Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения.

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в формировании целостного потенциала личности, где каждый исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.

Реализация программы «Театральная студия «Вдохновение»» оказывает помощь в освоении социальных норм, ролей и функций, позволяет учащимся развивать приобретенные знания и навыки, полученные при обучении, помогает самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.

Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop.obrazovaniya.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол от ________202_г. № __

УТВЕРЖДЕНА

Директор:                Т.В.Надеждина

Приказ от _____________ № ______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

  по театральному направлению

"Театральная студия "Вдохновение"

Срок реализации: 1 год

 Возраст детей 11-14 лет

Составитель программы:

Дубровская Наталья Валерьевна,

педагог дополнительного образования

п. Октябрьский,

2024/2025 уч. г.

                                                         

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

"Театральная студия "Вдохновение"

Сведения об авторе

ФИО: Дубровская Наталья Валерьевна

Место работы: МКОУ Октябрьская СОШ № 2, Мошковский район, Новосибирская область

Адрес образовательной организации: 633142, НСО, Мошковский район, п. Октябрьский, ул. Рассветная 10

Телефон служебный: 8 (383)349 34 06

Телефон мобильный:8-913- 468- 84 -51

Должность: учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

1. Учебный план дополнительного образования детей в МКОУ Октябрьская СОШ № 2

2. Положение о дополнительном образовании детей в МКОУ Октябрьская СОШ № 2

Материально-техническая база

– кабинет с естественной вентиляцией, освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам, оборудованный малой сценической площадкой;

– сцена зрительного зала для репетиций и выступлений с концертными программами,

- сценические костюмы, грим, декорации, реквизит,

- нотный и литературный материал,

- спортивное снаряжение (коврики, мячики, скакалки, палки)

- специальное оборудование: компьютер, микрофон, динамики, экран.

- методические разработки и дидактический материал.

Год разработки, редактирования

2024 год

Структура программы

1. Титульный лист.

Комплекс основных характеристик программы

2. Паспорт программы.

3. Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат).

4. Учебно-тематический план (учебный план).

5. Содержание программы.

Комплекс организационно-педагогических условий

6. Календарный учебный график.

7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

8. Список литературы.

Направленность

Художественная

Направление

Театральное

Возраст учащихся

11 – 14 лет

Срок реализации

1 год

Новизна

Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала.

Актуальность

Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения. 

Цель

Создание условий для раскрытия творческой индивидуальности и развития творческих способностей, обучающихся средствами театрального искусства.

Ожидаемые результаты

- умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;

- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточить внимание, эиоциональную память, общаться со зрителем;

- владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

- использование практических навыков при работе над внешним обликом героя;

- повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

- создание спектаклей различной направленности, участие в них обучающихся в самом различном качестве.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

Фронтальные (12 – 15 человек), групповые, при необходимости – индивидуальные.

Режим занятий

4 часа в неделю

Формы подведения итогов реализации

Отчетный концерт, участие в  смотрах театральных коллективов.

Пояснительная записка.

  • Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
  • Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.
  • Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

Актуальность: программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения.

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в формировании целостного потенциала личности, где каждый исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.

Реализация программы «Театральная студия «Вдохновение»» оказывает помощь в освоении социальных норм, ролей и функций, позволяет учащимся развивать приобретенные знания и навыки, полученные при обучении, помогает самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.

Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

  • Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:

Цель: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности и развития творческих способностей, обучающихся средствами театрального искусства, воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

Метапредметные:

· развитие умений и навыков уверенного поведения при публичных выступлениях;

· развитие актёрских способностей – умение взаимодействовать с публикой и партнёрами, создавать образ,

· развитие и формирование практических навыков использования средств артистической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка.

Предметные:

· развитие художественного вкуса и творческого воображения;

· развитие речевой культуры при помощи специальных упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

· развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого подростка;

· развитие коммуникативных компетенций, организаторских и лидерских способностей, эмпатии, способности к рефлексии.

Личностные:

· формирование культуры поведения и общения;

· формирование эстетических потребностей и ценностей;

· формирование исполнительской и зрительской культуры;

· формирование нравственных ценностей: целеустремленности, активности и коммуникабельности.

