Методические рекомендации по проведению ЕМ СПТ
методическая разработка

Пагбаева Билигма Цыренжаповна

Методические рекомендации

для педагогических работников по проведению информационно-разъяснительной  работы  с родителями  (законными представителями) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися  образовательных организаций для повышения активности участия в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Новый:Users:user:Desktop:Лого.jpg

Методические рекомендации

для педагогических работников по проведению информационно-разъяснительной  работы  с родителями  (законными представителями) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися  образовательных организаций для повышения активности участия в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах.

                                                            Улан-Удэ

                                                                 2021

                                                     

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………...3
  2. Нормативно правовое обеспечение мероприятий, направленных на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

2.1. Рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми документами………………………………………………………………..4

3. Организация информационно-разъяснительной работы с родителями  (законными представителями) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися  образовательных организаций для повышения активности участия в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах………………………………………………………………………………….5

3.1. Методические рекомендации по проведению родительского собрания   по вопросам СПТ……………………………………………………………………………5

3.2. Психологические рекомендации по построению мотивационной беседы с родителями в рамках работы по организации социально-психологического тестирования обучающихся…………………………………………………………...16

3. Приложения…………………………………………………………………………..20

     

Введение

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводятся во всех  образовательных организациях Российской Федерации в соответствии с Федеральным  законом от 07.06.2013 №120-ФЗ.  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Они включают:

  • социально-психологическое тестирование;
  • профилактический медицинский осмотр.

В соответствии с пунктом 2.7. Протокола Государственного антинаркотического комитета (далее ГАК) от 24 декабря 2018 г. № 39, органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования рекомендовано обеспечить проведение социально-психологического тестирования (далее СПТ) лиц обучающихся в образовательных организациях, с использованием единой методики (далее ЕМ СПТ).    

Рекомендованная ЕМ СПТ разработана группой авторов ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.

ЕМ СПТ   предназначена для:

1)  выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста;

2) оценки вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.

Методика является опросником и состоит из набора утверждений. При разработке стимульного материала были использованы компилированные и модифицированные вопросы диагностического инструментария Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, В.В. Бойко, С.Н. Ениколопова и Т.И. Медведевой, Н.С.Ефимова, О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, Р.Л. Кричевского, ДА. Леонтьева, ЭВ. Леус и А.Г. Соловьева, Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и СВ. Фирсовой, А.Ш. Тхостова и ЕИ. Рассказовой, БИ. Хасана и Ю.А. Тюменевой, Л.П. Цветковой и др.

Опыт проведения  СПТ по ЕМ свидетельствует о том, что высокие показатели охвата обучающихся профилактическими мероприятиями достигают те образовательные организации, в которых при проведении информационно-мотивационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) привлекается весь педагогический коллектив: родительские собрания проводятся классными руководителями, прошедшими обучающие семинары; в мотивационных тренингах для обучающихся, проводимых педагогами-психологами или социальными педагогами, участвуют активисты ученического самоуправления.

Специалистами Республиканского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разработаны методические рекомендации,   направленные  на предупреждение отказа от участия в  СПТ и формирование позитивного отношения к  процедуре проведения тестирования и медицинских осмотров.

2. Нормативно правовое обеспечение мероприятий, направленных на ранее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

2.1. Рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- Федеральный закон от 08.01.1998 №3-ФЗ. п.3 ст.54.4 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

            - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 07.06.2013 №120-ФЗ.    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

 - Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях";

   - Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования».

3. Организация информационно-разъяснительной работы     с родителями (законными представителями) обучающихся и мотивационной работы с обучающимися образовательных организаций для повышения активности участия в социально-психологическом тестировании и профилактических медицинских осмотрах.

3.1. Методические рекомендации по проведению родительского

собрания   по вопросам СПТ.

Участники: родители/законные представители обучающихся в возрасте от 13 лет, администрация и педагогический коллектив образовательной организации, специалисты в сфере профилактики.

Предварительная подготовка:

  • Формирование целевой установки, задач, разработка сценарного плана родительского собрания, привлечение специалистов в сфере профилактики социально-негативных явлений, в качестве консультантов, партнеров.
  • Создание Рабочей группы по подготовке родительского собрания, в состав которой могут быть введены: члены комиссии СПТ, утвержденной приказом образовательной организации (см. «Методические рекомендации по организации и проведению СПТ»), члены родительского комитета, специалисты в сфере профилактики социально-негативных явлений (инспектор ПДН, врач-нарколог, общественные деятели, представители религиозных конфессий и др.).
  • Подготовка   материалов для проведения родительского собрания:  форм добровольных информированных согласий для прохождения СПТ и профилактических медицинских осмотров для родителей и обучающихся (Приложение 1.),  памяток, анкет, опросников для родителей.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентаций, ватман, раздаточный материал (памятки, формы добровольных информированных согласий, анкеты, опросники для родителей), маркеры, ручки  и другие необходимые материалы.

