Влияние информационно – коммуникационных технологий на формирование общих компетенций обучающихся при изучении английского языка
статья
Материалы выступления на внутриколледжном конкурсе "Педагог года" Тюмень, 2013г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст концепции | 53.5 КБ |
презентация концепции | 479 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция
«Влияние информационно – коммуникационных технологий на формирование общих компетенций обучающихся
(ОК 5 - обучающийся использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 - обучающийся владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке)
при изучении английского языка»
Актуальность работы
Модернизация системы российского образования предусматривает развитие среднего профессионального образования в соответствии с новыми социально-экономическими условиями. Современный рынок труда требует от специалиста не только выполнения традиционных профессиональных обязанностей, но и овладение способностями адаптироваться к происходящим изменениям, самостоятельно принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, прогнозировать возможные последствия, быть мобильным, иметь знания в области маркетинга, менеджмента, обладать предпринимательскими умениями. Эти требования в полной мере относятся к выпускникам системы среднего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают формирование таких общих компетенций, как ОК 5 (обучающийся использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности) и ОК 10 (обучающийся владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке). Их формирование происходит практически на каждом учебном занятии. И большое влияние на этот процесс оказывают информационно – коммуникационные технологии (далее ИКТ).
В “Словаре методических терминов” (Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин) сказано, что информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
ИКТ – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ПК, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».
Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающегося при освоении иностранного языка. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей, уровня обученности, интересов студентов. Ведь современный обучающийся - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, он получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание обучающегося приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к развитию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.
Согласно классификации Войтко С.А., выделяют пять основных направлений использования ИКТ на уроках иностранного языка:
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ :
- формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
- расширение активного и пассивного словарей;
- приобретение культурологических знаний;
- формирование культуры общения;
- формирование элементов глобального мышления;
- формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
- формирование навыков работы в группе.
Актуальность темы обусловлена противоречием между необходимостью реализовывать требования ФГОС СПО в области английского языка (развитие компетенций обучающихся, в частности ОК 5 - использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 10 - владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке) средствами ИКТ и стартовым уровнем обученности в области английского языка и информационных технологий.
Объект исследования – общие компетенции ОК 5 и ОК 10.
Предмет исследования – каким образом влияют ИКТ на формирование обозначенных компетенций.
Гипотеза исследования. Систематическое использование ИКТ на уроках английского языка формирует такие общие компетенции обучающихся, как ОК 5 (обучающийся использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности) и ОК 10 (обучающийся владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке).
Соответственно, цель исследования - проанализировать влияние ИКТ на формирование ОК5 и ОК10улучшать качество обучения, обеспечивать гармоничное развитие личности, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. (основная цель модернизации образования)
Достижение цели планировалось через реализацию следующих задач:
- изучить виды ИКТ, которые можно применять при освоении английского языка,
- на основе изучения стандарта СПО специальности Судовождение, определить компетенции, подлежащие формированию,
- определить способы и технологии применения ИКТ для формирования ОК5 и ОК10,
- разработать и апробировать учебно – методические и дидактические материалы для уроков,
- формировать положительную мотивацию к изучению английского языка.
Методы исследования
1.Теоретические:
изучение нормативной документации и методической литературы,
разработка уроков теоретического обучения,
разработка учебно - методических и дидактических материалов;
2. Эмпирические:
- наблюдение на уроках теоретического обучения; непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей подростков,
- опрос;
- анализ результатов деятельности;
- творческое задание;
-оценивание.
Изучив стандарт специальности СПО «Судовождение», мы определили две, на наш взгляд, важные компетенции: ОК 5 - обучающийся использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК 10 - обучающийся владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке. Важность их заключается в том, что они являются составляющими системного мышления современного человека, живущего в огромном информационном пространстве. Эти компетенции формируются на протяжении всех курсов. Сначала в процессе общеобразовательной, а со 2 курса и профессиональной подготовки.
В лингафонном кабинете организована локальная сеть, через которую каждый обучающийся может иметь доступ к учебно – методическим и дидактическим материалам, а также установлены программы общеобразовательной подготовки «1С Образовательная коллекция» и профессиональной подготовки «СТОРМ Образовательные технологии на реке/море» (Standfrase), «Nord». При изучении английского языка активно используются
- модули фциор,
- аудиоматериалы,
- ресурсы сети интернет (электронный словарь ABBYY LINGVO, дающий возможность не только узнать значение и грамматические сведения о слове, но и прослушать его произношение в британском и американском варианте; переводчик http://translate.google.com.)
