительная общеобразовательная программа. художественной направленности «Сольное пение»
рабочая программа
Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса).
В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Сольное пение» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_solnoe_penie_.docx | 88.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Титенкова Елена Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования Москаленского муниципального района Омской области
«Москаленский центр дополнительного образования»
Принято на заседании педсовета от «___» ____________ 20____ г. Протокол № ________________ | Утверждено: Приказ № _________ от «___»_____ 20__ г. __________________ Директор М.В. Анкудинов |
Дополнительная общеобразовательная программа.
художественной направленности
Срок реализации программы - 3 года
Возраст детей 7 - 10 лет
Составитель :
Титенкова Е.И,
педагог дополнительного образования
р.п. Москаленки - 2020 год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уровень программы – базовый, предполагающий развитие музыкальных способностей и вокальных данных у детей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства.
Направленность: данная общеразвивающая общеобразовательная программа по вокальному воспитанию детей имеет – художественную направленность.
1.1. Актуальность программы
Актуальность программы Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.
Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса).
В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.
. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Сольное пение» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
К числу наиболее актуальных проблем относится:
• Создание условий для творческого развития ребенка.
• Развитие мотивации к познанию и творчеству.
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
•Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
• Укрепление психологического и физического здоровья.
Данная программа разработана именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
Форма организации деятельности детского объединения – кружок.
Форма обучения – очная.
Трудоемкость программы: срок реализации программы – 3 года.
На прохождение программы отводится 216 часа, в год 72 часа.
Режим занятий: занятия проходят на базе учреждения дополнительного образования 2 раза в неделю по 1 часу. Длительность занятия – 40-45 минут.
Особенности набора обучающихся: на обучение зачисляться все желающие заниматься по программе в возрасте 6,5-11 лет, имеющие определённые умения, навыки, способности.
Занятия проходят в индивидуальной форме, состав 1-2 человека.
Особенности организации образовательного процесса.
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп в вокальном объединении за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.
Условиями отбора детей являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — 15 человек;
Объём программы рассчитан на 160 часов, из них- 144 учебных часа и 16- вне сетки учебных часов.
Срок освоения программы- 2 года обучения, 72 учебных недели.
Режим занятий - одно учебное занятие длится 45 минут (1 академический час). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа. Место и время проведения занятий определяется календарным графиком и расписанием с учетом выполнения САН ПиН2.4.4. В каникулярное время в режим занятий могут вноситься изменения по времени проведения
Формы проведения занятий:
-беседа;
-практическое занятие
- учебное индивидуальное занятие;
- отчётный концерт;
- участие в конкурсах, фестивалях;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения;
- распевание;
- работа над произведением;
- концертная постановка номера;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Цель: Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи:
Программа призвана решать следующие задачи:
•Формирование устойчивого интереса к пению.
•Обучение выразительному пению.
•Обучение певческим навыкам.
•Развитие слуха и голоса детей.
•Формирование голосового аппарата.
•Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
•Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
•Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
•Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
1.3. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты
Познавательные:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению вокальных произведений ;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
- Планируемый результат I года обучения
- В результате первого года обучения обучающиеся должны овладеть основами певческого дыхания (спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха), мягкого нефорсированного звука, умением чисто интонировать мелодию, научиться элементарным вокальным упражнениям в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, терции, октава;петь в унисон (для ансамбля); разучить 4-8 песен различного характера.
- Учащийся должен ознакомиться с основами вокального искусства, получить теоретические сведения о гигиене голоса, об артикуляционном аппарате, вокальной стойке. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Уметь ритмично двигаться под музыку, пользоваться своей мимикой.
- На отчетном концерте выразительно и образно исполнить 2-3 песни под музыкальную фонограмму.
- Формирование внутренней самодисциплины: соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, улыбка во время исполнения; для ансамбля: умение работать в ансамбле, умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, внимание друг на друга.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п/п | Название раздела программы и темы учебных занятий | Кол-во часов |
I | Вводное занятие | 1 |
II. | Музыкально – образовательные беседы о вокальном искусстве | 2 |
1 | Виды вокального искусства. | 1 |
2 | Эстрадный вокал. | 1 |
III | Пение как вид музыкальной деятельности. | 9 |
1 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 |
3 | Строение голосового аппарата. | 3 |
4 | Правила охраны детского голоса. | 1 |
5 | Вокально-певческая установка. | 3 |
IV. | Формирование детского голоса. | 25 |
1 | Звукообразование. | 5 |
2 | Певческое дыхание. | 5 |
3 | Дикция и артикуляция. | 5 |
4 | Речевые игры и упражнения. | 5 |
5 | Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. | 5 |
V | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 10 |
1 | Народная песня. | 2 |
2 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 2 |
4 | Произведения современных отечественных композиторов. | 3 |
5 | Сольное пение. Работа с солистами. | 3 |
VI. | Освоение эстрадного вокального репертуара | 4 |
1 | Работа над произведением. | 2 |
2 | Сценическое мастерство | 2 |
VII. | Импровизация. | 10 |
Итого: | 72 |
Содержание программы
Первый года обучения
Тема I. Вводное занятие - Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию, на интересные вокальные занятия. Презентация работы студии. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
Контроль – прослушивание, входящий контроль.