Форма проведения: комбинированное родительское собрание с использованием разнообразных методов и приемов (краткие доклады, просмотр видеосюжетов, моделирование проблемных ситуаций, дискуссия, консультация, беседа и др.)

Цель родительского собрания: формирование у родительской общественности позитивного отношения к СПТ, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей.

Задачи:

  • информирование родителей по вопросам СПТ обучающихся в образовательных организациях;
  • формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, профилактики отклоняющегося поведения, в том числе связанного с употреблением психоактивных веществ, повышение грамотности родителей по профилактической антинаркотической тематике;
  • повышение информированности родителей в области профилактики аддиктивного поведения, а также содействие освоению способов обсуждения с детьми вопросов, связанных с профилактикой рискованного поведения;
  • усиление мотивационного воздействия, направленного на минимизацию отказов от тестирования, в том числе социальной значимости прохождения медицинских осмотров;
  • мотивирование родителей на профилактические меры в семье по профилактике употребления психоактивных веществ и своевременную психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка в ситуациях возникновения риска первых проб психоактивных веществ.

Важно!  Запрещается использовать технологии запугивания!

План проведения

                       Информационно-теоретическая часть:

1.  Вступительное слово директора образовательной организации.

2. Доклад заместителя директора, направленный на информирование о целях                                 и организации проведения СПТ.

3. Выступление социального педагога: «Итоги социально психологического тестирования предыдущего учебного года».

4. Выступление врача-нарколога: «Социальная значимость профилактических медицинских осмотров в рамках проведения тестирования».

5. Выступление педагога - психолога (классного руководителя): «Особенности подросткового возраста, как фактор риска развития зависимого поведения».

                        Практическая часть:

1. Обсуждение отношения родителей к проведению СПТ. Ответы на возникающие вопросы. Консультирование по теме собрания.

2. Знакомство с формами согласий   обучающихся, достигших возраста 15 лет, согласий родителей/законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет.

3. Сбор информированных согласий родителей/законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет.

4.  Проведение анкетирования родителей «Опросник для родителей».

                  Подведение итогов родительского собрания.

Примерное содержание проведения собрания (проект).

Информационно-теоретическая часть

1. Информация об актуальной ситуации в сфере распространения наркомании (для сведения и использования в докладе Руководителя ОО.)

Республика Бурятия продолжает оставаться одним из неблагополучных регионов Российской Федерации в сфере распространения наркомании, несмотря на снижение уровня наркопотребления в последние годы. Причинами распространения наркотиков специалисты называют транспортную доступность региона, миграционные потоки, наличие во многих муниципалитетах дикорастущей конопли, распространенность сайтов в сети Интернет, содержащих информацию о способах изготовления и приобретения наркотических средств, молодежная субкультура, пропагандирующая наркопотребление как элемент моды, отсутствие занятости в свободное время, вера в миф, что от наркотиков легко отказаться и так далее.

Согласно Протоколу заседания Антинаркотической комиссии Республики Бурятия (№ 54 от 12 марта 2021г.) кардинальных изменений в наркоситуации   в Республике Бурятия по итогам 2020 года, в сравнение с 2019 годом не наблюдается. 

Так, доля наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний в 2020 году составляет 6,6%, что чуть выше показателя 2019 года (6,2%).   «Кризисная» ситуация складывается, как и в 2019 году, в Джидинском, Селенгинском и Тарбагатайском районах.  Чуть лучше ситуация стала в Иволгинском, Мухоршибирском районах.

 Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений состояние составляет 43,2%.   Необходимо отметить, что возрастная градация этой «молодежи» по статданным - это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет включительно.

 Результаты социологического исследования, проведенного Автономной некоммерческой организацией «Социологическая служба «Эйдос» в  2020 году с целью оценки распространения употребления наркотиков в Республике Бурятия показали:

 - (опрошено 604 респондента)  

 - 84 (13,9%) - дали ответ «пробовал, но перестал употреблять»;

- 1 (0,2%)-  «не скажу»;

- 6 (1%)- «употребляю редко, от случая к случаю»;

-  513  (84,9%)- «не употребляли»

 По данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия общая заболеваемость наркоманий   в соотношении к 100 тысячам человек населения в республике  составляет 468,8человек,  

 «Тяжелая» ситуация наблюдается в Бичурском, Заиграевском, Иволгинском, Мухоршибирском, Прибайкальском, Селенгинском Тарбагатайском районах.

