Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по театральному направлению "Театральная студия "Вдохновение"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в формировании целостного потенциала личности, где каждый исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.
Реализация программы «Театральная студия «Вдохновение»» оказывает помощь в освоении социальных норм, ролей и функций, позволяет учащимся развивать приобретенные знания и навыки, полученные при обучении, помогает самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.
Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop.obrazovaniya.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол от ________202_г. № __ | УТВЕРЖДЕНА Директор: Т.В.Надеждина Приказ от _____________ № ______ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественно-эстетической направленности
по театральному направлению
"Театральная студия "Вдохновение"
Срок реализации: 1 год
Возраст детей 11-14 лет
Составитель программы:
Дубровская Наталья Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Октябрьский,
2024/2025 уч. г.
Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП | "Театральная студия "Вдохновение" |
Сведения об авторе | ФИО: Дубровская Наталья Валерьевна |
Место работы: МКОУ Октябрьская СОШ № 2, Мошковский район, Новосибирская область | |
Адрес образовательной организации: 633142, НСО, Мошковский район, п. Октябрьский, ул. Рассветная 10 | |
Телефон служебный: 8 (383)349 34 06 | |
Телефон мобильный:8-913- 468- 84 -51 | |
Должность: учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования | |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) | 1. Учебный план дополнительного образования детей в МКОУ Октябрьская СОШ № 2 2. Положение о дополнительном образовании детей в МКОУ Октябрьская СОШ № 2 |
Материально-техническая база | – кабинет с естественной вентиляцией, освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническим нормам, оборудованный малой сценической площадкой; – сцена зрительного зала для репетиций и выступлений с концертными программами, - сценические костюмы, грим, декорации, реквизит, - нотный и литературный материал, - спортивное снаряжение (коврики, мячики, скакалки, палки) - специальное оборудование: компьютер, микрофон, динамики, экран. - методические разработки и дидактический материал. |
Год разработки, редактирования | 2024 год |
Структура программы | 1. Титульный лист. Комплекс основных характеристик программы 2. Паспорт программы. 3. Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат). 4. Учебно-тематический план (учебный план). 5. Содержание программы. Комплекс организационно-педагогических условий 6. Календарный учебный график. 7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. 8. Список литературы. |
Направленность | Художественная |
Направление | Театральное |
Возраст учащихся | 11 – 14 лет |
Срок реализации | 1 год |
Новизна | Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала. |
Актуальность | Программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения. |
Цель | Создание условий для раскрытия творческой индивидуальности и развития творческих способностей, обучающихся средствами театрального искусства. |
Ожидаемые результаты | - умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства; - использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточить внимание, эиоциональную память, общаться со зрителем; - владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи; - использование практических навыков при работе над внешним обликом героя; - повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой; - создание спектаклей различной направленности, участие в них обучающихся в самом различном качестве. |
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) | Фронтальные (12 – 15 человек), групповые, при необходимости – индивидуальные. |
Режим занятий | 4 часа в неделю |
Формы подведения итогов реализации | Отчетный концерт, участие в смотрах театральных коллективов. |
Пояснительная записка.
- Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
- Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.
- Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"
Актуальность: программа ориентирована на формирование особого игрового пространства и сообщества актеров и зрителей, что является средой для самореализации и саморазвития личности. Базовый уровень предполагает использование специализированных предметных знаний, умений, компетенций, формирование навыков на уровне практического применения.
Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в формировании целостного потенциала личности, где каждый исполнитель учится вести себя в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами.
Реализация программы «Театральная студия «Вдохновение»» оказывает помощь в освоении социальных норм, ролей и функций, позволяет учащимся развивать приобретенные знания и навыки, полученные при обучении, помогает самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности.
Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
- Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цель: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности и развития творческих способностей, обучающихся средствами театрального искусства, воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Метапредметные:
· развитие умений и навыков уверенного поведения при публичных выступлениях;
· развитие актёрских способностей – умение взаимодействовать с публикой и партнёрами, создавать образ,
· развитие и формирование практических навыков использования средств артистической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка.
Предметные:
· развитие художественного вкуса и творческого воображения;
· развитие речевой культуры при помощи специальных упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
· развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого подростка;
· развитие коммуникативных компетенций, организаторских и лидерских способностей, эмпатии, способности к рефлексии.
Личностные:
· формирование культуры поведения и общения;
· формирование эстетических потребностей и ценностей;
· формирование исполнительской и зрительской культуры;
· формирование нравственных ценностей: целеустремленности, активности и коммуникабельности.