Тема II. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве.
2.1Виды вокального искусства . Беседа.
Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие.
Прослушивание и анализ музыкального материала.
Контроль -Рефлексия.
2.2. Эстрадный вокал Беседа.
Особенности эстрадного пения. Сочетание различных техник и специфических приѐмов.
Прослушивание и анализ музыкального материала.
Контроль -Рефлексия.
Тема III Пение как вид музыкальной деятельности.
3.1. Диагностика. Беседа. Практическое занятие Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач объединения. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Контроль -Рефлексия.
3.2. Строение голосового аппарата. Беседа. Практическое занятие Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Контроль -Рефлексия.
3.3. Правила охраны детского голоса. Беседа. Практическое занятие Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность
занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Контроль -Рефлексия.
3.4. Вокально-певческая установка. Беседа. Практическое занятие Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. Контроль -Рефлексия.
Тема IV. Формирование детского голоса.
4.1. Звукообразование. Беседа. Практическое занятие. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Контроль -Рефлексия.
4.2. Певческое дыхание. Беседа. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Контроль -Рефлексия.
4.3. Дикция и артикуляция. Беседа. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Контроль -Рефлексия.
4.4. Речевые игры и упражнения. Практическое занятие. Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Контроль -Рефлексия.
4.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Практическое занятие. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.−Упражнения первого уровня
Контроль -Рефлексия.
Тема V. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
5.1. Работа с народной песней. Практическое занятие
Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
Контроль -Рефлексия.
5.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Беседа, практическое занятие. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Контроль -Рефлексия.
5.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Беседа, практическое занятие. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Контроль -Рефлексия.
5.4. Работа с солистами. Беседа, практическое занятие. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Контроль -Рефлексия.
Тема VI. Освоение эстрадного вокального репертуара.
6.1.Работа над произведением. Беседа, практическое занятие. Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально-выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения.
Контроль -Практическая работа. Наблюдение.
6.2. Сценическое мастерство Беседа, практическое занятие.
Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя, сценическое пространство, владение собой, устранение волнения на сцене, мимика (выражение лица, улыбка)
Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту.
Песенный образ.
Контроль -Практическая работа. Наблюдение.
Тема VII. Импровизация.
Понятие вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов.
Контроль Творческая работа. Промежуточная диагностика.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Планируемый результат II года обучения
В результате второго года обучения обучающийся должен расширить диапазон голоса до 1,5 октав, выровнять звучность гласных, сознательно выполнять поставленные задачи, видеть свои недостатки и стремиться исправить их, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность певческого звучания. Правильно формировать гласные звуки и произносить согласные звуки.
Выработать организованное дыхание, связанное с ощущением опоры. Обучающийся должен уметь чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения, освоить навыки элементарного двухголосия (для ансамбля). Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению. Уметь правильно и артистично двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
В течение года обучающийся должен разучить 2-4 вокальных произведения различного характера и содержания. Исполнить на отчётном концерте ярко, образно, эмоционально 2-4 песни, научиться свободно и эстетично вести себя на сцене, петь в микрофон и общаться со зрителями.
Личностные качества — повышение интереса к занятиям и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками в области эстрадного пения.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
Содержание программы
Второй год обучения
Тема I. Вводное занятие.
- Беседа. Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и охраны голоса.
Контроль – прослушивание, входящий контроль.
Тема II. Пение как вид музыкальной деятельности.
2.1Закрепление навыков певческой установки. Беседа. Практическое занятие Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Контроль – рефлексия
2.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Беседа. Практическое занятие Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
Контроль – рефлексия
ТемаIII. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Беседа. Практическое занятие Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
Контроль – рефлексия
3.2. Развитие артикуляционного аппарата. Беседа. Практическое занятие Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
Контроль – рефлексия
3.3. Речевые игры и упражнения Беседа. Практическое занятие. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Контроль – рефлексия
3.4. Укрепление дыхательных функций в пении. Беседа. Практическое занятие Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Контроль – рефлексия
Тема IV. Работа над певческим репертуаром.