Несмотря на положительную тенденцию, наблюдаемую в Республике Бурятия в последние годы, проблема, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и других психотропных веществ, остается актуальной. Наркомания поменяла своё лицо. Молодёжь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так                 очевиден окружающим. Специалисты подчёркивают: болезнь молодеет, некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы.

Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, затратам на лечение и реабилитацию, физическим потерям, росту инвалидности, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям.

Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, не сформировалась зависимость.

 

              2. Информация о целях и процедуре организации проведения СПТ (для сведения и использования в докладе заместителя директора ОО)

  Образовательная организация обязана обеспечить раннее выявление незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся     через  социально-психологическое тестирование и  профилактические медицинские осмотры. Оба мероприятия взаимосвязаны и последовательны. Закон не запрещает обучающимся, получившим добровольное информированное согласие родителей, либо давших такое согласие самостоятельно, принять участие только в СПТ или только в профилактическом медицинском осмотре.

 Несмотря на то, что СПТ в образовательной среде   проводится ежегодно, у родительского сообщества   возникают множество вопросов, связанных с процедурой проведения СПТ.

СПТ проводится в образовательных организациях Республики Бурятия в

соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

1.Федеральный закон от 07.06.2013г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

2.Приказ Минпросвещения и науки РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Порядок проведения социально- психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

Социально-психологическое тестирование — это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. Данный вид тестирования не выявляет конкретных обучающихся, употребляющих наркотики.

 Основными задачами социально-психологического тестирования являются

-  выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью

их последующей психологической коррекции;

- организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ.

Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании (корректировки) профилактической работы как в образовательной организации, где учится ребенок, так и в муниципалитете и области в целом.

Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:

- принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

- принцип ненаказуемости: результаты социально- психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;

- принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу;

- принцип конфиденциальности: результаты социально- психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия.

В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами СПТ проводится конфиденциально и не предполагает представления персональной информации о его результатах, в какие-либо органы и ведомства.

В целях соблюдения данного принципа, а также повышения лояльности к участию в СПТ, мотивирование обучающихся на самоисследование, соблюдается ряд условий:

- кодирование персональных данных в ОО при организации и проведении СПТ (диагностических процедур);

- каждый респондент, принимающий участие в тестировании, имеет индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных;

- список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за проведение СПТ в соответствии с законом «О персональных данных»;

- контроль со стороны администрации ОО по работе с конфиденциальной информацией.

На этапе ознакомления с процедурой проведения важно расставить акценты для родителей:

- безусловно, мы тестируем обучающихся, но они сами оценивают социально- психологические условия, способствующие вовлечению их в зависимое поведение.

- результаты СПТ используются для индивидуальной работы с несовершеннолетним.  

- в рамках СПТ введен режим конфиденци альности.

Информация об особенностях подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения

(материалы для педагога – психолога).

  Возраст несовершеннолетних, участвующих в СПТ описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертатный, отрочество, негативная фаза возраста полового созревания.  Разные названия отражают разные стороны происходящих и жизни подростка перемен.

Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Подросток становится скрытным, родители не знают, что его интересует.

Теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше, при этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения, возникают новые интересы, в основном эротического характера. В какой-то момент кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества». Вот здесь на этом этапе ребенок легко может попасть в компанию сомнительного характера.

Постепенно у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается основные. Вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком. Если присутствует интерес к наркотику, то он закрепляется.

Половое созревание является знаковым моментом для подросткового возраста. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в возмужании организма, увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

Личностные особенности подросткового возраста:

1. Формирование «Мы» - концепции, которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.

2. Формирование референтных групп в подростковом возрасте является обычным явлением. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными.  

3. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

4. Типичная черта подростковой группы — высокая конформность.

 К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено.

5. Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости через эмансипацию от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. Дети 10-12 лет еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Ребенок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. В самом же главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов.

6. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

7. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

8. Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.

9. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Многие 14-летние подростки временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

10. Появляются вновь школьные фобии, с преобладанием социальных фобий. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. Порой именно наркотики снимают напряжение.

11. Базовая потребность возраста — понимание.

Знания возрастных особенностей и факторов формирования зависимости в подростковом возрасте помогут родителям понять, что социально- психологическое тестирование подростков – наиболее действенный способ выявления риска вовлечения подростков в употребление ПАВ.

Многие родители не учитывают тот факт, что не всегда знают, с кем общается их ребенок и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку найти адекватный выход из проблемной ситуации с наименьшими потерями.

 Практическая часть.

   Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Правильное проведение разъяснительной работы поможет   исключить некоторые сомнения в необходимости проведения процедуры тестирования.  