- Адресат программы: программа рассчитана на школьников 11 – 14 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.
- Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Объем программы – 144 часа. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся 4 часа в неделю.
- Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 45 мин.) с перерывом в 15 минут.
Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативности:
Требования к уровню подготовки учащихся
ЗНАЕТ:
- Что такое театр.
- Чем отличается театр от других видов искусств.
- С чего зародился театр.
- Какие виды театров существуют.
- Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
- Что такое выразительные средства.
- Фрагмент как составная часть сюжета.
- Действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
- Об элементарных технических средствах сцены.
- Об оформлении сцены.
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
- О рождении сюжета произведения.
- О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
- О сверхзадаче и морали в произведении.
УМЕЕТ:
- Направлять свою фантазию по заданному руслу.
- Образно мыслить.
- Концентрировать внимание.
- Ощущать себя в сценическом пространстве.
- Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
- Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
- Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
- Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
- Общения с партнером (одноклассниками).
- Элементарного актёрского мастерства.
- Образного восприятия окружающего мира.
- Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
- Коллективного творчества.
- Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
- Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
- Анализировать последовательность поступков.
- Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Предметные:
В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:
· различать произведения по жанру;
· читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
· освоить базовые навыки актёрского мастерства и сценической речи;
· использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
· ориентироваться в сценическом пространстве;
· взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
· произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
Личностные:
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
· умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
· приобретут навыки нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
· стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные:
В результате освоения программы обучающиеся будут знать:
· правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
· представления о театральных профессиях;
· правила проведения рефлексии;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
- благодарственные письма кружковцам и их родителям;
- дипломы за актерское мастерство;
- творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля | |||
все го | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации | ||||
1. | Вводное занятие. Театр и жизнь. | 2 | 2 | ||||
1.1 | Что дает театральное искусство в формировании личности. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | Собеседование Входная диагностика | ||
2. | Тренинг (развитие психофизического и дыхательного аппаратов) | 20 | 3 | 16 | 1 | ||
2.1 | Тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия | 6 | 1 | 4 | 1 | Фронтальная (групповая) | наблюдение |
2.2 | Развитие творческого восприятия | 6 | 1 | 5 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
2.3 | Развитие артистической смелости и элементов характерности | 8 | 1 | 7 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
3. | Сценическое действие (этюды на сценическое движение) - 25 часов | 25 | 3 | 22 | |||
3.1 | Сценические этюды: одиночные – на выполнение простого задания; на освоение предлагаемых обстоятельств | 9 | 1 | 8 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
3.2 | Сценические этюды: парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. | 10 | 1 | 9 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
3.3 | Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» | 6 | 1 | 5 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
4. | Работа над ролью, создание образа героя. Работа актера над образом. | 36 | 6 | 28 | 2 | ||
4.1 | Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). | 8 | 2 | 4 | 2 | Фронтальная (групповая) | наблюдение |
4.2 | Этюдные фантазии | 8 | 2 | 6 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
4.3 | «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. | 8 | 2 | 6 | Фронтальная (групповая) | наблюдение | |
4.4 | Творческая работа. | 12 | 10 | Фронтальная (групповая) | Анализ творческого задания | ||
5. | Техника сценической речи. Словесные игры. | 35 | 1 | 34 | |||
5.1 | Дикция, артикуляция. Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). | 20 | 1 | 19 | Фронтальная (групповая) | Наблюдение Самостоятельная работа | |
5.2 | Выразительное чтение. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). | 15 | 15 | Фронтальная (групповая) | Наблюдение Самостоятельная работа | ||
6. | Освоение творческой этики, коллективной работы и творческой дисциплины. | 24 | 4 | 20 | |||
6.1 | Овладение техникой сценического общения партнеров, совокупность всех элементов общения. | 2 | 2 | Фронтальная (групповая) | Беседа, обсуждение | ||
6.2 | Внутренние чувства, мысли; Объект общения (партнер, мысль) | 4 | 4 | Фронтальная (групповая) | Наблюдение | ||
6.3 | Средства, приемы общения – жест, движение, голос. | 4 | 4 | Фронтальная (групповая) | Наблюдение | ||
6.4 | Форма общения – приспособление; Непрерывность общения. | 4 | 4 | Фронтальная (групповая) | Наблюдение, диагностика | ||
7. | Заключительное занятие. Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. | 2 | 2 | творческий капустник | Творческий отчет | ||
Итого часов | 144 |
Содержание изучаемого материала.