4.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Беседа. Практическое занятие. Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
Контроль – рефлексия
4.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Беседа. Практическое занятие Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
Контроль – рефлексия
4.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Беседа. Практическое занятие Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в некоторых произведениях современных композиторов.
Контроль – рефлексия
4.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Беседа. Практическое занятие Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Контроль – рефлексия
V. Формирование музыкальной культуры и образа песни.
Беседа. Практическое занятие. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии. Контроль – рефлексия
Тема VI. Исполнительское мастерство
Беседа. Практическое занятие Совершенствование сценических навыков.
Образное раскрытие сущности сценической импровизации.
Практика развития сценической свободы
Подготовка сценических номеров
Работа над концертным репертуаром, используя сценическую импровизацию. Поиск собственного сценического образа
Создание собственного сценического стиля, Подготовка сценических номеров
Контроль -Практическая работа. Наблюдение.
Планируемый результат III года обучения
Обучающийся должен свободно пользоваться навыками певческого дыхания:
-уметь распределить вдох на всю музыкальную фразу;
-продолжить нарабатывать физические упражнения для укрепления мышц живота.
Дети должны научиться петь естественно, ровным по тембру голосом, исполнять свою партию в ансамбле в простейших двухголосных произведениях (для ансамбля).Знать правила логики речи (нахождение и выделение главного слова, несущего логическое ударение) и применять при исполнении песен. Исполнять песни разного характера, соло и в ансамбле. Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение. Уметь слышать красоту своего голоса и показать исполнительское мастерство; самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров. Уметь свободно и пластично двигаться во время исполнения вокального номера, представить песню в виде небольшой сценки.
В конце учебного года эмоционально – образно исполнить 3 - 5 песен разного характера, пользуясь микрофоном, в сопровождении инструментальных фонограмм (-1).
Личностные качества - обладать необходимыми психологическими качествами вокалиста - актёра: эмоциональность, внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёрам по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощённым и свободным в обыгрывании песни на сцене
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | |||
I | Вводное занятие | 1 | |||
II. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | 10 | |||
2.1. | Понятие о сценическом движении и художественном образе песни. | 3 | |||
2.2. | Виды, типы сценического движения. | 3 | |||
2.3. | Соотношение движения и пения | 2 | |||
III. | Совершенствование вокальных навыков | 7 | |||
3.1. | Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. | 3 | |||
3.2. | Речевые игры и упражнения | 4 | |||
IV. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | 15 | |||
4.1. | Народная песня | 4 | |||
4.2. | Произведения композиторов-классиков. | 3 | |||
4.3. | Произведениями современных отечественных композиторов. | 3 | |||
4.4. | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 3 | |||
V. | Элементы хореографии. | 10 | |||
VI. | Актёрское мастерство. | 10 | |||
VII. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | 10 | |||
7.1 | Путь к успеху. | 6 | |||
2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 1 | |||
3 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. | 2 | |||
VIII. |
| 11 | |||
6.1. |
| 9 | |||
6.2. | Выступления, концерты. | 2 | |||
Итого: | 72 |
Содержание программы
Третий год обучения
Тема I. Вводное занятие. Беседа.
Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и правилам поведения. Закрепление знаний о правилах гигиены и охраны голоса. Контроль – прослушивание, входящий контроль.
Тема II. Организация певческой деятельности учащихся в сочетании с занятиями сценическим движением.
2.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Беседа. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды. Контроль – рефлексия
2.2. Виды, типы сценического движения. Беседа. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения. Контроль – рефлексия
2.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Беседа.
Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Контроль – рефлексия
Тема III. Совершенствование вокальных навыков.
3.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Практическое занятие
Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf. Контроль – рефлексия
3.2. Речевые упражнения. Практическое занятие
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Контроль – рефлексия
Тема IV. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен..
4.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Беседа. практическое занятие
Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне. Контроль – рефлексия
4.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Практическое занятие
Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Контроль – рефлексия
4.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Практическое занятие
Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений. Контроль – рефлексия
4.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Беседа. Практическое занятие
Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы. Контроль – рефлексия
Тема V. Элементы хореографии.
Практическое занятие
Разучивание движений для передачи образа песни. Контроль – рефлексия
Тема VI. Актёрское мастерство.
Практическое занятие
Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни. Контроль – рефлексия
Тема VII. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
7.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Выездное занятие. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания). Контроль – рефлексия
7.2. Анализ музыкальных произведений. Практическое занятие
Контроль – рефлексия
Тема VIII. Концертная деятельность.