При проведении СПТ информированное добровольное согласие родителя или несовершеннолетнего старше 15 лет, подтверждает о наличии у них знаний о целях, задачах, принципах, порядке, этапах проведения тестирования, используемых тестах (опросниках), интерпретации ответов, а также обеспечение безопасности обучающихся и защите их прав.

 Подведение итогов родительского собрания.

                    Возможные вопросы-ответы.

Не будет ли СПТ провоцировать интерес ребенка к наркотикам?

Вопросы анкет не содержат информацию о наркотических средствах и психотропных веществах. За безопасность вопросов в анкетах несут ответственность организаторы СПТ, а также руководители образовательных организаций (п. 15.1 пункта 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?

Родителям должно быть гарантировано, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

 Могут ли родители присутствовать во время проведения СПТ?

 В соответствии с п. 10.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" при проведении тестирования допускается присутствие родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании в качестве наблюдателей.

Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?

Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве посредством принятия дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не должны содержать   компонента наказания. Гарантом этого является принцип анонимности проведения СПТ. В случае выявления признаков наркопотребления в ходе профилактических медицинских осмотров главными принципами являются неразглашение и конфиденциальность, закрепленные на законодательном уровне.

Какая польза для родителя, от участия в тестировании моего ребенка?

По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы (это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального поведения, наркотизации), тем самым создается безопасная среда для вашего ребенка. В случае, если ребенок имеет опыт наркопотребления, но еще не является зависимым, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра. Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, является эффективной, так как в работу будет включен родитель.

Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г.№3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования, утвержденным приказом  Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59  тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчинённости).

Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты СПТ используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде.

Ведущему родительского собрания надо быть готовым к тому, что у родителей возникнут другие вопросы по процедуре проведения СПТ и ПМО. Для качественного проведения данного этапа собрания, необходимо присутствие не только администрации и педагогов образовательной организации (социального педагога, педагога-психолога), но и специалистов других ведомств (врач нарколог, инспектор ПДН и др.).

  Родителей также необходимо ознакомить с   официальными сайтами в сети Интернет для получения дополнительной информации.

- https://rco03.ru/ Региональный оператор тестирования ГБОУ РЦО   - раздел «Социально-психологическое тестирование» (  включает в себя описание  процедуры проведения СПТ, а также методические материалы для педагогов, родителей, обучающихся.)

- http://fcprc.ru  «Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» (раздел специализированные страницы) там же открыта «Горячая линия» по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся;

 - Сайт образовательной организации: (укажите электронный адрес своего сайта). В рамках информационно - пропагандистских мероприятий образовательным организациям необходимо создать на своих официальных сайтах радел «Социально-психологическое тестирование», который включает в себя новостную ленту по реализации этапов (подготовительного, аналитического, заключительного), консультационные, информационные материалы для родителей, обучающихся, тематический форум по обсуждению вопросов и трудностей, возникающих на этапах СПТ.

    Знакомство с формами согласий обучающихся достигших возраста 15 лет, а также согласий для родителей/ законных представителей, обучающихся в возрасте от 13 лет.

Сбор информированных согласий (Приложение 1.). Определение путем голосования наблюдателей СПТ среди числа родителей (законных представителей) от каждого класса. Распространение памятки для родителей.

Данный этап собрания рекомендовано провести по классам после общешкольного родительского собрания.

По итогам общешкольного родительского собрания необходимо оформить протокол родительского собрания в соответствии с утвержденной формой образовательной организации.

3.2.Психологические рекомендации по построению мотивационной беседы с родителями в рамках работы по организации социально- психологического тестирования учащихся

Что такое мотивационная беседа?

Мотивационная беседа – это особым образом организованное общение, в котором участвует специалист и слушатель (группа слушателей) и целью которого оказывается формирование мотива у собеседника.

Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной слушателем информации, а тем, как изменилось отношение собеседника к той или иной активности.

Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:

- важно не только, что говорится, но и как это говорится;

- важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации;

нет универсальных, и на 100% эффективных мотивационных технологий, так как человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает индивидуальными личностными характеристиками, имеет собственный опыт и свободу выбора;

- информированный отказ собеседника нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста.

Разберемся, что и как следует говорить родителям во время мотивационной беседы, в рамках организации работы по СПТ обучающихся по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Обратите внимание на эту сложную формулировку, непонимание ее смысла очень часто является камнем преткновения во взаимодействии специалистов и родительской общественности.

Структура мотивационной беседы

  1. Общее информирование

Обратите внимание: информирование должно быть кратким. Избыток информации без запроса (он еще не сформирован!) на ее получение вызывает скуку и раздражение.

Рекомендуемая длительность информационной части – 5-7 минут. Старайтесь обратить внимание родителей на универсальность, легитимность конфиденциальность процедуры тестирования:

Универсальность: является мерой в ряду психопрофилактических мер, необходимых для эффективного противостояния наркоугрозе.