Обучающиеся пользуются этими ресурсами как на уроке, так и во внеурочное время по мере необходимости. Программа интернет - цензор контролирует их работу, не позволяя пользоваться ресурсами, не имеющими отношение к темам рабочей программы.
В прошлом году были созданы и отрецензированы методические материалы по дисциплине, помогающие организовать и упорядочить изучение английского языка. Это сборник лекций для очного и заочного отделений, методические рекомендации по выполнению практических и самостоятельных работ для обучающихся 1 курса (общеобразовательная подготовка). Материалы размещены в локальной сети и доступны каждому желающему.
Сравнительный анализ результатов деятельности обучающихся экспериментальной (СВ 12-1) и контрольной (СВ 12-2) групп показал, что уровень сформированности компетенций ОК 5 и ОК 10 в экспериментальной группе стал выше, чем в контрольной. В экспериментальной группе информационные технологии использовались систематически, а в контрольной – периодически. Наблюдения и опросы показали, что все дидактические и учебно - методические материалы реализуют коммуникативный и личностно – ориентированный подход в изучении английского языка. Систематичность их использования в учебном процессе влияет на эффективность формирования общих компетенций обучающихся ОК 5 и ОК 10.
Список литературы и информационных источников.
- Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Словарь методических терминов. - М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для специальности 180403 Судовождение.
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.
- Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Интернет – журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность рынок труда требует от будущего специалиста способности быстро адаптироваться к происходящим изменениям, ФГОС предусматривают формирование таких общих компетенций, как ОК 5 и ОК10
Информационные технологии – это « система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи» “Словарь методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин) Это средство , при помощи которого формируется системное сознание и восприятие мира. .
Объект – общие компетенции ОК 5 и ОК 10. Предмет – каким образом влияют ИКТ на формирование обозначенных компетенций . Гипотеза . Систематическое использование ИКТ на уроках английского языка формирует такие общие компетенции обучающихся, как ОК 5 (обучающийся использует информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности) и ОК 10 (обучающийся владеет письменной и устной коммуникацией на государственном и/или иностранном языке).
Цель исследования - проанализировать влияние ИКТ на формирование общих компетенций обучающихся (ОК5 и ОК10) при изучении английского языка. Задачи : 1) изучить виды ИКТ, которые можно применять при освоении английского языка, 2) на основе изучения стандарта СПО специальности 180403 «Судовождение», определить компетенции, подлежащие формированию, 3) определить способы и технологии применения ИКТ для формирования ОК5 и ОК10, 4) разработать и апробировать учебно – методические и дидактические материалы для уроков, 5) с помощью выбранных ИКТ формировать положительную мотивацию к изучению английского языка.
Методы исследования 1.Теоретические: - изучение нормативной документации и методической литературы, - разработка уроков теоретического обучения, - разработка учебно - методических и дидактических материалов; 2. Эмпирические: - наблюдение на уроках теоретического обучения; - непосредственные, непрерывные и открытые педагогические наблюдения, включающие изучение особенностей подростков; - опрос; - анализ результатов деятельности; - творческое задание; - оценивание.
Результаты работы: 1) учебно – методические материалы Сборник лекций. doc методические рекомендации по выполнению практических работ 1 курс..doc методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ 1 курс.doc 2) дидактические материалы аудиофайлы Лексика к тексту My hobby.wav,Текст My hobby .wav модули фциор порядковые числительные. oms дни недели. oms разработки уроков разработка урока Российский торговый флот.ink Используемое программное обеспечение «1С Образовательная коллекция», «СТОРМ Образовательные технологии на реке / море», « Nord » и интернет – ресурсы http://www.lingvo-online.ru/ru , http://translate.google.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.
Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Использование современных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка....
Описание опыта работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики»
В данной статье содержатся : Анализ исходного состояния деятельности учителя на основе выявления противоречий ...
Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования ключевых компетентностей при изучении математики
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»Джон Дьюи...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке для повышения эффективности обучения английскому языку
В данном проекте рассматриваются решения основных лингводидактических проблем обучения аспектам английского языка, формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности: аудирова...
"Использование интерактивных информационных технологий для формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка"
Выступление на V всероссийской научно-практической конференции "Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении"...
«Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка»
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры, поэтому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образоват...