Выступление. - Отчётный концерт;
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться. Контроль Творческая работа. Промежуточная диагностика.
Контрольно - оценочные средства.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные, в виде тестовых заданий по теоретическим темам, творческие отчёты перед родителями, просмотры видеоматериалов концертной деятельности обучающихся. Главным показателем успешного освоения программы являются концертная деятельность, участие в творческих конкурсах.
Такой аналитический подход позволяет определить степень усвоения пройденного материала и организовать индивидуальную и дифференцированную работу с обучающимися в течение года и на последующих этапах обучения.
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни | Дыхание, певческая установка | Музыкальная память | Музыкальный слух | Музыкальный ритм |
Повышенный уровень (33 - 39 баллов) | Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. | Умение правильно запомнить предложенное задание и точно его выполнить. | Пение песни в характере. Точное, выразительное воспроизведение мелодии и ритма. Ладотональная устойчивость. | Точное повторение ритма в заданном темпе и метре. |
Средний или базовый уровень (20 - 32 балла) | Обучающийся знает типы дыхания, певческую установку. | Затруднение запоминания предложенных заданий с первого раза. | Пение песни в характере. Небольшие ошибки в мелодии и ритме. Неустойчивая интонация. | Достаточно точное повторение ритма в заданном темпе и метре. |
Пониженный уровень (1 – 19 баллов) | Обучающийся частично знает типы дыхания, певческую установку. | Запоминание с ошибками предложенных заданий. | Неточное интонирование песни с ошибками в мелодии и ритме. | Ошибки в ритме и невыдержанный темп. |
Система оценивания планируемых результатов
Все баллы суммируются. Максимальный бал – 39.
Оценка работы в целом (по уровням):
в - повышенный уровень (33 - 39 баллов)
с – средний или базовый уровень (20 - 32 балла)
н - пониженный уровень (1 – 19 баллов)
Информационная карта планируемых образовательных результатов
№ | Критерии | Показатели | Баллы | Инструментарий |
1. | Личностная сфера | |||
1.1 | Следование социальным и нравственно-этическим нормам поведения (правилам) во взаимоотношениях с детьми и взрослыми | Внимательно слушает других, не перебивает; умело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – пытается договориться самостоятельно; проявляет выдержку и терпение, ждет своей очереди; спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого | 3 | Педагогическое наблюдение |
Не всегда внимательно слушает других, иногда перебивает; неумело обращается за помощью к взрослому; при работе в группе, паре не может встать на позицию другого ребенка; не идет на конфликт – не пытается договориться самостоятельно, зовет на помощь взрослого; редко проявляет выдержку и терпение, когда ждет своей очереди; не всегда спокойно и серьезно относится к замечаниям взрослого | 2 | |||
Невнимательно слушает других, часто перебивает; не обращается за помощью к взрослому, ждет, когда взрослый обратит на него внимание сам; при работе в группе, паре не желает встать на позицию другого ребенка в выполнении действий в игре; часто идет на конфликт; не проявляет выдержки и терпения, когда ждет своей очереди; не принимает замечаний взрослого | 1 | |||
1.2 | Способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, развитость доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – помогает; на просьбы взрослого о помощи – с охотой вызывается помочь; с удовольствием помогает другим детям | 3 | Педагогическое наблюдение |
В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – по просьбе последнего оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – с неохотой вызывается помочь; с неохотой помогает другим | 2 | |||
В работе в парах, в группе при затруднении у товарища – не оказывает помощь; на просьбы взрослого о помощи – не вызывается помочь; с большой неохотой помогает другим; считает, что все должны помогать только ему | 1 | |||
2. | Познавательная сфера | |||
2.1 | Познавательная активность | Проявляет познавательную активность на протяжении занятия, с увлечением, интересом включается в деятельность, задает вопросы, вступает в диалог с педагогом, пытается найти новые способы решения заданий | 3 | Педагогическое наблюдение |
Познавательную активность проявляет эпизодически на протяжении занятия, часто отвлекается, задает мало вопросов (однотипные), в диалог с педагогом вступает эпизодически | 2 | |||
Проявляет слабую познавательную активность, молчит, не задает вопросов педагогу, в деятельность включается только после обращения педагога | 1 | |||
3. | Регулятивная сфера | |||
3.1 | Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 | Педагогическое наблюдение |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 | |||
Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 | |||
3.2 | Уровень развития контроля | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 3 | Педагогическое наблюдение |
Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 2 | |||
Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий. Либо вовсе не замечает допущенных ошибок | 1 | |||
3.3 | Самооценка, умение оценивать свою работу | Адекватно оценивает свою работу; самооценка совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 3 | Педагогическое наблюдение |
Не всегда адекватно оценивает свою работу; самооценка не всегда совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 2 | |||
Неадекватно оценивает свою работу; самооценка не совпадает с оценкой окружающих, взрослого | 1 | |||
4. | Коммуникативная сфера | |||
4.1 | Способность к сотрудничеству, умение взаимодействовать, договариваться со сверстниками | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | Педагогическое наблюдение |