  • Адресат программы: программа рассчитана на школьников 11 – 14 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
  • Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Объем программы – 144 часа. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся  4 часа в неделю.

  • Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:

Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 45 мин.) с перерывом в 15 минут.

Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности: 

Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАЕТ:

  1. Что такое театр.
  2. Чем отличается театр от других видов искусств.
  3. С чего зародился театр.
  4. Какие виды театров существуют.
  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
  6. Что такое выразительные средства.
  7. Фрагмент как составная часть сюжета.
  8. Действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.
  2. Об оформлении сцены.
  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
  4. О рождении сюжета произведения.
  5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
  6. О сверхзадаче и морали в произведении.

УМЕЕТ:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
  2. Образно мыслить.
  3. Концентрировать внимание.
  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
  5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
  6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
  7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
  8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).
  2. Элементарного актёрского мастерства.
  3. Образного восприятия окружающего мира.
  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
  5. Коллективного творчества.
  6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
  7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
  8. Анализировать последовательность поступков.
  9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Предметные:

        В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

· различать произведения по жанру;

· читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;

· освоить базовые навыки актёрского мастерства и сценической речи;

· использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

· ориентироваться в сценическом пространстве;

· взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;

· произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

 

Личностные:

        У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

· умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;

· приобретут навыки нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;

· стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.

 

Метапредметные:

        В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

· правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

· представления о театральных профессиях;

· правила проведения рефлексии;

· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.

 

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. 

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;
  • дипломы за актерское мастерство;
  • творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1.

Вводное занятие. Театр и жизнь.

2

2

1.1

Что дает театральное искусство в формировании личности.

2

2

Фронтальная (групповая)

Собеседование

Входная диагностика

2.

Тренинг (развитие психофизического и дыхательного аппаратов)

20

3

16

1

2.1

Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия

6

1

4

1

Фронтальная (групповая)

наблюдение

2.2

Развитие творческого восприятия

6

1

5

Фронтальная (групповая)

наблюдение

2.3

Развитие артистической смелости и элементов характерности

8

1

7

Фронтальная (групповая)

наблюдение

3.

Сценическое действие (этюды на сценическое движение) - 25 часов

25

3

22

3.1

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств

9

1

8

Фронтальная (групповая)

наблюдение

3.2

Сценические этюды:

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

10

1

9

Фронтальная (групповая)

наблюдение

3.3

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене»

6

1

5

Фронтальная (групповая)

наблюдение

4.

Работа над ролью, создание образа героя.

Работа актера над образом.

36

6

28

2

4.1

Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

8

2

4

2

Фронтальная (групповая)

наблюдение

4.2

Этюдные фантазии

8

2

6

Фронтальная (групповая)

наблюдение

4.3

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

8

2

6

Фронтальная (групповая)

наблюдение

4.4

Творческая работа.

12

10

Фронтальная (групповая)

Анализ творческого задания

5.

Техника сценической речи. Словесные игры.

35

1

34

5.1

Дикция, артикуляция. Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

20

1

19

Фронтальная (групповая)

Наблюдение Самостоятельная работа

5.2

Выразительное чтение. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

15

15

Фронтальная (групповая)

Наблюдение Самостоятельная работа

6.

Освоение творческой этики, коллективной работы и творческой дисциплины.

24

4

20

6.1

Овладение техникой сценического общения партнеров,

совокупность всех элементов общения.

2

2

Фронтальная (групповая)

Беседа, обсуждение

6.2

Внутренние чувства, мысли;

Объект общения (партнер, мысль)

4

4

Фронтальная (групповая)

Наблюдение

6.3

Средства, приемы общения – жест, движение, голос.

4

4

Фронтальная (групповая)

Наблюдение

6.4

Форма общения – приспособление;

Непрерывность общения.

4

4

Фронтальная (групповая)

Наблюдение, диагностика

7.

Заключительное занятие. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

2

2

творческий капустник

Творческий отчет

Итого часов

144

Содержание изучаемого материала.