Вводное занятие. Театр и жизнь. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Тренинг (развитие психофизического и дыхательного аппаратов) направлен на развитие творческого потенциала личности посредством психофизических упражнений. Предполагает тренинг творческой психотехники актера: развитие навыков рабочего самочувствия, развитие творческого восприятия, развитие артистической смелости и элементов характерности, на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
образовательные:
· познакомить с основными теоретическими понятиями по теме «Актерский тренинг» и их значением в практической работе,
развивающие:
развивать способности к импровизации;
· формировать умения анализировать и синтезировать свои ощущения;
· раскрыть пластические возможности тела,;
· развивать умения взаимодействовать с партнёром;
воспитательные:
· воспитание личности через художественное воспитание театром. Театр как игра для всех.
· воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Ожидаемый результат: научить творчески мыслить и не бояться выражать свои чувства и мысли, применять творческий подход к театральному делу. избавить воспитанников от комплексов.
Сценическое действие (этюды на сценическое движение)
Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств, – но и имеет большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера - и как личности. Именно этюды развивают смелость, пластичность, выразительность движений, наблюдательность, фантазию, воображение, а в будущем, работа над ролью и творение собственной импровизации для личностного полноценного развития ребенка.
Ожидаемый результат:
1.Организованность, способность взаимодействовать с партнерами.
2.Различные стороны зрительного восприятия и зрительную память.
3.Мышечно-двигательное восприятие и мышечную память.
4.Способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных занятий.
Работа над ролью, создание образа героя, работа над образом нацелена на формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи:
− раскрыть основные элементы актерской психотехники при работе над ролью, основные этапы создания роли;
− систематизировать упражнения и тренинги, позволяющие применить теоретические знания на практике;
− рассмотреть духовно-нравственную составляющую роли как важнейший элемент воздействия на зрителя и как средство воспитания артиста.
Состоит из четырёх больших периодов:
- Познавание. Это подготовительный период, который начинается с первого знакомства с ролью. Актёр должен представить и составить картину образа своего героя: его внутренний мир, увидеть то, выделить самое важное, типичное для его характера.
- Период переживания. Это созидательный период, основанный на законах духовной и физической природы человека, на подлинных чувствах и красоте. Средством возбуждения является творческая задача.
- Период воплощения. Именно благодаря поиску индивидуальных черт внешности и внутреннего мира героя «рождается» характерность образа.
- Период воздействия. Живя на сцене, актёр чувствами своей роли и убедительностью сильно воздействует на зрителя.
Техника сценической речи. Словесные игры.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Освоение творческой этики, коллективной работы и творческой дисциплины.
Освоение творческой этики способствует созданию единого этического пространства в коллективе. Направлено на формирование у обучающихся навыков коллективной работы и творческой дисциплины.
В процессе освоения творческой этики у обучающихся развиваются следующие навыки:
- Формирование потребности самому придумать, показать, быть понятым.
- Формирование навыка творческой мобилизации.
- Формирование умения работать с другими, доносить до них свой замысел.
- Осознание зависимости всех от одного и одного от всех, осознание себя как необходимой части коллектива.
- Формирование первоначального навыка оценки своего и чужого исполнения.
- Воспитание культуры восприятия замечаний участников коллектива и суждения о работе других.
- Формирование бережного отношения и уважения к коллективу, его традициям.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.
Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы.
I. «Методическое сопровождение программы»
- Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
- дидактический материал (сценарный отдел).
- Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
- Условия реализации программы:
- Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
- Актовый зал (импровизированная сцена);
- Видеоматериалы, аудиоматериалы.
- Методические разработки по темам программы (см. Приложение).
- План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
- Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий
II. «Диагностические материалы»
- Формы аттестации/контроля:
- собеседование, беседа;
- игровые задания для определение уровня практических умений и теоретических знаний;
- отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
- презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
- Оценочные материалы:
- пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см. Приложение.
III. «Дидактические материалы»:
- тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
- материалы диагностических и обучающих игр;
- видеопрезентации, электронные презентации.
См. Приложение.
Список литературы.
- Основной:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
- Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2015г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
- Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2015г.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2019г.
- Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2015г.
- Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2019г.
- Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2019г.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2013г.
- Дополнительный:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по боксу, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по боксу (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функцио...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Театральные подмостки"
22019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра. Данная программа имеет особую актуальность в 2018-2019 учебном году, рассчитана на 2 года обучения, предполагает знакомство с оновами театра, по...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ»
Программа «Мир театральных кукол» позволяет детям раскрыть свои творческие способности, через создание куклы, развить воображение «расстраивая» вокруг созданной куклы сказочный...