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | |||
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 | |||
5. | Познавательные процессы | |||
5.1 | Внимание. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.2 | Восприятие. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.3 | Вооброжение. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.4 | Мышление. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.5 | Зрительная память. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 | |||
5.6 | Слуховая память. | выполняет задание правильно на 85% – 100% | 3 | Контрольные задания |
выполняет задание правильно на 50%– 85% | 2 | |||
выполняет задание правильно на 10% – 50% | 1 | |||
выполняет задание правильно на 0% – 10% | 0 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема | Форма организации занятия | Методы и приемы | Использованные материалы | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | лекция, беседа. | Методы: словесный, наглядный Приемы: показ иллюстраций, объяснение. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Методические материалы: инструкции по технике безопасности, видеоматериалы. | Обсуждение |
Вокально-хоровые работы | беседа, практическое занятие, мастер-класс. | Методы: словесный, наглядный, практический. Приемы: показ педагога, объяснение. | Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, микрофон. Методические материалы: учебные пособия. фонограммы (диски). | обсуждение анализ мастер-класса, контрольное задание. |
Слушание музыки | беседа, практическое занятие. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: объяснение, практическая работа. | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор музыкальный центр. Методические материалы: видеоматериалы, учебные пособия. фонограммы (диски). | обсуждение |
Музыкальная грамота | практическое занятие, мастер-класс. | Методы: наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальный центр. Методические материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). учебные пособия. | обсуждение, анализ мастер-класса. контрольное задание. |
Подготовка к концертной деятельности | беседа, практическое занятие, репетиция. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: музыкальный центр, микрофон, компьютер. Методические материалы: фонограммы (диски). учебные пособия. | обсуждение. |
Репетиции и концертные выступления | беседа, практическое занятие, репетиция. | Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Приемы: показ педагога, объяснение, практическая работа. | Оборудование: компьютер, музыкальный центр, микрофон, Методические материалы: видеоматериалы, фонограммы (диски). | обсуждение. контрольное задание, анализ участия в праздничных концертах. |
Итоговое занятие | практическое занятие, концерт. | Методы: практический, репродуктивный Приемы: практическая работа. | Оборудование: видеокамера. компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофон. | обсуждение, анализ просмотра видеоматериала, анализ итогового выступления |
Методическое и материально-техническое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски);
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru
www.akkords.net
www.pesnibardov.ru
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Документы и материалы:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”
- Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.
Сборники:
- Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002.
Книги:
- Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
- Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
- Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
- Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
- Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимо:
- кабинет, в котором имеется доска и музыкальный инструмент (фортепиано или синтезатор);
- актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой;
- мебель (стол для педагога, ученические столы, стулья);
- TV, магнитола, микрофоны (не менее 2 шт.);
- нотный материал, наглядные пособия по разделам программы (плакаты, картинки, таблицы, раздаточный материал);
- методические пособия;
- аудиозаписи.
Список литературы
Список литературы для педагога
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. М.: Феникс, .2007г.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. М.: Лань, 2007г.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004г.
- Иванова Н.Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун. М.: Феникс, 2005г.
- Пекерская Е.М. Вокальный букварь. М.: АРТ, 2006г.
- Романовак Л.В. Школа эстрадного пения. М.: Лань, 2007г.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
- Чехов М.А. О технике актера. М.: АРТ, 2006г.
- Т. Вахромеева Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.: Музыка, 2010 г.;
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: АРТ, 2006г.
- rockvocalist.html - Техника эстрадного вокала. Гигиена голоса;
- vocallessons.ru - Уроки вокальных упражнений;
- knyazhinskaya.ru - Упражнения для развития голоса.
- golos.ru - Техника речи и постановка голоса;
- mirrosta.ru - Психологические игры и упражнения для тренингов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"
Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...
Дополнительная общеобразовательная программа " Детское эстрадное сольное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет ознакомительный уровень. По программе проводятся занятий для учащихся 2-4 классов по индивидуальным занятиям эстрадноым пением....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
Обобщение опыта работы...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год....