 Легитимность: проводится на основании законодательства РФ.

Добровольность: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;

Ненаказуемость: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;

Конфиденциальность: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия

  1. Мотивационное информирование

В данной части беседы мы стремимся раскрыть актуальность данной психопрофилактической меры. Безусловно, специалисту здесь надо упомянуть о масштабах наркоугрозы и об уязвимости подросткового сообщества по отношению к ней, а также, собственно, о психопрофилактическом смысле тестирования.

Основные рекомендации по данному блоку:

- говоря о наркоугрозе, приводите живые, личностно значимые и эмоционально заряженные примеры;

- наркомания – это не статистика, это судьбы людей. Рекламу курительных смесей (спайсов) сегодня можно встретить на остановках общественного транспорта, на спортплощадках и даже на стенах школ.  

- постарайтесь самостоятельно разобраться в смысле и целях СПТ.

  1. Децентрация и работа со страхами

Это наиболее важная и ответственная часть мотивационной беседы. Если вы видите, что удерживаете внимание и расположение аудитории, то можете пойти на риск прямого обращения, инициировав диалог, целью которого будет выражение страхов и сомнений родителей.

Если такого контакта с аудиторией нет, то вашей задачей станет децентрация, временное смещение в позицию слушателя, выступление как бы от его лица, с целью обозначения основных причин его возможного сопротивления.

В нашем случае таких страхов, как правило, два:

- утечка информации;

- негативное влияние результатов тестирования на дальнейшую судьбу ребенка (стигматизация, отчисление, преследование правоохранительных органов, группировок наркоторговцев и т.д.)

Поэтому необходимо вновь заострить внимание на конфиденциальности результатов СПТ. Кроме того, важно понимать, что оба страха связаны с неверным пониманием сути и целей СПТ. Задачей специалиста в этом случае будет грамотно

раскрыть их. Итак, выше мы приводили формулировку: «социально-психологическое тестирование обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ». Что это значит?

Во-первых, итогом социально-психологического тестирования не может стать «диагноз»! Например, «наркомания».

Во-вторых, в рамках тестирования НЕ выявляется даже «с какой вероятностью тот или иной тестируемый станет наркоманом или алкоголиком» но лишь насколько личность тестируемого подвержена тем или иным специфическим рискам.

Верное понимание первых двух пунктов приводит нас к однозначному выводу, обучающийся не может быть скомпрометирован результатами тестирования, даже в случае утечки информации. Участие в СПТ НИКОГДА не будет основанием, например, для постановки на учет.

И, наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов»?

В первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с обучающимися наиболее эффективной.

Результаты социально-психологического тестирования:

- могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;

- позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитие у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности; обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.

В заключение мотивационной беседы с обучающимися, их родителями (законными представителями) следует акцентировать внимание на практическом значении профилактического мероприятия, на том, что социально- психологическое тестирование - это лишь первый этап выявления затруднений, который может выполнять функцию старта работы над собой. После этого при благоприятном развитии ситуации должен следовать этап мобилизации социально-психологических ресурсов, который включает:

- формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

- развитие стрессоустойчивости и навыков совладения со стрессом: принятия решений, обращения за социальной поддержкой, избегания опасных ситуаций; развитие навыков само регуляции и самоорганизации личности; содействие осознания обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

- формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей.

Во избежание страхов и в целях обеспечения психологической безопасности процедуры социально-психологического тестирования в заключении информационно-мотивационной беседы полезно повторно подчеркивать принципы социально-психологического тестирования: добровольность, конфиденциальность, ненаказуемость, оказание помощи.                                                         


                                                                 Приложение 1.

                                                                                                                                      Руководителю

(наименование образовательной организации) адрес:

                                                                                              От__________________________________________________ 

                                                                                                            (Ф.И.О. родителя, законного представителя)

                                                                                                                               (Ф.И.О. обучающегося)

домашний адрес: _        , контактный телефон:                  

Добровольное информирование согласие родителя (законного представителя) обучающегося, не достигшего возраста 15 лет на участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

   

 Я,        (ФИО полностью), являюсь родителем (законным представителем)                (Ф.И.О. обучающегося)

«_ »                  года рождения, проживающее  по адресу:

  ___________________________________________________________________________________________________  

(указывается фактический адрес проживания обучающегося),

даю свое добровольное согласие на участие моего ребенка в социально-психологическом тестировании в 202_– 202 учебном году.

О целях, процедуре и последствиях социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в известность поставлен(а).

Мне даны полные и всесторонние разъяснения о порядке проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, а также о порядке проведения профилактического медицинского осмотра.