Вводное занятие. Театр и жизнь. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Тренинг (развитие психофизического и дыхательного аппаратов) направлен на развитие творческого потенциала личности посредством психофизических упражнений. Предполагает  тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия, развитие творческого восприятия, развитие артистической смелости и элементов характерности, на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи: 

образовательные:

·        познакомить с  основными теоретическими понятиями  по теме «Актерский тренинг» и их значением  в практической работе,

развивающие:

развивать способности к импровизации;

·        формировать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;

·        раскрыть пластические возможности тела,;

·        развивать умения взаимодействовать с партнёром;

         воспитательные:

·        воспитание личности через художественное воспитание театром. Театр как игра для всех.

·        воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Ожидаемый результат:   научить творчески мыслить и не бояться выражать свои чувства и мысли, применять творческий подход к театральному делу. избавить воспитанников от комплексов.

Сценическое действие (этюды на сценическое движение)

Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств, – но и имеет большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера - и как личности. Именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, наблюдательность, фантазию, воображение, а в будущем, работа над ролью и творение собственной импровизации для личностного полноценного развития ребенка.

Ожидаемый результат:  

1.Организованность, способность взаимодействовать с партнерами.

2.Различные стороны зрительного восприятия и зрительную память.

 3.Мышечно-двигательное восприятие и мышечную память.

4.Способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных занятий.

Работа над ролью, создание образа героя, работа над образом нацелена на формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.

Задачи:

 раскрыть основные элементы актерской психотехники при работе над ролью, основные этапы создания роли;

 систематизировать упражнения и тренинги, позволяющие применить теоретические знания на практике;

 рассмотреть духовно-нравственную составляющую роли как важнейший элемент воздействия на зрителя и как средство воспитания артиста.

Состоит из четырёх больших периодов:

  1. Познавание. Это подготовительный период, который начинается с первого знакомства с ролью. Актёр должен представить и составить картину образа своего героя: его внутренний мир, увидеть то, выделить самое важное, типичное для его характера.
  1. Период переживания. Это созидательный период, основанный на законах духовной и физической природы человека, на подлинных чувствах и красоте. Средством возбуждения является творческая задача.
  1. Период воплощения. Именно благодаря поиску индивидуальных черт внешности и внутреннего мира героя «рождается» характерность образа.
  1. Период воздействия. Живя на сцене, актёр чувствами своей роли и убедительностью сильно воздействует на зрителя.

Техника сценической речи. Словесные игры.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Освоение творческой этики, коллективной работы и творческой дисциплины.

 Освоение творческой этики способствует созданию единого этического пространства в коллективе. Направлено на  формирование у обучающихся навыков коллективной работы и творческой дисциплины.

В процессе освоения творческой этики у обучающихся развиваются следующие навыки:

  1. Формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым.
  1. Формирование навыка творческой мобилизации.
  1. Формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел.
  1. Осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя как необходимой части коллектива.
  1. Формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения.
  1. Воспитание культуры восприятия замечаний участников коллектива и суждения о работе других.
  1. Формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы.

I. «Методическое сопровождение программы»

  • Методические материалы:
  • пособия (см. Список литературы),
  • справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
  • дидактический материал (сценарный отдел).

  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

  • Условия достижения наилучшего результата:

Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

  • Условия реализации программы:
  • Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
  • Актовый зал (импровизированная сцена);
  • Видеоматериалы, аудиоматериалы.

  • Методические разработки по темам программы (см. Приложение).
  • План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

  • Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий 

II. «Диагностические материалы»

  • Формы аттестации/контроля:
  • собеседование, беседа;
  • игровые задания для определение уровня практических умений и теоретических знаний;
  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
  • презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.

  • Оценочные материалы:

 - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см. Приложение.

III. «Дидактические материалы»:

  • тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
  • материалы диагностических и обучающих игр;
  • видеопрезентации, электронные презентации.

См. Приложение.

Список литературы.

  • Основной:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2015г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2015г.
  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2019г.
  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2015г.
  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2019г.
  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2019г.
  10.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2013г.
  • Дополнительный:
  1. http://dramateshka.ru/
  2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Театральные подмостки"

22019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Данная программа имеет особую актуальность в 2018-2019 учебном году, рассчитана на 2 года обучения, предполагает знакомство с оновами театра, по...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»

Программа «Мир театральных кукол» позволяет детям раскрыть свои творческие способности, через создание куклы, развить воображение «расстраивая» вокруг созданной куклы сказочный...