Педагогическая идея «Школьная театральная студия».
опыты и эксперименты

Филимоненко Татьяна Акрамовна

Подростковый возраст – это время поисков себя.

 

В нашей школе работает театральная студия, она молодая, работает всего четвертый год, но для нашей школы-это удачный проект. Т.к, в студии с удовольствием занимаются дети, а все постановки получили одобрение не только среди обучающихся, но и педагогов. К сожалению, в связи с нынешними санитарно-эпидемиологическими условиями, работа немного тормозится и меняет форму, но до пандемии, мы с ребятами успели съездить даже на так называемые гастроли в соседний город.

 

 Скажу сразу, что я не знаю, как вам в вашей школе создать свой театр.

Но, если вас заинтересовал этот проект, движение в этом направлении начинается с ответа на вопрос - зачем, по-вашему, он вообще нужен в вашей школе?

Само по себе желание играть или возможность насытить культурную жизнь всех участников образовательного процесса может только приветствоваться, однако по степени трудоемкости, временным затратам, театр в школе мало с чем сопоставим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_studiya.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Школьная театральная студия».

Подростковый возраст – это время поисков себя.

В нашей школе работает театральная студия, она молодая, работает всего четвертый год, но для нашей школы-это удачный проект. Т.к, в студии с удовольствием занимаются дети, а все постановки получили одобрение не только среди обучающихся, но и педагогов. К сожалению, в связи с нынешними санитарно-эпидемиологическими условиями, работа немного тормозится и меняет форму, но до пандемии, мы с ребятами успели съездить даже на так называемые гастроли в соседний город.

 

 Скажу сразу, что я не знаю, как вам в вашей школе создать свой театр.

Но, если вас заинтересовал этот проект, движение в этом направлении начинается с ответа на вопрос - зачем, по-вашему, он вообще нужен в вашей школе?

Само по себе желание играть или возможность насытить культурную жизнь всех участников образовательного процесса может только приветствоваться, однако по степени трудоемкости, временным затратам, театр в школе мало с чем сопоставим.

 

Как мы все помним, театр начинается с вешалки, наш с детей! Потому что, они самые главные зачинатели! Потому что театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы, педагоги, умудренные опытом, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле, все в школе определяют дети и та действительность, которую формируют они. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности. Если найти ответ на вопрос - зачем это нужно тем детям, которых я втяну в эту колоссальную работу, то сразу же будет понятно, как ее начинать. И не стройте иллюзий о том, что вы их чему-то научите, от чего-то отвлечете или воспитаете в них нечто. Учиться, отвлекаться и образовываться с этой минуты придется вам. Это действительно так.

 

Любое дело начинается с единомышленников. Хорошо, если есть несколько взрослых, готовых собраться в команду. Желательно, чтобы эти люди были связаны как дружескими, так и профессиональными, в нашем случае - педагогическими интересами. Не менее важно, чтобы они не представляли собой собрание исключительно гуманитариев. Если среди тех, кто решил поддержать ваше начинание, есть учитель физкультуры, физик, математик, педагог по трудовому и профессиональному образованию, то, скорее всего, вас ждет успех. Если же таковых нет, то постарайтесь найти способ заинтересовать самых разных людей, работающих рядом с вами. В нашем случае, самый главный единомышленник-завуч по воспитательной работе.

 

 

 

  По структуре школьный театр не обязан и не должен копировать "взрослые театры". Совершенно очевидно, что его задача не профессионализация ребенка, не победы на конкурсах.  Дети не становятся профессиональными актерами. Следует помнить, что театр может не только раскрыть личность ребенка и рассказать ему о мире, но также способствует развитию индивидуальности. Участвуя в спектаклях, дети копируют, подражают, учатся быть другими, но в первую очередь они учатся быть собой.

Особую роль играет общение. Сейчас детям его очень не хватает, именно живого общения. Театр развивает коммуникабельность. Дети, которые обучаются актерскому мастерству, легко идут на контакт с людьми разных возрастов и без труда поддерживают разговор, так как им всегда есть, о чем рассказать. Кроме того, друзья по театральной студии – определенно не самая плохая компания для ребенка.