Я информирован(а) о месте, условиях проведения социально-психологического тестирования и его продолжительности.

О конфиденциальности проведения тестирования осведомлен(а), с Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденного Приказом  Минпросвещения России от 20 февраля 2020 г. № 59  . ознакомлен(а).

Разрешаю предоставлять информацию о моем ребенке, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, класс в поименных списках для передачи обобщенных результатов социально-психологического тестирования в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

         _/                / Подпись        Расшифровка                               Дата

Приложение 2.

Руководителю  

_____________________________________________                                                                                                                        (наименование образовательной организации)

                                                                                                                 адрес:_______________________________________

от         

(Ф.И.О. бучающегося)

 класс (группа): _                ,

контактный телефон:        _        ,

Добровольное информирование согласие

обучающегося, достигшего возраста 15 лет на участие в социально-психологическом тестировании,

направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ

Я,                    (ФИО        обучающегося        полностью),

«_   »                          года        рождения, проживаю по адресу_____________________

(указывается фактический адрес проживания обучающегося), даю свое добровольное согласие на участие в социально- психологическом тестировании в 202 - 202 учебном году.

О целях, процедуре и последствиях социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в известность поставлен(а).

Мне даны полные и всесторонние разъяснения о порядке проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, а также о порядке проведения профилактического медицинского осмотра.

Я информирован(а) о месте, условиях проведения социально-психологического тестирования и его продолжительности.

О конфиденциальности проведения тестирования осведомлен(а), с Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 20.02.2020 N 59 ознакомлен(а).

Разрешаю предоставлять информацию о себе, а именно: фамилию, имя, отчество, дату рождения, класс (группу) в поименных списках для передачи обобщенных результатов социально-психологического тестирования в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

         _/                / Подпись                Расшифровка                  Дата

Приложение 3.

Памятка для родителей по вопросам социально- психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Бурятия

Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за настоящее и будущее своего ребенка.

Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, свое временно прояснять то, что Вас беспокоит.

Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.

Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.

Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Вместе с ребенком растет родительская тревога за будущее, все чаще возникает вопрос, что будет дальше...

Многих родителей тревожит рискованное поведение подростков, потребность в риске. Если разобраться, в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок никогда и не был изолирован от окружающих (детский сад, школа, кружки, двор и т.д.). Но ранее он не принимал так много самостоятельных решений, был ориентирован на поведение родителей, их одобрение или порицание. Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? Герой «Дома-2»? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но, он точно знает, что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное поведение в том числе.

Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

  • Первый - когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды, организация собственных социальных объединений, разделение своих чувств с друзьями, занятия спортом - с учетом безопасности, выбор занятий и заданий повышенной сложности в учебной деятельности, участие в кружках, научных клубах, в походах, квестах и др.)
  • Второй - поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. С каждым разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, они начинают выпивать больше алкоголя, пробовать разные наркотики, вести беспорядочную половую жизнь и т.д. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.

Вы раздраженно скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Так думают 99% родителей!

Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения. Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?

Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.

 

                                                  Приложение 4.

Опросник для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас оценить работу родительского собрания, внести рекомендации по повышению эффективности его проведения в будущем. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.

1. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась родительское собрание:  Довольны,  Частично довольны,  Недовольны (нужное подчеркнуть).

2. Какая информация, полученная на собрании, была для Вас наиболее полезной? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Устраивает ли Вас форма проведения родительского собрания? Чем она Вас заинтересовала? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________4. Какие позитивные возможности в тестировании для себя и своего ребенка

определили Вы? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

5. Что настораживает Вас в проведении тестирования? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В чем Вы видите возможности социально-психологического тестирования в организации профилактической работы?

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

7. Какие вопросы (темы) Вы предложили бы поднять на следующих мероприятиях? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

                                                  Приложение 5.

Примерный текст обращения к подросткам

(мотивирование на тестирование).


Уважаемые ребята!

Большинство людей, не пробовавших в своей жизни наркотиков, считают, что наркомания им точно не грозит. Также думали большинство наркоманов до первого приема наркотика. Коварство этой болезни состоит в том, что время ее наступления нельзя предугадать.

В качестве артефакта: даже однократное употребление может при вести к зависимости от наркотиков!

Многие люди думают, что знают, что заставляет людей принимать наркотики или алкоголь. Однако причин наркомании множество и у каждого, кто с этим связан, свои. Наркотик может восприниматься твоими сверстниками как средство преодоления проблем одиночества, нарушенной коммуникации, плохого самочувствия и т.д., что фактически создает иллюзию разрешения проблем в результате употребления психоактивного вещества. Зависимость от ПАВ означает зачастую, что молодой человек не нашел адекватного способа решения возникшей проблемы.

