Использование QR - кода на уроках биологии
учебно-методическое пособие

Сафонова Анастасия Владимировна

Использзование QR- кода на уроках бологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности QR-кода как инструмента для развития активности на уроках биологии»

Сафонова Анастасия Владимировна,

учитель биологии МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»

Предлагаю вашему вниманию методический семинар на тему «Возможности QR-кода как инструмента для развития активности на уроках биологии».

В настоящее время взрослым и детям поступает большой поток информации, который мы не успеваем максимально эффективно воспринимать и усваивать. Современное общество сложно представить без различных гаджетов, в частности, мобильных устройств.  Мы привыкли думать, что телефоны на занятиях мешают детям и отвлекают их от учебного процесса. Некоторое время назад я задумалась: почему бы не использовать смартфоны для того, чтобы вовлечь обучающихся в учебную деятельность?

Задача учителя – научить ребенка ориентироваться в потоке данных, быстро находить нужную информацию, анализировать и применять ее. Педагогу необходимы методы и приемы, отвечающие запросам времени.

На сегодняшний день большую популярность у людей разных возрастов приобрел QR-код. Под QR-кодом (от англ. Quick Response ‒ быстрый ответ) понимают миниатюрный носитель данных, который хранит информацию. Эти данные кодируются и декодируются с помощью специальных программ в виде чёрно-белых или цветных квадратов.

Данный код отвечает современным требованиям к получению и распространению информации, делая этот процесс удобным, оперативным и интерактивным.

Применение QR-кода значительно расширяет спектр возможностей учителя в образовательном процессе. Поэтому их внедрение в образование – необходимый шаг в развитии современного информационного мира.

     Стараясь дать обучающимся как можно больше предметных знаний, педагоги зачастую большую часть учебного времени посвящают подбору учебной информации и учебных заданий. Поработав в школе несколько лет, я пришла к выводу, что лучше всего запоминается та информация, которую ученик добыл сам. QR-коды стимулируют поисковую активность ученика при изучении новой информации.

     Начав работу в классе с углубленным изучении биологии, три года назад, поставила перед собой следующую цель:

Активизировать учебную деятельности обучающихся посредством использования QR-кодирования.

    Достижение поставленной цели считаю возможным при реализации следующих задач: 

1. Изучить теоретические аспекты использования QR-кода;

2. Апробировать и внедрить прием QR-кодирования;

3.Проводить мониторинг результативности использования QR-кода на уроках биологии.

На этапе решения первой задачи прошло ознакомление с рядом информационных источников.

В настоящее время любой смартфон или планшет легко сможет распознать и расшифровать информацию из QR-кода. Специальная программа произведёт расшифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное содержимым кода.

QR-коды в образовательной деятельности можно использовать следующим образом:

  • создать QR-коды со ссылками на необходимые ученикам мультимедийные источники;
  • разместить QR-код, чтобы дополнить наглядные пособия кабинета интересной информацией;
  • зашифровать ответы на задания, а позже предложить ученикам проверить себя, считав код;
  • проводить мгновенные фронтальные опросы.

     С помощью онлайн-генератора в QR-код можно преобразовать:

  • ссылку на дополнительную текстовую информацию по теме;
  • ссылку на видео фрагмент;
  • расшифровку ответа на вопрос;
  • ссылку на аудиозапись;
  • ссылку на онлайн-викторину;
  • ссылку на интерактивное задание.

Решая вторую задачу, я, в первую очередь, обращала внимание на:

  1. Соответствие приема возрастным особенностям обучающихся;
  2. Доступность;
  3. Актуальность.

Чтобы сгенерировать QR-код, можно воспользоваться следующими ресурсами:

    Свидетельством решения второй задачи является апробация и внедрения QR-кодов на всех этапах урока. Проанализировав результаты апробации, я пришла к выводу, что QR-код можно применять на любом этапе урока.

    Представляю вашему вниманию варианты применения

QR -кода на этапах урока.

грустная - https://cloud.mail.ru/public/Gpx1/iWAQUaCX7

          довольная - https://cloud.mail.ru/public/7Fgj/vweLNnUup

Отмечу, что преимуществом использования QR-кода в современных условиях является возможность дистанционной работы с обучающимися в индивидуальной, парной и групповой форме.

В своей работе прием QR-кодирования я использую третий год Можно сказать, что QR-код совместно с образовательными платформами,  позволяет оптимизировать рабочее время на уроке.

Для решения третьей задачи ежегодно проводится мониторинг достижений обучающихся в конкурсах, викторинах, конференциях, олимпиадах по биологии. Рассматривается динамика результатов государственной итоговой аттестации по предмету биология.

Предметные результаты – динамика качества знаний и успеваемости по предмету за три года.

Еще один показатель – результаты единого государственного экзамена.

По результатам анализа данных среднестатистический балл по предмету биология составляет:

2018 год – 52,8;

2020 год - 54,4;

2021 год – 72,8.

Личностные результаты обучающихся

Всероссийская олимпиада школьников по предмету биология:

- 2018 год, муниципальный этап – 1 победитель, 5 призеров;

- 2020 год, муниципальный этап – 3 победителя, 1 призер.

-2021 год 1 победитель,1 призер

       Международная олимпиада по основам наук в Уральском федеральном округе:

Диплом высшей лиги 2 степени – Банашко Дарья, Кравченко Анастасия, обучающиеся 8 класса;

Диплом высшей лиги 3 степени – Кожокару Ангелина, обучающаяся 7 класса, Пермякова Елизавета, обучающаяся 10 класса.

Мне, как учителю, использование QR-кода на уроке позволяет:

1.Оптимизировать время работы

2. Развивать поисковую активность детей

3.Творчески подходить к планированию уроков, что сказывается на эффективности учебных занятий.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках биологии. Методические разработки по курсу "Биология"

В данном сборнике предложен ряд разработок уроков или фрагментов уроков с использованием межпредметных связей с экологией и психологией. На современном этапе развития образования формирование метапред...

Использование бар-кодов на уроках литературы

Вот уже более 20 лет я наблюдаю, как меняется время, как вырастает поколение за поколением. Вы спросите, изменилось ли что-нибудь  за эти годы? Да, конечно изменилось. Раньше у ребят не было сото...

Использование QR -кодов на уроке по теме "Свойства тригонометрических функций"

«Использование QR-кодов во внеурочной деятельности. Возможности применения qr-кодов в образовании»: Методическое пособие. Автор-составитель: В. М.  Воробьева, – М.: ГБОУ «ТемоЦентр»:"Наверняка вы...

Методическая разработка «Использование QR-кодов на уроках русского языка»

С помощью этих кодов вы можете давать ученикам текст и ссылки на интернет-ресурсы таком формате, который позволит школьникам использовать их собственные мобильные уройства. В виде QR-кода можно дать у...

Использование QR-кодов на уроках русского языка и литературы

QR-код позволяет быстро кодировать и считывать тексты, Интернет-ссылки, графические материалы и т.д. С помощью QR и личных девайсов учащихся с установленной программой считывания кодов, значительно об...

Использование QR-кодов на уроках русского языка

QR-код и дифференциация. Преимущества использования QR-кодов на уроке •контроль над информацией (учитель с помощью кодирования будет «предлагать» и «варьировать»...

Презентация на тему "Использование QR кода на уроках биологии"

Презентация, на тему "Использование QR кодов на уроках" (современные технологии)...