Театр помогает стать увереннее в себе, борется со страхами сцены, самовыражения, также помогает детям обрести свободу тела, силу голоса. Ребенок учится контролировать свое поведение и не теряться, если возникает форс-мажорная ситуация. Игра в спектаклях помогает выработать четкую дикцию и научиться правильно, красиво говорить. Это проверенное средство завоевать вес и популярность в обществе.

Театр мощно развивает фантазию, воображение, помогает мыслить аллегориями, образами. Искусство театра условно, образно и поэтому близко детям, известным выдумщикам и фантазерам. Детям, занимающимся в театральной студии, никогда не бывает скучно, ребенок проживает множество жизней и учится ставить себя на место другого человека. Играя, ребенок не только познает мир, он примеряет на себя различные роли и учится оценивать ситуацию с разных точек зрения.

И конечно, заучивание ролей развивает память. Исследования показали, что школьники и студенты, увлекающиеся театром, лучше учатся в школе и в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни.

 

 

 Ребенок, попав в положение актера, работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом, материалом и инструментом. Но еще он и организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий. 

 

  

 Одна из самых серьезных проблем школьного театра - это выбор репертуара. Как и из чего его выбирать, каждый коллектив решает сам. 

Чаще всего это не пьесы, и тогда нужно искать или создавать инсценировки. Очень часто репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о том круге чтения, который для них актуален сегодня. Возможно, следует переиначить известные произведения, "ходячие" сюжеты, сообразуясь с участниками вашего коллектива, учитывая их характеры, возможности, особенности и прочее.

 

  

  

Театр не демократичен. Ряд вопросов, безусловно, можно решить на общем собрании труппы, но не следует решать голосованием вопросы распределения ролей или хором давать режиссерские указания репетирующему актеру. Но в "недемократичности" театра сокрыта серьезная целесообразность. И как следствие, крайне трудно избежать обид при распределении обязанностей, ответственности и, конечно же, ролей. Потому что театр может предоставить человеку только то место, которое этот человек в состоянии занять.

 

 Есть несколько способов сгладить или совсем избежать конфликтов, связанных с данной проблемой. При подборе исполнителей и организаторов необходимо открыто объяснять причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте. Безусловно, делать это нужно тактично и максимально серьезно. Человеку необходимо, с одной стороны, понимать необходимость своей работы в общем деле, а с другой - видеть, как именно его личностные качества естественным образом соотносятся с выполняемыми функциями. Только в этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в иерархии театра и сделать его весомым в глазах коллектива и есть один из способов ухода от конфликта. Ясное понимание каждым всего процесса работы дает возможность создать равно уважительное отношение ко всем участникам спектакля, от исполнителя главной роли до рабочего сцены. Но есть и организационные приемы. К примеру, равное ко всем требование в вопросах дисциплины, участие в непрезентабельном труде по уборке, распределении организационных нагрузок, что также воспитывает организованность, дисциплину, чувство ответственности.

 

 Результат общих усилий - готовое представление, праздник или спектакль, концентрируют в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех... Все-все-все.

 Вы пришли в театр. И этот театр создали для Вас Мы. Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля, вам будут поименно представлены все участники – все. Потому что имя каждого участника должно быть объявлено публично, и пусть представление всех участников будет долгим. Пусть это не принято в профессиональных театрах, но здесь, в школе - это очень важно, потому что это имена тех, кто создал Ваш театр, в Вашей школе, нужный всем. Тем, кто пришел сегодня смотреть, а завтра выйдет на эту сцену, чтобы после с замиранием сердца услышать: "Сегодняшний спектакль нашего театра для вас подготовили и сыграли..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа кружка "Театральной студии" и презентация Театрально-литературного салона

Программа кружка «Театральная студия» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на поз...

Повышение качества воспитательной работы со школьниками в деятельности театральной студии

Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь нем...

Моя педагогическая идея «ШКОЛЬНЫЙ ДВОР МОЕЙ МЕЧТЫ»

laquo;Создать благоприятные экологические условия для учащихся, развивать чувства прекрасного, умения видеть и создавать красоту в окружающем нас мире »....

Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...

Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"

Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает испо...