К сожалению, несмотря на актуальность проблемы наркомании, не все готовы принять участие в социально-психологическом тестировании. Зачастую это связано со страхами, ленью, непониманием, мифами. И все из-за отсутствия, а иногда искажения правдивой информации.

Что означает процедура по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в образовательных учреждениях? 

Ты знаешь, что по всей России в образовательных организациях проводится социально-психологическое тестирование.

С какой целью проводится СПТ обучающихся?

Каждый человек в жизни сталкивается с трудностями, рисками, но все их преодолевают по-разному. В условиях трудных жизненных ситуаций необходимо проявлять психологическую устойчивость. Научиться этому можно, если хорошо в себе разобраться.

Социально-психологическое тестирование выявит степень твоей психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях. И чем откровеннее будут твои ответы, тем точнее будет результат. Конфиденциальность личных данных гарантируется.

После обработки теста ты получишь общее представление о своей психологической устойчивости. Если тебя заинтересует более подробная информация о своем внутреннем мире, можно будет подойти к психологу образовательной организации, в которой ты обучаешься.

СПТ не выявляет обучающихся, употребляющих наркотики. Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза.

Обязательно ли участие в СПТ обучающихся?

  • Тестирование – дело добровольное. Тестирование обучающихся в возрасте до 15 лет проводится на основании информированного согласия родителей. Если 15 лет уже исполнилось, то молодой человек самостоятельно и добровольно решает, будет он проходить такое тестирование или нет.
  • Однако у каждого гражданина Российской Федерации наряду с правами существуют еще и обязанности, так, например, согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Это общепринятая социальная норма и требование закона.
  • Законы определяют твои права, обязанности и ответственность как гражданина Российской Федерации.
  • Зная свои права, ты знаешь свои законные требования, можешь настаивать на их соблюдении, обращаться за их защитой в суд.

-  Зная, за что ты можешь нести ответственность, ты можешь выбирать, быть ли законопослушным гражданином или понести наказание за противозаконные действия.

Если ты уверенная в себе личность, уважающая себя и других, осознающий ответственность за свое здоровье, тебе не безразлично кто тебя окружает, в какой школе ты хочешь учиться - твое решение будет в пользу СПТ.

Что такое конфиденциальность?

Конфиденциальность (от лат. Confidentia — доверие) — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации. Конфиденциальная информация — доверительная, не подлежащая огласке, секретная.

Конфиденциальность результатов тестирования означает, что они известны только самому трестирующемуся (после 15 лет). Результаты трестирующегося до 15 лет будут известны его родителям, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации и отвечает за конфиденциальность информации.

Конфиденциальность, в отличие от анонимности, позволяет предложить индивидуальную консультативную и психолого-педагогическую помощь.

Могут ли родители присутствовать вовремя проведения СПТ?

В соответствии российским законодательством при проведении тестирования допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании. Родители будут наблюдать, чтобы никто не нарушил твои права на анонимность или конфиденциальность, но они также не будут знать, что ты укажешь в своем тесте.

В каких образовательных организациях проходит СПТ?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998г.

№3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях", Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 № 239 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования"

 тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования. Таким образом, обучаясь дальше в школе, в техникуме или в вузе ты будешь спокойно относиться к участию в СПТ, так как будешь знать, что оно является важным элементом государственной политики по сохранению здоровья нации.

Имеется ли позитивный зарубежный опыт аналогичного применения тестирования?

На сегодняшний день значимый опыт успешного проведения тестирования в образовательных организациях накоплен в большинстве стран Европейского Союза, стран Восточной Европы и США.

- Так, например, в Чехии руководство школы может потребовать проведения тестирования на наркотики в оговоренных законом случаях.

- Правительство Литвы в 2002 году одобрило закон, по которому тестирование на наркотики проводится в рамках школьной диспансеризации или в особых случаях с согласия учащегося или его родителей.

- В Финляндии в 2000 году Национальный совет по образованию разработал меморандум по тестированию на наркотики, тестирование осуществляется только профессиональным медицинским работником, а в случае положительного результата учащийся должен направляться на лечение.

- В Великобритании Департамент образования разработал методическое пособие по наркотическим инициативам в школах, в том числе тестированию, которое признано допустимым в школах при согласии учащегося.

В ряде стран, например, в Бельгии, Венгрии и Ирландии тестирование на наркотики оставлено на усмотрение школьной администрации

P.S Современный мир — это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем и интересно, и сложно.

Жизнь полна неожиданностей, мы всегда выбираем, и чтобы наш выбор был свободным и осознанным, необходимо быть уверенным в нем. Понимание себя позволит избежать импульсивных, неконтролируемых решений, быть более подготовленным к возможным ситуациям риска

В этом году тебе предстоит сделать выбор:

ОТКАЗАТЬСЯ,

продемонстрировав свое равнодушие к проблеме

или

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ТЕСТИРОВАНИИ,

тем самым принять ответственное решение по отношению к себе, своим близким, своей школе, городу, стране

Приложение 6.

Материалы в помощь педагогу

 

Наркотическая зависимость

Современная ситуация с употреблением ПАВ.

Сегодня средний возраст знакомства детей с алкоголем составляет 12 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам по России составляет 14,5 лет. Сегодня 50% выпускников школ России имеют табачную зависимость.

Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких- либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование …).

Все зависимости можно разделить на две группы – нехимические и химические. Химические — это зависимости, вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения, веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания.

Особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться частью обменных процессов организма.

Все наркотики — это химические вещества.

В организме человека существуют специальные вещества – эндорфины. Они отвечают за торможение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках.

Кроме того, они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм вырабатывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события, таких веществ вырабатывается больше, когда печальные – меньше.

Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Прежде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие.

Попадая в организм, наркотик с током крови разносятся по всему организму. Проникая в нервную систему, он блокирует все болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувствует боли.

Боль – уникальная функция нервной системы, это сигнал опасности. Если что-то начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к разрушениям в клетках организма. В первую очередь, наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности – болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль.

Привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависимый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, просто общаться «на трезвую голову».

Когда наркоман лишается наркотика, возникает так называемый абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах. Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома — «ломка».

Мифы о наркотиках

МИФ 1. С первого раза не привыкают.

Формирование физической и психологической зависимости обусловлено видом психоактивного вещества и особенностями организма. Первую дозу обычно предлагают бесплатно: это не благотворительность, а верный расчет. Кроме того, наркотик — это яд. Даже одна первая доза может оказаться смертельной.

МИФ 2. Не все наркотики опасны.

Очень редко "карьера" наркомана начинается с тяжелых наркотиков. Большинство начинают с "травки", не считая ее опасной. Разные виды наркомании протекают по- разному. Общим для всех является финал.

МИФ 3. Наркоманами становятся безвольные люди. Я смогу себя контролировать.

Никто не собирается становиться наркоманом. Долгое время люди, употребляющие психоактивные вещества, остаются в уверенности, что они могут в любой момент бросить. Однако, бросить на самом деле удается единицам. Наркотик убивает даже самых сильных людей с богатырским здоровьем.

МИФ 4. Можно "расслабляться" иногда.

Контролируемый прием наркотиков возможен в течение непродолжительного времени. Постепенно психоактивное вещество, выстраиваясь в систему обмена веществ, становится необходимым для нормального функционирования организма - формируется зависимость.

МИФ 5. С помощью наркотиков можно избавиться от депрессии (неприятных переживаний).

Обычно негативные переживания являются показателем каких-либо проблем в жизни человека. Несчастье — это не болезнь, это нормальная противоположность счастья. Избавляясь от неприятных переживаний искусственным путем, мы лишаем себя возможности понять смысл этих переживаний, использовать их развивающий потенциал. Наркотик не помогает решать поставленные жизнью задачи, с его помощью можно научиться только избегать их.

МИФ 6. С помощью наркотиков можно расширить границы сознания.

Эйфория, обострение восприятия, галлюцинации при наркотическом опьянении, которые могут совместно давать ощущение расширения границ сознания, оказываются доступны только на начальном этапе наркотизации. Последующее употребление наркотических веществ уже не дает желаемого эффекта, а служит лишь для снятия абстинентного синдрома.

МИФ 7. В жизни надо попробовать все.

Часто оказывается, что наркотик — это последнее, что человек пробует в своей жизни. Жизнь наркомана не богата событиями: они, как правило, редко путешествуют, не устраиваются на новую работу, их круг общения ограничен наркоманской группой. Может быть лучше попробовать что-нибудь другое?

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями и обучающимися в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Составитель: Пагбаева Б.Ц., оператор проведения СПТ обучающихся образовательных организаций Республики  Бурятия, педагог-психолог  Республиканского центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Методическая рекомендация к проведению внеклассное мероприятие "Родительский дом - начало начал"

«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся ...

методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку

Развивающее и  проблемное  обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...

Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "

В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях Урока мужества, посвященного лауреатам Всероссийской общественногосударственной инициативы «Горячее сердце», в день проведения Торжественной церемонии награждения и чествования лау

В обращениях к педагогам и обучающимся руководство Министерствапросвещения Российской Федерации не раз обращало внимание на воспитаниепатриотизма и ответственной гражданской позиции. Воспитание на при...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практически х занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»

Методическая разработка«Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Автомоделирование»...